План по СЭР
материал (старшая группа)

Безрученко Светлана Викторовна

Планирование по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_ser.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по социально эмоциональному развитию    старших дошкольников

Цель        программы:         Содействовать        социально-эмоциональному        развитию дошкольника.

Задачи программы: Создать условия для: более глубокого знакомства дошкольника с эмоциями;

развития умения выражать и распознавать основные эмоции у себя и других людей;

обогащения эмоционального словаря дошкольников; понимания эмоциональной обусловленности поведения;

освоения        простых        приёмов        саморегуляции        и        произвольной        регуляции поведения;

развития        эмпатии,         понимания        других        людей        и        оказания        элементарной эмоциональной поддержки;

знакомства        с        эффективными        способами        поведения        в        сложных коммуникативных ситуациях; содействия подготовке к обучению в школе.

Планируемые результаты освоения программы рассматриваются в рамках компетентностного подхода. Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определённой области.

Планируемые результаты освоения программы разделяются на три блока компетенций: (1) восприятие и понимание причин эмоций, (2) эмоциональная регуляция, (3) социальное взаимодействие, которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные компетенции (см. табл.).

Диагностика результатов освоения программы проводится с целью выявления индивидуальных особенностей детей для создания индивидуального образовательного маршрута в ходе обучения и содействия раскрытию потенциала каждого ребёнка.

Оценка с фиксацией результатов проводится дважды — в начале и в конце учебного года (входной и выходной замер). В ходе каждого занятия педагогу важно        наблюдать        за        детьми,         быть        внимательным        к        прогрессу        и        тем изменениям и достижениям, которые они показывают.

Каждое занятие в рамках программы предполагает выполнение семейного задания; специально для родителей разработаны просветительские и вовлекающие мероприятия, которые проводятся в рамках родительских собраний. Их задача — показать родителям значимость совместной работы по программе, информировать о её содержании. Важной частью программы является проведение совместных детско-родительских мероприятий — игр, конкурсов, праздников. Примеры сценариев таких мероприятий

также приведены в данном пособии.

Всё это призвано помочь взрослым создать дома среду, благоприятствующую гармоничному социально-эмоциональному развитию ребёнка, и выстроить

систему собственных осознанных действий, направленных на содействие такому развитию.

Тема

Цель

Планируемый результат

1

ПОРТРЕТ МОЕГО Я ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И МНОГООБРАЗИЕ В ГРУППЕ

Создание условий для развития представлений у ребёнка о самом себе и понимания

индивидуальности каждого человека.

Ребёнок получил представление об уникальности каждого человека;

может играть по правилам; выражает эмоциональное

состояние через рисунок.

2

ДОМ В ОКОШКАХ —

СЛОВНО СЫР. МНОГО- МНОГО В Н Ё М К В А РТИР ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ГРУППЕ.        ПРАВИЛА ГРУППЫ

Создание условий для развития эффективной коммуникации детей в группе.

Ребёнок получил

представление о группе как о едином целом,

состоящем из

множества частей; понимает необходимость

соблюдения правил в группе.

3

ПРОИСШЕСТВИЕ В ЦВЕТНИКЕ

МНОГООБРАЗИЕ ЭМОЦИЙ

Создание условий для знакомства детей с

базовыми эмоциями: страхом, грустью,

злостью, радостью — и причинами их

возникновения.

Ребёнок знаком с эмоциями: страхом, радостью, грустью и злостью, знает их

названия;

может различать эмоции по мимическим

проявлениям; понимает причины

возникновения эмоций.

4

ПОЧЕМУ МЫ ГРУСТИМ И РАДУЕМСЯ

РАДОСТЬ И ГРУСТЬ. ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ

Создание условий для расширения у ребёнка знаний об эмоциях радости и грусти,

распознавания и

понимания этих эмоций у себя и других.

Ребёнок знаком с мимическими

признаками радости и грусти;

называет причины возникновения радости и грусти;

умеет определять радость и грусть по

мимическим признакам.

5

ГДЕ ЖИВУТ СТРАШНЫЕ МОНСТРИКИ? СТРАХ. ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ. ВРЕД И ПОЛЬЗА СТРАХА

Содействие развитию умения понимать и определять эмоцию

страха у себя и других; создание представления о необходимости говорить о своих эмоциях.

Ребёнок может изображать страх мимикой и позой; описывает словами

способы выражения страха;

имеет представление о пользе и вреде страха; знаком с некоторыми способами управления страхом.

6

КАК ДОГОВОРИТЬСЯ        СО ЗЛЫМИ МОНСТРИКАМИ ЗЛОСТЬ. ПРИЧИНЫ

И ПРИЗНАКИ ЗЛОСТИ

Содействие развитию у ребёнка представлений о причинах, признаках злости

и некоторых способах саморегуляции в

состоянии злости.

Ребёнок знает

мимические признаки злости;

называет причины появления злости; знает некоторые

способы управления злостью

7

МОЙ КАЛЕЙДОСКОП ЭМОЦИЙ        ОТКЛИК ТЕЛА НА ЭМОЦИИ:

ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ МИМИКОЙ, ПОЗОЙ, ДВИЖЕНИЕМ

Создание условий для развития у ребёнка

умения различать эмоции по мимическим признакам, жестам и движениям.

Ребёнок определяет эмоции по мимике, без уточнения деталей;

различает эмоции героев на картинке по мимике, позе;

может демонстрировать эмоции при помощи

жестов и движений.

8

МОЙ КАЛЕЙДОСКОП

ЭМОЦИЙ (продолжение)

ОТКЛИК ТЕЛА НА ЭМОЦИИ. ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ МИМИКОЙ, ПОЗОЙ, ДВИЖЕНИЯМИ

Содействие развитию у ребёнка умений

различать, называть и выражать эмоции посредством мимики и пантомимики.

Ребёнок может

показывать эмоции, вызванные

литературными и фольклорными произведениями, с помощью мимики,

жестов и движений; различает эмоции персонажей из

мультфильма по мимике, жестам и движениям

и называет их;

может определить свою эмоцию в текущий

момент.

9

КАК УСЛЫШАТЬ ЧУЖИЕ ЭМОЦИИ        ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ ГОЛОСОМ. ЭМОЦИИ В РЕЧИ

Содействие развитию у ребёнка умения

выражать эмоции голосом.

Ребёнок различает и выражает с помощью голоса эмоциональные состояния:

радуется, боится, грустит, злится;

может использовать

слова-междометия для выражения разных эмоций;

может определять эмоции на наглядном

материале и называть их с помощью

эмоционально окрашенных слов.

10

ДАВАЙ ПРИДУМАЕМ СКАЗКУ ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ ГОЛОСОМ. ЭМОЦИИ В РЕЧИ

Создание условий для развития у ребёнка

умений составлять и рассказывать историю.

Ребёнок может

различать и выражать голосом эмоциональные состояния: радуется, боится, грустит, злится;

использует слова- междометия для выражения разных эмоций;

может выражать эмоции словами и вставлять их в контекст

последовательной истории.

11

ПРИКЛЮЧЕНИЕ ЛИНИИ Н А ХОЛСТЕ РАЗНООБРАЗИЕ ЭМОЦИЙ

В ПОЭЗИИ И ЖИВОПИСИ. ИНТЕРЕС, УДИВЛЕНИЕ

Создание условий для понимания ребёнком того, что произведения искусства

могут передавать и вызывать разные эмоциональные

состояния.

Ребёнок знаком с эмоциями удивления и интереса;

освоил некоторые

художественные приёмы передачи эмоций с помощью цвета,

формы;

может обсуждать своё эмоциональное

состояние с близкими.

12

ВСТРЕЧА С ОЖИВШЕЙ

КАРТИНОЙ РАЗНООБРАЗИЕ ЭМОЦИЙ

Создание условий для развития у ребёнка

Ребёнок расширил представление об

13В ПОЭЗИИ И ЖИВОПИСИ. ИНТЕРЕС, У1ДИВЛЕНИЕ

умения понимать и называть эмоции при просмотре

художественных произведений.

эмоциях интереса и удивления;

может определять и

называть эмоции героев картин художников;

. умеет передавать свои эмоции с помощью цвета и формы в творческой

работе.

13

Я СЛЫШУ И ЧУВСТВУЮ МУЗЫКУ ЭМОЦИИ И МУЗЫКА

Содействие развитию у ребёнка умения

понимать и называть эмоции при

прослушивании музыкальных произведений.

Ребёнок различает и выражает

эмоциональные

состояния во время прослушивания

музыкальных произведений;

выражает свои эмоции с помощью движения во

время звучания музыки.

14

Я СЛЫШУ И ЧУВСТВУЮ МУЗЫКУ ЭМОЦИИ И МУЗЫКА

Создание условий для формирования у ребёнка умения определять эмоцию по

характеру музыкального произведения и тексту песен.

Ребёнок различает и выражает

эмоциональные

состояния (радуется, боится, грустит, злится) во время прослушивания музыкальных произведений;

использует движения для выражения разных эмоций во время

звучания музыки;

может сопоставлять текст и музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...

Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста

Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...

Интегрированный план НОД по Экологии на квартал подготовительная группа, план составлен согласно новым стандартам

Данный  интегрированный план составлени по программе "От Рождения до школы"...

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)

Пояснительная  записка.Воспитание  чувства  патриотизма  и  толерантности  у  дошкольников—процесс  сложный  и  длительный.  Эта  весьма...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...