Консультация "Типы одарённости"
консультация

Кутузова Наталья Юрьевна

В данной консультации рассказывается о типах детской одарённости с кратким описанием 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_tipy_odarennosti.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»

Консультация на тему:

«Типы одарённости»

Подготовила:

 воспитатель Кутузова Н.Ю. 1 КК

Прежде всего одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.  

   По оценке опытных специалистов, одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:

 • интеллектуальной,

 • академических достижений,

• творческого или продуктивного мышления,

• общения и лидерства,

• художественной деятельности,

• двигательной сфере.

Психологи выявили признаки одаренности в каждой сфере. Вот некоторые из них:

1. Интеллектуальная сфера.     Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, обладает умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому  приложению знаний, знает много из того, о чем его сверстники не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач.

    2. Сфера академических достижений. Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и т.д. Математика: проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, упорядочению предметов и т.д. Естествознание: интерес к опытам, наблюдениям и т.д.

 3. Творчество (креативность). Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие; часто делает все по-своему (независим); изобретателен в играх, изобразительной деятельности; легко высказывает разные соображения по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или использованию материалов (гибкость); способен  находить оригинальный результат; склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях, играх и т.д.

Принято выделять общую, специальную и творческую одаренность. 

Общая одаренность (общая умственная) обеспечивает овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. К общей одаренности относятся прежде всего свойства ума, и поэтому часто общие способности называют «общими умственными способностями». Общую одаренность часто отождествляют с интеллектуальной.

 В отличие от общей специальная одаренность рассматривается в отношении к специальным областям деятельности. В соответствии с этим выделяют художественную, спортивную, социальную одаренность.

Творческая одаренность характеризуется нестандартным, нешаблонным мышлением, творческие способности определяются как креативность. При этом способности к усвоению знаний могу быть не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар.

Техническая одаренность включает два основных вида: инженерную и одаренность к техническому мастерству.

Художественная одаренность подразделяется на литературную, музыкальную, хореографическую и т.д.

Социальная одаренность включает в себя способности к правовой деятельности, педагогические способности – к организаторской деятельности в различных сферах жизни общества.

Все эти типы и виды одаренности не изолированы друг от друга. Человек может обладать какой-либо одной специальной способностью, а может быть одаренным в отношении целой группы родственных способностей. Существует много общих характерных черт, которые присущи одаренным детям. Так, одаренность характеризуется необычайно ранним проявлением высокой познавательной активности и любознательности, быстротой и точностью выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и оперативной памяти, сформированностью навыков логического мышления, богатством активного словаря, быстротой и оригинальностью вербальных (словесных) ассоциаций, выраженной установкой на творческое выполнение заданий, развитостью творческого мышления и воображения, владением основными компонентами умения учиться. 
Указанным видам одаренности соответствует определенная типология одаренных детей. Целесообразно дифференцировать следующие две группы: к одной из них принадлежат дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психики; в другую входят дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью (дисинхронией) в уровне сформированности указанных психических процессов. Например, ребенок с высокоразвитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторной сферы и т.п. Во вторую группу чаще всего попадают высоко или исключительно одаренные дети. Эта особенность их развития во многом обусловливает необходимость оказания им психологической помощи и поддержки. Исходным моментом для выявления особенностей ребенка и первоначального развития его природных талантов служит семья. Немаловажное значение в этой связи играет интеллектуальный и образовательный уровень родителей, их социальное положение, степень участия в воспитании детей.

Очень часто развитие одаренных детей связывают с ранним (уже в дошкольном возрасте) обнаружением соответствующих признаков . Вместе с тем умственная одаренность, талант к наукам могут встречаться и у тех, у кого в школьные годы, казалось бы, не было оснований это предполагать. Почему возможно такое? Во-первых, вероятно, зачастую признаки одаренности просто не удается разглядеть: и педагоги, и психологи еще многого не знают и не умеют. Во-вторых, дремлющие способности могут быть разбужены, как бы вспыхнуть и разгореться при удачном индивидуальном подходе, при более благоприятных обстоятельствах. В- третьих, одаренность нередко обнаруживается на более поздних возрастных этапах, что может быть и генетически обусловлено. В-четвертых, никем не замечаемое и не ценимое своеобразие возможностей ребенка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться социально особенно ценным, подняться в ранг одаренности. В-пятых, развитие способностей, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, всего склада личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одарённость: признаки,виды,особенности личности одарённого ребёнка.

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенкаОпределение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»   Одаренность — это системное, развивающееся в ...

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Работа с одарёнными детьми. Составление портрета одарённого ребёнка.

Эта таблица поможет в соствлении портрета- наблюдения "одарённого" ребёнка, а вообщем то любого ребёнка, для того, чтобы он успешно развивался....

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...