"Блоки Дьенеша в моей работе"
материал (средняя группа)

Игры и упражнения с блоками Дьенеша в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha_v_moey_rabote.docx173.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Учимся - играя!»    логические игры с "Блоками Дьенеша"

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Игра является основным видом деятельности детей, а так - же формой организации детской деятельности в детском саду.

«Учимся — играя!» (логические игры с «Блоками Дьенеша»)

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

Логические «Блоки Дьенеша» представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-117335-1459680246.jpg

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры!

Спектр решаемых задач:

* Знакомство с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

* Развитие пространственного представления.

* Развитие логического мышления, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).

* Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.

* Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

* Развитие познавательных процессы, мыслительные операции.

* Воспитание самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.

* Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.

* Развитие речь.

* Успешное овладение основами математики.

Хочу поделиться своим небольшим собственным опытом работы с детьми

Виды игр и игровых упражнений:

- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

- для развития действий классификации и обобщения;

- для развития способности к логическим действиям и операциям.

Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. И кто-то из них  значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу,   пока ребёнок не решит задачу.

Сначала предлагаются самые простые игры.

1. «Найди такие же» (не такие):  положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые такие, как эта, по цвету.

2. «Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме»:  положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые такие, как эта, по цвету и форме.

"Найди не такие фигуры, как эта  по цвету и размеру»  

"Найди такие же, как эта   по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета»:  положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

3. "Цепочка":  выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, синий, желтый, (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.

Дети выкладывают фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Выкладываем дорожку по заданным условиям  (по схеме).

4. "Второй ряд": предложить выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

5. "Раздели фигуры":  понадобятся игрушки: кукла Маша, зайка, мишка. Предложите детям разделить фигуры между куклой, зайкой и мишкой так, чтобы у куклы оказались все синие фигуры у зайки все желтые, а у мишки все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:  

 - Какие фигуры оказались у куклы? (Все синие).  

  -А у зайки? (Все желтые).    - А у мишки? (Все красные).

Попробуйте разделить фигуры по-другому:

а) чтобы у куклы оказались все круглые;

б) чтобы зайке достались все большие;

в) чтобы мишке достались все желтые и т. д.

6. Конструирование: предложить из блоков построить кроватку, стол, заборчик, цветочек..

7. Моделирование по схеме: выложить изображение из блоков.

8. Пространственные отношения: предложить поставить определённый блок  перед  зайкой, сзади,  слева, справа,  между зайкой и мишкой.

Использование «Блоков Дьенеша» в дальнейшем даст определенно положительный результат при усвоении программного материала в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов по использованию "Блоков Дьенеша" в своей работе.

Статья и конспекты занятий с использованием "Блоков Дьенеша" в среднем,старшем и в подготовительном к школе возрасте....

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с детьми средней группы

В данной статье рассматривается влияние блоков Дьенеша на развитие интеллектуальных способностей дошкольников среднего возраста...

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками.

В настоящее время целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Для достижения этой цели необходимо решить ряд зад...

Статья на тему: "Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками"

В дошкольных образовательных учреждениях применяются разнообразные развивающие пособия. Однако не во многих пособиях есть возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслит...

Использование блоков Дьенеша в совместной работе с детьми младшей группы.

Методика Дьенеша помогает детям дошкольного и старшего возраста в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развить важные для малышей психологические процессы....

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками.

Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Золтан Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. Некоторые игры описаны в данной статье....

Статья на тему: «Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками»

В настоящее время целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Для достижения этой цели необходимо решить ряд зад...