Индивидуальный образовательный маршрут
материал
Индивидуальный образовательный маршрут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный образовательный маршрут | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
на период с сентября 2019 года по май 2020 года
Ф. И.О. ребенка: *********
Родители: семья полная.
Заключение и рекомендации
Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Трудности: отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией, низкая самооценка, крайне низкий уровень познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия.
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.
Задачи:
- выявить особые образовательные потребности ребенка;
- осуществить индивидуальную педагогическую помощь ребенку;
- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей;
- оказать методическую помощь родителям ребёнка.
Принципами для определения и реализации индивидуального маршрута являются:
- принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
- непрерывность;
- вариативность;
- соблюдение интересов воспитанника;
- принцип создание ситуации успеха;
- принцип гуманности и реалистичности;
- содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Построение комфортной среды:
- групповое помещение и учебная зона достаточно освещены;
- зонирование помещения способствует созданию условий для двигательной, игровой, коммуникативной деятельности ребёнка;
- наличие средств для индивидуальной работы (материал для развития мелкой моторики, развития речевого дыхания, звукопроизношения, альбомы для рассматривания по лексическим темам и др.).
Режим пребывания в ДОУ:
- режим полного дня, пять дней в неделю.
Взаимодействие специалистов ДОУ:
- создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
- формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях).
Методы, используемые в работе:
- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
- игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе;
- занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
Содержание коррекционно-развивающей работы
Направление | Задачи | Содержание |
Социально- коммуникативное и эмоциональное развитие | - Формировать у ребенка представления о себе; - о культуре общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения; - адекватную самооценку, уверенность, стремление к самостоятельности. - Развивать стремление к сотрудничеству, к взаимодействию в парах, небольших подгруппах; - эмоциональную отзывчивость; - умение выражать свое эмоциональное состояние, различать эмоциональные состояния, связь эмоций и поступков людей по отношению друг к другу; | Д/И «Мои умные помощники», игры -драматизации «Почему так?», «Вежливое слово», «Телефон», «Угощение» и др. Этюды и упражнения на имитацию выразительных движений, различных эмоций, явлений природы, животных. Д/И «Настроение». Этюды на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений. Д/и «Маленькие помощники», «Мы- разные», Беседа «Семейная фотография», «Что делают наши мамы и папы», «Как быть послушным и др. |
Саморегуляция, произвольность поведения | Развивать саморегуляцию в совместной со взрослым и в самостоятельной деятельности; - пространственные представления; - все виды восприятия: зрительные, тактильно-двигательные, слуховые, вкусовые, обонятельные. | -М/П/И с правилами сигналами (вербальными, невербальными); -рефлексия в конце занятия Подвижные игры «Делай как я», «Замри» Д/И: «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы и т.д.». - «Найди предметы одного цвета». - «Рассматривание часов, движения секундной стрелки», - «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»; сложи палочки в коробку и т.д. - «Разложи картинки», - «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.», - «Где сидит мишка? - «Расскажи, где, какая игрушка стоит?» |
Развитие внимания | - Развивать произвольность внимания; - способность к переключению внимания; - концентрацию внимания; - способность к увеличению объема внимания. | «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.); - «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.); «Что неправильно?». - «Найди пару», «Найди такой же». |
Развитие памяти | Развивать память: - зрительную, слуховую, кратковременную, долговременную; - приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности. Увеличивать объём памяти зрительной, слуховой и осязательной. | - «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов), - «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», Беседа по произведению с уточняющими вопросами. - Упражнение «Пять слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет). |
Развитие мыслительных операций | Стимулировать и развивать опосредованные действия как основу наглядно-действенного мышления. Развивать способность к анализу условий наглядной проблемной ситуации, осознанию цели, осуществлению поиска вспомогательных средств. Развивать наглядно-образное мышление в заданиях по узнаванию целого по фрагментам. Развивать способность к замещению и наглядному моделированию: - учить сравнивать предметные и сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (2-3 элемента). Развивать словесно-логическое мышление: - способность понимать скрытый смыл наглядной ситуации, устанавливать простейшие аналогии на наглядном материале. Формировать умение делать простейшие умозаключения индуктивно- дедуктивного характера; - обращать внимание ребёнка на существенные признаки предметов, учить оперировать значимыми признаками на уровне конкретно-понятийного мышления. | - Создавать наглядные проблемные ситуации, способствовать их решению с применением дополнительных предметов и вспомогательных средств. -Достать предметы недоступные руке; выловить из банки разные предметы, используя соответствующее приспособление и пр. -анализ образцов объемных, плоскостных моделей; -складывания разрезной картинки и сборно-разборных игрушек. - «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)», - «Как это можно использовать?». |
Развитие мелкой моторики | Развивать движения кистей рук по подражанию действиям педагога; - умение удерживать позу пальцев и кистей рук, сгибать и разгибать каждый палец на руке. Формировать дифференцированные движения кистями и пальцами рук: сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев. Выполнять согласованные действия пальцами обеих рук. Тренировать активные движения кистей (вращения, похлопывания). Применять игровые упражнения для расслабления мышц пальцев и кистей рук при утомлении. Побуждать выполнять упражнения Пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением. | -Пальчиковые игры на выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д. «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками», «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д. -Игры с мелкими предметами и игрушками разной фактуры: кручение, нанизывание, щелчки, вращение и др.; -нанизывание бус, пуговиц, колечек на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце; -захват мелких или сыпучих материалов; -выкладывание мелких предметов по заданным ориентирам: точкам, пунктирным линиям. |
Планирование индивидуальной работы на учебный год
Месяц | Недели | Занятия |
Сентябрь | 1 | Экспресс-диагностика в детском саду (старшая группа) Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко |
Восьми цветовой тест М. Люшера | ||
Диагностика памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, самооценки, общего интеллектуального развития. | ||
Диагностика психофизиологического состояния – активность и коммуникативные способности, уровень тревожности. | ||
2 | Учебное пособие №1 стр.19 Пальчиковая гимнастика «Дружба». Учебное пособие №4 «Занятие 2» | |
Учебное пособие №1 стр. 23 Игра «Пожалуйста» Учебное пособие №4 «Занятие 3». | ||
Упражнения и игры на развитие памяти, внимания. | ||
Упражнения и игры на развитие внимания, коммуникативной сферы. | ||
3 | Учебное пособие №1 стр.26 Подвижная игра «Прятки». Учебное пособие №4 «Занятие 4». | |
Учебное пособие №1стр.29 Упражнение «Гномик» Учебное пособие №4 «Занятие 5». | ||
Упражнения и игры на развитие внимания, мышления. | ||
Упражнения и игры на развитие внимания, эмоциональной сферы. | ||
Октябрь | 1 | Учебное пособие №1 стр.33 Сказка «Курочка Ряба». Учебное пособие №4 «Занятие 6». |
Учебное пособие №1 стр.37 Занятие «Зеркало» Учебное пособие №4 «Занятие 7» | ||
Упражнения и игры на развитие внимания, эмоциональной сферы. | ||
Упражнения и игры на развитие памяти, эмоциональной сферы. | ||
2 | Учебное пособие №1 стр.42 Пальчиковая гимнастика «Веселый гном». Учебное пособие №4 «Занятие 8». | |
Учебное пособие №1 стр.43 Игра «Замри». Учебное пособие №4 «Занятие 9». | ||
Упражнения и игры на развитие внимания, эмоциональной сферы. | ||
Упражнения и игры на развитие воображения, эмоциональной сферы. | ||
3 | Учебное пособие №1 стр. 46 Игра «Цветной паровозик». Учебное пособие №4 «Занятие 10». | |
Учебное пособие №1 стр.51 Игра «Лесные звуки». Учебное пособие №4 «Занятие 11». | ||
Упражнения и игры на развитие восприятия, мышления, памяти. | ||
Упражнения и игры на развитие внимания, восприятия. | ||
4 | Учебное пособие №1 стр. 54 Сказка «Любопытные мышата». Учебное пособие №4 «Занятие 12». | |
Учебное пособие №1 стр.58 Задание «Снеговик». Учебное пособие №4 «Занятие 13». | ||
Упражнения и игры на развитие восприятия, внимания. | ||
Упражнения и игры на развитие мышления, внимания. | ||
Ноябрь | 1 | Учебное пособие №1 стр. 63 Игра «Звериная зарядка». Учебное пособие №4 «Занятие 14». |
Учебное пособие №1 стр. 66 Задание «Коврик-домик». Учебное пособие №4 «Занятие 15». | ||
Промежуточная диагностика памяти, внимания, мышления. | ||
Промежуточная диагностика памяти, внимания, мышления. | ||
2 | Учебное пособие №1 стр. 71 Сказка «Длинный-короткий». Учебное пособие №4 «Занятие 16». | |
Учебное пособие №1 стр. 69 Упражнение «Путешествие в лес». Учебное пособие №4 «Занятие 17». | ||
Задания, игры и упражнения на развитие мелкой моторики, восприятия, внимания. | ||
Задания, игры и упражнения на развитие мелкой моторики, восприятия, внимания. | ||
3 | Учебное пособие №1 стр. 76 Игра «Широкий - узкий». Учебное пособие №4 «Занятие 18». | |
Учебное пособие №1 стр. 79 Сказка «Сбежавшие игрушки». Учебное пособие №4 «Занятие 19». | ||
Задания, игры и упражнения на развитие мелкой моторики, восприятия, внимания. | ||
Упражнения и игры на развитие мышления, внимания. | ||
4 | Учебное пособие №1 стр. 86 Сказка «Теремок». Учебное пособие №4 «Занятие 20». | |
Учебное пособие №1 стр. 91 Сказка «Федорино горе». Учебное пособие №4 «Занятие 21». | ||
Упражнения и игры на развитие мышления, внимания. | ||
Упражнения и игры на развитие мышления, внимания. | ||
Декабрь | 1 | Учебное пособие №1 стр. 99 Сказка «Маша-растеряша». Учебное пособие №4 «Занятие 22». |
Учебное пособие №1 стр. 106 Подвижная игра «Транспорт». Учебное пособие №4 «Занятие 23». | ||
Игры и упражнения на развитие внимания, восприятия, мышления. | ||
Задания, игры и упражнения на развитие мышления, мелкой моторики, внимания. | ||
2 | Учебное пособие №1 стр. 111. Игра «Подарки». Учебное пособие №4 «Занятие 24». | |
Учебное пособие №1 стр. 114 Сказка «Три медведя». Учебное пособие №4 «Занятие 25». | ||
Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. | ||
Игры и упражнения на развитие внимания, восприятия. | ||
3 | Учебное пособие №1 стр. 118. Сказка «Репка» Учебное пособие №4 «Занятие 26». | |
Учебное пособие №1 стр. 122 Подвижная игра «Волшебные башмачки». Учебное пособие №4 «Занятие 27». | ||
Игры на развитие мышления. | ||
Игры на развитие воображения. | ||
Январь | 3 | Учебное пособие №1 стр. 131. Подвижная игра «Петушок». Учебное пособие №4 «Занятие 28». |
Учебное пособие №1 стр. 135. Упражнение «Насекомые». Учебное пособие №4 «Занятие 29». | ||
4 | Диагностика внимания, мышления. | |
Диагностика мышления. | ||
Учебное пособие № 1 стр. 143. Игра «Угадай эмоцию». Учебное пособие №4 «Занятие 30». | ||
Учебное пособие № 1 стр. 145. Игра «Медведь в берлоге». Учебное пособие №4 «Занятие 31». | ||
Февраль | 1 | Задания для развития мелкой моторики рук. |
Учебное пособие № 10. Игра «Я хочу! Я умею!». Учебное пособие №9 «Занятие 2». | ||
Учебное пособие № 10 Игра «Почему я грустный?», «Вопрос-ответ» Учебное пособие №9 «Занятие 3». | ||
2 | Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. | |
Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. | ||
Учебное пособие № 10. Игра «Шкафчик для одежды». Учебное пособие №9 «Занятие 4». | ||
3 | Учебное пособие № 10. Игра «Разноцветные машины». Учебное пособие №9 «Занятие 5». | |
Развитие внимания, мышления, коммуникативной сферы, самостоятельности, аккуратности, повышение самооценки. | ||
Развитие эмоциональной сферы, внимания, навыков саморегуляции, моторных навыков, снятие напряжения. | ||
Март | 1 | Учебное пособие № 10. Игра «Веселый поезд». Учебное пособие №9 «Занятие 6». |
Учебное пособие № 10. Игра « Домик из песка». Учебное пособие №9 «Занятие 7». | ||
Развитие внимания, эмоциональной сферы, мелкой моторики, сенсорной сферы. | ||
2 | Учебное пособие № 10. Игра «Морские камешки». Учебное пособие №9 «Занятие 8». | |
Учебное пособие № 10. Игра «Что где лежит?». Учебное пособие №9 «Занятие 9». | ||
Развитие эмоциональной сферы, внимания, навыков саморегуляции, моторных навыков, снятие напряжения. | ||
3 | Учебное пособие № 10. Игра «Игрушка спряталась». Учебное пособие №9 «Занятие 10». | |
Учебное пособие № 10. Игра «Ожившие пятна». Учебное пособие №9 «Занятие 11». | ||
Развитие воображения, эмоциональной сферы, саморегуляции. | ||
Развитие мышления, памяти, аналитических способностей, восприятия | ||
4 | Учебное пособие № 10. Игра «Настроения». Учебное пособие №9 «Занятие 12». | |
Учебное пособие № 10. Игра «Доброе утро». Учебное пособие №9 «Занятие 13». | ||
Развитие восприятия, мышления, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков. | ||
Развитие восприятия, мышления, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков. | ||
Апрель | 1 | Учебное пособие № 10. Упражнение «Игры с водой». Учебное пособие №9 «Занятие 14». |
Учебное пособие № 10. Игра «Звучащие горошины». Учебное пособие №9 «Занятие 15». | ||
Развитие внимания, памяти, воображения, навыков аккуратности, мелкой моторики. | ||
Развитие мышления, внимания, воображения, навыков аккуратности, мелкой моторики. | ||
2 | Учебное пособие № 10. Игра «Угощение». Учебное пособие №9 «Занятие 16». | |
Учебное пособие № 10. Игра «Разложи картинки». Учебное пособие №9 «Занятие 17». | ||
Развитие внимания, восприятия, мышления, эмоциональной сферы, повышение самооценки. | ||
Развитие внимания, восприятия, мышления, эмоциональной сферы, повышение самооценки. | ||
3 | Учебное пособие № 10.Игра «Любимые сказки». Учебное пособие №9 «Занятие 18». | |
Учебное пособие № 10. Игра «Кукольный театр». Учебное пособие №9 «Занятие 19». | ||
Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики. | ||
Развитие внимания, мышления, снятие напряжения. | ||
4 | Учебное пособие № 10. Игра «Большая стирка». Учебное пособие №9 «Занятие 20». | |
Учебное пособие № 10. Игра «На кухне». Учебное пособие №9 «Занятие 21». | ||
Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики. | ||
Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики. | ||
Май | 1 | Учебное пособие № 3 стр. 51. Сказка «Белочкин сон». Учебное пособие №9 «Занятие 22». |
Учебное пособие № 3 стр. 56. Сказка «Три медведя». Учебное пособие №9 «Занятие 23». | ||
Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики. | ||
Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики. | ||
2 | Учебное пособие № 3 стр. 61. Игра «Поделись с другом». Учебное пособие №9 «Занятие 24». | |
Учебное пособие № 3 стр. 61. Сказка «Жадность». Учебное пособие №9 «Занятие 25». | ||
Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики. | ||
Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики. | ||
3 | Учебное пособие № 3 стр. 65. Игра «Угадай, кто мой друг». Учебное пособие №9 «Занятие 26». | |
Учебное пособие № 3 стр. 67. Сказка «Два медвежонка». Учебное пособие №9 «Занятие 27». | ||
Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики. | ||
Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики. | ||
4 | Учебное пособие №3 стр. 69. Подвижная игра «Летит по небу шар». Учебное пособие №9 «Занятие 28». | |
Учебное пособие № 3 стр. 70. Упражнение «Мы здесь!». Учебное пособие №9 «Занятие 29». | ||
Диагностика памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, самооценки. | ||
Диагностика психофизиологического состояния – активность и коммуникативные способности, уровень тревожности. |
Предполагаемый результат
1. Развитие мелкой моторики рук.
2. Развитие коммуникативных навыков.
4. Повышение самооценки.
5. Совершенствование процессов памяти, внимания, мышления, воображения, эмпатии, образно-логического мышления.
Литература и сайты
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
- Лопатина Л.В. (ред.) Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
- Баряева Л.Б Я-говорю Я-ребенок
- Баряева Л.Б. Я - говорю Ребенок в школе
- Баряева Л.Б. Я - говорю Ребенок и мир растений
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я - говорю Ребенок и его игрушки
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья
- Борякова Н.Ю., Касицинв М.А. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития
- Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта
- Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова СВ., Логинова Е.Т. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. , Нисневич Л. А. Как помочь "особому" ребенку
- Стребелева Е.А., Дошкольная олигофренопедагогика
http://defektolog.sad60.edusite.ru/p9aa1.html методическая копилка
https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry.html развивающие игры
https://dohcolonoc.ru/cons/3167-metodicheskie-rekomen.. методические рекомендации
http://ped-kopilka.ru/blogs/gubaidulina-nadezhda/kons.. конспекты занятий по изучению цвета
https://docviewer.yandex.ru/?url=http://minobr.gov-mu.. образовательный стандарт для детей с ЗПР.
http://worldtutors.ru/dou-zagvozdkin
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....