«Зима в деревне»
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 49 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Проект «Зима в деревне»
во второй старшей группе «Островок»
Воспитатели:
1. Ихсонова Алина Юрьевна
2. Комарова Инна Михайловна
г. Санкт-Петербург
2021 г.
Проект «Зима в деревне»
Вид проекта: тематический, познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный, коллективный.
Время реализации проекта: сезонный (с 29 ноября 2021 г. по 21 декабря 2021г.)
Участники: дети группы, воспитатели, родители.
Цель: знакомство с традиционной-бытовой культурой русского народа (мини- музей «горница», «изба», «домашняя утварь»); расширение активного словаря; развитие интереса к посещению избы
Задачи: Развивать интерес детей к историческому прошлому;
Научить детей понимать историческое прошлое родного села, города, страны;
Развивать устойчивый и углублённый интерес к произведениям искусства, обычаям, быту.
Перечень экспонатов: музей «Изба» представляет собой воспроизведение жилого деревенского посещения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства. Центральное место в русской избе занимает макет печи. Красный угол избы- стол, лавки. Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезоны изменения.
Материалы: предметы быта мини-музей, игрушки, книги, атрибуты.
Словарная работа:
Русская изба- деревянная постройка, она изумляет плотницким искусством. Ни одного гвоздя, брёвна стоят плотно друг к другу-не сдвинуть.
Горенка-небольшое помещение с печкой, верхней части жилого дома.
Чугунок-чугунная посуда, в которой варили еду.
Миски, ложки, ковши, крынки- посуда, которую делали из дерева своими руками
Стол, лавки, сундуки делались своими руками с любовью и радовали красотой
Керосиновая лампа, лучины- в тёмные зимние вечера освещали избу
Подзоры- кружевные оборки на покрывалах, полотенцах. Ими украшали лавки, кровати, столы, стены
Печь- её складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Печь давала тепло, в ней пекли хлеб, готовили еду и даже спали.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:
- Использование пословиц, загадок, поговорок.
- Чтение художественной литературы.
- Использование русских народных песен и танцев.
- Проведение русских народных игр.
- Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
- Применение игрушек и изделий народных промыслов.
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
- Рассматривание иллюстраций о русской деревне, быте.
- Беседы, вопросы, разъяснения.
- Изготовление макета избы и русской печи
Формы образовательной работы с детьми:
- Организованные занятия.
- Совместная деятельность.
- Досуг
- Наблюдения в быту и природе.
- Просмотр презентаций, слушание музыки.
Адресная направленность:
Опыт проектной деятельности на тему «Русская деревня» адресуется педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.
Основные направления работы:
1. Создание атмосферы национального быта - создание макета русской избы, печи
Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, окружить ребят предметами, характерных для русского народного быта. Это позволит детям погрузиться в своё историческое прошлое и узнать корни происхождения русского народа.
Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, деревянные ложки и миски, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода
С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в народные игры, рисовали, собирали пазлы.
2. Использование фольклора (сказки, потешки, загадки, русские народные пессни).
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. В них отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры на посуде ;плетение кружев; резьба по дереву; причудливые игрушки.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.
4. Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры («Горелки», «Перетягивание каната») в программу организации двигательной активности детей.
Этапы реализации проекта:
I Этап. Концептуальный (с 29 ноября по 3 декабря 2021г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.
- Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.
- Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.
II Этап. Формирующий (с 6 декабря по 10 декабря 2021 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта
- Занятия в соответствии с планом.
- Беседы.
- Чтение познавательной и художественной литературы.
- Слушание русских народных песен.
- Просмотр презентаций.
III Этап. Рефлексионный (с 13 по 21 декабря 2017г.) – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.
-Квест «Зима в деревне»
-Чаепитие « Посиделки у печки»
Реализация проекта по образовательным областям.
Образовательная область | Содержание работы |
Познавательное развитие | ООД «Знакомство с русской избой» («Народная культура и традиции» с.30) |
Речевое развитие | Чтение сказок, потешек, отгадывание загадок |
Художественно-эстетическое | Рисование «Русской избы» с помощью соли Раскрашивание шишек Изготовление кормушек для птиц Изготовление новогодней гирлянды для деревенской елки Рисование «Свеча» Разучивание народных и колыбельных песен Оригами «Дед Мороз-красный нос» Оригами «Снежинки в деревне» |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа «Труд взрослых в деревне» -Просмотр презентации о русской деревне -Просмотр сказки «Морозко» - Создание макета русской избы, печи - Квест «Зима в деревне» -Чаепитие «Посиделки у печки» |
Физическое развитие | Разучивание игр «Горелки», «Золотые ворота», «Колечко». |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе реализации проекта дети группы «Островок» получили знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте русского народа в старину.
Также познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Дети участвовали в изготовлении макета избы и печи.
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
Список литературы:
1. «Народная культура и традиции. Методическое пособие для воспитателей ДОУ». Автор-составитель Косарёва В. Н.. – СПб., «Детство-Пресс», 2018 «Истоки русской народной культуры в детском саду» И. Г. Гаврилова
2.Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». – М., «Сварог и К», 2020.
3. Козина И.В. «Лексическое темы по развитию дошкольников»». – М., «Сфера», 2020.
4. Князева О.Л. «Пословицы русского народа. – СПб., «Детство- 1984
Приложение №1
Игра-квест
Эстафета на улице:
1. Перетягивание каната
2. Быстрые ложки
3. Игра «Золотые ворота»
4. Игра «Горелки»
Игры в группе:
1. Собери пазлы (изба, печь)
2. Намотай клубок
3. Водонос
4. Плетёный веник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зима в деревне"
конспект по рисованию для детей средней группы из цыкла "Знакомство детей с пезажной живописью"....
Конспект НОД "Рассматривание репродукции картины Ф. В. Сычкова "Зима в деревне".
Материал способствует развитию у детей творческих способностей, эстетических чувств, развитию видения содержания, средств выразительности живописи....
Конспект открытого занятия по связной речи на тему: «Зима в городе и в деревне» в подготовительной логопедической группе «Улыбка» МДОУ Д/С №1 «Сказка» составила: учитель-логопед Панфилова Е.В.
Предлагаю вариант занятия в подготовительной логопедичекой группе по формированию связной речи...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины Исаака Ильича Левитана « Деревня. Зима» и «Лес зимой»
Вызвать эмоциональное отношениме к природе. Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета. Учить самостоятельно придумывать сюжет использовать выразительные сре...
Конспект НОД по ознакомлению с живописью (с учетом интеграции образовательных областей) на тему «Знакомство с картиной И.И. Левитана «Деревня. Зима» для детей старшей группы
Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё....
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста по рисованию и аппликации: "Зима в деревне" (с использованием нетрадиционной техники)
Рисование: этапы работы: "Зима в деревне"...
Зима в деревне
Знакомство с традиционной-бытовой культурой русского народа (мини- музей «горница», «изба», «домашняя утварь»); расширение активного словаря; развитие интереса к по...