Проведение работы по развитию речи в повседневной жизни.
учебно-методический материал

Алтунина Анна Николаевна

Консультация "Проведение работы по развитию речи в повседневной жизни"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение работы по развитию речи в повседневной жизни.

        Ребёнок - дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание я уделяю своей речи. Так как ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

В процессе речевого общения с детьми я использую и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:

  • помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой...), связанных с конкретными зрительными представлениями;
  • помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,...);
  • способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
  • помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
  • являются образцами поведения детей;
  •  выполняют социальную, воспитывающую функцию.

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Воспитатель должен стремиться развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Каждый воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её - нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

Повседневное общение даёт мне возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговариваю о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т.д.

Например: дети, молча, одеваются на прогулку. Я рассказывает обо всём, что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные: у  Саши - зелёные, у Маши – коричневые.  У Жени ботинки со шнурками, а у Ани - с ремешком, у Кати – сапоги».

Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, я даю указания к работе и обязательно слежу за правильностью их выполнения.

Когда дети умываются, можно говорить  о том, что они моют, чем моют, какая вода, какое мыло, чем вытираются и т.д.

Во время дежурства по столовой привлекаю внимание детей к посуде, рассказываю о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляю названия, демонстрирую форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, его свойства (бьётся), количество и место разных предметов посуды на столе.

С появлением активной речи задаю вопросы детям по усвоенному материалу.

Чем младше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать словами свои действия. Он должен сам называть предметы и действия, но и задавать детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т.д.

Необходимо также закреплять навыки общего и речевого поведения. В средней группе к концу года дети должны научиться пользоваться активной речью, рассказывая о выполненном трудовом процессе или, отвечая на вопросы, называть предстоящую деятельность словосочетаниями: будем одеваться, кормить рыбок и т.д.

Очень полезен такой приём: воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребёнку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.

Важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке и экскурсиях, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи. Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других - меньше. Поэтому я ввожу в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.

В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.

Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Я регулярно знакомлю родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость.  

        Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Формирование навыков разговорной речи в повседневной жизни"

Возрастные особенности общения детей дошкольного возроста со сверстникам...

Формирование навыков разговорной речи в повседневной жизни у дошкольников

Формирование навыков разговорной речи в повседневной жизни у дошкольников....

Сообщение из опыта работы «Личностно - ориентированные технологии в повседневной жизни»

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ  ТЕХНОЛОГИИВ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ....

Консультация. Организации работы по физическому воспитанию в повседневной жизни.

Организации работы по физическому воспитанию в повседневной жизни....

«Работа с календарем природы в повседневной жизни»

Создавать условия для формирования желание самостоятельно добывать знания о погодных изменениях зимой по средствам работы с календарем природы...