Зима в деревне
методическая разработка (старшая группа)
Знакомство с традиционной-бытовой культурой русского народа (мини- музей «горница», «изба», «домашняя утварь»); расширение активного словаря; развитие интереса к посещению избы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zima_v_derevne_starshaya_gruppa.docx | 21.64 КБ |
zima_v_derevne_detskaya_prezentatsiya.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Зимушка-зима»
Вид проекта: тематический, познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный, коллективный.
Время реализации проекта: сезонный (с 29 ноября 2021 г. по 21 декабря 2021г.)
Участники: дети группы, воспитатели, родители.
Цель: знакомство с традиционной-бытовой культурой русского народа (мини- музей «горница», «изба», «домашняя утварь»); расширение активного словаря; развитие интереса к посещению избы
Задачи: Развивать интерес детей к историческому прошлому;
Научить детей понимать историческое прошлое родного села, города, страны;
Развивать устойчивый и углублённый интерес к произведениям искусства, обычаям, быту.
Перечень экспонатов: музей «Изба» представляет собой воспроизведение жилого деревенского посещения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства. Центральное место в русской избе занимает макет печи. Красный угол избы- стол, лавки. Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезоны изменения.
Материалы: предметы быта мини-музей, игрушки, книги, атрибуты.
Словарная работа:
Русская изба- деревянная постройка, она изумляет плотницким искусством. Ни одного гвоздя, брёвна стоят плотно друг к другу-не сдвинуть.
Горенка-небольшое помещение с печкой, верхней части жилого дома.
Чугунок-чугунная посуда, в которой варили еду.
Миски, ложки, ковши, крынки- посуда, которую делали из дерева своими руками
Стол, лавки, сундуки делались своими руками с любовью и радовали красотой
Керосиновая лампа, лучины- в тёмные зимние вечера освещали избу
Подзоры- кружевные оборки на покрывалах, полотенцах. Ими украшали лавки, кровати, столы, стены
Печь- её складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Печь давала тепло, в ней пекли хлеб, готовили еду и даже спали.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
- Использование пословиц, загадок, поговорок.
- Чтение художественной литературы.
- Использование русских народных песен и танцев.
- Проведение русских народных игр.
- Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
- Применение игрушек и изделий народных промыслов.
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
- Рассматривание иллюстраций о русской деревне, быте.
- Беседы, вопросы, разъяснения.
- Изготовление макета избы и русской печи
Формы образовательной работы с детьми
- Организованные занятия.
- Совместная деятельность.
- Досуг
- Наблюдения в быту и природе.
- Просмотр презентаций, слушание музыки.
Адресная направленность
Опыт проектной деятельности на тему «Русская деревня» адресуется педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.
Основные направления работы:
1. Создание атмосферы национального быта - создание макета русской избы, печи
Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, окружить ребят предметами, характерных для русского народного быта. Это позволит детям погрузиться в своё историческое прошлое и узнать корни происхождения русского народа.
Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, деревянные ложки и миски, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода
С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в народные игры, рисовали, собирали пазлы.
2. Использование фольклора (сказки, потешки, загадки, русские народные пессни).
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. В них отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры на посуде ;плетение кружев; резьба по дереву; причудливые игрушки.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.
4. Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры («Горелки», «Перетягивание каната») в программу организации двигательной активности детей.
Этапы реализации проекта:
I Этап. Концептуальный (с 29 ноября по 3 декабря 2021г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.
- Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.
- Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.
II Этап. Формирующий (с 6 декабря по 10 декабря 2021 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта
- Занятия в соответствии с планом.
- Беседы.
- Чтение познавательной и художественной литературы.
- Слушание русских народных песен.
- Просмотр презентаций.
III Этап. Рефлексионный (с 13 по 21 декабря 2017г.) – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.
-Квест «Зима в деревне»
-Чаепитие « Посиделки у печки»
Реализация проекта по образовательным областям.
Образовательная область | Содержание работы |
Познавательное развитие | ООД «Знакомство с русской избой» («Народная культура и традиции» с.30) |
Речевое развитие | Чтение сказок, потешек, отгадывание загадок |
Художественно-эстетическое | Рисование «Русской избы» с помощью соли Раскрашивание шишек Изготовление кормушек для птиц Изготовление новогодней гирлянды для деревенской елки Рисование «Свеча» Разучивание народных и колыбельных песен |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа «Труд взрослых в деревне» -Просмотр презентации о русской деревне - Создание макета русской избы, печи - Квест «Зима в деревне» -Чаепитие «Посиделки у печки» |
Физическое развитие | Разучивание игр «Горелки», «Золотые ворота», «Колечко». |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе реализации проекта дети группы «Островок» получили знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте русского народа в старину.
Также познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Дети участвовали в изготовлении макета избы и печи.
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
Список литературы:
- «Народная культура и традиции» , Косарёва, В. Н.
- «Истоки русской народной культуры в детском саду» И. Г. Гаврилова
- «Лексические темы по развитию речи дошкольников, И. В. Козина
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деревня- небольшое поселение. В ней одноэтажные частные дома. Улицы в деревне узкие в отличии от городских. Вокруг леса и поля . Воздух чистый и свежий. Жители деревень занимаются земледелием и животноводством. Самые тяжелые времена года для сельчан- это весна, когда идет посевная . Летом сенокос , осенью сбор урожая. Самая любимая пора в деревне – это Зима . Можно и передохнуть. Зима для деревенских ребятишек самое любимое время года. Они строят высокие горы из снега , катаются на санках, играют в снежки, а еще взрослые запрягают лошадей в сани и устраивают зимние покатухи для ребятни. Дети валяются в снежных сугробах, а потом уставшие и голодные бегут домой в свои деревенские избы…
Деревенский быт. Традиционным русским жилищем является Изба. Мастера- плотники рубили избу из еловых и сосновых бревен, а крышу крыли соломой или осиновыми дощечками , с резным деревянным коньком на верху. Конек- знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей. Которая должна была привести семью к лучшему будущему. Крыша покатая, чтоб зимой снег не задерживался . Снаружи дом украшали резьбой . Вход в жилище начиналось с крыльца. Изба состоит из двух частей : холодной ( сени, клеть , подклеть) и теплой (там ,где находилась печь).
Внутренние помещения делились на сени и светлицу . Важное место внутри жилища занимала русская печь с лежанкой. По стенам стояли лавки и сундуки . Ц ентром сбора семьи был деревянный длинный стол, который накрывался скатертью. Особо нарядно оформлялся красный угол- место с иконами. Неотьемлемым атрибутом русского жилища был самовар.
Печка- матушка Какая же изба без русской печки ? Её ласково называли печь - матушка, печь-кормилица. Первым делом в избе складывали из кирпича печь. Печка давала тепло, на ней готовили еду, сушили одежду и на ней даже спали… Возле печки иногда зимой грелись маленькие ягнята, козлята и цыплята… А ещё около печи в зимние долгие вечера рассказывали сказки … И на время мы решили в нашей группе устроить деревенский уголок, с настоящей русской печкой..
КОНЕЦ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зима в деревне"
конспект по рисованию для детей средней группы из цыкла "Знакомство детей с пезажной живописью"....
Конспект НОД "Рассматривание репродукции картины Ф. В. Сычкова "Зима в деревне".
Материал способствует развитию у детей творческих способностей, эстетических чувств, развитию видения содержания, средств выразительности живописи....
Конспект открытого занятия по связной речи на тему: «Зима в городе и в деревне» в подготовительной логопедической группе «Улыбка» МДОУ Д/С №1 «Сказка» составила: учитель-логопед Панфилова Е.В.
Предлагаю вариант занятия в подготовительной логопедичекой группе по формированию связной речи...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины Исаака Ильича Левитана « Деревня. Зима» и «Лес зимой»
Вызвать эмоциональное отношениме к природе. Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета. Учить самостоятельно придумывать сюжет использовать выразительные сре...
Конспект НОД по ознакомлению с живописью (с учетом интеграции образовательных областей) на тему «Знакомство с картиной И.И. Левитана «Деревня. Зима» для детей старшей группы
Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё....
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста по рисованию и аппликации: "Зима в деревне" (с использованием нетрадиционной техники)
Рисование: этапы работы: "Зима в деревне"...
«Зима в деревне»
........