Дидактическая игра "Круглый год"
материал (старшая, подготовительная группа)
Игра выполнена по принципу Колец Луллия, призвана помочь в освоении навыков системного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did._igra_kruglyy_god.docx | 1012.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Круглый год»
С детьми подготовительной группы мы придумали и сами изготовили дидактическую игру по типу колец Луллия «Круглый год». Предназначена она для детей дошкольного возраста и призвана помочь в освоении навыков системного мышления.
Работая много лет в детском саду, я наблюдаю, как трудно дошкольникам усвоить отвлечённые понятия (названия месяцев, их очерёдность, количество месяцев в году). Чтобы наглядно показать из чего складывается год (дни, недели, месяцы), мы соорудили модель года. Основой для игры послужили уже знакомые кольца Луллия с окошком для рассматривания. Чтобы эмоционально окрасить дидактическое пособие, сделать его более привлекательным для детей, на первый диск мы наклеили изображения сказочных месяцев из сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев». Очерёдность наступления каждого месяца дети обозначили с помощью числового ряда (наклеили определённое количество кружков). Цветовое решение первого диска помогает условно разделить четыре времени года. Чтобы помочь детям лучше запомнить месяцы, мы увязали их с событиями, которые происходят в это время (природные явления, труд людей в природе, развлечения детей). Аналогично сделаны и последующие диски меньшего размера, на которых закреплены понятия: «Дни недели», «Части суток».
С помощью дидактической игры «Круглый год» можно учить детей видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни людей. Устанавливать закономерности развития всего живого. При вращении нескольких колец, дети могут определить какое сейчас время года, месяц, день недели, часть суток. Можно найти необычное сочетание и поразмышлять над этим с позиции бывает-не бывает и почему? А если бывает, то в каком случае, при каких обстоятельствах. Можно пофантазировать на эту тему, например как будет выглядеть новогодний праздник не зимой, а летом. Данное пособие способствует развитию речи, даёт возможность упражняться в составлении фантастических рассказов, активизирует мыслительную деятельность.
Описание игры «Круглый год»
Игра представляет собой четыре вращающихся диска разных размеров. Сверху всех дисков помещается стрелка, которая помогает определить найденное сочетание (можно использовать вместо неё белый диск с окошком). Диски скреплены между собой в центре подвижно (шуруп и гайка). Они могут разъединяться и использоваться как по отдельности, так и в разных комбинациях.
1диск – (большой) Разделён на четыре сектора: зима, весна, лето, осень. В каждом секторе изображение трёх месяцев (по типу сказочных 12 месяцев).
2диск – (меньшего размера) Разделён на двенадцать секторов разного цвета по количеству месяцев. В каждом секторе сюжетная картинка, отображающая природные явления в данном месяце, труд людей в природе, развлечения детей. Числовые карточки на секторах показывают очерёдность месяцев.
3диск – (средний) Разделён на семь частей по количеству дней в неделе. В каждом секторе сюжетная картинка, иллюстрирующая какой-то вид деятельности по типу: «В понедельник я стирала».
4диск – (маленький) Разделён на четыре сектора разного цвета по количеству частей суток. В каждом из них изображение видов деятельности, характерных для определённой части суток.
К игре прилагается серия разных картинок: сезонные изменения в природе (снег, дождь, солнце, листопад). Цветы; плоды; животные; птицы; труд людей в природе, развлечения детей.
Содержание игровых правил и действий
Для младшего дошкольного возраста хорошо использовать сочетание двух колец. Для среднего и старшего возраста – 3-4 кольца. Вращается диск, стрелка показывает на один из секторов. Играющие определяют по цвету сектора сезон и подбирают картинки, соответствующие этому времени года. Вариантов у этой игры много. Можно играть подгруппами. Выигрывают те, кто безошибочно выполнил задание.
При вращении нескольких колец получается множество вариаций. Дети могут найти как правильное сочетание (время года, месяц, день недели, часть суток) так и неверное и поразмыслить над этим с помощью игр «Хорошо-плохо», «Вред-польза», «Придумай небылицу», «Сочини сказку».
Примеры использования в работе
Старшие дошкольники зачастую затрудняются в определении временных отношений, пространственных характеристик, некоторые дети, по их высказываниям, проживают в детском саду не один, а целых два дня (до сончаса и после него), поэтому в играх с детьми мы моделируем ситуации, которые могли бы способствовать лучшему пониманию ребёнком временных отношений, общей картины мироустройства. Например, занимаясь данной игрой, дети обнаруживают, что стрелочка «застыла» на одном месте и показывает всё время на день. Что бы это значило? Как людям отличать один день от другого и надо ли это? Как мамы узнают, что пора приходить за детьми в садик? Что ребята делают в детском саду только один раз в день, а что много? (Один раз в день делают зарядку, едят кашу только на завтрак). Можно рассказать детям о полярном дне и полярной ночи, о людях, которые приспособились к этим явлениям природы и каким образом они это делают. Поиграть в игру «Хорошо-плохо».
При свободном вращении колец выпадает множество интересных вариантов, которые могут стать прекрасной основой для познавательных бесед. Например, грачи прилетели в …. Феврале. Что бывает в феврале? Ветры дуют в феврале, воют в трубах звонко. Холод. Снег. Что случится с птицами? От чего они могут погибнуть: от холода или от голода? Почему перелётные птицы улетали в тёплые края? Чем питаются грачи?Чем мы могли бы им помочь?
На занятиях по валиологии можно рассмотреть человека и его деятельность в разные отрезки времени. Например, человек плавает в …. Декабре. Возможно ли такое? В каком случае? Что для этого необходимо делать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры. Подготовка и проведение дидактических игр.
Памятка для воспитателей....
Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми
Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников
Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...
Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»
Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....