Что значит мыслить когнитивно?
консультация
Каковы особенности конгитивного мышления и как происходит процесс его развития. Содержание статье основано на материалах интернет ресурсов, находящихся в открытом доступе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e11111.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Что значит мыслить когнитивно?»
Как развивать когнитивное мышление.
Человек с самого рождения учится мыслить и общаться с миром, при этом его мозговая деятельность постепенно совершенствуется. Когнитивная мыслительная активность – это процесс, при котором развиваются все виды мыслительных процессов, таких как логика, интеллект, внимание, восприятие, память, нахождение решений, создание понятий.
Каковы особенности когнитивного мышления и как происходит процесс его развития.
Что значит мыслить когнитивно?
Под когнитивным мышлением подразумевают эмоциональный интеллект, то есть способность человека распознавать эмоции и желания и управлять ими. Такой навык помогает нам в решении задач и достижении целей в жизни, в общении, в профессиональной и повседневной деятельности. Уровень эмоционального интеллекта зависит от когнитивных навыков и индивидуальных особенностей человека.
Личность с развитым когнитивным мышлением:
производит действие;
осознает происходящее;
способна запоминать информацию;
сосредоточена;
сконцентрирована;
отличается богатым воображением;
может принимать рациональные решения;
логически мыслит.
Человек, который обладает всеми этими навыками в комплексе:
невероятно талантлив;
умеет воспринимать большой объем информации, легко запоминать ее и быстро анализировать;
делает верные выводы и принимает конструктивные решения;
подходит к задачам не только логически, но и творчески, креативно;
уделяет внимание действительно важным вещам, не тратя время понапрасну.
Обладать такими умениями может любой человек, если он будет развивать в себе когнитивное мышление.
На характер когнитивного мышления будут влиять:
особенности личности;
уровень ее опыта взаимодействия с социумом;
знания и навыки;
способность к решению задач;
уровень логики;
концентрация внимания;
развитие памяти.
Считается, что когнитивная мыслительная активность может быть трех видов:
Наглядно-действенная (формируется у детей до 3-х лет, нацелена на решение конкретных задач и на познание окружающего мира при помощи ручных манипуляций, то есть, кроха должна все потрогать, помять, подержать в руках, тогда детский мозг воспримет и запомнит информацию).
Наглядно-образная (характерна для детей дошкольного возраста 3-7 лет, преобразовывает обобщенное мышление в конкретные образы при помощи зрительного восприятия, то есть, малышам достаточно увидеть окружающие предметы, чтобы определить, для чего они нужны и в чем принесут пользу).
Отвлеченная (проявляется у старших дошкольников, школьников и взрослых людей, способных мыслить обобщенными сложными образами, даже без наглядности).
Необходимо понимать, что улучшить свои когнитивные навыки можно в любой момент и в любом возрасте, для этого следует уделять время самосовершенствованию в разных областях, учиться, развивать умственную и двигательную деятельность.
Как развивать когнитивное мышление.
Качество жизни и успешность человека напрямую зависят от мышления и восприятия, поэтому развивать их обязательно нужно. Есть множество способов усовершенствовать когнитивное мышление. Расскажем о самых популярных из них:
Проследите за режимом питания и рационом. Пересмотрите качество и состав продуктов, которые употребляете в пищу ежедневно, ведь для активной работы мозга организм человека должен получать достаточно высокое количество витаминов и минеральных веществ. Проанализируйте, хватает ли вам сахара, жирных кислот, аминокислот. Прежде всего, мозг «любит» блюда из яиц, разнообразные орехи, свежие овощи и горький шоколад;
Можно выполнить упражнение «Слон». Встаньте, расслабьте колени, при этом левое ухо должно тесно прижиматься к плечу. Вытяните руки перед собой, затем представьте будто бы вы чертите пальцем цифру восемь. Не отрывайте глаза от пальца, который рисует. Постарайтесь безошибочно выполнять это действие 3-5 раз;
Рисуйте синхронно. Чтобы выполнить это задание потребуется большой лист бумаги, а в каждую руку следует взять по карандашу. Одновременно обеими руками на листе нужно изобразить зеркальные рисунки (это могут быть сначала простейшие фигуры, а с опытом переходите к более сложным рисункам). Такое упражнение хорошо действует на координацию глаз и развивает мелкомоторные навыки;
Преодолевайте тяжесть. Для этого следует сесть на стул и принять удобное положение, поставив ноги перед собой, ступни при этом должны касаться пола. Затем скрестите ноги в районе голеностопа, слегка согнув колени. Очень медленно выдохните, а на вдохе примите первоначальное положение. Повторите упражнение не меньше четырех раз подряд, оно развивает навык равновесия и приводит в норму восприятие действительности;
Используйте упражнение «Скрещивание движений». Это легко выполнимая техника подойдет и взрослым, и детям. Лягте на пол или на диван, согните ногу и дотроньтесь левым коленом до правого локтя (а потом наоборот). Совершайте действия медленно и плавно, без резких движений. При регулярном выполнении такое упражнение влияет не только на развитие интеллекта и координации, но и на оздоровление организма в целом;
Тренируйтесь по методу «Алфавит-8». Возьмите чистый лист бумаги и начинайте рисовать на нем лежащие друг на друге цифры 8. Руку при этом отрывать от бумаги нельзя. Чертите три восьмерки правой рукой, потом левой, а потом двумя одновременно. Далее включайте в задание и написание букв алфавита: чертите букву «а», потом три восьмерки, букву «б» и три восьмерки, и так далее до буквы «е»;
Включите в свою жизнь занятия спортом. Дозированные физические нагрузки очень хорошо влияют на работу мозга, развивают организм в целом, способствуют оздоровлению;
Применяйте числовой тренинг. Назовите свои ассоциации с каждым числом из ряда следующих чисел: 5, 11, 2, 48, 13. Далее – придумайте новые числа и продолжайте тренировать мышление;
Побалуйте свою память, погружаясь в приятные воспоминания. Можно взять альбом со старыми фотографиями, ваши детские рисунки или дневники юности и провести время в компании радостных былых событий . Такое занятие не только активизирует память, но и повысит настроение от памятных и трогательных моментов из прошлого;
Разгадывайте логические задачи, кроссворды, сканворды, головоломки, играйте в интеллектуальные игры – все это результативные способы для поддержания мозговой активности. А приятным бонусом будет отвлечение от негативных событий и повседневных проблем.
Выполняйте иногда упражнение «Темнота» – делайте повседневные дела (уборка, питание, гигиенические процедуры) без света. Такой образ жизни не только поможет развить навык ориентации и равновесия, но и увеличит объем памяти.
Просматривайте видео только со звуком, но без изображения. Или наоборот – включайте видеокартинку, но выключайте звуковое сопровождение.
Выберите 3 картинки и представьте к каждой подходящую музыкальную композицию.
Можно вслух задать себе проблемный вопрос . Такой способ помогает быстро находить ответы на любые вопросы, лучше сконцентрироваться на стоящих задачах, быстрее принять решение, снять эмоциональное напряжение.
Все эти методы выполнять не сложно, они не принесут дискомфорт в вашу жизнь. Поэтому можно смело брать на вооружение все предлагаемые тренингов и развивать когнитивные способности и мышление. Если вы будете уделять в день хотя бы 10-15 минут на эти упражнения – результат не заставит себя долго ждать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие "Без березы не мыслю России"
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно: это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю...
«Как мы учим детей через искусство яснее мыслить и глубже чувствовать». (из опыта работы)
В соответствии с требованиями «Программы…» дошкольников знакомят с различными видами искусства: живописью, книжной графикой, скульптурой малых форм, народным декоративно – прикладным искусством. Эта р...
Игровые упражнения «Глаз – мысль – рука» в системе работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР
Игровые упражнения «Глаз – мысль – рука» в системе работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР...
Консультация на тему: "Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека"
Способность к сочувствию является одним из свойств человека как общественного существа.При воспитании у ребёнка гуманных чувств необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и пережи...
Быть хорошим родителем – значит быть позитивным самому и научить позитивно мыслить своего ребенка
Мы сами создаем свое будущее. Будущее каждого человека – это проявление его мыслей в действительности....
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.
laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...
"Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л. А. Венгер.
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному – готовность к школе подразделяется на: физиологическую, психологическую и познавательную...