Проект "Дуб - Великан"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 5 г. БЛАГОВЕЩЕНСКА
Экологический проект
«Дуб - великан»
Б л а г о в е щ е н с к 2020г.
Содержание проекта
1. Цель проекта – формирование навыков бережного и созидательного обращения с природой через различные виды деятельности:
-познавательную;
-ценностно-ориентированную;
-творческую (художественно-эстетическую);
-коммуникативную.
2. Задачи:
-приобретение детьми навыков экологической культуры;
-развитие творчества и фантазии;
-ознакомление детей с растениями и деревьями, расположенными на территории детского сада;
-формирование представлений об основных потребностях дерева в естественных условиях и сравнение их с человеческими факторами;
-формирование образного мышления и эмоционального отношения к деревьям;
-ознакомление родителей и детей с оздоровительной ролью природы;
-формирование умений и навыков наблюдения за природным объектом;
-воспитание гуманного, осознанного отношения к природе, вызвать желание улучшить экологическую обстановку в своем городе, посадив дерево.
3. Актуальность опыта.
Напряженная экологическая обстановка предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Изучение природы по книгам, редкое общение детей с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу, получать эмоциональное удовольствие от ее красоты и неповторимости ведут к процессу отчуждения ребенка от природы, выработке потребительского отношения к ее ресурсам. Поэтому первоочередной задачей для нас стало ознакомление. Детей с природой и формирование умения и желания сохранять ее через практическую деятельность, путем наблюдений и исследований объектов, находящихся на территории детского сада.
4. Ожидаемые результаты.
Вовлечение родителей в эколого-образовательное пространство детского сада, активизация познавательной активности детей, усвоение норм поведения в природе, повышение экологической грамотности, выработка бережного и заботливого отношения к окружающему миру, освоение родителями педагогических приемов, необходимых в семейном воспитании.
5. Перспектива проекта – создание творческой группы педагогов, профессиональное самосовершенствование, модернизация территории детского сада.
6. Объект исследования – дуб и прилегающие к нему деревья.
7. Тип проекта – практико-ориентированный, информационный, творческий, исследовательский.
8. Объекты проекта – дети дошкольного образовательного учреждения, семьи детей, посещающие ДОУ, педагоги.
9. Продолжительность проекта – краткосрочный.
Э К О Л О Г И Ч Е С К И Й П Р О Е К Т «ДУБ-ВЕЛИКАН» | |||
№ п/п | Технология проекта | Форма и методы организации | Срок реализации |
Подготовительный этап | |||
- Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется (Приложение № 1) | Прогулка (наблю-дение) | Сентябрь | |
- Познакомиться со своим деревом – подойти к нему, шепнуть свое имя, объяснить, как его теперь зовут, обнять, погладить кору (Приложение № 2) | Беседа | Сентябрь | |
Исследовательский этап . | |||
1 блок – План наблюдений за дубом | Прогулка | ||
Объяснить детям задачи: «деревьям хочется, чтобы с ними дружили, вместе будет весело и детям, и деревьям. Познакомить с деревом. Береза растет на нашем участке, ей не одиноко. Она каждый раз ждет, когда мы выйдем на улицу погулять, хочет с нами подружиться. Сравнить части нашего тела и дерева. Какой высоты береза? (Она выше нас.) Попытаться обнять ствол. | Беседа | Сентябрь 1-я неделя | |
Беседа с детьми на тему: «Какие деревья растут на территории детского сада». Выяснить с детьми какого дерева нет на территории детского сада (нет дуба). Дать задание детям сфотографироваться с дубом, вспомнить «имя» дерева и прошептать ему свое. Выяснить, что нужно дереву для роста: вода, солнце (дает тепло и свет). Нарисовать в альбоме солнце и дождик. | Беседа. Практическое задание для родителей. | ||
Рассмотреть листья. Много их или мало? Какого они цвета? Дуб нарядился в «зеленый костюм». А какого цвета наши наряды (курточки, штанишки)? Обвести контур листа пальчиком: какие у него края (удлиненно-обратнояйцевидные, с ушками. Собрать листья и поставить в вазу в группе. | Познавательно-исследователь-ская деятельность. Беседа. | Сентябрь 2-я неделя | |
Продолжать рассматривать листья. Листья кожистые, темно-зеленые, лопастные, удлиненно-обратнояйцевидные, с ушками при основании и с 6-7 тупыми длинными лопастями. Их ширина достигает 7 сантиметров, длина – 15 сантиметров. Молодые листья и стебли могут от заморозков погибать, поэтому листья на дубе появляются позже, чем на других деревьях. Листья зимней формы дуба с длинными черешками появляются поздно, но осенью не опадают, а просто засыхают и держатся на ветках всю зиму. Молодые листья могут приобретать красный оттенок в результате ожогов. Сравнить размер и форму дубового листа и листа сирени. | |||
Рассмотреть кору. Погладить ее – определить, какая она: гладкая или шершавая? Какого цвета кора? Она теплая или холодная? Зачем детям нужна одежда? (Защищает от холода, ожогов, порезов.) кора – это «одежда» дуба. Понюхать, чем пахнет ствол. Поднять голову вверх, посмотреть на верхушку дерева: какого цвета верхняя часть ствола? | Познавательно-исследовательская деятельность. Беседа. Экскурсия с родителями в лес. Опыт | Сентябрь 3-я неделя
| |
Изучить корни: попробовать вытащить дерево из земли. Что его держит? Зачем нужны корни? Для того чтобы дерево росло, ему нужны не только тепло и вода, но и пища, которую корни «добывают» из земли. Рассмотреть нижнюю часть ствола и корни. | Познавательно-исследовательская деятельность. Беседа. Опыт. | ||
Выяснить, как человек использует дуб (для строительства, в судо - и вагоностроении, в столярном деле.) | Беседа на тему: «Применение дуба человеком». Презентация. | Сентябрь 4-я неделя | |
Продолжать изучение коры, погладить ее. Какая она в это время года? Какого цвета? Какая сейчас одежда у людей? Вспомнить, для чего дереву нужна кора. Понюхать, чем сейчас пахнет кора. Она холодная или теплая? | Познавательно-исследовательская деятельность. Беседа. |
| |
Разучиваем стихотворение Дуб дождя и ветра Вовсе не боится Кто сказал, что дубу Можно простудиться. Ведь до поздней осени Дуб стоит зеленый Значит дуб выносливый, Значит – закаленный. |
| ||
Рассматривание семян дуба (желуди). Сравнить желуди с семенами черемухи, сливы, груши, клена. Семена большие, похожи на орехи. | Сентябрь 5-я неделя | ||
Научить сажать семена; развивать необходимые для этого умения; формировать представление о процессе роста и развития живого организма (мы растем, и дерево растет), желание ухаживать за маленьким растением. | "Дубовый сад" (практическая деятельность, посадка желудей) | ||
Подчеркнуть, что дети растут, и дуб растет. Он живой, как и мы. Поэтому не нужно ломать ветки, повреждать кору. Что мы делаем, когда порежемся? А если у дуба будет порез на коре, что нужно сделать? А если отломиться ветка? | Октябрь 1-я неделя | ||
Наблюдать за солнцем. Много ли света дает солнце? Хорошо ли греет? Какая одежда на детях? Почему они одели ботиночки? Рад ли осени дуб? Почему? Что с ним происходит в это время года? Какое у него настроение? (Загадочное, задумчивое, хорошее.) | |||
2 блок – Здоровьесберегающий | |||
Знакомить детей с новыми растениями и наиболее яркими особенностями их внешнего вида, формировать обобщенное представление о деревьях, поддерживать интерес к жизни растений, учить дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть ее красоту. | Осеннее путешествие по экологической тропе | Сентябрь
| |
Развивать у детей умение обобщать, фантазировать, желание наблюдать, формировать представление об основных потребностях дуба в свете, тепле, воздухе, воде, объяснить, что и человеку для роста и развития нужны питание, вода, солнце, воздух. | Цикл домашних заданий "Почему дерево живое" | ||
Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни, формировать образное мышление, эмоциональное отношение к дубу. | Психогимнастика "Посадили мы дубочек" | Октябрь (можно проводить в течение всего года с небольшими изменениями и дополнениями) | |
Воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе, показать значимость действий каждого человека в ее сохранении; вызвать желание улучшить экологическую обстановку в своем городе, посадив дерево; формировать заботливое отношение к своему здоровью с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека. | Октябрь | ||
3 блок – Исследования | |||
- Листья и кроны (Приложение № 5) | Отгадывание загадок, составление гербария, занятия по рисованию, лепке | Сентябрь Октябрь | |
- Кора и ствол (Приложение № 6) | Опыты | ||
- Корни (Приложение № 7) | В альбоме наблюдений | ||
- Осадки | Занятия по рисованию, работа в альбоме наблюдений | ||
- Наше дерево "Дуб – великан" (Приложение № 9) | Занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром | ||
Обобщающий этап | |||
- Культура развития речи (Приложение № 10) | Сочинение рассказов, сказок, отгадывание загадок | Сентябрь - октябрь | |
- Игровая деятельность (Приложение № 11) | Дидактическая игра "Времена года", игра "Если бы я был деревом…" | ||
Изобразительная деятельность | Цикл рисунков "Рисуем дуб в разные времена года" | ||
- Расширение представлений об окружающем мире | Составление гербария, выставка рисунков, фотографий, коллекций |
Взаимодействие с детьми:
- Выбор дерева.
- Присвоение ему "имени".
- Выбор даты "Дня рождения".
- "Минуты вежливости": "общение" воспитателя и детей с деревом.
- Фотографирование возле дерева.
- Эколого-психологический тренинг "Я – дерево".
- Элементы психогимнастики ("Если бы я был деревом", "Превратимся в рябину").
- Определение "настроения" дерева (от чего оно зависит).
- Письма от дерева.
- Труд в природе с целью помочь дереву.
- Игры – пантомимы.
- Исследовательская деятельность (изучение коры, почек, листьев, плодов).
- Наблюдение "Для кого дерево – дом".
- Рисование и фотографирование дерева в разные сезоны года; сбор коллекции листьев, плодов, оформление альбома.
- Игры у дерева ("Кто заметил, что. . .", "Что изменилось?").
- Викторина "Знатоки растений".
- КВН, посвященный деревьям.
- Знакомство со сказками и рассказами о дереве.
Взаимодействие с родителями:
- Знакомство с проектом.
- Семейные экскурсии в лес.
- Помощь в подборе познавательного материала о выбранном дереве: фотографий, иллюстраций, сказок, рассказов, загадок, стихов.
- "Семейное" фотографирование у дерева в разное время года.
- Ознакомление с играми, с картотекой советов, наблюдений, опытов.
- Помощь в составлении вопросов для викторины "Знатоки растений".
- Помощь в подготовке КВН.
- Оказание помощи в подборке музыкальных произведений, домашних видеофильмов, мультфильмов, отрывков из фильмов, сказок о дереве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Спичка - невеличка, а от нее великан"
В наше время очень актуальны вопросы безопасности детей. Представляю вашему вниманию конспект занятия "Спичка-невеличка, а от нее великан". Цель данного занятия - формирование знаний детей о причинах ...
Занятие "Колобок - великан"
3-е занятие из цикла занятий по сказке "Колобок"...
Интегрированное музыкально-физкультурное занятие: «В гостях у гномов и великанов».
Представляю вашему вниманию интегрированное музыкально-физкультурное занятие "В гостях у гномов и великанов". Данное занятие было разработано совместно с инструктором по физкультуре в рамках реализаци...
Интегрированное музыкально-физкультурное занятие «В гостях у гномов и великанов».
Интегрированное музыкально-физкультурное занятие «В гостях у гномов и великанов»....
Спичка невеличка - огонь великан.
Коллективная работа логопедической группы, по ОБЖ....
Спортивный досуг по парной и групповой гимнастике в средней группе "Приключения гномов в стране великанов"
Преимущество парной гимнастики перед обычным показом движения состоит в том, что педагогическая деятельность родителя «замаскирована» для ребенка, он выступает равноправным партнером движения. Помощь ...