Мастер - класс для педагогов по использованию "Блоков Дьенеша" в своей работе.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Статья и конспекты занятий с использованием "Блоков Дьенеша" в среднем,старшем и в подготовительном к школе возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bloki_denysha.docx | 426.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Логические блоки Дьенеша.
Мастер класс для молодых специалистов. Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Леонтьева Татьяна Алексеевна. МБДОУ «Детский сад № 55».
В работе с детьми я использую логические блоки Золтана Дьенеша, игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно, два, три свойства одновременно.
Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи: малыш строит высказывания, используя союзы «и», «или», охотно вступает в речевой контакт со взрослыми. Логические блоки являются отличными помощниками на физкультурных занятиях, на занятиях по математике, развитию речи, конструированию, изобразительной деятельности (аппликация), а также в сюжетно-ролевых и театрализованных играх.
Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках. Одни кодовые карточки разделена на две части: первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок) мы ищем; вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры и ее толщина.
Применяя логические блоки в качестве одного из эффективных средств развития мыслительной активности, я разработала этапы ознакомления детей с новой игрой.
- Внесение нового пособия (игры) в группу. Цель: Познакомить детей с новой игрой, ее особенностями и правилами, с понятиями «логический блок», «кодовая карточка», учить с помощью кодовой карточки искать нужный логический блок.
- Собственно игра. Цель: Развивать логическое мышление, представление о множестве, учить объяснять сходства и различия.
- Самостоятельная игра с развивающим материалом. Цель: Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
- Занятия с использованием логических блоков Дьенеша. Цель: Формировать представление о таких математических понятиях, как кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.
- Предлагаемый опыт может быть использован педагогами как общеобразовательных групп, так и в группах с ОВЗ.
Игры-занятия для детей младшей, средней и старших групп.
«Путешествие доктора Айболита»
Для детей второй младшей группы.
Цель: Формировать навыки работы с логическими блоками, умение отбирать картинки путем их наложения; повторять названия геометрических фигур, величины и цвета предметов; закреплять понятия «вверху», «внизу».
Материалы. Доктор Айболит (игрушка), письмо, карточки с изображением животных, корабля, морей, тропинок, горы, набор геометрических фигур, блоки Дьенеша.
Ход занятия:
Воспитатель и дети стоят в кругу. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Вы такие нарядные, красивые! У вас хорошее настроение? (Ответы.) У меня тоже. Я сегодня шла в детский сад и кое-кого встретила. (Показывает игрушечного Доктора Айболита.) Вы знаете, кто это?
Дети: Да! Это доктор.
Воспитатель: Как его зовут?
Дети: Это доктор Айболит.
Айболит: У меня беда, мне пришло письмо, а я его потерял. Поможете мне его найти?
Дети: Да!
Айболит: Вы сможете мне помочь, если посмотрите на карточку. Она выглядит так (синий прямоугольник).
Айболит: Итак, что же мы будем искать?
Дети: Прямоугольник, большой, синего цвета.
Айболит: Поищем письмо в группе. Сначала вверху – на столах. (Ищут.) Нашли?
Дети: Нет.
Айболит: Тогда поищем его внизу – на ковре.
Дети находят на ковре синий большой прямоугольный конверт.
Айболит: Вот оно, письмо, сейчас я его прочитаю. «Здравствуйте, доктор! Вам нужно сейчас же ехать в Африку. Там живут разные звери. Они заболели, лежат и плачут. Есть только один человек, который их может спасти. Это вы. Берите с собой лекарства и приезжайте скорее». Какая беда случилась со зверями? Мне опять понадобится ваша помощь. Вы должны назвать хотя бы несколько животных, которые живут в Африке (показывает карточки с изображением животных. Дети называют их.) Молодцы! В Африку путь нелегкий . Сначала надо переплыть море. А для этого нужен корабль. Давайте его построим! (Раздает карточки с изображением корабля и набор геометрических фигур. Дети накладывают нужные геометрические фигуры на предложенный рисунок.) Молодцы! Теперь мы с вами сядем на корабль и поплывем в Африку. Перед нами два моря. Какие они по размеру?
Дети: Большое и маленькое.
Айболит: В Африку нужно плыть по синему морю. Какое оно по размеру?
Дети: Большое.
Айболит: Вот мы переплыли большое синее море. Теперь придется идти пешком. Перед нами две тропинки. Какие они по цвету? (Красная, желтая.) Давайте опять вернемся к письму: «В Африку можно попасть только по длинной тропинке». Какого она цвета?
Дети: Красного.
Айболит: Долго мы с вами шли, я устал. Давайте посидим, отдохнем, а чтобы вы не скучали, я с вами поиграю.
Проводится физкультминутка.
Мы по полю прогулялись,
А теперь мы отдохнем.
Встанем, глубоко вдохнем.
Чудеса на свете!
Стали карликами дети.
А теперь все дружно встали –
Великанами мы стали.
Дружно ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали.
Айболит:Отдохнули? Тогда пойдем дальше. Осталось совсем немного, нужно перейти через высокую гору. Пойдем?
Дети: Да!
Айболит: Какого она цвета?
Дети: Зеленого.
Айболит: Молодцы! Посмотрите, сколько зверей ожидает моей помощи! Если бы не вы, я никогда бы не добрался до Африки. Прежде чем их лечить, нужно померить температуру. Хватит ли у меня градусников? Давайте посчитаем, скольких зверей нужно лечить. (Один, два, три. Трех зверей.) А сколько у меня градусников? (Один, два, три. Три градусника.) Сейчас я дам градусники зверям. Давайте посчитаем! Тигренку один, обезьянке один, слоненку один. Сколько градусников у меня осталось?
Дети: Ни одного.
Айболит: Правильно! Чтобы они быстрее выздоровели и никогда больше не болели, я дам им лекарство.
Воспитатель: Какой хороший доктор! Давайте мы его поблагодарим! Анфиса прочитает стихотворение, а ребята ей помогут.
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок, и медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
К. Чуковский
Айболит: Спасибо, ребята! Чтобы вы всегда были здоровыми и красивыми, я дам вам витамины.
Воспитатель: Ребята, доктор решил остаться в Африке, он откроет под пальмой больницу. А мы с вами скажем всем до свидания и отправимся в путь, нас ждут интересные приключения.
Воспитатель с детьми уходят.
«Цирковое представление»
Для детей средней группы.
Цель: Закрепить навык раскодирования информации при помощи кодовой карточки; повторить числа в пределах пяти; учить классифицировать объекты по двум признакам, составлять фигурки животных методом приложения по образцу; закреплять названия геометрических фигур.
Материал. Логические блоки Дьенеша, кодовые карточки, стульчики, к спинкам которых прикреплены геометрические фигуры, фигурки различных животных, фигура слона из геометрических фигур, обручи, изображение цифр.
Ход занятия:
Воспитатель: Вы любите цирк? Почему? (Рассказы детей о цирке.) Хотите там побывать? Тогда мы с вами сейчас туда отправимся. Но прежде, чем начнется цирковое представление, нам нужно найти свои места. Как зрители размещаются в зале? (По билетам.)
Раздает детям «билеты» (кодовые карточки Дьенеша), по ним дети находят свои места (стульчики с указанной на билете геометрической фигурой).
Рис.2
Воспитатель: Представление начинается.
Первыми выступают лошади (фигурки маленьких и больших лошадок располагаются на столе в ряд). Сколько лошадей выступает в цирке? (Три.) Под каждой лошадью нужно поставить ее номер (цифру). (Выполняют, воспитатель по необходимости помогает.) Как вы думаете, все ли лошади одинаковы? Чем они отличаются? (Ответы.)
Следующий номер циркового представления – дрессированный слон. (Показывает слоненка, составленного из геометрических фигур: трех кругов, одного большого и двух маленьких, двух широких прямоугольников, одного узкого, длинного прямоугольника, одного узкого, короткого прямоугольника и маленького треугольника, см. рис. 2). Вы узнали этого артиста? Кто он? Не показался ли вам слоненок необычным? Вы знаете, где живут слоны? (Ответы.) Слоненок приехал к нам издалека, один, без мамы и папы. Как зовут маму слоненка? папу? Нашего слоненка можно назвать слоном? А еще как ласково можно назвать слоненка? Воспитатель предлагает детям сделать слоненку друзей — маленьких слонят из геометрических фигур, чтобы ему не было скучно одному. Дети моделируют из разных геометрических фигур слонов (на свое усмотрение).
Появляется клоун, который хочет поиграть с детьми.
Как у наших у зверят
Лапки весело стучат (хлопки в ладоши):
Топ-топ-топ, топ-топ-топ (топают ногами).
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп -хлоп, хлоп- хлоп-хлоп (хлопают в ладоши).
А потом вприсядочку (приседают).
Пляшут звери рядышком (прыгают на месте).
А как пустятся бежать (бег на месте),
Никому их не догнать.
Воспитатель: На арене цирка появляются новые артисты. Кто же они? (Кошка, собака, медведь, тигр, обезьяна.) Этих животных нужно расселить в два домика (обручи). В красном домике могут жить дикие животные, а в синем – домашние. Давайте попробуем расселить животных. Сколько животных в красном домике? (Трое: медведь, тигр, обезьяна.) Сколько в синем домике? (Двое: кошка, собака.) Где больше? Сколько всего животных? (Ответы.) Вот и заканчивается цирковое представление. Давайте прощаться!
Подружимся с логическими блоками Дьенеша!
Для детей старшей и подготовительной к школе группы.
Цель: Продолжать знакомить с логическими блоками Дьенеша, кодовыми карточками, учить декодировать информацию, применять логические блоки в сюжетно-ролевой игре «Магазин», изготавливать аппликацию при помощи кодовых карточек.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пришла, чтобы продолжить знакомить вас с логическими блоками. Состоят они из зашифрованных карточек. Посмотрите, как они выглядят! Они состоят из геометрических фигур разного цвета и размера (см. рис. 3).
Рис. 3
Кодовая карточка разделена на три или четыре части: первая обозначает название геометрической фигуры. (Давайте вспомним, какие вы знаете фигуры?) Вторая часть обозначает цвет этой фигуры. (Какие вы знаете цвета?) Третья часть, на которой изображен домики, маленький с одним окошком и большой с двумя, обозначают размер геометрической фигуры.
Четвертая, необязательная, часть обозначает толщину. На картинке изображен человечек. Изображение может быть узким и широким, поэтому в игре мы будем использовать понятия «толстый» и «тонкий» (см. рис. 4–7).
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Вы, наверное, устали? Давайте поиграем.
Физкультминутка.
Нам на месте не сидится,
Разминаем поясницу.
Корпус крутим влево, вправо.
Так мы отдохнем на славу.
Хорошо мы отдохнули
И к занятиям вернулись.
Воспитатель: Молодцы! Я хочу научить вас играть в «Магазин», используя логические блоки. Каждому дам геометрическую фигуру – это будут деньги. Перед вами полка с игрушками, у каждой своя цена, изображена она в виде зашифрованной карточки. Каждый сможет купить только одну игрушку.
(Показывает, как это делается.) Молодцы! Вам понравилось игра? А сейчас мы сделаем аппликацию. Перед вами солнышко (см. рис. 8), но оно не цветное. А мы с вами с помощью блоков сделаем его цветным, и тогда оно начнет улыбаться и дарить нам тепло (см. рис. 9–13).
Вот солнышко. А что есть у солнышка? Правильно, лучики. Сейчас вы будете клеить лучики, и я предлагаю вам в то время, когда вы будете работать, пожелайте что-нибудь доброе друг другу и нашим гостям.
рис.9-13
Какие вы молодцы! У вас получилось очень яркое, веселое и теплое солнце. Вам нравится солнышко? Давайте разместим это солнце в родительском уголке, пусть они тоже на него полюбуются.
Как знакомить детей с блоками:
Для начала познакомьте вашего воспитанника с блоками. Выложите перед ним набор и дайте вволю наиграться с фигурами: потрогать, перебрать, подержать их. Чуть позже предложите следующие задания:
* Найди все фигуры такого же цвета, все фигуры треугольной формы, все большие фигуры и т.д.
* Дай белочке все синие фигуры, котику – желтые, а лисичке – красные; или тем же зверушкам все круги, все большие фигуры и т.д.
* Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?
Игры и упражнения с блоками.
Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства:
Затем задания с карточками постепенно усложняются.
- Выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, потом одна исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
- Все фигуры складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
- Все фигуры снова складываются в мешок. Ребенок достает одну из них из мешка и характеризует по одному или нескольким признакам либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
- Выкладываются три фигуры. Нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (цвет, форма, размер или толщина).
- Надо найти все фигуры, не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
- Надо найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
- Следует продолжить цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (по форме, размеру и толщине).
- Надо выложить фигуры так, чтобы последующая отличалась от предыдущей одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
- Надо выложить цепочку, чтобы рядом не было фигур, одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).
Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Ведущий кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча, и добавляет, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Можно задать вопрос, где сидит ребенок (внутри или вне обруча). Затем предлагается ребенку стать внутри обруча.
Перед проведением игры с двумя обручами необходима следующая подготовительная работа: ведущий показывает детям два обруча разного цвета, например, синий и красный, и располагает их на полу так, как показано на рисунке. Выясняется, какое место (какая часть пола) находится внутри обоих обручей; внутри синего, но вне красного обруча; внутри красного, но вне синего обруча; вне обоих обручей. Затем ребенку предлагается стать внутри обоих обручей, другому - внутри синего, но вне красного, третьему - внутри красного, но вне синего, а четвертому - вне обоих обручей.
Для подготовки к игре с тремя обручами прежде всего выясняется, как расположена каждая из областей по отношению к трем обручам .
Вот описание некоторых игр с обручами.
Игра с одним обручем. На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним словом фигуры вне обруча.
Игра с двумя обручами. На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать внутри синего обруча, внутри красного обруча, внутри обоих обручей, вне красного обруча, внутри синего, но вне красного, внутри красного, но вне синего, вне синего и красного обручей.
Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса: - Какие блоки лежат внутри обоих обручей? - Внутри синего, но вне красного обруча? - Внутри красного, но вне синего? - Вне обоих обручей? Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.
Игра с тремя обручами В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трем свойствам. Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей. После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего - все квадратные, а внутри желтого - все большие. После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры стремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат: 1) внутри всех трех обручей; 2) внутри красного и синего, но вне желтого обруча; 3) внутри синего и желтого, но вне красного обруча; 4) внутри красного и желтого, но вне синего обруча; 5) внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча; 6) внутри синего, но вне желтого и красного обруча; 7) .внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча; 8)вне всех трех обручей? В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трех свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).
Вывод:
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только в математики, но и информатики, развитии речи, в рисовании, аппликации, конструировании, а так же в сюжетно-ролевых и театрализованных играх: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого "блоки Дьенеша"): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов по легоконструированию «Построй свою историю»
материал адресован педагогогам ДОУ...
Мастер-класс для педагогов «Изготовление платковой куклы своими руками для театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста»
В данном материале подробно рассказывается как можно создать платковую куклу из подручных средств...
конспект мастер- класса для педагогов «Создание замкнутой экосистемы своими руками (вечный террариум)»
передача коллегам личного профессионального опыта в сфере организации познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности по созданию флорариума или растительного мини террариума....
Мастер-класс для педагогов "Логические блоки Дьенеша"
Данный материал предназначен для ознакомления педагогов с вариантами применения блоков Дьенеша на практике....
Мастер-класс с педагогами «Изготовление музыкальных инструментов своими руками».
Мастер-класс для педагогов оизготовлении музыккльных инструментов своими руками из бросового материала....
Мастер - класс для воспитателей ДОУ "Блоки Дьенеша в работе с детьми"
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. В решении этой задачи поможет ...
Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников младшего возраста»
Повышение профессиональной компетенции воспитателей ДОО по использованию технологии «Логические блоки Дьенеша» в образовательной деятельности с дошкольниками младшего возраста....