презентация «Методика организации и руководство дидактической игрой»
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сущность дидактической игры. Функции дидактической игры. Виды дидактических игр. Структура дидактической игры. Стадии развития дидактической игры. Методика организации дидактической игры. Педагогические условия организации дидактической игры. ПЛАН:
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГР
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА МЕТОД ФОРМА ИГРА СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. Дидактическая игра как игровой метод обучения
содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра как форма обучения
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность
Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания
ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Выделяют сюжетные, бессюжетные игры и игры-инсценировки. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно -образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь и т.п. И гры с предметами
Выделяют игры типа лото, домино, разрезные картинки, складные кубики. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры
Выделяют народные игры, игры-загадки, игры – предположения. Отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Словесные игры
СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ Игровая задача Обучающая задача Игровые правила Your Text Игровые действия
Задача, которую формулирует педагог. Основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Обучающая (дидактическая) задача
В игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Поймай рыбку», «Сложи картинку» и т.п. Игровая задача
- это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим (растительным) узором и др. Игровые действия
обеспечивают реализацию игрового содержания . Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание (пропуск хода, фанты). И гровые правила
1 . Появление у ребенка желания играть, активно действовать. Роль воспитателя : использовать приемы с целью вызвать интерес к игре – беседа, загадки, считалки, напоминание о понравившейся игре. 2 . Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. Закладываются основы качеств: честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. Роль воспитателя : воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. 3. Ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре, угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Роль воспитателя : оценка детского творчества при решении игровых задач. Стадии развития дидактической игры:
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. Методика организации дидактических игр
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); выбор места для игры Подготовка к проведению дидактической игры:
определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры(игрушки, разные предметы, картинки…); подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры , своё место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. Подготовка к проведению дидактической игры:
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода и правил игры; показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); Проведение дидактических игр
определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подведение итогов игры - воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. Проведение дидактических игр
направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Анализ проведённой игры
подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры продумывать , как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку у чить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Педагогические условия организации дидактических игр
заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки Педагогические условия организации дидактических игр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и руководство дидактическими играми детей.
Раскрываются основные функции дидактической игры, структура и виды, методика и организация руководства дидактическими играми....
Буклет. Методика организации и руководство дидактической игрой в ДОУ.
Материалл для воспитателей по организации и руководству дидактической игрой в ДОУ....
«Организация и руководство дидактическими играми детей»
Уровень обр. орг., консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 4.12.2019г....
Консультация для родителей «Методика организации и руководство дидактическими играми в старшей группе»
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и...
«Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье.»
Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения надо всегда находить время. Например, ...
Консультация для родителей «Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье»
Консультация для родителей«Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье»...
«Методика организации и руководство дидактической игрой»
Презентация «Методика организации и руководство дидактической игрой»...