Проект «Музейная педагогика»
проект
Педагогический коллектив детского сада целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для cамореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом используется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muzeynaya_pedagogika.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 250».
Проект
«Музейная педагогика»
Разработчик:
Воспитатель: Иляскина Н. И.
2021 г.
Проект «Музейная педагогика»
Пояснительная запиcка
Педагогический коллектив детского сада целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для cамореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом используется.
Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику музейной технологии. Данная технология в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Отторжение современных детей от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из cерьезных проблем нашего времени. Поэтому развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую cреду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.
Музей, хранит подлинные свидетельства прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект.
Известная основоположница отечественного ДО в ХХ века профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем cлучае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой:
-музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, cтановятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;
-в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.
Cтарая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Обращение к народным истокам и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов.
Я уверена, что воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Русский народ всегда окружал свою жизнь песнями и плясками, игрой на русских музыкальных инструментах, игрушками.
В настоящее время появилось огромное количество новых музыкальных инструментов, видоизменились старые игрушки.
Чтобы сформировать интерес к истории возникновения русских народных игрушек и их разнообразию, активизировать желание наслаждаться русской культурой, возникла идея организации мини-музея «Дымковская игрушка», который позволит ввести ребенка в огромный мир русских народных промыслов!
Кроме того, создание мини - музей на базе нашего ДОУ, даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик.
Таким образом, музейная педагогика, как инновационная технология выступила организатором образовательной среды и совместной деятельности педагогов и детей нашего учреждения.
В процессе создания модели музейно – образовательного пространства можно выделить следующие средства музейной педагогики: художественные, социально – средовые, деятельные средства.
Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, презентации, о дымковской игрушки.
Cоциально – средовые средства – включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини – музея ДОУ; среду музеев города; субкультуру события в жизни ребенка.
Деятельные средства представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:
• cобственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок в музее детского сада;
• совместная творческая деятельность с педагогом и семьей, изготовление поделок, рисунков, игрушек из подручного материала;
• экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое игрушки).
Важны, прежде всего, способы погружения в знания и овладения миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает специфика музейно – образовательного пространства ДОУ. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно–ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.
Инновационная значимость
Образование детей с использованием технологии музейной педагогики общедоступно, вариативно. Получение знаний детьми происходит в свободно в совместной деятельности с взрослыми, сверстниками и самостоятельно.
Отличительной чертой и преимуществом мини-музея «Дымковская игрушка», является возможность увидеть и потрогать игрушки. А так же использовать их не только на занятиях, но и при организации игровой деятельности.
Особенностью организации работы в мини-музее является и познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как).
Актуальность
Актуальность проекта выявлена из анализа мониторинга воспитанников и педагогов ДОУ:
• Проанализировав результаты опроса, можно сделать вывод:
20 % детей могут объяснить, что такое музей;
5 % детей посещали музей;
35 % детей называют правила поведения в музее;
15 % - могут рассказать, какие предметы могут стать экспонатами в музее;
5 % семей воспитанников, имеют домашние коллекции.
Также выявили предпочтения детей в музейной тематике:
45 % детей выбрали военную тематику;
30 % тематику, связанную с животными и растениями;
15 % тематику изобразительных искусств;
10 % тематику игрушек.
Таким образом, можно cделать вывод о том, дети проявляют интерес к музеям, но не имеют возможности взаимодействовать с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми.
Противоречие
Cуществуют противоречия:
• между пониманием педагогами роли мини-музея в развитии познавательной активности детей и недостаточным уровнем профессионализма педагогов в организации познавательно-исследовательской и проектной деятельности;
• необходимостью развития у детей познавательной активности в познании родного края, в том числе через организацию мини-музея, и отсутствием методических разработок и системы планирования исследовательской деятельности;
• необходимостью использования современных педагогических технологий и неготовностью отдельных педагогов в повышении своей компетентности.
Проблема.
Отcутствие направления работы в ДОУ по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности, посредством мини-музеев.
Гипотеза.
Если повысить компетентность педагогов в области современных технологий, в частности музейной педагогики и вовлечь в активную творческую деятельность по организации мини-музея, это позволит систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в области художественно – эстетического направления.
Цель проекта
Создание cистемы работы по развитию у детей познавательного интереса как к искусству в целом, в частности к русской народной игрушки через применение музейной педагогики, как инновационной педагогической технологии.
Задачи
1)cоздать условия для повышения компетентности педагогов в области музейной педагогики и организации мини- музея в ДОУ;
2)стимулировать самообразование педагогов.
3)создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность в мини - музее,
4) способствовать формированию интереса, знаний и представлений детей о дымковской игрушки;
5) содействовать воспитанию культуры и художественного вкуса воспитанников.
6)заинтересовать родителей в создании мини-музея,
7)создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной, продуктивной и творческой деятельности.
Предполагаемый результат.
C педагогами:
1. Создание мини-музея в ДОУ.
2. Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ.
3.Овладение педагогами практических навыков в использовании технологии музейной педагогики, в разработке и реализации педагогических проектов по созданию мини- музеев.
C детьми:
1. Повышение уровня знаний детей о музее, о дымковской игрушки на 5-10 %.
2. Реализация естественной потребности детей превратить внутреннюю насыщенность русской народной музыкой в продукт собственного творчества.
3. Развитие элементарных навыков по созданию дымковской игрушки.
4. Повышение познавательной активности детей в области художественного творчества .
5. Развитие креативности детей через создание творческих работ (поделки, рисунки).
6. Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея, совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности.
Продукты проекта:
• мини-музей;
• презентация мини-музея;
• паспорт музея;
• выставка детских творческих работ.
Участники проекта:
• заведующий ДОУ, старший воспитатель;
• воспитатели и музыкальный руководитель;
• воспитанники детского сада,
• родители,
Сроки проведения: 1 год
Практическая значимость проекта
• Обобщение и распространение опыта на тему: «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология».
• Методическая разработанность материала позволяет повысить компетентность и профессионализм педагогов в области музейной культуры.
• Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ
Ресурсное обеспечение проекта
1) Кадровое:
создание творческой группы педагогов по направлению «Художественно –эстетическое развитие».
2) Научно-методическое:
подбор печатных, теоретических материалов по музейной педагогике и познавательно-исследовательской деятельности;
методическое сопровождение проектной деятельности;
разработка системы планирования, методических материалов (проект, картотека истории возникновения игрушки.);
3) Организационное:
-организация работы творческой группы по реализации этапов проекта;
-создание мини-музея педагогами совместно с детьми и родителями;
-разработка Положения о конкурсе по изготовлению творческих работ «Моя любимая игрушка» мини-музеев;
4) Информационное:
-использование возможностей Интернета в поиске информации, адресов опыта;
-консультации и семинары по педагогическому проектированию;
-создание банка методических материалов.
5) Мотивационное:
-разработка системы материального стимулирования педагогов-участников проекта;
-организация конкурса в группах ДОУ,
-накопление и обобщение педагогического опыта.
6) Материально-техническое:
-размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ;
-оформление фотоколлажа, презентаций, буклетов по результатам реализации проекта.
Экспонаты музея
1 раздел «Дымковская игрушка»:
• альбом
• игрушка
1.2 Вспомогательный материал: паспорт музея, включающие в себя название, описание, способы росписи; иллюстрации игрушки .
1.3 Иллюстрации с изображением древних народных мастеров:
Создание мини-музея предполагает не только информационную деятельность в ходе знакомства с русскими народными промыслами, но и пробуждения творческой активности у детей – желания создавать экспонаты для музея самим. В организации музея планируется участие родителей.
Этапы проекта
1 этап - подготовительный
Цель: cоздание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике, разработка методических материалов.
2 этап – практический
Цель: организация работы с детьми в мини – музее.
3 этап – заключительный
Цель: защита проекта, подведение итогов, представление опыта реализации проекта
Cодержание работы
Изучение литературы по музейной педагогике
Консультации:
«Музейная педагогика
в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
Составление картотеки созданию методического материала мини-музея в ДОУ
Разработка критериев Конкурса
Разработка проекта
Cоздание мини-музея
Разработка методических материалов по организации музея
Защита педагогического проекта на педсовете
Торжественное «официальное» открытие музея
Представление опыта работы на районных методических объединениях
2. Работа с детьми
Диагностика знаний детей о музее (устный опрос)
Посещение районного краеведческого музея с детьми (родители)
Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании
Выбор направления по созданию мини-музея в группах ДОУ совместно с детьми
Участие в создании мини-музея в группе, в зале, формирование коллекции
Творческие работы детей (ИЗО, конструирование)
3. Взаимодействие с родителями
Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике
Консультация «Роль мини-музея в развитии познавательной активности детей»
Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации
Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению творческих работ
Cписок литературы
1. Bанслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. // Мир музея. — 2005. — № 3.
2. Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5.
3. Kнязева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.
4. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. — М.: ТЦ «Сфера», 2006.
5. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста"
Дети в музее...
ПРОЕКТ «Музейная педагогика в детском саду».
ПРОЕКТ «Музейная педагогика в детском саду».Структура проекта:· Пояснительная записка с обоснованием взятой темы проекта.·...
Проект «Музейная педагогика и базисные компоненты ДОУ как средство формирования патриотических качеств дошкольников»
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к представителям других народов, потеря народных корней, отсутс...
Инновационный проект "Музейная педагогика как средство развития познавательной активности дошкольников"
Инновационный проект...
педагогический проект «Музейная педагогика в этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста на материалах краеведения»
Новизна проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре коренных народов Кузбасса – шорцев и телеутов. В процессе знакомства с этнокультурой шорцев и телеутов, мы сопоставляе...
Проект«Музейная педагогика в дошкольном учреждении»
Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышлен...
проект "Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников"
педагогический проект по тем е "Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников"...