"Спичка - невеличка, а от нее великан"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
В наше время очень актуальны вопросы безопасности детей. Представляю вашему вниманию конспект занятия "Спичка-невеличка, а от нее великан". Цель данного занятия - формирование знаний детей о причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Спичка-невеличка, а от нее великан»
(Логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы с ФФНР).
Цель:
" Формирование знания детей о причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.
Задачи:
- продолжать учить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;
- закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
- продолжать знакомить детей с огнем и его свойствами;
- расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
- упражнять в составлении предложений разных семантико-синтаксических структур;
- автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков в спонтанной речи;
-развивать мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную, двигательную память;
- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности; доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища
Предварительная работа:
" Рассматривание иллюстраций о пожаре.
" Чтение произведений :
- сказка "Огневик и облачные слоны" [Журнал "Жили - были" №6 2003г стр.16],
- "Кошкин дом" С.Я. Маршак,
- "Дядя Степа" С. Михалков,
- "Пожарные собаки" Л.Н. Толстой.
" Заучивание стихотворения Е. Ильина "Нам без доброго огня…" (индивидуально).
" Ознакомление с правилами пожарной безопасности.
" Экскурсия по детскому саду.
" Рассматривание дерева, поврежденного пожаром.
Оборудование и материалы:
" Изображение горящего леса;
" красный воздушный шар,
" предметные картинки: огонь, вода, песок, земля, снег, бумага, сухие листья, пенопласт;
" металлический поднос,
" свеча,
" спички,
" контейнеры с водой, песком, землей,
" стеклянная колба (банка);
" карточки, поделенные на две части с улыбающимся и грустным человечками, цветные карандаши.
Ход занятия:
Логопед: Огонь - давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах. Люди склоняют головы перед вечным огнём у памятников героям.
Ребёнок: Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня,
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за что ему почёт.
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.
[Е.Ильин]
Логопед: Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города.
-От чего происходят пожары?
Дети: От искры, от молнии, от не затушенной сигареты, от брошенной горящей спички.
Логопед: Давайте рассмотрим эту картинку.(Приложение 1) Что вы на ней видите?
Дети: Здесь изображён пожар. Пылает лес.
Логопед: А по каким причинам мог загореться лес?
Дети: - Ударила молния о время грозы.
- Бросили люди не затушенную сигарету.
- Развели костер туристы и не потушили.
Логопед: А могли ли дети играть спичками?
Логопед: Помните, мы с вами рассматривали дерево, которое пострадало от огня. Дети играли около дерева и решили зажечь тополиный пух. Пух очень красиво и заманчиво горел, детям это нравилось, и они не заметили, как загорелась трава и от неё дерево. Потом они испугались и убежали. Когда взрослые заметили огонь, дерево уже пострадало.
-Почему убежали дети? Как в этом случае им нужно было поступить?
Дети: Они испугались. Детям надо было рассказать взрослым. Позвонить в пожарную охрану.
Логопед: Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. И пожар был бы затушен, не причинив, дереву большого вреда.
Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар - не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём. Ответьте на мои вопросы:
1.Кто такие пожарные?( Люди, которые тушат пожары, спасают от огня вещи, животных, других людей…)
2.Какой номер телефона нужно набирать в случае пожара?(01)
3.Почему пожарная машина красная?( Чтобы ее видели другие машины и пропускали вперед)
4.В квартире много дыма, как необходимо себя вести? ( Из имеющейся ткани делаем повязку. Смачиваем ее водой, дышим через повязку. Стараемся сидеть, как можно ниже, там дыма меньше.)
5. Какие огнеопасные предметы вы знаете? ( Спички, утюг, печка, телевизор….)
6. Какой пожарный инвентарь есть в детском саду? (Огнетушители, пожарные шланги, песок …)
Логопед: А сейчас давайте поиграем.
Игра "Воздушный шар"
Дети стоят в кругу. У логопеда в руках красный воздушный шар. Он читает стихотворение. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому ребенку.
Ведущий: Ра-ра-ра: начинается игра.
Логопед:
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небе шар,
Там всегда грозить нам будет злой ...
1-й ребенок ... Пожар (передача шара)
Логопед: Раз, два, три четыре. У кого пожар в ...
2-й ребенок ... квартире (передача шара)
Логопед: Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил ...
3-й ребенок .. .утюг (передача шара)
Логопед: Красный отблеск побежал, кто со спичками ...
4-й ребенок ... играл? (передача шара)
Логопед: Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над .
5-й ребенок ... газом? (передача шара)
Логопед: Пламя прыгнуло в листву, кто у дома жег...
6-й ребенок .. .траву? (передача шара)
Логопед: Кто в огонь бросал при этом незнакомые ...
7-й ребенок ...предметы? (передача шара)
Логопед: Помни, каждый гражданин этот номер ....
8-й ребенок ...01 (передача шара)
Логопед: Дым увидел, не зевай! И пожарных ...
9-й ребенок ... вызывай! (передача шара)
Логопед: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?
Дети: Его нужно потушить.
Игра "Потуши пожар"
На мольберте - картинка с изображением огня. На столе - предметные картинки: огонь, вода, песок, земля, снег, бумага, сухие листья, пенопласт. (Приложение 2)
Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к "огню", тушат пожар: первый ребенок тушит песком, второй землей, третий снегом, четвертый заливает водой, и т.д.
Логопед: Молодцы, ребята, вы быстро потушили пожар. А давайте проверим правильность ваших утверждений. У меня в контейнерах хранится материал, который используется для тушения огня. Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (Ребенок выполняет указание логопеда). Что происходит и почему?
Дети: Огонь погас, потому что он боится воды.
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.
Логопед: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
Логопед: А сейчас я буду произносить фразу и, если вы со мною согласны, хлопайте в ладоши, если не согласны - сидите тихо.
- Уходя из дома, необходимо гасить свет.
- Если взрослых нет дома, можно взять спички и немного поиграть.
- Незнайка утром смотрел телевизор и решил его не выключать, когда уходил "Всё равно вечером приду, и буду смотреть".
- Загорелся Кошкин дом, она спряталась под кровать.
- Если случится пожар, я позвоню по телефону "25"
Логопед: В народе говорят: "Спичка - невеличка, а от неё великан". Почему?
( Ответы детей)
Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?
Дети: За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома.
Логопед: А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?
Дети: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.
Я предлагаю вам поиграть в игру "Польза и вред огня". Логопед раздает карточки, поделенные на две части с улыбающимся и грустным человечками. В одной части карточки дети рисуют пользу, которую приносит огонь, а в другой - вред. (Приложение 3)
Логопед: А на прощанье хочу дать вам один совет:
Кто с огнем неосторожен,
у того пожар возможен,
Ребята, помните, о том,
что нельзя шутить с огнем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по пожарной безопасности "Эта спичка невеличка"
Конспект занятия по пожарной безопасности в старшей группе...
Презентация проекта "Эти спички-невелички - уж такие добряки, раздают всем огоньки"
Проект "Эти спички-невелички - уж такие добряки, раздают всем огоньки" направлен на работу с детьми среднего дошкольного возраста по пожарной безопасности....
Спичка невеличка - огонь великан.
Коллективная работа логопедической группы, по ОБЖ....
Проект по пожарной безопасности в средней группе на тему: «Спичка – невеличка, а огонь – великан»
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Но не все детские забавы безоп...
Познавательно-исследовательский проект "Спичка, спичка невелички, младшая огню сестричка"
Данный проект позволяет в игровой форме дать детям знания пожарной безопасности, рассказать историю огня и спички....
Методическая разработка проектной деятельности по ОБЖ Тема: «Спичка невеличка, огонь великан».
Рождение проблемы: среди многих причин пожаров есть – детская шалость с огнем.Каждый двадцатый пожар в России происходит в результате детской шалости или неосторожности с огнем. Дети, оставшись ...
Проект "Спичка невеличка и Огонь великан" подготовительная группа.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.Задачи проекта:уточнять, систематизировать и углублять знания детей о правилах пожар...