Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Соболева Ирина Валерьевна

            -Здравствуйте, уважаемые коллеги!

          Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Вы лежите на теплом песке. Ваши глаза полуприкрыты и устремлены ввысь – туда, где за легким шелестом листвы виднеется голубое небо. Где-то неподалеку не спеша, течет речка, и вы вдыхаете её прохладный и свежий запах. На вашем теле резвятся солнечные зайчики. Вам спокойно, легко и радостно. Но вот в ваше сознание врезается назойливый синтетический звук, и ты понимаешь, что пора вставать.

     Как часто вам снятся такие сны? А насколько часто вы встречаетесь с ними наяву? День полон не просто забот, а проблем, требующих решения. Давайте ненадолго остановим его, - я знаю одну потайную дверцу.

И вот перед нами снова песок. Правда, в него уже нельзя лечь, зато можно погрузить руки. Можно включить музыку воды или пение лесных птиц, убавить свет и прикрыть глаза, остановить бесконечную череду мыслей и предаться чистому созерцанию.

  Как бы нам с вами не растерять то, чем нас жизнь одарила? Как не зарыть в землю свои таланты? А вот как: откроем мы с вами волшебную книгу сказок, насыпем в голубой ящик чистый  песок, наберем миниатюрных фигурок и расскажем друг другу поучительную историю.                                                                                               Что нужно для игры в песок?

 А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

Кто из нас в детстве не играл в «куличики»? Ведерко, формочки, совок — первое, что мы приобретаем своему ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игра в песок, особенно для малышей, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Что нужно для игры в песок в помещении?

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ребёнку нормы и правила поведения в группе. Воспитатели естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

 Важным достоинством игр с песком является и то, что создание  картин на песке, в отличие от рисунка,  не требует каких-либо умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так.  Это важно для всех, кто не уверен в себе, боится, что у него не получится или получится недостаточно хорошо.

Условия организации игр  с  песком

Общие рекомендации по подготовке и проведению  игр с песком с детьми младшего дошкольного возраста:

1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой малышей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

2. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости, игра ненавязчиво завершается.

3. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

4. Для начала и окончания игр вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

 

 

 

 

  Уважаемые педагоги предлагаю вам окунуться в волшебный мир песка.   (Педагоги подходят к песочнице с сухим песком.)

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ведущий  просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Педагог: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуете вы?” Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.

 

Игра-упражнение «Секретик».

  Наверное, дорогие друзья, многие из Вас в детстве делали “секретики”. Каждый из Вас, наверняка, до сих пор чувствует в руке и видит образ своих стеклышек, фантиков, блёстков, цветочков и пр. А ведь “засекречивать” можно не только это, но и игрушку.

Игра-упражнение «Где спряталась мышка?»

Педагог. Сейчас  наши руки могут превращаться в мышек. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в мышек? (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой мышонок.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

             Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка, прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

  Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

 Выполняя эти упражнения с детьми, мы проговариваем потешки, стихи о воде и дожде. Вода, как и песок, имеет свойство успокаивать, снимать агрессию. Поэтому её применение в песочных играх целесообразно.

         Обратите внимание на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Что можно делать с мокрым песком? (Ответы педагогов).

Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

 

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками, друг с другом — «жучки здороваются»).

Игра «Норки-холмики»

Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки, можно предложить построить разноцветный заборчик вокруг норки  из счётных палочек.

Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на эмоциональное развитие  малыша .

         Как вы думаете, в каких  видах деятельности можно использовать песочные игры?

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека  своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства.

          Песок раскрыл перед Вами многие свои секреты. Теперь Вы знаете, какие чудеса можно творить с его помощью. Я поделилась с Вами идеями, а дальше поведут Вас - Ребенок, Любовь, Фантазия и Творчество. В Добрый час!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_igr_s_peskom.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!          Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»...

Родительское собрание в форме мастер-класса "Развитие логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

В материале представлен план проведения родительского собрания и конспект мастер-класса на тему "Нетрадиционные способы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

Мастер –класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком »

laquo;Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком »...

Педагогическая технология обогащения представлений об эмоциях и чувствах у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки "Музыкальные шедевры" (О.П. Радынова)

Данная технология является результатом многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству. Размышления и эксперименты ставили цел...

Мастер - класс «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством технологии «Бусоград»

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов в создании условий для интеллектуально-творческого и личностного развития дошкольников посредством игровой технологии «Бус...

Мастер – класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...