«Императивное, манипулятивное и диалогическое общение: сравнительный анализ»
учебно-методический материал

Алтунина Анна Николаевна

Домашняя контрольная работа по «Психология общения» тема: «Императивное, манипулятивное и диалогическое общение: сравнительный анализ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашняя контрольная работа по ОГСЭ 02.

«Психология общения»

тема: «Императивное, манипулятивное и диалогическое общение: сравнительный анализ»

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Типы общения
  1. Императивное общение…………………………………………….5
  2. Манипулятивное общение……………………………………...….7
  3. Диалогическое общение……………………………………….…..9
  4. Сравнительный анализ……………………………………………10
  1. Выполнить методики и привести их обработку и анализ

2 .2.     Методика «Определение уровня общительности» ……………12

2.3.    Методика «Диагностика эмоциональных барьеров в

межличностном общении» ……………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………..…..16

Список используемой литературы……………………………….……17

Введение

Цель: Изучение типов межличностного общения.

Задачи:

  • Изучить  типы: императивное, манипулятивное и диалогическое общение;
  • Дать сравнительный анализ этих типов;
  • Выполнить методики и привести их обработку и анализ.

        Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того чтобы педагог мог получить информацию от участников воспитательного процесса, он должен вступить с ними в общение.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

        В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог. Рассмотрим каждый тип более подробно.

        

        

  1. Императивное общение.

        Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения "начальник—подчиненный", воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения , детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

        Такое общение обычно называют авторитарным или автократическим, или даже директивным. По воздействию на партнера, на собеседника оно относится к группе деструктивных видов общения. При таком взаимодействии индивидуальные особенности и личные цели партнера не имеют значения, он рассматривается как безликий человек, средство достижения цели другого, как механизм, который не может самостоятельно работать, поэтому его нужно включать, им нужно управлять. Причем представитель императивного контакта не скрывает своих намерений, принуждая другого действовать по принципу: «Я сказал!». Авторитарный тренер обычно предпочитает убеждению принуждение. В качестве средств влияния используются приказы, указы, распоряжения, инструкции, угрозы и предписания. Обычно такой представитель авторитарного стиля демонстрирует дистанцию, соблюдает иерархию даже при игровом взаимодействии, противопоставляет себя другим, не считаясь с партнерами, создавая довольно-таки напряженную атмосферу общения.

С психологической точки зрения авторитарный стиль взаимодействия неблагоприятен. Самое слабое место такого стиля общения — нежелание и неумение отмечать успехи других, хвалить и поддерживать, поощрять партнеров. Если подобный лидер оказался руководителем групповой дискуссии, то, как правило, ее участники не проявляют инициативу, творчество, чаще всего они пассивны в высказываниях и тем более в принятии решений. При тренинге педагогического общения такой стиль нецелесообразен, так как он является причиной повышенной психологически-стрессовой нагрузки, вредной для здоровья, провоцирует конфликтные ситуации, негативную реакцию и сопротивление, разрушает отношения в группе изнутри.

К императивным прямым формам воздействия относятся приказы, требования, запрещения и принуждение.

Приказ – официальное распоряжение того, кто облечен властью.

Требование – это выраженная в решительной, категоричной форме просьба о том, что должно быть выполнено, на что требующий имеет право.

Запрет – форма воздействия, при которой человеку не позволяют что-либо делать, использовать.

  1. Манипулятивное общение

        Манипулятивное общение - это субъект-объектное общение (горизонтальное – мягкая манипуляция и вертикальное – агрессивная манипуляция), при котором воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно. 

Манипуляция – это воздействие на человека (группу людей) с целью побуждения к действиям, противоречащим его (их) собственным интересам. Как и императив, манипулирование предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека, но манипулятивное воздействие, в отличие от открытого приказа, осуществляется незаметно, скрытно. При этом реальные цели и мотивы манипуляторов практически всегда расходятся с декларируемыми. В манипулятивной коммуникации партнер воспринимается не как уникальная, свободная, равноправная личность, а как носитель определенных качеств и свойств, нужных манипулятору. Разница между манипуляцией и внешне схожим с ней приемом так называемого скрытого воздействия состоит в стремлении активной стороны к достижению одностороннего выигрыша. Сущность манипуляции заключается в видимой открытости информации, декларировании возвышенных целей, но одновременно существует нечто скрытое, некий механизм, который позволяет воздействовать на людей, не будучи обнаруженным [5]

Особым видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой пользуются прежде всего профессионалы влияния: продавцы, работники сферы обслуживания, руководители, таксисты, официанты, вербовщики религиозных сект, попрошайки и мошенники. Манипуляция используется педагогами в отношении учащихся и учащимися в отношении педагогов, а также родителями в отношении своих детей и детьми в отношении своих родителей.

Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целейПри этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия (например, в обучении и воспитании). Поэтому утверждение, что «манипулятивное общение – это такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей»[4] можно принять с оговоркой: это часто имеет место, но не всегда. Педагог, манипулируя учеником, стремится достичь целей, объективно не являющихся внешними по отношению к этому ученику (хотя с точки зрения самого ученика эти цели кажутся ему ненужными).

При манипулятивном общении восприятие партнера носит специфический характер: его рассматривают как совокупность качеств, которые могут пригодиться при достижении своей цели, а не как целостную личность. Специфична при манипулятивном общении и самоподача: собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. И конечно, важно найти правильный подход к собеседнику, своеобразную тактику, учитывая и его особенности, и наличную ситуацию.

  1. Диалогическое общение

        Диалогическое (гуманистическое) общение – это равноправное субъект-субъектное персонифицированное общение, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению. Главное правило диалога – это восприятие партнера как равного, имеющего собственную позицию, установка на доверие к нему. Диалог – это не воздействие на сознание и поведение партнера, а именно равноправное взаимодействие с ним. В современном массовом обществе главный дефицит – это дефицит подлинного общения – общения ради общения, что подтверждается кросс-культурным и социологическими исследованиями, проводимыми в развитых странах.

Диалогическое общение – это процесс не созерцательного, а «конкретного деятельностного приобщения одного уникального субъекта к другому уникальному субъекту во всех его разновидностях, процесс целостного сопереживания ему, и духовного, и практического [2]

  1. Сравнительный анализ

        Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

В качестве приемов манипулирования выступают:

  • преждевременные извинения
  • отказ принимать борьбу всерьез
  • стремление избежать конфронтации, например, отмалчивание в ответ на упреки
  • использование интимных знаний о партнере
  • цепное реагирование: добавление к разговору не относящихся к делу вопросов
  • предательство
  • косвенное нападение, например, на человека, идею, значимые для партнера
  • обещания без попыток их выполнения
  • согласие с партнером ради временного перемирия
  • требования большего, чем может дать партнер и др

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, равноправного партнёра по общению.

        Так как императивную и манипулятивную формы общения можно отнести к авторитарному стилю общения, а диалогическую форму - к демократическому стилю, мы можем увидеть разницу в данной таблице:

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ

авторитарный

демократический

Виды воздействия

Инструктаж, команда, приказ, указание

Предложение, совет, обсуждение

Форма выражения

воздействия

Категорическая, резкая, неодобрительная, раздраженная

Спокойная, дружелюбная, одобрительная

Форма воздействия

Требование, замечание, порицание, побуждение

Убеждение, поддержка, успокаивание, беседа, объяснение

Широта обращения с воспитанниками

С избранным кругом

Со всеми воспитанниками

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ

Алтунина А.Н. жен. 34 года воспитатель

ВОПРОС

ОТВЕТ

БАЛЛ

1

Если вам предстоит обычная или деловая встреча, выбивает ли ее ожидание из колеи?

иногда

1

2

Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

иногда

1

3

Вызывает ли у вас смятение неожиданное поручение выступить с докладом, сообщением в незнакомой до этого аудитории?

нет

0

4

Если вам предложат поехать по делам в город, в котором вы никогда не бывали и не имеете никаких знакомых, приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого не сделать?

нет

0

5

Любите ли вы делиться своими переживаниями с малознакомыми людьми?

иногда

1

6

Раздражает ли вас на улице просьба незнакомца показать ему дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос?

нет

0

7

Считаете ли вы, что людям разных поколений бывает трудно понять проблемы друг друга?

иногда

1

8

Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, взятые в долг несколько месяцев тому назад?

да

2

9

Если вам в ресторане или кафе подадут явно недоброкачественное блюдо, промолчите ли вы, рассержено отодвинув тарелку?

нет

0

10

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он?

нет

0

11

Избегаете ли вы вставать в длинную очередь, где бы она не была (в магазине, буфете, кинотеатре)?

иногда

1

12

Избегаете ли вы участвовать в комиссии по расследованию конфликтной ситуации?

нет

0

13

Вы всегда имеете собственное мнение по поводу прочитанных книг, просмотренных спектаклей и фильмов?

да

2

14

Предпочитаете ли вы промолчать, если услышите явно ошибочное мнение по хорошо известному вам вопросу или факту?

нет

0

15

Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме или служебном деле?

нет

0

16

Предпочитаете ли вы излагать свою точку зрения в письменной форме    устному изложению?

нет

0

Общее количество баллов

9

Обработка и интерпретация результатов

9 – 13 баллов. Вы весьма общительны, иногда даже сверх меры. Вы любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, случается, раздражает окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Можете вспылить, но быстро отходите. Чего вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при  столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете заставить себя не отступить.

МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ

В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ»

Дубинкина А.А. жен. 35 года воспитатель

ВОПРОС

ОТВЕТ

БАЛЛ

1

Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.

нет

0

2

Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров (теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или, напротив, много говорю, перевозбуждаюсь, веду себя неестественно).

нет

0

3

В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности

нет

0

4

Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим

нет

0

5

Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.

нет

0

6

Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.

да

1-

7

Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем

нет

0

8

Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие,  сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.

нет

0

9

Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.

нет

0

10

В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.

да

1+

11

Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.

нет

0

12

Если я увлекаюсь разговором, то мимика становится излишне выразительной, экспрессивной.

да

1+

13

Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.

нет

0

14

Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.

нет

0

15

Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.

нет

0

16

Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.

нет

0

17

Разговаривая, я излишне жестикулирую.

да

1+

18

Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

нет

0

19

Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.

нет

0

20

Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.

нет

0

21

Если я хочу, то мне всегда удается скрыть вою неприязнь к плохому человеку.

да

1-

22

Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.

да

1+

23

Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.

да

1-

24

Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

нет

0

25

Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.                          

нет

0

Общее количество баллов

4

«Помехи»  в установлении эмоциональных контактов

Номера вопросов и ответы по ключу

1. Неумение управлять эмоциями, «дозировать» их.

0

2. Неадекватное проявление эмоций.

3

3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций.

0

4. Доминирование негативных эмоций.

0

5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.

1

До 5 баллов - эмоции обычно не мешают вам общаться с партнерами.

Заключение

        Любому человеку, в том числе и педагогу, свойственен личный стиль общения, узнаваемый в разных ситуациях. Стиль же в свою очередь имеет зависимость от многих факторов. Воспитателю нужно находить те формы общения, которые соответствуют данной ситуации. Традиционно выделяют три общих стиля поведения и общения - это императивное, манипулятивное и диалоговое. В своей работе я описала их характерные признаки. Я отметила, что знание законов общения помогает достигнуть наибольший результат в профессиональной работе дошкольного педагога. В своей манере общения воспитателю эффективнее совмещать известные типы общения, учитывая особенности собеседника.

Императивное и манипулятивное виды общения в сравнении весьма сходны. Они виды монологической речи по своей сути. Когда один человек видит другого как объект личного воздействия, в большинстве разговаривает с собой, будто игнорирует другого. Диалоговое общение, в отличие от них, позволяет перейти к установке на собеседника. Для императивной и манипулятивной формам общения свойственно то, что человек видит в другом объект воздействия, в принципе общается с собой, не только не замечая истинного собеседника, но и в основном игнорируя его как личность. В отличие от вышепредставленных типов речи, диалогическое общение - это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, которое задается целью взаимно познать партнеров по общению. Оно помогает добиться глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, а также создает условия для обоюдного развития.

Список используемой литературы

  1. Бойко В. В. Коммуникативная толерантность. – СПб., 1998.
  2. Докучаев И. И.Введение в историю общения. Историография и методология решения проблемы. СПб., 2001. С. 5
  3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПБ 2009
  4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П., 1990, с. 179
  5. Николайшвили Г.Г.Социальная реклама: теория и практика. М., 2008. С. 99, 100
  6. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 166 – 167.
  7. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань: Татарстанское кн. изд-во,1991. – С. 25 – 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи

                         Для  слушателей курса повышения квалификации «Диагностика и коррекция  речевых нарушени...

Сравнительный анализ занятий

Воспитателям, особенно молодым, без стажа работы, иногда непросто построить занятие, если нет подробного конспекта, для своих воспитателе я стараюсь весь материал представить в таблицах , чтобы было к...

Сравнительный анализ занятий

Воспитателям, особенно молодым, без стажа работы, иногда непросто построить занятие, если нет подробного конспекта, для своих воспитателе я стараюсь весь материал представить в таблицах , чтобы было к...

сравнительный анализ программ

Этот анализ программ я проводила, когда проходила курсы повышения квалификации. Сравниваются  программы "Предшкольная пора", "Успех", "Диалог"...

Сравнительный анализ примерных образовательных программ

Сравнительный анализ примерных образовательных программ, переработанных (или специально написанных) в соответствии с ФГТ: "От рождения до школы", "Истоки", "Детство" и "Успех". Описаны концептуальные ...

Анализ педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка" в сравнительном анализе.

Вашему вниманию представлен материал по педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка"....