Что значит мыслить когнитивно?
консультация

Третьякова Елена Сергеевна

Каковы особенности конгитивного мышления и как происходит процесс его развития. Содержание статье основано на материалах интернет ресурсов, находящихся в открытом доступе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e11111.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Что значит мыслить когнитивно?»

Как развивать когнитивное мышление.

Человек с самого рождения учится мыслить и общаться с миром, при этом его мозговая деятельность постепенно совершенствуется. Когнитивная мыслительная активность – это процесс, при котором развиваются все виды мыслительных процессов, таких как логика, интеллект, внимание, восприятие, память, нахождение решений, создание понятий.

Каковы особенности когнитивного мышления и  как происходит процесс его развития.

Что значит мыслить когнитивно?

 Под когнитивным мышлением подразумевают эмоциональный интеллект, то есть способность человека распознавать эмоции и желания и управлять ими. Такой навык помогает нам в решении задач и достижении целей в жизни, в общении, в профессиональной и повседневной деятельности. Уровень эмоционального интеллекта зависит от когнитивных навыков и индивидуальных особенностей человека.

Личность с развитым когнитивным мышлением:

производит действие;

осознает происходящее;

способна запоминать информацию;

сосредоточена;

сконцентрирована;

отличается богатым воображением;

может принимать рациональные решения;

логически мыслит.

Человек, который обладает всеми этими навыками в комплексе:

невероятно талантлив;

умеет воспринимать большой объем информации, легко запоминать ее и быстро анализировать;

делает верные выводы и принимает конструктивные решения;

подходит к задачам не только логически, но и творчески, креативно;

уделяет внимание действительно важным вещам, не тратя время понапрасну.

Обладать такими умениями может любой человек, если он будет развивать в себе когнитивное мышление.

На характер когнитивного мышления будут влиять:

особенности личности;

уровень ее опыта взаимодействия с социумом;

знания и навыки;

способность к решению задач;

уровень логики;

концентрация внимания;

развитие памяти.

 Считается, что когнитивная мыслительная активность может быть трех видов:

Наглядно-действенная (формируется у детей до 3-х лет, нацелена на решение конкретных задач и на познание окружающего мира при помощи ручных манипуляций, то есть, кроха должна все потрогать, помять, подержать в руках, тогда детский мозг воспримет и запомнит информацию).

Наглядно-образная (характерна для детей дошкольного возраста 3-7 лет, преобразовывает обобщенное мышление в конкретные образы при помощи зрительного восприятия, то есть, малышам достаточно увидеть окружающие предметы, чтобы определить, для чего они нужны и в чем принесут пользу).

Отвлеченная (проявляется у старших дошкольников, школьников и взрослых людей, способных мыслить обобщенными сложными образами, даже без наглядности).

Необходимо понимать, что улучшить свои когнитивные навыки можно в любой момент и в любом возрасте, для этого следует уделять время самосовершенствованию в разных областях, учиться, развивать умственную и двигательную деятельность.

Как развивать когнитивное мышление.

Качество жизни и успешность человека напрямую зависят от мышления и восприятия, поэтому развивать их обязательно нужно. Есть множество способов усовершенствовать когнитивное мышление. Расскажем о самых популярных из них:

Проследите за режимом питания и рационом. Пересмотрите качество и состав продуктов, которые употребляете в пищу ежедневно, ведь для активной работы мозга организм человека должен получать достаточно высокое количество витаминов и минеральных веществ. Проанализируйте, хватает ли вам сахара, жирных кислот, аминокислот. Прежде всего, мозг «любит» блюда из яиц, разнообразные орехи, свежие овощи и горький шоколад;

Можно выполнить упражнение «Слон». Встаньте, расслабьте колени, при этом левое ухо должно тесно прижиматься к плечу. Вытяните руки перед собой, затем представьте будто бы вы чертите пальцем цифру восемь. Не отрывайте глаза от пальца, который рисует. Постарайтесь безошибочно выполнять это действие 3-5 раз;

Рисуйте синхронно. Чтобы выполнить это задание потребуется большой лист бумаги, а в каждую руку следует взять по карандашу. Одновременно обеими руками на листе нужно изобразить зеркальные рисунки (это могут быть сначала простейшие фигуры, а с опытом переходите к более сложным рисункам). Такое упражнение хорошо действует на координацию глаз и развивает мелкомоторные навыки;

Преодолевайте тяжесть. Для этого следует сесть на стул и принять удобное положение, поставив ноги перед собой, ступни при этом должны касаться пола. Затем скрестите ноги в районе голеностопа, слегка согнув колени. Очень медленно выдохните, а на вдохе примите первоначальное положение. Повторите упражнение не меньше четырех раз подряд, оно развивает навык равновесия и приводит в норму восприятие действительности;

Используйте упражнение «Скрещивание движений». Это легко выполнимая техника подойдет и взрослым, и детям. Лягте на пол или на диван, согните ногу и дотроньтесь левым коленом до правого локтя (а потом наоборот). Совершайте действия медленно и плавно, без резких движений. При регулярном выполнении такое упражнение влияет не только на развитие интеллекта и координации, но и на оздоровление организма в целом;

Тренируйтесь по методу «Алфавит-8». Возьмите чистый лист бумаги и начинайте рисовать на нем лежащие друг на друге цифры 8. Руку при этом отрывать от бумаги нельзя. Чертите три восьмерки правой рукой, потом левой, а потом двумя одновременно. Далее включайте в задание и написание букв алфавита: чертите букву «а», потом три восьмерки, букву «б» и три восьмерки, и так далее до буквы «е»;

Включите в свою жизнь занятия спортом. Дозированные физические нагрузки очень хорошо влияют на работу мозга, развивают организм в целом, способствуют оздоровлению;

Применяйте числовой тренинг. Назовите свои ассоциации с каждым числом из ряда следующих чисел: 5, 11, 2, 48, 13. Далее – придумайте новые числа и продолжайте тренировать мышление;

Побалуйте свою память, погружаясь в приятные воспоминания. Можно взять альбом со старыми фотографиями, ваши детские рисунки или дневники юности и провести время в компании радостных былых событий . Такое занятие не только активизирует память, но и повысит настроение от памятных и трогательных моментов из прошлого;

Разгадывайте логические задачи, кроссворды, сканворды, головоломки, играйте в интеллектуальные игры – все это результативные способы для поддержания мозговой активности. А приятным бонусом будет отвлечение от негативных событий и повседневных проблем.

Выполняйте иногда упражнение «Темнота» – делайте повседневные дела (уборка, питание, гигиенические процедуры) без света. Такой образ жизни не только поможет развить навык ориентации и равновесия, но и увеличит объем памяти.

Просматривайте видео только со звуком, но без изображения. Или наоборот – включайте видеокартинку, но выключайте звуковое сопровождение.

Выберите 3 картинки и представьте к каждой подходящую музыкальную композицию.

Можно вслух задать себе проблемный вопрос . Такой способ помогает быстро находить ответы на любые вопросы, лучше сконцентрироваться на стоящих задачах, быстрее принять решение, снять эмоциональное напряжение.

Все эти методы выполнять не сложно, они не принесут дискомфорт в вашу жизнь. Поэтому можно смело брать на вооружение все предлагаемые тренингов и развивать когнитивные способности и мышление. Если вы будете уделять в день хотя бы 10-15 минут на эти упражнения – результат не заставит себя долго ждать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие "Без березы не мыслю России"

 Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.  Чувство патриотизма многогранно: это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю...

"Мир искусства дарит мысли, дарит чувства"

  В ходе дидактических игр дети приобретают знания о свойствах предметов (цвет, форма, строение, величина), умение сравнивать, выделять сходство, различие; обогащаются их представления об окружающей ж...

«Как мы учим детей через искусство яснее мыслить и глубже чувствовать». (из опыта работы)

В соответствии с требованиями «Программы…» дошкольников знакомят с различными видами искусства: живописью, книжной графикой, скульптурой малых форм, народным декоративно – прикладным искусством. Эта р...

Консультация на тему: "Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека"

Способность к сочувствию является одним из свойств человека как общественного существа.При воспитании у ребёнка гуманных чувств необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и пережи...

Быть хорошим родителем – значит быть позитивным самому и научить позитивно мыслить своего ребенка

Мы сами создаем свое будущее.  Будущее каждого человека – это проявление его мыслей в действительности....

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...

"Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л. А. Венгер.

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному – готовность к школе подразделяется на: физиологическую, психологическую и познавательную...