Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками.
статья
Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Золтан Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. Некоторые игры описаны в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. Логические блоки Дьенеша. | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование блоков Дьенеша
в образовательной работе с дошкольниками.
Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом рассуждает, успевает освоить мобильный телефон, компьютер, телевизор. В то же время ребёнок по-прежнему сориентирован на детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать.
В настоящее время целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, одной из которых является разработка содержания, обеспечивающего развитие познавательной сферы, а так же формирование опыта практической, познавательной и творческой деятельности. С учетом возрастных психофизических особенностей детей дошкольного возраста выше обозначенные задачи с наибольшей эффективностью целесообразно решать при помощи метода игры.
В качестве одного из приоритетных целевых ориентиров дошкольного образования по ФГОС выделены предпосылки универсальных учебных действий, создающие технологическую базу преемственности дошкольного и начального образования. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает.
Логическое мышление — процесс очень сложный и крайне необходимый для нормального психического, физического и социального развития ребенка. Его роль в жизни детей колоссальна. Благодаря логике дети способны анализировать ситуации, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Логика является базой для важнейшего жизненного навыка — осмысления задачи и ее последующего эффективного решения. Огромное значение для процесса формирования логики имеют специально разработанные упражнения и задачи. Представленные в форме игр и заданий, они привлекают детское внимание и эффективно развивают навыки логического мышления. Логическое мышление у детей не развивается за несколько недель и даже месяцев, этот процесс захватывает весь период взросления, но уже в дошкольном возрасте можно активно тренировать способности ребенка логически мыслить.
В дошкольных образовательных учреждениях имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов, однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Одним из наиболее результативных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком З. Дьенешем для раннего развития логики и, прежде всего, для подготовки мышления к восприятию математики.
Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета . Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. В своих занятиях он использовал специальные блоки, которые называл «логическими». При помощи их ребёнок мог научиться кодировке (классификации) определённой информации. Ребёнок учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина), запоминать и обобщать.
Кроме того, занятия и игры с использованием блоков влияют на развитие детской речи, поскольку во время занятий детям приходится произносить названия геометрических фигур, отвечать на вопросы и выражать свои мысли.
Разработанные в 1960-х годах, блоки Дьенеша популярны во многих странах и применяются до сих пор в различных вариантах исполнения (объёмные, плоскостные) для развития детей и подготовки к школе. Наряду с ними, в систему игровых упражнений для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста включаются и другие аналоги: палочки Кюизенера, игры Воскобовича и другие игры.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы.
Игры-занятия с блоками Дьенеша способствуют:
- ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размеров;
- развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать (группировка предметов по их свойствам), обобщать, абстрагировать (абстрагирование свойств от предмета), кодировать и декодировать информацию;
- усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- развитию познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения;
- развитию творческих способностей: моделирование и конструирование;
- развитию психических функций, связанных с речевой деятельностью (строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не»и др. );
- ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений;
- воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Они являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур:
- четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
- трех цветов (красный, синий, желтый);
- двух размеров (большой, маленький);
- двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, который удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры. В процессе работы с логическими блоками ребята сначала приобретают навыки выделять и абстрагировать в фигурах только одно свойство: цвет, толщина, размер или форма. Через время дети выполняют задания с более высоким уровнем сложности. При этом принимается во внимание уже два свойства предмета и более. Результативность от игр с логическими блоками зависит от индивидуальных особенностей малыша и от профессионализма педагога или родителя. Золтан Дьенеш рекомендует взрослым в ходе работы сотрудничать с ребенком, не поддавать его действия критике и предоставлять возможность самостоятельно исправлять ошибки.
Наряду с логическими блоками применяются карточки - изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры:
- цвет обозначается пятном;
- размер – домиком (большим или маленьким);
- форма – изображением фигуры;
- толщина – силуэтом человечка толстым или тонким;
- перечеркнутая карточка обозначает отрицание свойства (к примеру, перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая).
Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.
Выделяют следующие формы работы с детьми в детском саду:
• Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности);
• Совместная и индивидуальная игровая деятельность детей с педагогом;
• Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения).
Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. Выделяют такие стадии развития математических способностей:
1. Свободная игра, цель которой научить детей решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты;
2. Игра по определенным правилам, к которым ребенок плавно переходит. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые». Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами;
3. Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам.
Наличие картинок и специальных альбомов существенно разнообразит количество игр.
Существуют альбомы для каждого возрастного диапазона. Выбирать их следует по уровню развития ребенка, а не по тому, сколько ему лет в данный момент. Иногда в 3 года у малыша развитие пятилетнего, а бывает и наоборот. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания вы можете самостоятельно усложнять, вносить в них разнообразия, ориентируясь на реакцию ребенка.
Задания разной степени сложности вы сможете найти в альбоме «Спасатели приходят на помощь».
Можно отдельно приобрести дидактические игры с блоками Дьенеша и логическими фигурами “Давайте вместе поиграем”
В наборе “Логические блоки Дьенеша” есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр с блоками.
Золтан Дьенеш разработал множество математических игр на основе блоков. Все варианты игр и обучающих упражнений основаны на принципах сравнительного анализа, который учит детей в процессе всего периода обучения различать предметы по разным свойствам (толщине, размеру, форме, цвету), т.е. главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится отличать и объединять объекты, делать их классификацию.
Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени – это сигнал к тому, что ему следует предложить игру следующей группы. Переводить ребенка к последующим играм можно только тогда, когда он «вырос»из предыдущих игр. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно давать более сложные игры, то интерес к заданиям исчезает. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Заниматься с логическими фигурами могут дети с двухлетнего возраста. Для начала выложите перед ними набор и дайте ребенку поиграть с деталями: потрогать, перебрать, подержать в руках. С детьми этого возраста уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой", «так же как я» по форме, цвету, размеру, толщине. Сначала предлагают самые простые игры:
- “Покорми животных”. Поставьте перед малышом несколько его любимых игрушек. Пусть он покормит каждую парой «печенек» (блоков). Предложите какие-либо условия, к примеру, медвежонку нужно дать только корм красного цвета, а котенку – квадратной формы (Треугольные, синие, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круг);
- Найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);
- Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету);
- Назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине);
- «Уборка». Взрослый складывает в коробку все прямоугольные блоки, а ребенок – все красные.
- “Что лишнее?” Выкладываем в ряд 3 фигурки (2 общие по какому-то принципу, одна нет). Пример, кладем 2 синих фигурки и одну красную. Кладем 2 квадрата и 1 круг и т. д.
- Найди блоки одинакового цвета, но разной формы;
- Найди блоки одной формы и разного цвета;
- “Что изменилось?”. Перед малышом выкладывают более трех различных фигур. Ребенок должен охарактеризовать основные свойства фигур и запомнить их. Далее малыш отворачивается, а взрослые могут поменять местами фигуры, убрать одну из фигур или заменить одну фигуру новой. Задача ребенка заключается в том, чтобы заметить какие изменения произошли с фигурами.
- “Цепочка”. Продолжите с ребенком цепочку, чередуя блоки по размерам, цветам, толщине или форме. Например: синий, красный, синий и т. д. Выкладывайте с детьми цепочку так, чтобы рядом находились фигуры аналогичные по размеру, различные по форме и цвету и наоборот. Взрослые могут составить множество вариантов упражнений, которые помогают ребенку овладевать навыками сравнения, умениями анализа и синтеза.
- “Парочки”. Нужно к каждой фигуре найти пару по размеру, форме, цвету или толщине. Например, большой треугольник синего цвета берет в пару маленький синий треугольник и т. д. Пусть ребенок попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам. Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда.
- “Схемы-картинки”. Ребенок с помощью специальных схем-картинок выкладывает различные плоскостные изображения предметов.
- “Конструирование”. Это творческая, очень простая, но увлекательная игра. Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала по схемам, а потом без них, постепенно усложняя задачу. Примеры объектов, которые вы можете попросить сконструировать: домик; стол; домик с окошкам; елочка; лавка; табурет; диван; стул; ступеньки; кресло; машинка.
- «Игра с кругом». Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.
- «Покажи». Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.
- «Угадай- ка». Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да»или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.
Эти же игры можно использовать для детей более взрослых, добавляя решения более сложных задач с применением логического мышления.
Более сложные варианты игр с блоками Дьенеша:
- Игра «Домино». В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному. Например:
a) фигурами другого цвета (формы, размера);
б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы;
в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);
г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);
д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
- Игра «Цепочка». Цель игры заключается в том, что следует построить цепочку из фигур, причем как можно длиннее. Допустим, можно предложить несколько вариантов построения цепочки: чтобы рядом не было двух одинаковых фигур по форме, или же по цвету или наоборот, чтобы друг за другом шли две одинаковые по цвету (форме, размеру) фигуры и т. д.
- Игра “Найди клад”. Перед детьми располагают разные блоки. Дети — кладоискатели, кружок из бумаги — клад. Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Тот, кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.
- Игра “Дорожки”. Необходимы логические блоки, три домика (макеты или изображения домиков или их условные обозначения).
На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика — дома трех поросят. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам.
Как построить первую дорожку, предлагает взрослый. Например, так, чтобы в ней рядом не было фигур одинакового цвета.
Каждую новую дорожку желательно строить по новому правилу. Дорожки можно выкладывать так, чтобы рядом не было фигур одного размера, или одной толщины, или одной формы.
Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи. С такими же условиями игры: “Построить мост через речку”, сделать из фигур “Праздничную гирлянду”, составить “Поезд” из блоков-вагончиков” и т. д.
- Игра “Засели домики”. Необходимы логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков. На картинке нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города — фигуры — никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы в каждой комнате оказались одинаковые по размеру жильцы (фигуры). Знаки в домике подсказывают, какие фигуры, в каких комнатах должны поселиться.
Дети разбирают фигуры и раскладывают их в домике. В конце проверяют, называют, чем похожи все фигуры в каждой клетке (квартире, какие они.
Упражнение повторяется с другими свойствами. Сначала дети классифицируют фигуры по указанным основаниям (заполняют домики со знаками, а затем самостоятельно выделяют признак, по которому можно разделить фигуры (заполняют домики без знаков). Взрослый поощряет самостоятельный выбор основания классификации.
- “Поиск”. Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть малыш подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру. Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым.
- “Магазин”. Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства. Правила: дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар.Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает с фигурой-денежкой. Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.
- “Украсим елку”. Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки, 15 карточек с символами и блоки. Правила: елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки. Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит.Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.
- «Круги». Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму. Можно использовать плоскостные круги или обручи. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.
- «Разгадывание фигуры». По знаково–символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру.
- «Архитектор». Ребенок разработывает проект детской игровой площадки. Материал для постройки выбирается в строгом соответствии с правилами. Например: ре6енок берет любой блок, допустим, синий большой толстый блок. «Начало» подскажет, откуда мы начинаем строить. В ромбе вопрос: красный ваш блок? – нет, двигаемся направо. Вопрос второго ромба – круглый ваш блок? – нет, попадаем на конец схемы. Этот блок может использоваться при постройке.
Игра «Спасатели приходят на помощь» - одноимённый альбом и игра «Поиски клада». Разрушен город логических блоков. Необходимо помочь его восстановить. По картам – схемам одна команда спасателей восстанавливает здания. Вторая команда – транспорт. Третья – ищет драгоценные камни, чтобы купить продовольствие.
Игра с блоками, как правило, плавно перетекает в сюжетно-ролевую игру и дети будут готовы играть всё свободное время.
Сюжетно- ролевые игры:
1. «Поездка в автобусе» кодовая карточка –билет, а логический
блок – место.
2. «Магазин» кодовая карточка - деньги, а логический блок – цена
товара.
3. «Больница» кодовая карточка – деньги (рецепт), а логический
блок – таблетки (витамины).
Подвижные игры: «Найди своё место», «Найди пару».
Использовать блокиможно как часть непрерывной образовательной деятельности, как комплексные, так и интегрированные. Можно использовать в аппликации, в рисовании - помогают ориентироваться на плоскостях; в конструировании - ориентироваться в пространстве; в индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной детской деятельности. Логические блокихорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности. В методических пособиях предложено большое количество дидактических игр и каждую игру можно использовать в любой возрастной группе, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога. С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной школы.
Использовать игры и упражнения с блоками можно как на занятиях, так и в свободные часы дома и в детском саду. Их можно дополнять другими развивающими игровыми заданиями, вносить новые игровые задачи, действия, изменять сюжет и роли, этим только поможите детям преодолевать интеллектуальные трудности.
Игры с блоками Дьенеша станут хорошими помощниками при подготовки к школе. Если работа с ними будет осуществляться систематично, то можно быть уверенным в результате. Тренируемые мыслительные процессы и личностные качества станут помощниками, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программы школы.
Список литературы
1. Венгер А, Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста – М., 1999
2. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт. – сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб.:Акцидент, 1997. – 79с.
3. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. 1: Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. ; Ч2: Игры – головоломки/ Сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 191 с.
4. Немов Р. С. Психология. – в 3-х кн. – кн. 2. – 2-е издание – М: Просвещение: Владос, 1995. – 496 с.
5. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. – 240с.
6. Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". — Минск, 1983.
7. Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. — Санкт- Петербург: "Акцидент", 2000.
8. Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию "Математика "О". – Минск: Народная асвета, 1983.
9. Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.
10. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А.А. Столяра. — М.: "Просвещение".
11. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2014
12. Михайлова З. А. Носова Е. А. Логико – математическое развитие дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2015
13. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2014
14. Спасатели приходят на помощь. Схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты. / Финкельштейн Б. Б. – ООО Корвет
15. Поиск затонувшего клада. Развитие внимания, памяти, умение работать в коллективе. – ООО Корвет
16. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. - СПб «Детство - Пресс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В статье "Возможность использования блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста" представлено описание пособия, варианты его использования для решения образовательных задач в процес...
Использование блоков Дьенеша в работе с детьми.
Логическием блоки Дьенеша...
перспективное планирование по теме "Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшей группы "
Представлено перспективное планирование дидактических игр с использованием Блоков Дьенеша в старшей группе детского сада, а также перечислены материалы, используемые в играх . Даны...
перспективное планирование по теме "Использование блоков Дьенеша в работе с детьми"
Дано перспективное планирование на учебный год дидактических игр с использованием Блоков Дьенеша для детей старшей группы. А также даны игры с усложнением, для детей успешно овладевших про...
Презентация "Система работы по использованию блоков Дьенеша в работе по ФЭМП"
Сообщение из опыта работы...
Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста
В статье рассказывается об основных умениях и навыках, которые формируются у детей в процессе игры с блоками Дьенеша, объясняется, как начинать играть с детьми, заинтересовать детей....
Консультация для родителей «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми раннего возраста"
Родиелям детей раннего возраста предлагаются игры с использованием логических блоков Дьенеша для занятий с детьми дома, которые способствуют сенсорному развитию и познанию окружающего мира....