Технология ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста.
консультация
Знакомство педагогов с технологией ТРИЗ
(Обмен опытом)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство педагогов с ТРИЗ технологией. | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство педагогов с технологией ТРИЗ
(Обмен опытом)
Воспитатель МБОУ «ООШ» п. Кузьёль:
Барсукова Светлана Анатольевна
Цель: Технология ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Одной из приоритетных задач в образовании является развитие речи дошкольников. Речь у детей с каждым годом ухудшается, и педагоги вынуждены искать новые и наиболее эффективные методы, вызывающие интерес у детей дошкольного возраста.
Именно методы ТРИЗ-РТВ (развитие творческого воображения) позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.
методы ТРИЗ – технологии:
-обучение детей творческому рассказыванию по картине;
-работа с противоречием;
-обучение дошкольников составлению логических рассказов по - серии картинок;
-методика формирования у дошкольников классификационных навыков;
-обучение детей сочинительству и словотворчеству;
-обучение детей приемам фантазирования.
Как проводится «Организованная образовательная деятельность»
От лица игрушки задаю детям проблемные вопросы, провожу обучающие диалоги по теме занятия.
Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие - игрушка должна быть необычной и оригинальной. В конце занятий подвожу итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа:
- Чем занимались?
- Что узнали нового?
- Что было самым интересным?
- Что осталось не понятным? и т.д.
Итоги ООД подвожу в самых разнообразных игровых формах.
- Игра «Доскажи словечко»
- «Волшебная шкатулка» (положи в копилочку то, что узнал сегодня)
- Игра «Расскажи другу новости»
- Нарисуй самое интересное, расскажи что нарисовал.
Или зарисуй то, что считаешь нужным.
И т. д.
Каждый день работа с детьми - это поиск. Нужно стараться не сообщать детям решение задачи, а учить ее находить. Мне очень нравится начинать ООД с «мозгового штурма», эта игра активизирует работу мозга и настраивает ребенка на поисковую деятельность.
Нужно помнить, что каждое занятие с детьми - проблемы, поиски, цепочки вопросов:
- Как?
- Откуда?
- Зачем?
- Для чего?
- Чем можно заменить?
- Чем хорош? Чем плох?
- Чем полезен? Чем неудобен?
- Что делать?
- Где можно использовать?
- Как быть, если…?
– все это и есть работа с элементами ТРИЗ. На занятиях с детьми я стараюсь в каждом предмете видеть пользу и вред, хорошее и плохое. От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать. Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Как решать противоречия? Для этого есть много приемов, например, «дробление-объединение», разрешение противоречия во времени, пространстве.
На прогулке я часто использую прием «Фантазирования» т.е. метод «типовые приёмы фантазирования (ТПФ)»:
- оживление,
- изменение законов природы,
- увеличение,
- уменьшение и т.д.
Например: Оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у дерева? Применяю прием эмпатии – дети представляют себя на месте объекта наблюдения:
- «А что если бы ты превратился в бабочку?
- О чем ты мечтаешь?
- Кого ты боишься?» и т. д.
На прогулках с детьми придумываем загадки, рисуем песком, рисуем палочками на песке, (снегу)? Что получилось? Почему? Интересно наблюдать с детьми за одним предметом в разное время суток, когда солнце светит с разных сторон, как падает тень… Это своеобразное общение с природой живой и неживой помогает детям увидеть тайны изменений, превращений. Дети делают самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти открытия раскрепощают детей, позволяют снять боязнь перед новым, неизвестным.
Детям очень нравится метод ТРИЗ, «метод обоснования новых идей» сочинять и фантазировать сказки.
Таким образом, использование технологии ТРИЗ, учит детей нестандартно мыслить, создавать собственные творения, развивают свою фантазию и речь. Я считаю, что занятия с применением элементов ТРИЗ у детей снимают чувство скованности, преодолевая застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность.
И это хорошо видно в деятельности детей в ООД. Дети стали более активными, раскрепощенными, часто предлагают свои идеи, способы действия.
Конечно, родители – наши союзники и помощники. Если ребенок видит, что в садике так интересно что-то придумывать, то ему хочется заняться этим и дома. И тут на помощь приходят родители. А чтобы родитель были помощниками, они должны быть компетентными в этой сфере. Поэтому я провожу:
• индивидуальные консультации;
• мастер- классы по изготовлению пособий;
• творческие домашние задания.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, - сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного меньше!
Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному. И наша задача - поддержать и обеспечить развитие творческих и речевых способностей дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста представляют собой систему мониторинговых, диагностических исследований физических, интеллектуальных и ...
Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста"
консультация ля воспитателей "Современные технологии логико-математического воспитания детей дошкольного возраста"...
Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста
«Игра – ведущий вид деятельности для ребёнка» - эта фраза известна каждому педагогу. Ребёнок развивается в игре, обучающий материал, преподнесённый через игру усваивается лучше, запоминается на дольше...
Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"
Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...
Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"
Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...
Использование ТРИЗ-технологии для познавательного развития детей дошкольного возраста
Презентация подготовлена для выступления на педагогическом посвете для воспитателей. В ней рассмотрены разнообразные дидактические игры и методы ТРИЗ-технологии. А также, указано, в какой возрастной г...
Использование технологии ТРИЗ в обучении детей дошкольного возраста
Использование технологии ТРИЗ в обучении детейдошкольного возраста...