КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Семейный бюджет» (для подготовительного возраста)
проект (подготовительная группа)

В настоящее время очень мало российских семей грамотно управляют семейным бюджетом. За годы “застоя” многие привыкли к стабильности и проецируют то, как жили раньше, на современность. И хотя перестройка давно закончилась, похоронив надежду на сытую и спокойную жизнь, наши люди никак не могут осознать реальность и начать жить адекватно существующей обстановке. Нужно понять, что если тратить семейный бюджет импульсивно и хаотично, то его никогда не будет хватать даже на самое необходимое. Бюджет семьи нужно планировать! И заботиться об этом, должны все члены семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynyy_byudzhet_9_gruppa.doc985.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Белоусовская школа» (дошкольное отделение № 21)

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

 

«Семейный бюджет»

(для подготовительного возраста)

Информационная характеристика проекта:

Тип проекта:

  • по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги).
  • по целевой установке – познавательный                                                                      Вид проекта – познавательно-исследовательский.

Возраст детей: 6-7 лет.

Участники реализации проекта

Воспитатели: Чиринда Наталия Викторовна

Воспитанники: дети подготовительной  группы № 9

Родители: подготовительной   группы № 9

Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя)

Актуальность: Слово «экономика» произошло от древнегреческого, что переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства». Дело в том, что первоначально экономика была делом семейным, регулирующим доходы и расходы отдельной семьи. В дальнейшем данный термин стали использовать для обозначения более широкой сферы деятельности.

В настоящее время очень мало российских семей грамотно управляют семейным бюджетом. За годы “застоя” многие привыкли к стабильности и проецируют то, как жили раньше, на современность. И хотя перестройка давно закончилась, похоронив надежду на сытую и спокойную жизнь, наши люди никак не могут осознать реальность и начать жить адекватно существующей обстановке. Нужно понять, что если тратить семейный бюджет импульсивно и хаотично, то его никогда не будет хватать даже на самое необходимое. Бюджет семьи нужно планировать! И заботиться об этом, должны все члены семьи.

Данная тема будет актуальна всегда. Ведь бюджет — важная слагающая благополучия в семейной жизни. Именно он диктует стиль жизни семьи, определяет возможность тех или иных трат. Семейный бюджет предусматривает наличие определенных доходов и расходов. Семейная экономика предусматривает грамотное соотношение доходов и расходов.

Если члены семьи будут знать что такое семейный бюджет, уметь планировать свои расходы, находить оптимальные пути увеличения собственных доходов, выявлять и рационально учитывать в планировании потребности каждого члена семьи, то вместе они могут увеличить доходную часть своего семейного бюджета.

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новыми понятиями «доходы», «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета;
  2. Познакомить детей с понятием «доходы»;
  3. Познакомить детей с понятием «расходы»;
  4. Дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением;

Развивающие:

  1. Способствовать развитию детской познавательной инициативы;
  2. Развивать интерес детей к экономике;
  3. Развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы;
  4. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, связную речь, память.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
  2. Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
  3.  Воспитывать сознательного пользователя в решении экономических задач;
  4. Воспитывать эмоционально позитивное сотрудничество и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе совместной проектной деятельности;
  5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе, умение договариваться, учитывать интересы других.
  6. Воспитывать правильное отношение к деньгам в быту.

Ожидаемые результаты по проекту:

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

Этапы проекта

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагога

Действия родителей

Подготовительный

Выдвижение целей

1. Разработка плана работы по проекту.

2. Разработка и накопление методических материалов.

3. Подбор художественной литературы и иллюстраций.

4. Разработка конспектов.

5. Разработка памяток.

6. Подбор подвижных игр.

7. Подбор тем бесед с воспитанниками.

8. Подбор материала для проведения консультаций для родителей.

9. Создание развивающей среды по теме.

Ознакомление с темой

Деятельностный

Осуществление проекта

Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов), презентаций, беседы,  дидактические игры, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

Участие в проекте

Завершающий

Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»

Создание презентации из опыта работы над проектом

Оформление семейных проектов (стенгазет) «Как я экономлю семейный бюджет»

Содержание проекта

Формы

Тема

Цель

Пособия

Ответственный

Понедельник

Рассказ воспитателя

«Деньги, цена товара»

Познакомить с ролью денег

Иллюстрации, денежные купюры, монеты

Воспитатель

Дидактическая игра

«Купи другу подарок»

научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Пособие

Воспитатель, дети

НОД

«Дом, в котором «живут» деньги»

Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).

Комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев

Воспитатель

Вторник

Чтение произведений

А.Романова «Чудеса в кошельке, К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Создание условий для формирования основных мыслительных операций.

Произведения

Воспитатель

НОД

«Доход семьи»

Познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия.

Презентация

Воспитатель

Продуктивная деятельность

Изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет»

Пополнить сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Супермаркет» и т.д

Необходимый материал

Воспитатель, дети, родители

Дидактическая игра

«Угадай, где продаются»

Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Среда

Беседа

 «Семейный бюджет»

Ознакомить детей с понятием «Семейный бюджет»

Презентация

Воспитатель

Сюжетно-ролевая игра

«Супермаркет»

Формировать устойчивый интерес к денежным обращениям и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде  

Атрибуты

Воспитатель, дети

НОД

«Путешествие денежки»

Познакомить детей с историей денег, с процессом их преобразования человеком

Иллюстрации

Воспитатель

Дидактическая игра

 «Что быстрее купят?»

Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него

Воспитатель

Четверг

Решение проблемной ситуации

«Хочу и надо»

Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо»

Воспитатель

Продуктивная деятельность

Изготовление поделок

Воспитатель, дети, родители

Беседа

«Познавательный маршрут «Банкомат»»

Показать работу банкомата, объяснить, откуда берутся деньги на карточке

Презентация

Дидактическая игра

«Кто трудится, кто играет»

Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)

Воспитатель

Пятница

НОД

«Путешествие в страну Экономика»

Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете

Презентация

Воспитатель

Просмотр мультфильма

«Барбоскины и реклама»

Игровая ситуация «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.

Воспитатель, дети

Консультации и рекомендации для родителей

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

Показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности

Воспитатель

Социально-коммуникативная

Сюжетно ролевые игры: «Супермаркет»

Дидактические игры:

«Кто трудится, кто играет», «Что быстрее купят?», «Угадай, где продаются», «Купи другу подарок»

Познавательная

Беседы:

«Семейный бюджет», «Познавательный маршрут «Банкомат»»

Речевая

Чтение художественной литературы:

А.Романова «Чудеса в кошельке, К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Продуктивная деятельность

Изготовление поделок для ярмарки,  Изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет»

НОД

«Путешествие в страну Экономика», «Путешествие денежки», «Доход семьи», «Дом, в котором «живут» деньги»

Формы взаимодействия с родителями

Консультации:

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

Список литературы:

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.

3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

5.Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. М.- 1989.-159с.

6. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.- 65с.

7. Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157с.

8. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь.М.- 1997.- 78с.

9. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М.- 1989.-137с.

10. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

11. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2006.-88с.

12. Смоленцева, А.А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А.А. Смоленцева, М.А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с.12-16.

13. Шатова, А.Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с.21-23.

14.Шатова, А.Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240с.

15.Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

16. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

17.Эльконинова,Л.Л. Роль сказки в психическом развитии дошкольников/ Л.Л. Эльконинова // Мир психологии.- 1998.-№3.- с.42-51

18. Якобсон, С.Г. Дошкольник, какой он?/ С.Г. Якобсон, Е.В Соловьева -М.- 2002.-78с.

19. http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa

20. http://www.karakyli.ru/2016/10/21/kurilka-starinnaya-russkaya-narodnaya-igra/

21. http://www.edu.yar.ru/safety

  

Заключение

Мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности - дело важное и нужное, ведь важно начинать прививать самые азы финансовой грамотности начиная с дошкольного возраста. Чтобы вступая в самостоятельную жизнь, они смогли бы пользоваться финансовыми инструментами для улучшения собственного достатка.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие,   примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения  в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что  дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и  родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный информационный проект «Семейные традиции» в подготовительной к школе группе

Участники проекта: дети в возрасте 6-7 лет и их родители.Продолжительность проекта: 2 недели (10 дней)Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.Актуальность. В условиях, ког...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Семейный бюджет» (для подготовительного возраста)

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ  «Семейный бюджет»(для подготовительного возраста) Выполнила: воспитательПолякова Светлана Владимировна   г. Сыктывкар, 2018 г.Информацио...

Краткосрочный проект "Семейный альбом"

Проект "Семейный альбом "...

Паспорт проекта «Семейный бюджет»

Познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета;(доходы, расходы);Дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует отно...

Проект "Семейный Бюджет"

Проект "Семейный Бюджет"...

Проект «Семейное дерево» для детей раннего возраста.

Проект «Семейное дерево» для детей раннего возраста.Название проекта: Семейное дерево.Цель проекта: формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего ...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ Степ - аэробика (для подготовительного возраста)

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ Степ - аэробика(для подготовительного возраста)...