Кружковая работа
рабочая программа (старшая группа)

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления № 30 «Малышок» ГО «город Якутск»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа музыкального кружка

по художественно – эстетическому развитию

детский ударно - шумовой оркестр «Бубенчики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: музыкальный руководитель

Кириллина Куннэй Анатольевна


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Якутск

I. Общий раздел

 

Пояснительная записка.

Исполнительство на детских музыкальных и шумовых инструментах – важный вид музыкальной деятельности детей в художественно – эстетическом развитии. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является непосредственная образовательная деятельность в кружке «Бубенчики», игра в ансамбле. У детей, вовлечённых в групповые формы музицирования, в частности, в кружок, развиваются творческие способности. Игра на детских музыкальных и ударно – шумовых инструментах в ансамбле, позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.

У детей развивается большой интерес к миру звуков – в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные игрушки инструменты и ударно – шумовые инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

Игра в ансамбле стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив. При совместной работе в кружке дети учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развивается внимание, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать свои действия, что в совокупности способствует развитию музыкальных и творческих способностей.

Сделав своими руками звучащую игрушку, ребёнок по – иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относиться к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребёнка.


1.2.ЦЕЛЬ:

Развитие музыкально творческих способностей, формирование творческой инициативы у детей посредством игры на детских музыкальных и ударно – шумовых инструментах.

 

ЗАДАЧИ:

1.Создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах.

2.Развивать внимание детей, умение слушать аккомпанемент на баяне, или аудиозапись, расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

3.Развивать динамический слух, чувство ритма, музыкальную память, тренировать метроритмическое чувство.

4. Развивать у детей интерес к игре в ансамбле, развивать эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений.

5.Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на ударно- шумовых, самодельных, музыкальных инструментах.

 

1.3.Принципы и подходы.

 

В программе кружка «Бубенчики» на первый план выдвигается цель развитие музыкально творческих способностей, формирование творческой инициативы у детей посредством игры на детских музыкальных и ударно – шумовых инструментах. Она должна обеспечить становление личности ребенка, ориентировать педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа кружка построена на партнёрских отношениях к ребенку и направлена на всестороннее развитие его творческой активности. Расширение кругозора через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами, поддержку инициативы и стремление к импровизации при игре на ударно- шумовых, самодельных, музыкальных инструментах. В программе кружка отсутствуют жесткая регламентация знаний детей. При разработке программы опиралась на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, уделяя внимание игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) так как правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.

 

Программа кружка «Бубенчики»:

1. соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, позволяющая решать поставленные цели и задачи, при использовании разумного «минимума» материала.

2. строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

3. предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

 

1.4.Планируемые результаты.

1. Развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными приёмами игры на музыкальных и ударно – шумовых инструментах, может контролировать свои движения и управлять ими;

2. Способен к волевым усилиям, может следовать общему построению партитуры игры в ансамбле.

3. Проявляет инициативу и стремление к импровизации при игре на ударно – шумовых музыкальных инструментах.

4. Способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения при выборе инструмента для сопровождение любой мелодии.

5. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, со-

переживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет

свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

6. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

7. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

8. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятымдругими.

9. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в подборе инструментов, для сопровождения мелодии, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

10.Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

11. Проявляет ответственность за начатое дело.

 

 

II. Содержательный раздел

 

2.1.Образовательная деятельность кружка

Т.к. играть на музыкальных и ударно – шумовых инструментах вместе намного сложнее, чем в отдельности, требуются индивидуальные и групповые занятия, чтобы добиваться слаженности, динамического и ритмического ансамбля. Также на индивидуальных занятиях происходит распределение инструментов для исполнения в оркестре с учетом возможностей детей и их желаний.  Индивидуальные занятия помогают заметить особо одаренных детей для исполнения сольных партий. Выявить интересы и склонности детей, закрепить навыки и умения, особо позаниматься с пропустившими занятия, помогать перешагнуть барьер скованности и робости неуверенным детям.

 

Структура непосредственно образовательной деятельности кружка «Бубенчики»

  1. Музыкальная грамота.

Цель: расширять представление о музыке (частности инструментальной), об основных средствах выразительности, нотной грамоте.

  1. Ритмические и рече – ритмические упражнения:

Цель: развитие и тренировка чувства метроритма, соблюдать определённый ритм мелодии, общую динамику, темп.

  1. Разучивание и исполнение музыкальных произведений:

Цель: обучение приёмами игры на музыкальных и ударно-шумовых инструментах, осваивать правильные приёмы звукоизвлечения, навыкам коллективной игры, одновременно начинать игру, развитие чувства ансамбля.

  1.  Творческое музицирование.

Цель: обучение детей импровизировать с любой мелодией, любыми инструментами.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формы, методы и средства реализации программы


 

Формы

В работе кружка использую все формы реализации программы.

Основной формой является игра т.к. она может быть разнообразной: игра с правилами, игра со словами, игра с ритмом, дидактическая игра.

Игровая ситуация, как форма работы используется при подражание выполнения задания, по образцу, а затем и самостоятельно.

Мастерская форма организации позволяет развивать двигательную (мелкую) моторику.

Ситуативная форма, ситуация общения и взаимодействия, игровые ситуации. Ситуативный разговор с детьми, ситуация по интересам детей, практические ситуации по интересам детей (желание играть определённой группой инструментов) и другое.

Экспериментирование и исследования: практическое - изготовление игрушек самоделок, наполнение предмета различными наполнителями (крупами) и извлечение получившегося звука.

Проект –создание условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с педагогом открывать новые практические опыты, добывать его экспериментальным поисковым путём, анализировать и преобразовывать.

Беседы, загадки, рассказывание, разговор, слушание музыки, исполнение и творчество.

Используемые формы реализации программы кружка «Бубенчики» могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность - интегративный метод проектов).
 

Методы

Используемые в кружке методы, позволяют упорядочить способы взаимодействия педагога и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования. 
Для обеспечения эффективного взаимодействия с детьми в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:

1. Словесный (рассказ, объяснение).

2. Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком).

3.Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми).

4. Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах).

5. Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.)

6. Изготовление самодельных игрушек - инструментов и их использование.

7. Информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, просмотр компьютерных презентаций, рассказ педагога);

8. Репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление слов - моделей с опорой на предметно-схематическую модель).

 

 

Средства

 

Средства программы кружка «Бубенчики», направлены на развитие творческих способностей и инициативы детей:

-игровой - дидактические игры, речевые, музыкальные, игра на инструменте;

-коммуникативной - дидактический материал;

-познавательно-исследовательской (слова - модели, эксперименты со звуком и др.);

-продуктивной - изготовление игрушек самоделок;

-музыкально – художественной - детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.

В работе кружка используется средства демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные;

естественные и искусственные; реальные и виртуальные.

 

 

2.3 Описание образовательной деятельности с детьми ОНР

 

Цель: настроить детей на позитив, создать атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Развивать чувство ритма, артикуляцию, мелодический, динамический, тембровый и звуковысотный слух, интонационную выразительность, музыкальную память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом.

 

Игра на ударно – шумовых инструментах

Использование игры на ударно – шумовых инструментах в работе с детьми ОНР позволяет тренировать различные группы мышц, помогает выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивает коммуникативные навыки, пальчиковые игры развивают мелкую моторику. В работе кружка, с детьми имеющими речевые нарушения, я использую ударно - шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты; бубны, колотушки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики, ложки. Обучение на детских музыкальных инструментах является не самоцелью, а средством для решения коррекционных задач: развитию мелкой моторики, координации движений, чувство ритма, внимания и памяти

Особое внимание уделяю играм с пением. Музыка, сопровождающая игры влияет на качество исполнения – улучшает пластичность движений придаёт мягкость и красоту. А создание определённого образа, навеянного словами и мелодией, развивает фантазию ребёнка его слуховое внимание. Пропевая слова, слушая музыку, ребёнок учиться различать её динамические оттенки, определяет темп, ритм, а также подчиняет свои движения всем музыкальным изменениям. Также в работе с детьми ОНР использую русские народные игры, игры упражнения, игры со словами, пальчиковые игры.

Таким образом, у ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для исправления речевых нарушений.

 

 

 

III. Организационный раздел

 

3.1. Программное обеспечение

Использование элементов программы "Элементарное музицирование с дошкольниками" Тютюнникова Т.Э. в основе, которой заложено сочетание принципов  педагогики Карла Орфа и отечественной детской музыкальной педагогики, что позволяет эффективно решать поставленные задачи. Вариативность программы позволяет адаптировать её к работе с детьми младшего и более старшего возраста. Работа с детьми по развитию навыков элементарного музицирования в соответствии с требованиями программы осуществляется по трём взаимосвязанным направлениям: учебному, творческому и концертному.

Программа «Звук – волшебник» Т. Н. Девятовой предназначена для старшего дошкольного возраста. Цель программы - развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Программа начинается с изучения немузыкальных звуков окружающей среды. Постепенно детьми переходят к созданию простейших инструментов по образцу, воспроизведение ритмического рисунка песенок, попевок, потешек. На завершающем этапе программы дети самостоятельно выбирают и изготовляют инструмент для предлагаемого педагогом музыкального произведения, повторение названий музыкальных инструментов, созданных детьми и закрепление навыков игры на них.

Образовательная – воспитательная программа «Ладушки» (И. Каплунова, И. Новоскольцева) предусматривает комплексное усвоение искусства во всём многообразии его видов, жанров, стилей. Личностное творческое развитие детей средствами разных видов художественной деятельности: музицированием, игрой, изобразительным творчеством, есть важный и необходимый вид деятельности, так как он предусматривает тесную связь в работе музыкального руководителя и детей. На непосредственно образовательной деятельности в занимательной игровой форме с детьми закрепляются полученные умения и навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Режим кружковой деятельности

 

Непосредственно образовательная деятельность кружка осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13(с изменениями на 27 августа 2015 года):

-стулья устанавливаются по числу детей занимающихся в кружке, подобраны с учётом роста детей согласно таблице 1. (пункт 6.5.);

- игрушки и ударно – шумовые инструменты безвредны для здоровья детей, отвечают санитарно – эпидемиологическим требованиям и имеют документы, подтверждающие безопасность, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции (пункт 6.10.);

-естественное и искусственное освещение в группе соответствует санитарно – эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий (пункт 7.1.);

- относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей в пределах 40-60% (пункт 8.4.);

- групповые комнаты ежедневно проветриваются. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа.
Перед непосредственно образовательной деятельностью музыка проводится влажная уборка и проветривание (пункт 8.5.)

- длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С (пункт 8.6.)
- контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров (пункт 8.9.)
- образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки (пункт 11.12.)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Материальное обеспечение кружка.

 

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО стоит особо актуально и связан с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа кружка строиться в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников. Для развития музыкальных и творческих способностей детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда. При создании условий для музыкального и творческого развития детей, обстановка во всех группах комфортная и безопасная для ребёнка, пособия доступны детям, соответствуют требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей.

Музыкальная деятельность в дошкольном возрасте во всех её видах - средство и путь всестороннего развития ребенка. Поэтому формы музыкальной деятельности детей возрастосообразные.

При организации предметной среды, возникли некоторые трудности, нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, пособий и детских музыкальных инструментов. Удивительно, но проблема способствовала развитию творчества как у педагогов и родителей, так и у детей. Многие компоненты среды были сделаны своими руками с минимальными материальными затратами

Использование нестандартного музыкального оборудования, изготовленного руками педагога и детей, очень полезно, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды, постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности, мотивацию к творчеству, а затем и потребность в ней. Часто эти звучащие атрибуты позволяют ребёнку «слышать» окружающий мир. Они легки в исполнении, требуют минимум материалов и функциональны по выполняемым задачам.

Музицирование детей при самостоятельной деятельности носит инициативный, творческий характер и основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения и развития творческих способностей детей.

Музицирование и развитие чувства ритма в повседневной жизни детского сада обуславливается включением в разные моменты детской деятельности и помогает разнообразить жизнь детей в условиях детского сада.

Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей, музыкальная среда органично соседствует с театральным и уголком и уголком по изодеятельности.

Эти виды детской деятельности тесно связаны, и как бы вытекают один из другого. В уголке по театрализованной деятельности представлены разные виды театров. Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки, которые «озвучивают» при помощи ударно – шумовых инструментов.

Использование музыки возможно не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в разных режимных моментах: в часы досуга, во время игр детей, на прогулке, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей.

В каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников, здесь наши дети имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях: исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на музыкальных и ударно – шумовых инструментах, инсценировать её, используя элементы костюмов.

Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей. Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления. Яркие зрелища, праздники, развлечения так же вызывают желание детей выразить свои впечатления. И чем они ярче - тем интереснее дети музицируют.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования творческой личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Раздел

 

4.1.Список литература

 

  1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» «МОЗАИКА_СИНТЕЗ» 2011г
  2. КаплуноваИ, Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Рекомендована комитетом по образованию г. Санкт – Петербург. 2010г.
  3. Звук - волшебник Т.Н.Девятова 7 лет
  4. Элементарное музицирование с дошкольниками Т.Э. Тютюнникова 6-7 лет
  5. Емельяянова Э. «Расскажи детям о музыкальных инструментах» Наглядно- дидактическое пособие. Карточки для занятий в детском саду. «МОЗАИКА_СИНТЕЗ» 2010г.
  6. Конкевич С.В. Картотека предметных карточек. Выпуск 7-8. «Музыкальные инструменты» ООО Издательство «Детство Пресс» 2011г..
  7. .Мадорский Л. Зак А. «Музыкальное воспитание ребёнка» Москва. АЙРИС ПРЕСС 2011г.
  8. Орлова А.В. «Музыкальный руководитель» Иллюстрированный методически журнал. Москва. Издательство Дом «Воспитание дошкольников» 2009-2014г

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_muzykalnogo_kruzhka.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления № 30 «Малышок» ГО «город Якутск»

    Рабочая программа музыкального кружка

по художественно – эстетическому развитию

детский ударно - шумовой оркестр «Бубенчики»

                                                                    Разработала: музыкальный руководитель

Кириллина Куннэй Анатольевна


г. Якутск

I. Общий раздел

            Пояснительная записка.

Исполнительство на детских музыкальных и шумовых инструментах – важный вид музыкальной деятельности детей в художественно – эстетическом развитии. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является непосредственная образовательная деятельность в кружке «Бубенчики», игра в ансамбле. У детей, вовлечённых в групповые формы музицирования, в частности, в кружок, развиваются творческие способности.      Игра на детских музыкальных и ударно – шумовых инструментах в ансамбле, позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.

У детей развивается большой интерес к миру звуков – в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные игрушки инструменты и ударно – шумовые инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

Игра в ансамбле стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив. При совместной работе в кружке дети учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развивается внимание, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать свои действия, что в совокупности способствует развитию музыкальных и творческих способностей.

Сделав своими руками звучащую игрушку, ребёнок по – иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относиться к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребёнка.


1.2.  ЦЕЛЬ:

Развитие музыкально творческих способностей, формирование творческой инициативы у детей посредством игры на детских музыкальных и ударно – шумовых инструментах.

ЗАДАЧИ:

1.Создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах.

2.Развивать внимание детей, умение слушать аккомпанемент на баяне, или аудиозапись, расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

3.Развивать динамический слух, чувство ритма, музыкальную память, тренировать метроритмическое чувство.

4. Развивать у детей интерес к игре в ансамбле, развивать эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений.

5.Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на ударно- шумовых, самодельных, музыкальных инструментах.

1.3. Принципы и подходы.

В программе кружка «Бубенчики» на первый план выдвигается цель развитие музыкально творческих способностей, формирование творческой инициативы у детей посредством игры на детских музыкальных и ударно – шумовых инструментах. Она должна обеспечить становление личности ребенка, ориентировать педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа кружка построена на партнёрских отношениях к ребенку и направлена на всестороннее развитие его творческой активности. Расширение кругозора через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами, поддержку инициативы и стремление к импровизации при игре на ударно- шумовых, самодельных, музыкальных инструментах. В программе кружка отсутствуют жесткая регламентация знаний детей. При разработке программы опиралась на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, уделяя внимание игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) так как правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.

Программа кружка «Бубенчики»:

1. соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, позволяющая решать поставленные цели и задачи, при использовании разумного «минимума» материала.

2. строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

3. предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

1.4. Планируемые результаты.

1. Развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными приёмами игры на музыкальных и ударно – шумовых инструментах, может контролировать свои движения и управлять ими;

2. Способен к волевым усилиям, может следовать общему построению партитуры игры в ансамбле.

3. Проявляет инициативу и стремление к импровизации при игре на ударно – шумовых музыкальных инструментах.

4. Способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения при выборе инструмента для сопровождение любой мелодии.

5. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, со-

переживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет

свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

6. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

7. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

8. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

9. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в подборе инструментов, для сопровождения мелодии, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

10.Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

11. Проявляет ответственность за начатое дело.

II. Содержательный раздел

2.1. Образовательная деятельность кружка

Т.к. играть на музыкальных и ударно – шумовых инструментах вместе намного сложнее, чем в отдельности, требуются индивидуальные и групповые занятия, чтобы добиваться слаженности, динамического и ритмического ансамбля. Также на индивидуальных занятиях происходит распределение инструментов для исполнения в оркестре с учетом возможностей детей и их желаний.  Индивидуальные занятия помогают заметить особо одаренных детей для исполнения сольных партий. Выявить интересы и склонности детей, закрепить навыки и умения, особо позаниматься с пропустившими занятия, помогать перешагнуть барьер скованности и робости неуверенным детям.

Структура непосредственно образовательной деятельности кружка «Бубенчики»

  1. Музыкальная грамота.

Цель: расширять представление о музыке (частности инструментальной), об основных средствах выразительности, нотной грамоте.

  1. Ритмические и рече – ритмические упражнения:

Цель: развитие и тренировка чувства метроритма, соблюдать определённый ритм мелодии, общую динамику, темп.

  1. Разучивание и исполнение музыкальных произведений:

Цель: обучение приёмами игры на музыкальных и ударно-шумовых инструментах, осваивать правильные приёмы звукоизвлечения, навыкам коллективной игры, одновременно начинать игру, развитие чувства ансамбля.

  1.  Творческое музицирование.

Цель: обучение детей импровизировать с любой мелодией, любыми инструментами.


2.2 Формы, методы и средства реализации программы


Формы

В работе кружка использую все формы реализации программы.

Основной формой является игра т.к. она может быть разнообразной: игра с правилами, игра со словами, игра с ритмом, дидактическая игра.

Игровая ситуация, как форма работы используется при подражание выполнения задания, по образцу, а затем и самостоятельно.

Мастерская форма организации позволяет развивать двигательную (мелкую) моторику.

Ситуативная форма, ситуация общения и взаимодействия, игровые ситуации. Ситуативный разговор с детьми, ситуация по интересам детей, практические ситуации по интересам детей (желание играть определённой группой инструментов) и другое.

Экспериментирование и исследования: практическое - изготовление игрушек самоделок, наполнение предмета различными наполнителями (крупами) и извлечение получившегося звука.

Проект –создание условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с педагогом открывать новые практические опыты, добывать его экспериментальным поисковым путём, анализировать и преобразовывать.

Беседы, загадки, рассказывание, разговор, слушание музыки, исполнение и творчество.

Используемые формы реализации программы кружка «Бубенчики» могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность - интегративный метод проектов).

Методы

Используемые в кружке методы, позволяют упорядочить способы взаимодействия педагога и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования. 
Для обеспечения эффективного взаимодействия с детьми в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:

1. Словесный (рассказ, объяснение).

2. Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком).

3.Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми).

4. Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах).

5. Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.)

6. Изготовление самодельных игрушек - инструментов и их использование.

7. Информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, просмотр компьютерных презентаций, рассказ педагога);

8. Репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление слов - моделей с опорой на предметно-схематическую модель).

Средства

Средства программы кружка «Бубенчики», направлены на развитие творческих способностей и инициативы детей:

-игровой - дидактические игры, речевые, музыкальные, игра на инструменте;

-коммуникативной - дидактический материал;

-познавательно-исследовательской (слова - модели, эксперименты со звуком и др.);

-продуктивной - изготовление игрушек самоделок;

-музыкально – художественной - детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.

В работе кружка используется средства демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные;

естественные и искусственные; реальные и виртуальные.

2.3 Описание образовательной деятельности с детьми ОНР

Цель: настроить детей на позитив, создать атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Развивать чувство ритма, артикуляцию, мелодический, динамический, тембровый и звуковысотный слух, интонационную выразительность, музыкальную память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом.

Игра на ударно – шумовых инструментах

Использование игры на ударно – шумовых инструментах в работе с детьми ОНР позволяет тренировать различные группы мышц, помогает выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивает коммуникативные навыки, пальчиковые игры развивают мелкую моторику. В работе кружка, с детьми имеющими речевые нарушения, я использую ударно - шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты; бубны, колотушки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики, ложки. Обучение на детских музыкальных инструментах является не самоцелью, а средством для решения коррекционных задач: развитию мелкой моторики, координации движений, чувство ритма, внимания и памяти

Особое внимание уделяю играм с пением. Музыка, сопровождающая игры влияет на качество исполнения – улучшает пластичность движений придаёт мягкость и красоту. А создание определённого образа, навеянного словами и мелодией, развивает фантазию ребёнка его слуховое внимание. Пропевая слова, слушая музыку, ребёнок учиться различать её динамические оттенки, определяет темп, ритм, а также подчиняет свои движения всем музыкальным изменениям. Также в работе с детьми ОНР использую русские народные игры, игры упражнения, игры со словами, пальчиковые игры.

Таким образом, у ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для исправления речевых нарушений.

III. Организационный раздел

3.1. Программное обеспечение

Использование элементов программы "Элементарное музицирование с дошкольниками" Тютюнникова Т.Э. в основе, которой заложено сочетание принципов  педагогики Карла Орфа и отечественной детской музыкальной педагогики, что позволяет эффективно решать поставленные задачи. Вариативность программы позволяет адаптировать её к работе с детьми младшего и более старшего возраста. Работа с детьми по развитию навыков элементарного музицирования в соответствии с требованиями программы осуществляется по трём взаимосвязанным направлениям: учебному, творческому и концертному.

Программа «Звук – волшебник» Т. Н. Девятовой предназначена для старшего дошкольного возраста. Цель программы - развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Программа начинается с изучения немузыкальных звуков окружающей среды. Постепенно детьми переходят к созданию простейших инструментов по образцу, воспроизведение ритмического рисунка песенок, попевок, потешек. На завершающем этапе программы дети самостоятельно выбирают и изготовляют инструмент для предлагаемого педагогом музыкального произведения, повторение названий музыкальных инструментов, созданных детьми и закрепление навыков игры на них.

Образовательная – воспитательная программа «Ладушки» (И. Каплунова, И. Новоскольцева) предусматривает комплексное усвоение искусства во всём многообразии его видов, жанров, стилей. Личностное творческое развитие детей средствами разных видов художественной деятельности: музицированием, игрой, изобразительным творчеством, есть важный и необходимый вид деятельности, так как он предусматривает тесную связь в работе музыкального руководителя и детей. На непосредственно образовательной деятельности в занимательной игровой форме с детьми закрепляются полученные умения и навыки.

3.2. Режим кружковой деятельности

Непосредственно образовательная деятельность кружка осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13(с изменениями на 27 августа 2015 года):

-стулья устанавливаются по числу детей занимающихся в кружке, подобраны с учётом роста детей согласно таблице 1. (пункт 6.5.);

- игрушки и ударно – шумовые инструменты безвредны для здоровья детей, отвечают санитарно – эпидемиологическим требованиям и имеют документы, подтверждающие безопасность, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции (пункт 6.10.);

-естественное и искусственное освещение в группе соответствует санитарно – эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий (пункт 7.1.);

- относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей в пределах 40-60% (пункт 8.4.);

- групповые комнаты ежедневно проветриваются. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа.
Перед непосредственно образовательной деятельностью музыка проводится влажная уборка и проветривание (пункт 8.5.)

- длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С (пункт 8.6.)
- контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров (пункт 8.9.)
- образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки (пункт 11.12.)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 сентября 2015 года 
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 41.)

3.3. Материальное обеспечение кружка.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО стоит особо актуально и связан с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа кружка строиться в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников. Для развития музыкальных и творческих способностей детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда. При создании условий для музыкального и творческого развития детей, обстановка во всех группах комфортная и безопасная для ребёнка, пособия доступны детям, соответствуют требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей.

Музыкальная деятельность в дошкольном возрасте во всех её видах - средство и путь всестороннего развития ребенка. Поэтому формы музыкальной деятельности детей возрастосообразные.

При организации предметной среды, возникли некоторые трудности, нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, пособий и детских музыкальных инструментов. Удивительно, но проблема способствовала развитию творчества как у педагогов и родителей, так и у детей. Многие компоненты среды были сделаны своими руками с минимальными материальными затратами

Использование нестандартного музыкального оборудования, изготовленного руками педагога и детей, очень полезно, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды, постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности, мотивацию к творчеству, а затем и потребность в ней. Часто эти звучащие атрибуты позволяют ребёнку «слышать» окружающий мир. Они легки в исполнении, требуют минимум материалов и функциональны по выполняемым задачам.

Музицирование детей при самостоятельной деятельности носит инициативный, творческий характер и основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения и развития творческих способностей детей.

Музицирование и развитие чувства ритма в повседневной жизни детского сада обуславливается включением в разные моменты детской деятельности и помогает разнообразить жизнь детей в условиях детского сада.

Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей, музыкальная среда органично соседствует с театральным и уголком и уголком по изодеятельности.

Эти виды детской деятельности тесно связаны, и как бы вытекают один из другого. В уголке по театрализованной деятельности представлены разные виды театров. Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки, которые «озвучивают» при помощи ударно – шумовых инструментов.

Использование музыки возможно не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в разных режимных моментах: в часы досуга, во время игр детей, на прогулке, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей.

В каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников, здесь наши дети имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях: исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на музыкальных и ударно – шумовых инструментах, инсценировать её, используя элементы костюмов.

Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей. Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления. Яркие зрелища, праздники, развлечения так же вызывают желание детей выразить свои впечатления. И чем они ярче - тем интереснее дети музицируют.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования творческой личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

                                                   IV. Раздел

4.1. Список литература

  1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» «МОЗАИКА_СИНТЕЗ» 2011г
  2. Каплунова И, Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Рекомендована комитетом по образованию г. Санкт – Петербург. 2010г.
  3. Звук - волшебник Т.Н.Девятова 7 лет
  4. Элементарное музицирование с дошкольниками Т.Э. Тютюнникова 6-7 лет
  5. Емельяянова Э. «Расскажи детям о музыкальных инструментах» Наглядно- дидактическое пособие. Карточки для занятий в детском саду. «МОЗАИКА_СИНТЕЗ» 2010г.
  6. Конкевич С.В. Картотека предметных карточек. Выпуск 7-8. «Музыкальные инструменты» ООО Издательство «Детство Пресс» 2011г..
  7. .Мадорский Л. Зак А. «Музыкальное воспитание ребёнка» Москва. АЙРИС ПРЕСС 2011г.
  8. Орлова А.В. «Музыкальный руководитель» Иллюстрированный методически журнал. Москва. Издательство Дом «Воспитание дошкольников» 2009-2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»

Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)

Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....