КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Семейный бюджет» (для подготовительного возраста)
проект (подготовительная группа)
В настоящее время очень мало российских семей грамотно управляют семейным бюджетом. За годы “застоя” многие привыкли к стабильности и проецируют то, как жили раньше, на современность. И хотя перестройка давно закончилась, похоронив надежду на сытую и спокойную жизнь, наши люди никак не могут осознать реальность и начать жить адекватно существующей обстановке. Нужно понять, что если тратить семейный бюджет импульсивно и хаотично, то его никогда не будет хватать даже на самое необходимое. Бюджет семьи нужно планировать! И заботиться об этом, должны все члены семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_byudzhet_9_gruppa.doc | 985.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Белоусовская школа» (дошкольное отделение № 21)
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Семейный бюджет»
(для подготовительного возраста)
Информационная характеристика проекта:
Тип проекта:
- по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги).
- по целевой установке – познавательный Вид проекта – познавательно-исследовательский.
Возраст детей: 6-7 лет.
Участники реализации проекта
Воспитатели: Чиринда Наталия Викторовна
Воспитанники: дети подготовительной группы № 9
Родители: подготовительной группы № 9
Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя)
Актуальность: Слово «экономика» произошло от древнегреческого, что переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства». Дело в том, что первоначально экономика была делом семейным, регулирующим доходы и расходы отдельной семьи. В дальнейшем данный термин стали использовать для обозначения более широкой сферы деятельности.
В настоящее время очень мало российских семей грамотно управляют семейным бюджетом. За годы “застоя” многие привыкли к стабильности и проецируют то, как жили раньше, на современность. И хотя перестройка давно закончилась, похоронив надежду на сытую и спокойную жизнь, наши люди никак не могут осознать реальность и начать жить адекватно существующей обстановке. Нужно понять, что если тратить семейный бюджет импульсивно и хаотично, то его никогда не будет хватать даже на самое необходимое. Бюджет семьи нужно планировать! И заботиться об этом, должны все члены семьи.
Данная тема будет актуальна всегда. Ведь бюджет — важная слагающая благополучия в семейной жизни. Именно он диктует стиль жизни семьи, определяет возможность тех или иных трат. Семейный бюджет предусматривает наличие определенных доходов и расходов. Семейная экономика предусматривает грамотное соотношение доходов и расходов.
Если члены семьи будут знать что такое семейный бюджет, уметь планировать свои расходы, находить оптимальные пути увеличения собственных доходов, выявлять и рационально учитывать в планировании потребности каждого члена семьи, то вместе они могут увеличить доходную часть своего семейного бюджета.
Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новыми понятиями «доходы», «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета;
- Познакомить детей с понятием «доходы»;
- Познакомить детей с понятием «расходы»;
- Дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением;
Развивающие:
- Способствовать развитию детской познавательной инициативы;
- Развивать интерес детей к экономике;
- Развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы;
- Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, связную речь, память.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
- Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
- Воспитывать сознательного пользователя в решении экономических задач;
- Воспитывать эмоционально позитивное сотрудничество и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе совместной проектной деятельности;
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе, умение договариваться, учитывать интересы других.
- Воспитывать правильное отношение к деньгам в быту.
Ожидаемые результаты по проекту:
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Этапы проекта
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагога | Действия родителей |
Подготовительный | Выдвижение целей | 1. Разработка плана работы по проекту. 2. Разработка и накопление методических материалов. 3. Подбор художественной литературы и иллюстраций. 4. Разработка конспектов. 5. Разработка памяток. 6. Подбор подвижных игр. 7. Подбор тем бесед с воспитанниками. 8. Подбор материала для проведения консультаций для родителей. 9. Создание развивающей среды по теме. | Ознакомление с темой |
Деятельностный | Осуществление проекта | Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов), презентаций, беседы, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. | Участие в проекте |
Завершающий | Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика» | Создание презентации из опыта работы над проектом | Оформление семейных проектов (стенгазет) «Как я экономлю семейный бюджет» |
Содержание проекта
Формы | Тема | Цель | Пособия | Ответственный |
Понедельник | ||||
Рассказ воспитателя | «Деньги, цена товара» | Познакомить с ролью денег | Иллюстрации, денежные купюры, монеты | Воспитатель |
Дидактическая игра | «Купи другу подарок» | научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. | Пособие | Воспитатель, дети |
НОД | «Дом, в котором «живут» деньги» | Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг). | Комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев | Воспитатель |
Вторник | ||||
Чтение произведений | А.Романова «Чудеса в кошельке, К. Чуковского «Муха-Цокотуха» | Создание условий для формирования основных мыслительных операций. | Произведения | Воспитатель |
НОД | «Доход семьи» | Познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия. | Презентация | Воспитатель |
Продуктивная деятельность | Изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет» | Пополнить сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Супермаркет» и т.д | Необходимый материал | Воспитатель, дети, родители |
Дидактическая игра | «Угадай, где продаются» | Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов. | ||
Среда | ||||
Беседа | «Семейный бюджет» | Ознакомить детей с понятием «Семейный бюджет» | Презентация | Воспитатель |
Сюжетно-ролевая игра | «Супермаркет» | Формировать устойчивый интерес к денежным обращениям и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде | Атрибуты | Воспитатель, дети |
НОД | «Путешествие денежки» | Познакомить детей с историей денег, с процессом их преобразования человеком | Иллюстрации | Воспитатель |
Дидактическая игра | «Что быстрее купят?» | Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него | Воспитатель | |
Четверг | ||||
Решение проблемной ситуации | «Хочу и надо» | Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо» | Воспитатель | |
Продуктивная деятельность | Изготовление поделок | Воспитатель, дети, родители | ||
Беседа | «Познавательный маршрут «Банкомат»» | Показать работу банкомата, объяснить, откуда берутся деньги на карточке | Презентация | |
Дидактическая игра | «Кто трудится, кто играет» | Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой) | Воспитатель | |
Пятница | ||||
НОД | «Путешествие в страну Экономика» | Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете | Презентация | Воспитатель |
Просмотр мультфильма | «Барбоскины и реклама» | Игровая ситуация «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи. | Воспитатель, дети | |
Консультации и рекомендации для родителей | Зачем нужна ребенку финансовая грамотность? | Показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности | Воспитатель |
Социально-коммуникативная Сюжетно ролевые игры: «Супермаркет» Дидактические игры: «Кто трудится, кто играет», «Что быстрее купят?», «Угадай, где продаются», «Купи другу подарок» | Познавательная Беседы: «Семейный бюджет», «Познавательный маршрут «Банкомат»» | Речевая Чтение художественной литературы: А.Романова «Чудеса в кошельке, К. Чуковского «Муха-Цокотуха» |
Продуктивная деятельность Изготовление поделок для ярмарки, Изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет» | НОД «Путешествие в страну Экономика», «Путешествие денежки», «Доход семьи», «Дом, в котором «живут» деньги» | Формы взаимодействия с родителями Консультации: Зачем нужна ребенку финансовая грамотность? |
Список литературы:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
5.Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. М.- 1989.-159с.
6. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.- 65с.
7. Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157с.
8. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь.М.- 1997.- 78с.
9. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М.- 1989.-137с.
10. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
11. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2006.-88с.
12. Смоленцева, А.А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А.А. Смоленцева, М.А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с.12-16.
13. Шатова, А.Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с.21-23.
14.Шатова, А.Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240с.
15.Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
16. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
17.Эльконинова,Л.Л. Роль сказки в психическом развитии дошкольников/ Л.Л. Эльконинова // Мир психологии.- 1998.-№3.- с.42-51
18. Якобсон, С.Г. Дошкольник, какой он?/ С.Г. Якобсон, Е.В Соловьева -М.- 2002.-78с.
19. http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa
20. http://www.karakyli.ru/2016/10/21/kurilka-starinnaya-russkaya-narodnaya-igra/
21. http://www.edu.yar.ru/safety
Заключение
Мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности - дело важное и нужное, ведь важно начинать прививать самые азы финансовой грамотности начиная с дошкольного возраста. Чтобы вступая в самостоятельную жизнь, они смогли бы пользоваться финансовыми инструментами для улучшения собственного достатка.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный информационный проект «Семейные традиции» в подготовительной к школе группе
Участники проекта: дети в возрасте 6-7 лет и их родители.Продолжительность проекта: 2 недели (10 дней)Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.Актуальность. В условиях, ког...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Семейный бюджет» (для подготовительного возраста)
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Семейный бюджет»(для подготовительного возраста) Выполнила: воспитательПолякова Светлана Владимировна г. Сыктывкар, 2018 г.Информацио...
Краткосрочный проект "Семейный альбом"
Проект "Семейный альбом "...
Паспорт проекта «Семейный бюджет»
Познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета;(доходы, расходы);Дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует отно...
Проект "Семейный Бюджет"
Проект "Семейный Бюджет"...
Проект «Семейное дерево» для детей раннего возраста.
Проект «Семейное дерево» для детей раннего возраста.Название проекта: Семейное дерево.Цель проекта: формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего ...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ Степ - аэробика (для подготовительного возраста)
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ Степ - аэробика(для подготовительного возраста)...