Программа педагогического проекта «Лепка из глины»
методическая разработка (старшая группа)
Программа направлена на формирование у детей творческих способностей мелкой моторики руки, помогает усвоить основные технические приёмы лепки. Рекомендована для использования воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pedagogicheskogo_proekta_lepka_iz_gliny.docx | 47.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа педагогического проекта
«Лепка из глины»
Программа направлена на формирование у детей творческих способностей мелкой моторики руки, помогает усвоить основные технические приёмы лепки. Рекомендована для использования воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования и родителям.
- Программа рассчитана на дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет
- Автор программы: воспитатель – Незамаева Л.Н.
- Данная программа реализуется в МДОУ «Благоевский детский сад»
Содержание
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Перспективное планирование.
- Список литературы.
- Приложение.
Пояснительная записка
Вопрос развития творческих способностей дошкольников в теории и практике обучения был и всегда будет актуальным. Сегодня очень важно формировать готовность человека. Действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.
Основные педагогические условия развития творческого начала у дошкольников:
- целенаправленное обучение детей изобразительной деятельности, рассматривание подлинников искусства, иллюстраций с их изображением, беседы по ним; чтение специальной литературы;
- развитие творческих способностей комплексно, в различных видах детской деятельности;
- тесный контакт воспитателей и родителей в становлении и развитии ребенка в детском саду и дома;
- обогащение детей жизненными впечатлениями (наблюдения за объектами живой и неживой природы, знакомство с людьми творческих профессий ( художники, скульпторы и др…);
-посещение выставок, музеев, создания в группе уголка изодеятельности, знакомство с народно-прикладным искусством.
Одним из наиболее эффективных средств развития творческих способностей дошкольников является знакомство с народно-прикладным искусством русского народа. Народное творчество учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, формирует художественный вкус, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы, воспитывает чувство уважения к людям труда, чувство гордости к Родине, природе,
Лепка из глины предполагает однозначно элемент творчества. Поделки из природного материала удовлетворяют неуемную любознательность ребёнка. В этом труде есть новизна, творческое изыскание, возможность добиться более совершенных результатов.
В старшем дошкольном возрасте дети отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Лепка из глины - один из наиболее эмоциональных видов деятельности ребёнка.
Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Практически все дети любят лепить и используют для этого все подходящие материалы – от песка до теста.
А чем же полезна лепка из глины?
«Я леплю из пластилина,
пластилин нежней, чем глина…» -
поётся в одной детской песенке.
Это не совсем так. Глина - удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Это как раз тот материал, с которым дети могут легко справиться. Она лучше пластилина, потому что гораздо мягче, из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть. И дети в детском саду обязательно должны лепить из неё.
Глина позволяет развивать детскую фантазию. После лепки, изделия из глины хорошо просушиваются, и вот тогда раскрывается весь мир детского художественного творчества. Дети раскрашивают изделия яркими красками. Что невозможно сделать с изделиями из пластилина.
Лепка из глины - это конструктивная деятельность, здесь важно не столько слепить, сколько сообразить, как лепить.
При работе с глиной внимание детей направлено на пространственное видение предмета. Глина имеет характерную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувственность.
А как дети любят раскрашивать свои поделки. Из глины можно слепить игрушку, раскрасить её, и после этого поиграть или просто оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение
В начале работы были выявлены следующие проблемы:
- уровень знаний детей о глине низкий, поверхностный;
- низкий уровень знаний о свойстве природного материала (глина), о том, как и что можно делать с ним.
Семья не готова на сегодняшний день осуществлять такую работу. Родителям, имея определенный запас знаний об этой проблеме, зачастую не хватает времени и терпения заниматься с детьми творчеством из глины.
В ходе самообразования эта тема была изучена, и на основе научной методической литературы разработана рабочая программа по дополнительному образованию (в виде кружковой работы) с воспитанниками 5-7 лет.
Цель программы:
- Развитие творческой активности детей в процессе лепки из
глины. Познакомить детей с глиной и её свойствами.
Задачи
Для детей:
Познавательная – познакомить с трудом людей во время лепки из глины,
научить лепить из нее, подвести к пониманию ценности народного искусства;
Развивающая: развивать мелкую моторику рук, расширить представления детей о природном окружении, об объекте неживой природы - глине, о русско-народном творчестве.
Для педагога: создать условия для развития детского творчества, создать позитивное настроение.
Для родителей: привлечь их внимание к данной теме, к участию в работе кружка.
Продолжительность занятий кружка рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня:
Для детей от 5 лет до 6 лет – 25 минут
Для детей от 6 лет до 7 лет – 30 минут
Форма проведения занятий:
- проведение экспериментальной деятельности с глиной;
- продуктивная деятельность - лепка из глины;
- индивидуальная работа;
- знакомство с русским прикладным искусством;
- работа с гончарным кругом;
- самостоятельная лепка детей по замыслу.
Взаимодействие:
- работа с родителями (выступление на родительских собраниях, подготовка наглядного материала; привлечение к участию в конкурсах);
- работа с педагогами (выступление на педсоветах, консультации, подбор справочного и методического материала).
Методические приёмы:
- наглядный, словесный, практический;
- экспериментирование;
- чтение художественной литературы;
- продуктивная деятельность;
- игровая деятельность.
Инструкция по технике безопасности при работе с глиной
1. Перед началом работы с глиной необходимо надеть фартуки.
2. Нельзя делать резких движений стекой, палочкой при работе с глиной в
направлении радом сидящего человека.
3. При работе, глина находится в специальных полиэтиленовых пакетах или кастрюле.
4. На рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, палочки, лопаточки, кисточки.
5. При завершении работ готовые глиняные изделия сушат в закрытых картонных коробках в шкафах.
6. После обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную ёмкость.
Ожидаемые результаты реализации программы у детей
Возможные достижения детей
от 5 до 6 лет
- знать свойства глины (мокрой), как их можно использовать.
- уметь аккуратно лепить, используя стеку;
- сглаживать пальцами поверхность;
- передавать образ предметов, игрушек;
- выделять выразительные средства дымковской игрушки;
- лепить цилиндр для получения полой формы;
- раскрашивать вылепленные изделия;
- иметь представления о декоративно прикладном творчестве;
- знать, что такое гончарный круг, способы работы с ним.
Необходимые условия реализации
рабочей программы:
- специальное помещение (экологическая комната);
- природный материал – глина;
- оборудование для экспериментальной деятельности;
- атрибуты для работы с глиной;
- наглядный материал разного вида.
- Оборудование для просмотра DVD
- Гончарный круг механический, электрический
Необходимые атрибуты для работы с детьми:
- доски с шероховатой поверхностью;
- тряпки и ёмкости для воды;
- стеки и зубочистки;
- гуашь 12 цветов, кисти, лак без запаха (био);
- глина;
- гончарный круг;
- DVD – диски, наглядный материал;
- необходимая научно-методическая литература
- различные материалы для дополнительного украшения изделий
Содержание лепки
Для работы с глиной на каждый стол ставится блюдечко, в него кладутся 2— 3 мягкие байковые тряпочки, хорошо пропитанные водой (не отжатые). Чтобы части предмета крепче держались и не отпадали по высыхании, нужно каждую часть слегка приложить концом к мокрой тряпочке, а затем прижать к изделию и примазать концом стека. Так же при отделке работы: заглаживании поверхности, присоединении мелких деталей, замазывании трещины при сгибе, ребенок смачивает об тряпочку палец или один из концов стека и производит необходимое действие. Хорошо, иметь на подносе 2—3 большие тряпки, влажные, но не мокрые. Педагог рекомендует каждому ребенку сразу после окончания работы тщательно обтереть руки влажной тряпкой, а когда окончат работу все дети, воспитатель идет с ними в умывальную, где все вместе моют руки под краном, уже без опасения перепачкать как одежду, так и полотенца. Глина может быть приобретена в магазине, она полностью готова для работы. Если изделие из глины не окрашено, его можно измельчить, залить водой и использовать для других поделок. Хранить неиспользованную глину можно в целлофановых пакетах, изредка смачивая водой. Воспитателю необходимо иметь подставочку для демонстрации детям натуры, модели, с тем чтобы все дети одинаково хорошо видели ее во время работы.
Лепить с натуры дети пяти лет еще не могут, но им полезно иногда иметь перед собой скульптурное изображение несложных по форме предметов в качестве «образца», которому дети могли бы подражать, следовать. Дети рассматривают яблоко, помидор, грибы, стараются вылепить не просто гриб, каким они его себе представляют, а именно тот, который рассмотрели. В это же время вносится и очень простая игрушка, например матрешка, ванька-встанька, которую детям нетрудно изобразить достаточно сходно. Некоторые более трудные по форме игрушки воспитатель предлагает лепить в указываемой им последовательности, показывает ход работы, дает исходную форму. Раскрашивая свои игрушки, дети тренируются в окраске объемных предметов. Раскрашивать следует только хорошо просохшие игрушки. Раскрашивать нужно сначала верхнюю часть игрушки, особенно те места, которые требуют работы кончиком кисти, лицо, перышки на крыльях, глаза и носы животных, мелкие детали. Затем дети ставят свои работы на клеенку и окрашивают нижнюю часть игрушки, ее подставку. По высыхании первой краски наносятся последующие. Интересны для детской лепки глиняные игрушки.
Способы лепки
Конструктивный способ – предмет создается из отдельных частей; Обычно работу начинают с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке какого-либо животного сначала лепят туловище, затем голову, сравнивают части по величине и соединяют, далее приступают к лепке конечностей. Мелкие детали лепят в последнюю очередь.
Пластический способ – лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины; прием более сложный. Комку глины придается определенная исходная форма. Например, для лепки груши - это шар, для гуся, курицы - овоид (яйцевидная форма), для белки - толстый валик, согнутый в дугу. Наметив основную форму животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечности, хвост. Все время следует проверять и уточнять правильность пропорций. После того как основные формы вылеплены, можно отработать более мелкие части и детали.
Комбинированный способ – объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, включает в себя оба вышеприведенных способа. Из целого куска лепят те части, которые составляют основную массу предмета. Например, туловище и толстые ноги медведя; голову, туловище и хвост лисы. Голову медведя и ноги лисы удобнее вылепить отдельно.
Лепка подразделяется на три основных вида
Предметная
Сюжетная
Декоративная
Первый год обучения — это знакомство с особенностями глины, подготовкой ее к работе, изучение простых форм на примере народных игрушек. Дети учатся рисовать конструктивные эскизы изделий из простых элементов, использовать в своей работе различные способы и приѐмы лепки и простейшего декорирования.
Девизом обучения является старинная поговорка «Не боги горшки обжигают».
Последовательность заданий «от простого к сложному» и повтор элементов
позволяют неподготовленным новичкам подключиться в любой период обучения. В зависимости от умений и навыков ребенка задача по каждой теме может быть усложнена.
Существует большой ряд вариаций сложности игрушек. Простота геометрических форм позволяет всем детям справляться с заданиями.
Учебно-тематический план кружковой работы
№ Раздела п/п | Учебно-тематический план (дети от 5 до 6 лет) | Время | Количество занятий |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Знакомство с глиной, её свойствами, способами применения глины. Совместная экспериментальная деятельность педагога с детьми. Посещение музея «Русская изба». Продуктивная деятельность педагога с детьми. «Народные мастера» - промыслы. Просмотр познавательного видеофильма. Беседа по содержанию. Работа с гончарным кругом. Продуктивно – игровая деятельность педагога с детьми. Организация выставки поделок из глины. | 25мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. | 5 1 1 12 5 1 3 5 1 |
Итого: | 34 |
Перспективный план работы
по интересам «Лепка из глины»
для детей от 5 до 6 лет
Литература
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
- «Волшебная глина» автор Лобанова В.
- «Глина с характером» автор Лельчук А.М.
- «Лепка из глины для детей» автор Ращупкина С.Ю.
- «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина» автор Горичева В.С.
- «Поделки из глины» автор Зайцев В.Б.
- «Чудеса из глины» автор Лыкова И.А.
- «Полимерная глина, самый полный и понятный самоучитель» автор Зайцева А.А.
- «Мастерим из глины» автор Пломер А.Л.
- WWW. MAAM. RU\ detskijsad\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Лепка из глины, как способ познания мира"
Данный материалл позволит воспитателям и родителям, вспомнить о такой продуктивной деятельности, как лепка, которая приносит нашим детям, массу удовольствия. ...
Конспект занятия по лепке из глины в средней группе "Уточка"
план- конспект проведения занятия по лепке из глины в средней группе ДОУ...
Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить»
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникаль...
Педагогический проект по опытно-экспериментальной деятельности "Песок и глина"
Опыты с песком и глиной в средней группе...
НОД по лепке из глины "Кирпичная стена" (как часть проекта "Полезные ископаемые")
Цель: экспериментирование с глиной, изготовление «кирпичей» и складывание из них «кирпичной стены».Задачи:Образовательные: закреплять знания о часто встречающихся полезных иско...
Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему: Филимоновский олешек (Лепка из глины).
Цель: Учить лепить фигурку олешка из отдельных частей, соединяя детали.Задачи:- Продолжать знакомить детей с особенностями филимоновской лепки. Обратить внимание на необычность фигурок: короткие, толс...
Рабочая программа по лепке из глины .
Данный материал будет полезен воспитателям средней,старшей и подготовительных групп по направлению дополнительное образование.В материале представлен календарно-тематический план работы по лепке из гл...