ПРОЕКТ «Музейная педагогика в детском саду».
проект (старшая группа) по теме
ПРОЕКТ «Музейная педагогика в детском саду».
Структура проекта:
· Пояснительная записка с обоснованием взятой темы проекта.
· Цели проекта.
· Задачи проекта.
· Предполагаемый конечный результат.
· Перспективный план работы с детьми.
· Методическое обеспечение проекта.
Вид проекта: познавательно-творческий, объединяющий несколько образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Возраст детей: 5-7 лет.
Обоснование проекта.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.
Одним из вариантов отдельных программ, углубляющих основное образовательное содержание в соответствии с актуальными детскими интересами, запросами семьи, возможностями региона и задачами обогащенного развития дошкольника может являться - ознакомление дошкольников с малой Родиной. Перечень дополнительных программ может изменяться в зависимости от особенностей образовательной ситуации города и конкретного ДОУ.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. Модернизация образования, выстраивая образовательные модели, отмечает необходимость проводить их с учетом регионального опыта и местных условий.
Известно, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Как же лучше и доходчивее рассказать ребенку о прошлом своего края, культуре, быте, традициях? Ответ на этот вопрос дает музейная педагогика. Ведь музей – это вместилище культуры, накопление не только краеведческого материала, но и предметно-бытовой среды наших предков.
В нашем ДОУ при активном участии родителей наших воспитанников более 10 лет назад были оформлены и стали функционировать следующие мини-музеи: «Костюм Воронежской губернии», «Комната русского быта», «Народные куклы», «Комната сказок», ведется тесное сотрудничество с областным краеведческим музеем и гимназией №1.
Цель мини- музеев: воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории.
Задачи:
Ø воспитание любви к семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
Ø формирование бережного отношения к природе;
Ø воспитание уважения к труду;
Ø развитие интереса к русским традициям и промыслам;
Ø формирование элементарных знаний о правах человека;
Ø знакомство с символами государства;
Ø развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
В мини-музее «Комната русского быта» происходит знакомство с жилищем русского человека – избой, с предметами домашнего обихода и старинными орудиями труда, с традициями и праздниками русского народа, с национальной кухней.
В мини-музее «Костюм Воронежской губернии» дошкольники знакомятся с историей русского народного костюма, детально рассматривают элементы женской, девичьей и мужской одежды, отмечают своеобразие головных уборов, обуви, украшений свойственные жителям Воронежской губернии.
В мини-музее «Народные куклы» дети могут познакомится с историей народной игрушки, сделать ее своими руками.
В мини-музее «Комната сказок» происходит знакомство детей с фольклорными произведениями, развивается речь, воображение и фантазия.
Полученные в мини-музеях знания применяются в разнообразных видах деятельности, органично вплетаются в воспитательно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО.
Ожидаемые результаты:
1. Дети проявляют интерес к истории и культуре Воронежского края, быту и традициям русского народа, праздникам, костюмам Воронежской губернии.
2. На примере фольклорных произведений дети имеют представление о взаимосвязи человека и природы, о роли природных явлений в жизни наших предков.
Перспективное планирование
месяц | тема | содержание |
СЕНТЯБРЬ | На пути к музею
| 1. Как все начиналось. Знакомство с понятиями «музей», «экспонаты», «экскурсовод», с правилами поведения в музее. 2.Обзорная экскурсия в мини-музей «Комната русского быта» (рассматривание экспонатов) 3. Обзорная экскурсия в мини-музей «Костюмы Воронежской губернии» (рассматривание экспонатов) 4. Обзорная экскурсия в мини-музей «Комната сказок» (рассматривание экспонатов) |
ОКТЯБРЬ
| Мой любимый край Воронежский | 1.История возникновения г. Воронежа. 2.Путешествие в прошлое г. Воронежа (рассматривание репродукций, открыток) 3.Петр I – основатель корабельного флота в г. Воронеже. 4.Воронеж – его улицы, площади, памятные места. |
НОЯБРЬ | Где наши корни? | 1. Дать представление о семье, роде. 2. Рассказ детей о себе, семье, родственниках. Отгадывание загадок о членах семьи, разучивание пословиц и поговорок. 3.Рассматривание семейного альбома. 4.Изготовление семейного (родословного древа) |
ДЕКАБРЬ | Мир старинных вещей | 1. «Печка - матушка» - познакомить детей с назначением русской печи и приспособлениях для нее (рогач, кочерга, чугунок и др.) 2. «Воду кипятит и как зеркало блестит» - знакомство с самоваром. 3. «Свет в оконце» - познакомить детей со старинными приспособлениями для освещения (лучина, свеча, лампа) 4. «Хлеб всему голова»- знакомство со старинными орудиями труда: серпом, косой и способами обработки хлеба в старину. |
ЯНВАРЬ | В гостях у Хозяюшки | 1. «Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна» - познакомить детей с традиционными видами женского рукоделия: прядением, плетением. 2. «Пошла хозяюшка по водицу» - познакомить детей с предметами быта: коромысло, ведро. 3. «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» - знакомство детей со способами глажки белья в старину. 4. «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» - познакомить детей с поговорками, пословицами, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. |
ФЕВРАЛЬ | У нас в гостях Марьюшка и Иванушка
| 1. Знакомство с русским народным костюмом: женским, девичьим, мужским. Игра «Одень куклу в народный костюм» 2. Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими. Украшение головного убора. 3. Знакомство с костюмом жителей Воронежской губернии на примере сел Пузево, Гвазда, отметить отличительные особенности. 4. Знакомство со старинными украшениями. Изготовление оберега. |
МАРТ | Делу время – потехе час
| 1. «Воронежские пряники – резные сладеньки» (чаепитие, культура общения) 2. «В гостях у Воронежских мастеров» - познакомить детей с русской народной игрушкой-самоделкой, свистульками. Изготовление игрушки по выбору детей. 3. Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами (бубен, дудка, балалайка и др.) Слушание народных музыкальных произведений в грамзаписи. 4. Русские народные игры и забавы (разучивание считалок, старинных хороводных игр)
|
АПРЕЛЬ | На печи лежим, сказки слушаем | 1.Русские народные сказки. Инсценировка русской народной сказки (по желанию детей) 2. Сказки из бабушкиного сундука (о воронежской сказительнице – А.Н.Корольковой и ее сказках) 3.Сказки А.К.Барышниковой. 4.Сами сказки мы читали – сами будем сочинять (придумывание сказок детьми) |
МАЙ | Как жили наши предки
| 1. «Русская изба» - итоговая экскурсия в мини-музей, закрепление представлений об облике русской избы, ее внутреннем убранстве. 2. «Выставка старинных вещей»- итоговая экскурсия в мини-музей, обобщить знания детей о предметах народного быта, их назначении. 3. «Путешествие в прошлое одежды»- итоговая экскурсия в мини-музей, закрепить представление детей о русском народном костюме, его элементах, целевом назначении, уточнить знания детей об отличительных особенностях костюма жителей Воронежской губернии. 4. Викторина «Колесо истории». |
Список литературы:
1. «Мини-музей в детском саду» / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008.- 256с.
2. Тихонова М.В., Смирнова Н. С. «Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада» – СПб.: «Детство-пресс», 2004.-208с.
3. Князева О.Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: «Детство-пресс», 2002.-304с.
4. Дыбина О. В. «Что было до… Игра – Путешествие в прошлое предметов» - М.: 1999.-160 с.
5. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла».- СПб.: «Паритет», 2006. – 240 с.
6. Толкачева С.П. «Народный костюм Воронежской губернии конца XIX – начала XX». – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007. – 224 с.
7. Матова В. Н. «Краеведение в детском саду».- СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 – 176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика в детском саду.
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,так как без корней в родной местности,на стороне человек похож на иссушенноерастение перекати-поле».Академик Д.С.Л...
Важность музейной педагогики в детском саду.
Мини-музеи в ДОУ....
Презентация "Музейная педагогика в детском саду "
Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....
Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.
Чтобы наши дети росли добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...
Музейная педагогика в детском саду
Формирование у дошкольников представления о музее...
Музейная педагогика в детском саду.
Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она...