Семинар-практикум для воспитателей "Ладование как одна из форм музыкального экспериментирования" (в рамках проекта "Муз.экспериментирование: голос, звук, движение")
консультация по коррекционной педагогике на тему

Цвелодуб Татьяна Игоревна

ЦЕЛЬ: попытка погрузить педагогов к «прислушиванию» к себе методом «прогуживания».

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

  1. Загадка про человеческий голос.

  2. Значение голоса в жизни человека и педагога.

  3. Лечебные методы работы над собственным телом, голосом.

  4. Практические голосовые упражнения —

а.) ищем свой «природный тон»,

б.) ладование,

в.) на развитие своей энергетики.

  1. «Ода Голосу».

  2. Общие рекомендации по экспериментированию и вокалотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.odt51.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей № 22  «Тополёк»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ЛАДОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МУЗЫКАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

(в рамках проекта: «Музыкальное экспериментирование: голос, звук, движение»)

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

муз.рук.I кв.кат.

Цвелодуб Т.И.

Бердск-2017 года

ЦЕЛЬ: попытка погрузить педагогов  к «прислушиванию» к себе методом «прогуживания».

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

  1. Загадка про человеческий голос.
  2. Значение голоса в жизни человека и педагога.
  3. Лечебные методы работы над собственным телом, голосом.
  4. Практические голосовые упражнения —

а.) ищем свой «природный тон»,

б.) ладование,

в.) на развитие своей энергетики.

  1. «Ода Голосу».
  2. Общие рекомендации по экспериментированию и вокалотерапии.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

  1. ЗАГАДКА:

Назовите музыкальный инструмент, который есть у каждого педагога?

  1. ЗНАЧЕНИЕ ГОЛОСА.

          ГОЛОС – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шёпоте). И более совершенного (в частности - с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.

       Каждый ребёнок до 3 лет имеет от природы мощный, звонкий голос. Маленькое дитя спокойно перекричит даже взрослого. Всё дело в том, что у малыша «чистые» резонаторы, нет мышечных напряжений, а также правильное дыхание. Поэтому тело является как бы резонатором, многократно усиливающим громкость голоса. Однако со временем у человека появляются мышечные зажимы. Взрослые начинают говорить ребёнку: «Не кричи», «Замолчи», и ребёнок старается соответствовать. От этого одни мышцы начинают работать хуже, а другие перенапрягаются. С возрастом добавляются зажимы языка, нижней челюсти и губ. Бронхи, трахея, лобные и носовые пазухи загрязняются от некачественного городского воздуха, неправильной пищи, заболеваний. В результате обедняется тембр голоса, уменьшается сила его звучания. Человек как бы сам не свой.

  1. ЛЕЧЕБНЫЕ МЕТОДЫ.

    Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать своё состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

          Звук – это самая мощная космическая творящая сила, ведь недаром говорится: «Вначале было слово». Песня для наших предков служила способом сотворения Мира. А перед тем, как начать петь, они прогуживались.

         Ладование — Прогуживание — пропевание благоприятных слогов, мощная практика, работающая на уровне тела и сознания. В прогуживании освобождаются телесные блоки и расслабляются голосовые зажимы. Вибрации от звучания голоса ощущаются всем телом, что очень приятно и полезно для здоровья.

       Суть этого метода заключается в том, чтобы каждый день в течение определённого цикла (не менее 40 дней — это природный космический цикл, который запускает процесс обновления и перемен) пропевать важные звуки, слоги и слова.

          Пение служит средством оздоровления не только слушателей, но и самого поющего. Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений, т. к. тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение больного, которого сажали в людской круг в центре максимального звукового воздействия – в той точке, где “тело звука” реально вырастает ввысь и вширь, захватывая своими вибрациями пространство и все его компоненты и водили вокруг данного человека хороводы.  
          По словам специалистов, при работе с песенным фольклором, наряду с проработкой отдельных психо-эмоциональных состояний, происходит и коррекция отдельных черт личности человека. Замкнутость, стеснительность, агрессивность постепенно нивелируются и переходят в свою противоположность. Скандал и злоба потому разрушительны, что неритмичны в нашем подчинённом различным ритмам мире. Они ломают установленную гармонию, размеренность, красоту переплетающихся мелодий. К тому же на физиологическом плане все негативные эмоции, являющиеся следствием нежелательных черт личности, вызывают задержку дыхания, ломают его ритм, что не может не сказаться отрицательно и на общем самочувствии человека.

  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

А.) ПРИРОДНЫЙ ТОН

Природный тон – свободный, расслабленный звук  (озвученный выдох). Индивидуальная высота и продолжительность. Чаще в среднем и нижнем диапазоне. По звучанию как стон. Рука на груди, чувствуем вибрации в груди. 2 основных момента при звучании – отсутствие напряжения в гортани и чувство удовольствия Разные положения природного тона (всего 6):

а.)С закрытым ртом (губы сомкнуты, зубы разомкнуты) – гудение,

б.)Через сомкнутые зубы, губы разомкнуты и по возможности, расслаблены – открываем «второй рот» - для свободного прохождения звука.  Одна рука на груди, вторая – на голове.

в.)С улыбкой – высветляет голос, придаёт ему легкость, полётность. Одна рука на груди, другой рукой посылаем свою улыбку в мир.

г.)С зажатым носом – профилактика гнусавости – челюсть расслаблена, язык лежит свободно (вид «дебилко»). Вдох носом, затем нос зажимаем и звучим природный тон. Вторая рука на груди.

д.)«Пьём звук» - профилактика излишней утечки воздуха при звучании – одна рука близко ко рту, на ней чувствуем равномерное тепло при звучании. Второй рукой как бы подгребаем к себе звук, и представляем, что звук не выходит наружу, а заходит внутрь, то есть мы его «пьём».

д.)Открытым ртом, губы и зубы разомкнуты – природный тон с оттенком удовольствия, радости и расслабления - сладостный стон.

Звучим природным тоном, направляя внимание в разные части тела:

Грудь – представляем себе, что там чаша, которую мы наполняем звуком снизу вверх,

Голова  - наполняем звуком голову,

Пятки – всё внимание в пятки, звучим пятками!:)

Представляем себе, что наше тело – проводник звука, который идёт из земли, заходит в ступни, проходит через всё тело и выходит через макушку. Затем – обратный поток, из макушки через ступни в центр земли. И третий поток – из центра сердца в обе стороны – в землю и в макушку.

Б.) ЛАДОВАНИЕ

     Метод прогуживания или ладования, древний славянский метод, который использовали наши предки, настраивая свои голоса перед хоровыми песнопениями. Тело начинает вибрировать в различных точках, звучит именно всё тело, от пяток до макушки, всё представляет собой единый мощный резонатор. И вибрации, возникающие при прогуживании, благотворно влияют на весь организм, укрепляя иммунитет и успокаивая нервную систему.

Как выполнять: все звуки произносить природным тоном, т. е. расслабленно, «аааа», «оооооо», монотонно, без напряжения и самое главное — как идёт! То есть не надо ничего выдумывать и наигрывать. Как поются звуки, так и пойте. Главное условие — расслабленность. При пропевании сначала помещаем внимание в грудь (как будто звук выходит из груди), потом в голову (из головы), потом — в пятки (уходит в землю). В спокойной обстановке, чтобы никто не мешал. Расслабьтесь и примерно по одной минуте на каждый слог (по 3-4 раза) прозвучите, прогудите следующие слоги (буквы в скобках поются по желанию, если слога два, поем любой, который нравится). Лучше делать стоя. Можно и лёжа. Просто лёжа лучше расслабляешься, и вибрации легче идут. Попробуйте просто гудеть. Выше голос, ниже голос — неважно, но желательно нарочно его не менять. И тепло, и приятно, и уютно.

  1. ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ и ИХ СМЫСЛ:

1.  «О (М)» — это так называемый «Первозвук», или Родово Яйцо.

Является одним из самых главных звуков.

2. «Гой» ассоциируется со Всетворящей Силой Рода.

Произнося этот слог, вы преодолеете в себе такие негативные качества, как равнодушие, лень, шаблонность мышления.

3. СВА — это Злата Сварга, Небеса, Сварог.

Сила творения. Хорошо пробивает грудь и ладони.

4. ПРА — Правь. Символизирует Предков Всемудрых.

Этот слог помогает пробить, прочистить головные резонаторы, а также, хорошо воздействует на глаза.

 5. СЛА(ВА) — Герои Славные.

Слог прочищает затылок, а также, убирает блоки с позвоночника. Еще, позволяет научиться анализировать и использовать прошлый жизненный опыт без эмоциональной окраски, то есть, стать более мудрым.

6. РА, ДА(Р) — Солнце Красное, Даждь-Бог.

Улучшает работу сердца. Очищает грудной резонатор.

7. О(У)РА — Рассветное Солнце, Заря.

Заря у наших Предков всегда ассоциировалась с получением знаний. А знания мы принимаем горлом и солнечным сплетением. И прячем их потом в ЖИВоте – на жизнь! Соответственно, это слог чистит горло и солнечное сплетение, а также, способствует более лёгкому усвоению любой информации. Расширяется объём мозга!

8. РУ(н) — слог Перуна и слог Руси.

Хорошо влияет на половые органы, и чистит солнечное сплетение. Помогает стать более сильным, научиться защищать то, что мы зарождаем в этом мире. Половые органы (Зарод) нужны не только для получения удовольствия  и сотворения детей, но ещё оттуда течёт энергия, необходимая для любого творчества.

9. ВЕЛЕ, УЛИ — символ Велеса, мудрости.

Помогает понять нашу предвзятость и гордыню. Хорошо пробивает колени – символ гордости или гордыни. Помогает понять – где мы переходим грань меры и становимся чересчур горделивыми. Преклонить колено – смирить свою гордыню.

10. ВИ(Й) — символ Велеса иного мира.

Убирает холод с позвоночника, глаз и ушей. Помогает научиться не просто слушать, но слышать – понимать суть сказанных слов. Этот слог пробивает пятки. Потому что когда мы не хотим слышать правду в этой жизни, мы создаем страх, и наша душа сбегает в пятки. Этот слог позволяет душе вернуться обратно в грудь, в живот или в лицо. Ещё этот слог позволяет стать более смелым, выгнать холод из тела.

11. ИА(Р) — Ярила. Молодое Весеннее Солнце.

Очень хорошо чистит центр силы – солнечное сплетение! Уничтожает желание халявы! Халява – не только забивает мусором нашу грудь, но в транскрипции с древнерусского языка означает – сотворение ада из собственной жизни.

12. МА — Макошь.

Это символ жизни, символ управления своей жизнью. Прогуживание слога помогает научиться видеть последствия своего выбора, а значит – отвечать за свой выбор.

13. ЛА — Лада. Семейный очаг.

Открывает, чистит грудь, живот и зарод (половые органы). Позволяет стать более терпеливым, здравым, любить свою семью, зарождать в ней жизнь, благо — мыслью и действием.

14. ЗЕМЬ — Мать-Сыра-Земля.

Помогает понять – с какой целью мы пришли в этот мир, какая земля нам нужна, какой дом. А также, помогает увидеть – куда мы источаем свою силу. Идём ли по своей стезе, или кормим всех без разбору.

15. ЛЕ — Леля — Весна.

Нежность. Помогает расправить плечи, стать более гибким как молодой росток. Расслабляет верхнюю часть груди, плечи и ключицы. Помогает стать более душевно открытым, раскрыть своё сердце, с благодарностью относиться к тем людям, которых уже нет в Вашей жизни — за те уроки, что они давали.

16. МАРА — Мара-Морена, Зима, Луна.

Этот слог позволяет увидеть свои недостатки, и искоренить их в себе. Хорошо пробивает, прочищает область половых органов и ниже (ноги), до пяток.

     Приведённые мантры очень полезны как мужчинам, так и женщинам. Если будут приходить какие-то движения телом, позволить им быть!

  Что даёт прогуживание? В жизни это проявляется следующим образом:

  • Уходит страх публичных выступлений.
  • Увеличивается уверенность в себе.
  • Повышаетс внимание к словам, которые произносишь.
  • Улучшаются певческие навыки у тех, кто поёт.
  • Закладывается прочный фундамент для пения у тех, кто никогда не пел (независимо от наличия/отсутствия музыкального слуха – он также развивается).

В.) ЭНЕРГЕТИКА.

   Позитивные вибрации русских слов. Звучим каждое слово по 2-3 минуты, взявшись за руки  в кругу.

 Слово «ЖИВА», энергия жизни. Наблюдаем за животом, сообщаем им положительную энергию, наполняем жизненной силой!

 Слово «ЗДРАВА», энергия здоровья, наблюдаем  за вибрациями в позвоночнике.

 Слово «СЛАВА» - энергия благодарности, звучим во всё тело, расширяясь во все стороны!

 Слово «ГРЯЗДО». От этого слова произошло слово «гнездо». :) Энергия семьи. Находится в области половых органов.  Центр творческой энергии! Звучим, наблюдая область половых органов.

 Слово «АЛИЛУЙЯ» - означает «Радуйся»!

 Самое благозвучное слово на земле – «МАМА». Звучим тихонько, проникновенно. Затем звучим «ПАПА» для гармонизации мужской и женской энергии.

 Слово «ГАРМОНИЯ» - очень позитивное и благозвучное!

 Слово «ГАМАЮН», вещая птица.

 Пропевание друг друга в кругу (вибрационный душ):

трижды поём ИМЯ человека. Имя человека вибрирует его силой, его сущностью. Даём человеку силу и поддержку.

  1. ОДА ГОЛОСУ.

         Вначале прочитайте её вслух закрытым ртом, максимально эмоционально, вкладывая в каждое слово именно то настроение, которое там указано, обязательно чётко произносите все слова! Просто у Вас губы сомкнуты, но всё остальное – работает активно! :) Это заодно - очень хорошее упражнение для дикции.

Затем прочитайте ОДУ ещё раз, уже открытым ртом – и удивитесь, насколько чётче стала Ваша дикция. :) И открытым ртом читайте тоже максимально эмоционально! Можно те оттенки чувств и состояний, которые не получается сразу поймать, повторять несколько раз.

  1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Для открытия Природного Голоса и раскрытия Вашей личности и творческого потенциала:

  • Царская осанка.
  • Плавание.
  • Баня.
  • Ходьба пешком (бег).
  • Наблюдение за природой, благодарность ей.
  • Принятие всех сторон жизни, проживание их до конца.
  • Зарядка со стонами: Голова вправо-влево. Голову наклоняем к плечу  - вправо, влево. Голова вперёд-назад. Вращение головой (в обе стороны). Плечи вперёд-назад. Плечи подняли к ушам (вдох), сбросили вниз (выдох). Руки на плечи, вращаем плечами и локтями, одновременно корчим рожи, издаём неприличные звуки Делаем вперёд и назад Скрутки вправо-влево. Наклоны вправо-влево, назад (кулачки на поясницу) – вперёд (мягко ныряем, висим, дышим). Круговые вращения тазом вправо-влево. Бёдра: подняли колено, отвели бедро в сторону, затем так же обратно возвращаем. Обе ноги. Вращение коленками в обе стороны. Вращение в голеностопных суставах. Попрыгать-потрястись со звуками.
  • Рисование (от схем до художественных картин).
  • Танцы.
  • Разминка для тела: Ноги на ширине плеч, колени мягкие, таз чуть вперед, плечи расправлены, челюсть расслаблена. Вдох носом, выдох ртом. Тряска: попрыгать, расслабляя плечи, руки, всё тело.
  • Стряхиваем накопленное напряжение.

  Прохлопывание друг друга – ладошки мягкие, как будто выбиваем пыль из ковра. Плечи, спина, ноги сзади, ступни, грудь спереди, живот, ноги спереди, руки. Заканчиваем лёгкими постукиваниями пальчиками по голове.

  Массаж-покачивание в парах. Ноги, руки, тело, голова, плечи. По окончании сделать «Расчёсывание ауры» - несколько раз руками проводим сверху вниз (и только сверху вниз!) от головы до ног на расстоянии 15-20 см от тела, как будто расчёсываем волосы.

  •    Зевание – хорошее упражнение для расслабления гортани и всего тела. Зевание со звуком.
  • Слушанье благоприятной музыки (вокальной и инструментальной).
  • Пение песен в состоянии расслабления. Важно!!! При звучании следите, чтобы гортань (горло) была всегда расслаблена! Никаких усилий! Если появляется напряжение, дискомфорт - уменьшите интенсивность звучания (меньше напор, тише звук) или поищите другую высоту звука. Звучать должно быть всегда удобно и приятно!:)

АНКЕТА-РЕФЛЕКСИЯ

на семинар-практикум «Ладование как одна из форм муз.экспериментирования»

1.Заинтересовал ли Вас метод ладования?        

2.Удалось ли Вам почувствовать (услышать) своё тело во время упражнений?                          

3.Удалось ли ощутить вибрации в своём теле во время упражнений?                                              

4.Какие у Вас были ощущения, когда Вы стояли в кругу и пропевалось Ваше имя?

                                                                                             

                                                                                             

5.Будете ли дальше изучать метод ладования:

  • на уровне чтения?
  • на уровне испытания новых ощущений?
  • на уровне музыкотерапевтического воздействия?

АНКЕТА-РЕФЛЕКСИЯ

на семинар-практикум «Ладование как одна из форм муз.экспериментирования»

1.Заинтересовал ли Вас метод ладования?        

2.Удалось ли Вам почувствовать (услышать) своё тело во время упражнений?                          

3.Удалось ли ощутить вибрации в своём теле во время упражнений?                                              

4.Какие у Вас были ощущения, когда Вы стояли в кругу и пропевалось Ваше имя?

                                                                                             

                                                                                             

5.Будете ли дальше изучать метод ладования:

  • на уровне чтения?
  • на уровне испытания новых ощущений?
  • на уровне музыкотерапевтического воздействия?

АНКЕТА-РЕФЛЕКСИЯ

на семинар-практикум «Ладование как одна из форм муз.экспериментирования»

1.Заинтересовал ли Вас метод ладования?        

2.Удалось ли Вам почувствовать (услышать) своё тело во время упражнений?                          

3.Удалось ли ощутить вибрации в своём теле во время упражнений?                                              

4.Какие у Вас были ощущения, когда Вы стояли в кругу и пропевалось Ваше имя?

                                                                                             

                                                                                             

5.Будете ли дальше изучать метод ладования:

  • на уровне чтения?
  • на уровне испытания новых ощущений?
  • на уровне музыкотерапевтического воздействия?

АНКЕТА-РЕФЛЕКСИЯ

на семинар-практикум «Ладование как одна из форм муз.экспериментирования»

1.Заинтересовал ли Вас метод ладования?        

2.Удалось ли Вам почувствовать (услышать) своё тело во время упражнений?                          

3.Удалось ли ощутить вибрации в своём теле во время упражнений?                                              

4.Какие у Вас были ощущения, когда Вы стояли в кругу и пропевалось Ваше имя?

                                                                                             

                                                                                             

5.Будете ли дальше изучать метод ладования:

  • на уровне чтения?
  • на уровне испытания новых ощущений?
  • на уровне музыкотерапевтического воздействия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум дляпедагогов «Игровой стретчинг - как одна из здоровьесберегающих педагогических технологий».

Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья дошкольников....

педагогический проект "Музыкальное экспериментирование: голос, звук, движение"

Проект выполнялся совместно с воспитателями 1-ой младшей, 2-ых младших, средней, старшей и подготовительных групп для детей этих групп.Экспериментирование относится к образовательной области познавате...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»

Дошкольное детство – период интенсивного развития ре-бенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые опреде-ляют ...

Доклад на семинаре – практикуме Педагогическая технология «Социальная акция – одна из форм педагога по успешной социализации ребенка – дошкольника»

Доклад на семинаре – практикумеПедагогическая технология «Социальная акция – одна из форм педагога по успешной социализации ребенка – дошкольника»...

Семинар-практикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников"

Семинар-праткикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников " состоит из двух частей:теоретическая -ознакомитесь с современными  методиками обучения пе...

« Музыкальное занятие одна из форм музыкальной деятельности в детском саду».

laquo; Музыкальное занятие одна из форм музыкальной деятельности в детском саду»....

« Музыкальное занятие одна из форм музыкальной деятельности в детском саду».

laquo; Музыкальное занятие одна из форм музыкальной деятельности в детском саду»....