Проект "Творческое музицирование, как одна из форм музыкальной деятельности"
проект
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11 «Яблонька»
Проект
«Творческое музицирование, как одна из форм музыкальной деятельности»
Подготовила: музыкальный руководитель
Жданович Е.С.
Канск 2018 г.
«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не означает, что нельзя содействовать его образованию и появлению».
Выготский Л.С.
Автор проекта: Жданович Е. С., музыкальный руководитель МБДОУ №11 «Яблонька».
Участники: Воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта: творческий.
По продолжительности: октябрь-ноябрь.
Актуальность проекта.
Сегодня, в век новых технологий, нам необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно.
ФГОС ДО ставит задачи:
- всё обучение должно проходить в ИГРЕ;
- развитие детской любознательности, инициативы и самостоятельности, умения сотрудничать, делать выбор и принимать собственные решения;
- наличие в обучающем процессе исследовательской деятельности;
Актуальность этого проекта в том, что в большинстве современных семей (результаты опроса родителей) музыка присутствует лишь в телевизоре и в аудиозаписях. Родители не уделяют внимание игре на каких-либо элементарных инструментах, да что говорить, они даже не поют. Поэтому этот проект позволит приблизить родителей к миру музыки, к использованию ими музицирования, как средства общения со своими детьми.
Как музыкальному руководителю выполнить все задачи, поставленные ФГОС? Как сделать, чтобы у ребёнка была музыкальная исследовательская деятельность и как создать условия для проявления своей инициативы? Нужно организовать игру со звуками, а также игру на музыкальных инструментах и с музыкальными инструментами. Равнодушных детей к музыкальным инструментам нет! Все без исключения рады понажимать клавиши пианино или ударить по барабану. В ситуации выбора ребёнок сам найдёт место для проявления своей инициативы и самостоятельности, он сам решит, какой инструмент ему интересен здесь и именно сейчас. Поэтому музицирование – это та форма, которая позволяет играть, играть многопланово, это та форма, где ребёнок может самореализоваться, как творческая личность, проявить свою индивидуальность.
Проблема.
В результате наблюдения за детьми в процессе музыкальной деятельности и анализа предметно-развивающей среды для музицирования в группах и музыкальном зале определила проблемное поле:
- Запас двигательных действий у воспитанников для передачи образа ограничен, в основном, действуют по предложенному образцу, не умеют самостоятельно выбрать способ действий для передачи музыкально-игрового образа, не развиты творчество и эмоциональная сфера.
- Плохо развит фонематический слух, дети имеют проблемы со звукопроизношением.
- У некоторых воспитанников отсутствует интерес к музыкально-игровой деятельности, нет желания взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
- Музыка, в простейших её проявлениях, не присутствует в жизни семьи, родители не используют элементарное музицирование, как средство общения с детьми.
Цель проекта.
Освоение и развитие навыков творческого ансамблевого музицирования на основе импровизационного мышления, как развитие природных способностей ребёнка.
Задачи проекта:
- Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.
- Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
- Развивать у детей чувство ритма, двигательно – образные навыки: умение владеть своим телом, снимать излишнее мышечное напряжение, координировать свои движения, согласовывать их с содержанием музыкального материала.
- Развивать творческую деятельность и эмоциональную сферу.
- Воспитывать интерес к музыкально-игровой деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическая литература:
1. Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». «Дошкольное воспитание» № 9, 2000.
2. Тютюнникова Т.Э. «Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры». Москва, 2009.
3. Тютюнникова Т.Э. «Весёлая шарманка. Шумовой оркестр для детей». Москва, 2007.
4. Орф-фокус 2015. Сборник Российской Орф-Шулверк Ассоциации (RusFOSA). – Педагогическое общество России, 2016.
5. Орф-фокус 2016. Сборник Российской Орф-Шулверк Ассоциации (RusFOSA). – Педагогическое общество России, 2017.
6. Боровик Т. «Элементарное музицирование с дошкольниками». «Музыкальный руководитель» № 3, 2004.
7. Рокитянская Т.А. «Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет». Москва, 2015.
8. Оберемок С.М. «Метод проектов в дошкольном образовании». Новосибирск, 2009.
Информационные ресурсы:
• Интернет;
• Библиотека методического кабинета ДОУ.
Ожидаемый результат:
Повысить интерес воспитанников к музыкально-игровой деятельности, музицированию, развить коммуникативные навыки в общении со сверстниками, содействовать проявлению в играх своей индивидуальности и эмоциональной отзывчивости, использовать свои навыки в повседневной жизни.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный (1-я неделя октября)
Данный этап направлен на определение проблемы и поиск ресурсов реализации проекта:
- анализ предметно-развивающей среды;
- изучение литературы (журналы, книги, Интернет);
- подбор подвижно-координационных, речевых, настольных и др. игр;
- подбор методической литературы, аудиозаписей;
- планирование.
Основной (2-4 неделя октября – 1-2 неделя ноября)
- беседа о звучащих жестах и подробное знакомство детей со звуками тела человека;
- создание предметно-развивающей среды музыкального зала и группы:
- атрибутов и оборудования («снежные бабочки, «снежное покрывало», «ленточки-ветерки»; деревянные палочки-клавесы;)
- картотеки «Игры со словом» и «Работа с ритмом»; дидактическая игра «Ритмические палочки» и «Ритмослоги»;
- работа по обогащению игрового опыта ребёнка:
- игры с элементами музыки (ритмическая игра «Имена», игра со звучащими жестами «Овощи», «Ладушки», подвижная игра с воздушным шаром «Кто первый»);
- озвучивание потешки «Едем на лошадке» различными инструментами; песенки с «клавесами» «Палочки-скакалочки»
- танцевальная импровизация «Зимний танец»;
- презентация на осеннем утреннике речевой игры «Овощное рагу».
Заключительный (3-я неделя ноября)
Итоговое интегрированное занятие, анализ результативности работы.
План по реализации проекта
Неделя | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | Оснащение предметно-развивающей среды |
Октябрь | ||||
1-я неделя |
| |||
2-я неделя | Вспомнить вместе с детьми, какие звучащие жесты или звуки своего тела они знают. Познакомить с игрой «Имена» | Познакомить воспитателей с планом работы по проекту | Беседы с родителями о содействии и помощи в реализации проекта | Разработка и изготовление картотеки «Игры со словом» |
3-я неделя | Продолжать знакомить детей с играми со звучащими жестами: «Тюшки-тютюшки», «Ладушки». Разучивание речевого оркестра «Овощное рагу» | Пополнить музыкальные центры группы, муз. зал играми со словами, ритмическими играми. | Разработка и изготовление картотеки «Работа с ритмом» | |
4-я неделя | Продолжать учить с детьми «Овощное рагу». Презентация номера на осеннем утреннике. | Индивидуальные консультации педагогов «Новые ритмы и движения» | Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для танцевальной импровизации (бабочки, ветерок, зимнее покрывало). | |
Ноябрь | ||||
1-я неделя | Побуждать детей к танцевальной импровизации. Придумать танец «зимних бабочек и ветерка», озвучивание потешки «Едем на лошадке» | Изготовление деревянных палочек («клавес») | Аудиоподборка песенок с «клавесами» | |
2-я неделя | «Зимний танец» с добавлением атрибута – покрывала. Песенки с «клавесами» Подвижная игра с воздушным шариком «Кто первый» (принцип гори-гори, ясно) | Мастер-класс для педагогов «Ритмы, Звуки и слова»
Консультация для родителей «Музицируем дома» | ||
3-я неделя
| Итоговое занятие «И в воздушном шаре музыка живёт». Анализ результатов детской деятельности. |
Содержание.
На музыкальных занятиях с детьми были разучены различные игры. В речевых играх «Тюшки-тютюшки», «Имена» дети закрепили понятие «звучащие жесты». Успешно презентовали речевой оркестр «Овощное рагу» на осеннем утреннике. Детьми под моим руководством был придуман зимний танец с различными атрибутами (бумажные бабочки, ветерок, зимнее покрывало). В песенках с «клавесами» (деревянными палочками) воспитанники отрабатывали ритмическую составляющую речи и музыки. В задании по озвучиванию потешки проявляли самостоятельность и творческий подход при выборе подходящего музыкального инструмента.
В группе воспитатели играли с детьми в речевые, настольные и подвижно-координационные игры, применяли их в своей непосредственной образовательной деятельности. Использовали аудиозаписи для придумывания детьми различных образов в движении: «полёт снежинок», «танец роботов», «танец шаров».
Родители являлись активными участниками проекта, помогая в изготовлении необходимой атрибутики и оборудования для реализации проекта.
Результаты реализации.
В результате реализации проекта «Творческое музицирование, как одна из форм музыкальной деятельности» у детей повысился уровень заинтересованности к музыкальной игровой и творческой деятельности. Каждый ребёнок может творчески проявить себя в том или ином виде музыкальной деятельности, будь то танцевальная импровизация или игра на инструментах, или озвучивание стихотворения. Повысилась компетентность воспитателей в навыках игры на музыкальных инструментах, использование их при работе с текстом и ритмом. Пополнены игротека группы, музыкальный зал новыми атрибутами, а также методическая копилка ДОУ. Созданы благоприятные условия для саморазвития ребёнка, проявления его творческой деятельности.
В связи с этим, возросло желание родителей участвовать в событиях ДОУ, желание повышать уровень своих знаний в вопросах домашнего общения с детьми путём элементарного музицирования.
Результат.
- Итоговое интегрированное занятие «И в воздушном шаре музыка живёт».
- Мастер-класс для воспитателей «Звуки, ритмы и слова. Элементарное музицирование в группе».
- Фото и видео материал на сайте ДОУ, https://nsportal.ru/evgeniya-zhdanovich
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД к семинару на тему: «Использование технологий проектирования как одной из форм поисковой деятельности дошкольников».
Упражнять детей в совместной постановке цели проекта, его мотивации; привлекать детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана, прогнозированию результата, совместному анал...
Семинар-практикум для воспитателей "Ладование как одна из форм музыкального экспериментирования" (в рамках проекта "Муз.экспериментирование: голос, звук, движение")
ЦЕЛЬ: попытка погрузить педагогов к «прислушиванию» к себе методом «прогуживания».ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:Загадка про человеческий голос.Значение голоса в жизни человека и педагога.Лечебные методы работы над ...
Программные задачи музыкальной деятельности в таблице . Формы музыкальной деятельности в таблице
Программные задачи музыкальной деятельности в таблице.Формы музыкальной деятельности в таблице....
Мастер-класс "Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм музыкального развития детей дошкольного возраста"
Цель мастер-класса : актуализировать представления педагогов о роли коммуникативных игр и танцев для обогащения социального опыта дошкольников. Повышение уровня профессиональной компетентности педагог...
« Музыкальное занятие одна из форм музыкальной деятельности в детском саду».
laquo; Музыкальное занятие одна из форм музыкальной деятельности в детском саду»....
« Музыкальное занятие одна из форм музыкальной деятельности в детском саду».
laquo; Музыкальное занятие одна из форм музыкальной деятельности в детском саду»....
«Проектная деятельность как одна из форм совместной деятельности педагогического коллектива и воспитанников детского сада в рамках реализации ФГОС ДО»
Проектная деятельность в детском саду занимает важное место в совместной деятельности педагогов ДОО, так как она является одной из наиболее эффективных форм организ...