Игра и развитие: вопросы работы в детском саду
консультация

Маржевски Каролина Семеновна

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

В.А.Сухомлинский

     Что такое игра?

Игра - основной вид деятельности дошкольников, которой присущи черты, характерные для любой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Игра и развитие: вопросы работы в детском саду

         «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

В.А.Сухомлинский

     Что такое игра?

Игра - основной вид деятельности дошкольников, которой присущи черты, характерные для любой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.

     Что меняется в дошкольном образовании с введением ФГОС? Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полуролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения. Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и так далее. 
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую мы педагоги решаем все образовательные задачи, в том числе и обучение. 
Пятый год жизни - это период интенсивного роста и развития организма ребёнка. В поведении и деятельности этих детей замечаем ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально – эмоциональном развитии.
Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. 
     Условно все детские игры, которые я использую в работе с детьми, можно разделить на несколько групп:
1.сюжетно-ролевые, творческие игры.
2.игры с правилами и готовым содержанием.
3.игры – эксперименты 
Сюжетно - ролевые творческие игры включают в себя:
а) игры на бытовые темы;
б) с производственной тематикой;
в) с общественно-политической тематикой;
г) театрализованные и режиссёрские игры;

д) игры-забавы и развлечения.
     К играм с правилами относятся:
а) дидактические игры (с предметами и игрушками,словесные),настольно - печатные, музыкально-дидактические.
Игры – эксперименты включают в себя:
а) игры с различными предметами и материалами (водой, снегом, льдом, мыльной водой, пеной, зеркалом, стеклом, звуками, светом).
          В сюжетных играх дети находят отражение разнообразных бытовых (семейных) сюжетов и новые впечатления о жизни и труде близких людей (магазин, семья, детский сад, парикмахерская и другие), а также сюжеты, навеянные произведениями литературы (на героическую, трудовую, историческую тематику). В одной сюжетно – ролевой игре переплетаются разнообразные события (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в Салон красоты, затем в магазин за подарками). 
          Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации. Игровые объединения по (2 - 5 человек) носят порой самостоятельный и постоянный характер. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.
          В соответствии с замыслом сюжета я формирую умение детей устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама - папа - сын, продавец - покупатель - кассир, врач - больной - аптекарь и так далее. Активно развиваю ролевой диалог: «Во что будем играть? Что произойдёт?». Учу детей использовать различные предметы - заместители (разнообразные кубики, бруски, коробочки, верёвки и т.д.), осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже пришли из магазина и будем готовить обед», «Чик - чик, это чек», «Один, два - ваша сдача»). Стараюсь стимулировать развитие игрового замысла через проблемную ситуацию (отправились в морское путешествие, а забыли взять еду). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным.
Совершенствование игровых умений (создание замысла, придумывание сюжета, определение содержания игры, распределение ролей и так далее) происходит, конечно же, в совместной игре, когда дети и воспитатель являются партнерами. В совместной игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваются ролями с воспитателем. Взаимодействие в ролевом диалоге учит детей планировать свои ролевые действия, а на более позднем этапе овладения игровыми навыками действовать более свободно, импровизированно. 
          Я как педагог постоянно забочусь об обогащении социального опыта детей в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед, слушания художественных произведений и организации других совместных форм совместной деятельности.
          Сюжетно-ролевую игру в группе проводим в вечерние часы, обустраиваем вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отведено для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна в пятницу, тем самым детям предоставляется возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью. 
          В обстановке совместных игр своим примером я, воспитатель, показываю детям, как лучше распределить роли, договориться друг с другом, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, я побуждаю детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т.п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции. 
          Параллельно с сюжетно-ролевой игрой в жизнь ребенка входит режиссерская игра. Это индивидуальная игра, в которой дошкольник учится планировать, создавая замысел (оттачивая игровые действия за всех героев), и удовлетворяет свою потребность быть организатором, распорядителем игры Воспитанные в режиссерской игре положительные качества ребенок переносит в коллективную игру. Содержанием режиссёрских игр моих детей служат впечатления от просмотренных или прослушанных сказок («Колобок», «Теремок», «Кто сказал «Мяу?» и других), мультфильмов («Маша и медведь», «Чебурашка», «Три поросёнка»). В таких играх ребёнок, действуя игрушками, озвучивает героев и комментирует сюжет. В режиссерской игре речь – главный компонент. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказывания, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражания. Поэтому моя задача – показать детям образец речи, помочь построить диалог.

         Интерес к театрально - игровой деятельности проявляется у моих детей в совместном с воспитателем участии в играх - драматизациях на темы любимых сказок («Репка», «Теремок» и других), импровизациях, обыгрывании этюдов («Маме улыбаемся», «Заводные игрушки» и других). С помощью мимики, жестов, движений я учу детей передавать разное эмоциональное состояние персонажей (удивляется дед - какая большая выросла репка!); использовать выразительные движения для передачи их образа (бежит мышка, крадётся хитрая лиса и другое).
         Дидактические игры помогают дошкольникам в познании свойств и признаков объектов, стимулируют дальнейшее интеллектуальное развитие. Дети моей группы участвуют в играх на сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и так далее - «Что из чего сделано», «Найди нужную фигуру»), группировку предметов на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь), устанавливают отношения «часть - целое» (у чайника есть крышка, носик, ручка; у машины есть кузов, кабина и так далее), составляют целое изображение из 6 – 8 частей («Составь картинку», «Пазлы»), учатся элементарному планированию, реализации воображаемых образов (игры «Сложи узор», «Блоки Дьенеша», «Пазлы»), сравнивают предметы («Разложи по порядку», «Палочки Кюизинера»). 
Я учу детей принимать поставленную воспитателем игровую задачу или выдвигать её самостоятельно в соответствии с правилами игры; достигать нужного результата; контролировать достижение игрового результата в соответствии с игровой задачей; объяснять сверстникам, как получить результат; отвечать на вопросы воспитателя о ходе игры и предполагаемом результате. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Особое место в моей работе занимают игры - эксперименты с различными предметами и материалами (водой, снегом, льдом, мыльной водой, пеной, зеркалом, стеклом, звуками, светом). Инициатива проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю (взрослому) то есть продумать процесс подготовки и проведения, подбор дидактического материала или его изготовление вместе с детьми, организация обстановки для игры, четко определить свою роль. Заинтересовываю детей игрой, применяя игровые приемы (например, делюсь "тайной" - «Я могу увидеть, что находится у меня за спиной не поворачивая головы. - Для этого я воспользуюсь зеркалом!»; или рассказываю историю «Две подружки поспорили каких камушков больше, а каких меньше». - «Спорить не надо, можно проверить, разложив их в стаканчики с мерками»).
Основное правило таких игр: взрослый не выполняет задания за ребёнка. Для большей пользы, стараюсь не сообщать знания в готовом виде, а помочь детям получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели, даю советы и рекомендации, вместе с ним осуществляю необходимые действия.
          Я обращаю внимание на организацию предметно-развивающего пространства. В группе присутствуют все виды игр и игрушек (сюжетные, дидактические, моторные, театрализованные и так далее); игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).
          Учу детей преобразовывать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, полифункциональный игровой материал. В группе имеем разнообразный строительный материал (дети не только создают постройки, но и используют строительный материал для игровой планировки), а также запас коробок, бечёвок, катушек, палочек, лоскутков и другое; всё это находит применение в игровой ситуации и способствует развитию игровых замыслов и творчества.
Важное место в развитии сюжетов игр отводится игрушке. Игрушка наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни.

          Для игр – экспериментов оборудован Центр экспериментально – исследовательской деятельности.
          Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей - родителей. Однако, к сожалению, они редко играют с детьми. По анкетам на вопрос «В какие игры ваш ребёнок предпочитает играть дома?», родители отвечают, что их дети чаще всего дома играют в куклы, машинки, кубики. Поэтому, одной из задач, стоящих перед педагогами детского сада, выступает задача: создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по речевому развитию "Кто работает в детском саду"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми второй младшей группы По теме : «Кто работает в детском саду»...

Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей средней группы детского сада (из опыта работы).

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребё...

Речевое развитие «Кто работает в детском саду?»(старшая группа)

Речевое развитие «Кто работает в детском саду?»(старшая группа)...

ИГРА И РАЗВИТИЕ: ВОПРОСЫ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Личностные качества ребёнка развиваются и  формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение ...

"Игра и развитие: вопросы работы в детском саду (из опыта работы воспитателя)".

Личностные качества ребёнка развиваются и  формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отноше...

План работы по самообразованию на тему «Дидактические игры, для развития речи ребёнка в детском саду».

Цель:- создание в группе максимально эффективных условий для полноценного развития ребёнка в игре.- помочь детям объединиться, используя для этого игру, как форму организации детской жизни.- развивать...