Инновационная карта «Развитие интеллектуального потенциала детей по средствам проектной деятельности»
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
КАРТА
ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Развитие интеллектуального потенциала детей по средствам проектной деятельности»
воспитатель
Первая квалификационная работа
Латыпова Арина Ришатовна
1.Общие сведения: | |
Наименование педагогического опыта | «Развитие интеллектуального потенциала детей по средствам проектной деятельности» |
Тип и вид представляемого образовательного учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» |
Автор - разработчик педагогического опыта | Воспитатель, с первой квалификационной категорией Латыпова Арина Ришатовна |
Стаж работы в должности | 10 лет |
Период формирования и функционирования педагогического опыта | Инновационный проект, практико-ориентированный, рассчитан на детей дошкольного возраста. Период реализации опыта 4 года. |
2.Содержательные параметры: | |
Актуальность педагогического опыта | Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию интеллектуального потенциала, познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности. ЗАДАЧИ: 1. Разработать основные направления профессионально-личностного саморазвития; 2. Провести анализ научно-методической литературы по проектной деятельности; 3. Создать современную предметно-пространственную среду в группе; 4. Разработать перспективный план работы с детьми; 5. Разработать проекты по познавательному развитию детей: «Зимушка - Зима», «Озеро Зюраткуль» «Математические Знайки», «Сказки о медведях», «Соль друг – соль враг», «Природа – наш дом» и другие 6. Разработать активные формы взаимодействия с родителями. Повысить компетенцию родителей по данному вопросу. Предполагаемый результат: - владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей (проектная деятельность); - повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества; - развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения экспериментировать, синтезировать полученные знания. - предметно-пространственная среда отвечает требования ФГОС ДО. - родители активно взаимодействуют с педагогом, творчески относятся к проблемно-поисковой деятельности, участвуют в разработке способов поисковой деятельности и интеллектуальных операций. |
Цель, преследуемая автором | Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими). Метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей. Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев. У меня, как педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
|
Содержательная форма представления педагогического опыта | 1 этап 1. Составление библиографии по теме самообразования. 2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе интеллектуального развития детей. 3. Составление плана работы с детьми и родителям. 4.Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка по патриотическому воспитанию) 2 этап 1.Внедрение в работу подготовленного материала. - Практическое применение наработанных материалов с детьми дошкольного возраста. - Фотоотчеты о проделанных мероприятиях. - Конспекты НОД. - Промежуточная диагностика детей по данной теме. - Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы. - Консультации для родителей по данным темам. - Папки передвижки. - Опыты и экспериментирование. 3 этап - Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы. - Выступление на РМО с опытом работы. - Размещение информации по данной теме на сайте детского сада на личной странице https://nsportal.ru/arina-latypova8925mail- ru - Самоанализ педагогической деятельности. - Обобщение и распространение педагогического опыта. |
Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев. | Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в активном использование проектных технологий, тематических акции совместно с информационно – компьютерными технологиями. Чтобы достигнуть определенного результата в работе используются новейшие технологии. Причем такие, которые не казались бы детям скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. |
Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта. | «Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоту и величия». В. А. Сухомлинский. Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у детей интеллектуального потенциала. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Своеобразие опыта заключается в комплексном и системном подходе к проектной деятельности пронизывающем все виды деятельности дошкольников начиная с младшего возраста. В проектной деятельности с детьми дошкольного возраста придерживаюсь важнейших педагогических принципов: • Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе всего обучения дети выступают активными исследователями окружающего мира и явлений вместе с педагогом, а не просто перенимают чей-то опыт. • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала на различную тему. • Принцип наглядности – широкое представление соответствующего изучаемому материалу наглядного и учебного материала: иллюстрации, презентации, дидактические игры, фотографии и т. д. • Принцип последовательности, который предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе. • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. В работе по проектированию использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). В своей работе использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, наблюдения, объяснения, экскурсии, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). Методы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка:
|
| |
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов. | Анализ результативности.
|
Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах). | 1)Дидактическая игра по ФЭМП: «Помоги зайчику» (Отзыв от 18.11.15г.) -Совершенствовать детьми количественные понятия «Один – много». 2)Открытое занятие: «День Победы» (Отзыв от 6.05.16г.) - Расширять представление об армии, познакомить с героями ВОВ. 3) Открытое занятие: «Волшебница соль» (Отзыв от 22.11.17г.) - Закрепить знания о соли, видах, свойствах, значение соли, как влияет соль на человека. 4) Открытое занятие: «Путешествие в страну Знайки!» (Отзыв от 08.02.2017 г) -Формировать у детей представление о воздухе и ее свойствах, о воде и ее свойствах. 5) Открытое занятие «Удивительный Зюраткуль» (Отзыв от 9.03.17г.) - Формировать чувство патриотизма, воспитывать любовь к Родине, к родной природе. 6) Открытое занятие: «Путешествие в страну красивой речи» (Отзыв от 13.03.18г) - Развивать умение детей правильно общаться друг с другом. 7) Семинар «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности» с сообщением «Дидактические игры по формированию словаря и развития речи детей в ДОУ» (Протокол № 4 от 19.12.2017 г) - Формирования словаря и развития речи детей дошкольного возраста через дидактические игры. 8) Районное методическое объединение воспитателей старших групп. Опыт работы на тему: «Развитие интеллектуальных способностей через проектную деятельность. Проект: «Соль друг- соль враг» (Протокол № 3 от 25.04.2018г.) - Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого соли. 9)Мастер-класс для воспитателей: «Экспериментирования с различным материалом» - Продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой. 10) Проект по нравственно- патриотическому воспитанию: «Озеро Зюраткуль». - Ознакомление детей с национальным парком Зюраткуль, формирование у детей интереса и любви к родному краю. 11) Выступление на районном методическом объединение воспитателей средних групп. Опыт работы на тему: «Развитие интеллектуальных способностей через проектную деятельность. Проект: «Соль друг- соль враг» (Протокол от 5.09.2018) 12) Открытое занятие по математике студентам педагогического колледжа: « Математический КВН» (Отзыв от 22.11. 2018 г) 13) Открытое занятие в рамках педагогического сообщества детских садов по теме «Подготовка детей к школе» на тему «Математику мы знаем» (отзыв от 13.12.2018г.) - Закрепление знания о составе числа, ориентировку на листе бумаги, в пространстве, упражнять в решении логических задач. 14) Семинар «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой» с сообщением «Воспитание любви и интереса к книге у дошкольников» (Протокол №5 от 28.03.2019 г.); - Воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, воспитание любви и бережного отношения к родному языку. 15) Выступление на районном методическом объединение воспитателей подготовительных групп. Опыт работы проект на тему: «Математические Знайки!») протокол №4 от 22.04.2019 года) 16) На основании приказа МКУ «Управление образования» № 580 от 24.09.2018 г. о деятельности педагогических сообществ, создана в ДОУ творческая группа «Подготовка детей к школе» 17)Приказ Открытое занятие на педагогическом сообществе: «Математику мы знаем» от 13.12.18г №83/3 от 26.09.18г 18) Открытое занятие по художественно- эстетическому развитию «Мороженое» от 12.02.2020 19)Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «Сказки о медведях» - Познакомить со сказками и стихотворениями о медведях с их участием. 20) Выступление на районном методическом объединение воспитателей младших групп. Опыт работы проект на тему: «Сказки о медведях») протокол №1 от 16.09.2020 21)Проект по формированию окружающего мира «Зимушка – Зима» -Углублять знания и представлений детей о живой и неживой природе в зимний период. 22)Квест – игра: «В поисках клада Волшебницы Зимы» для воспитателей ДОУ. 23) Выступление на районном методическом объединение воспитателей средних групп. Опыт работы проект на тему: «Зимушка – Зима!») протокол №3 от 09.02.2021 24) Выступление на районном методическом объединение воспитателей средних групп. Опыт работы проект на тему: «Квест - игра» («В поисках клада Волшебницы Зимы) протокол №3/2 от 9.02.2021 25)Проект по формированию экологического воспитания: «Природа – наш дом» - формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. 26) Выступление на районном методическом объединение воспитателей старших групп. Опыт работы проект на тему: «Природа – наш дом» протокол №2 от 25.11.2021 27) Открытое занятие по формированию экологического воспитания «Берегите природу». 17.02.2022 |
Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях. | -Консультация для родителей: «Роль книги в воспитании детей», «Как заинтересовать ребенка чтением», «Чтобы ребенок стал Читайкой». -Картотека детских писателей, сказочных героев» -Проект: «Математические Знайки». -Конспект игры КВН. -Картотека дидактических игр по математике. -Конспект открытого занятия: «Математику мы знаем». -Картотека графических диктантов. -Картотека «Математические игры на запоминания цифр», «Задачки для дошкольников». -Проект: «Озеро Зюраткуль», -Проект: «Соль друг- соль враг», -Консультация для родителей: «Мы занимаемся проектами», -Картотека опытов и экспериментов с солью. -Картотека бесед по нравственно- патриотическому воспитанию. -Консультация для родителей: «семейные ценности», «Игры по дороге в детский сад». -Картотека игр по развитию речи. -Алгоритм «Времена года», «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений» -Конспект открытого занятия: «Удивительный Зюраткуль», «Путешествие в страну Знайки». -Картотека опытов и экспериментов с различными природными материалами. -Консультация для родителей: «Как проводить опыты в домашних условиях». -Коррекционная работа с детьми ОВЗ. -План работы с детьми ОВЗ на год -Памятка для родителей: «Взаимосвязь логопеда и семьи» -Памятка для родителей. - Консультация для родителей: «Задержка речевого развития» -Буклет: «10 заповедей для родителей» -Конспект открытого занятия: «Волшебница соль» -Проект: «Сказки о медведях» -Проект: «Зимушка – Зима» -Проект: «Природа – наш дом» -Конспект НОД: «Сохраним нашу природу» -Квест – игра: «В поисках клада Волшебницы Зимы» -Консультации для родителей: «Правила поведения в лесу», «Экологические запреты», «Опасные растения», «Покормите птиц зимой», «Если заблудился в лесу», «Безопасность зимой», «Правила дорожного движения», «Детям о снеге»… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческого потенциала старших дошкольников средствами изобразительной деятельности»
Развитие художнно-творческих способностей детей...
"Развитие творческого потенциала старших дошкольников средствами дизайн - деятельности "
В статье раскрывается значение дизайн - деятельности для детей старшего дошкольного возраста...
Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»
Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»...
План по самообразования в средней группе «Развитие интеллектуального потенциала детей по средствам проектной деятельности»
План по сомообразованию...
Развитие интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
Данная статья посвящена развитию интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. В статье представлен опыт работы учреждения по данной проблемы, прописаны...
2022г. Развитие интеллектуального потенциала детей на физической культуре.
Развитие интеллекта у дошкольников можно осуществлять с помощью различных методов. Наиболее привычными методами считаются игры: шашки, шахматы, настольные игры-ходилки и т.д. Они н...
Сообщение из опыта работы "Формирование социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности"
В данной публикации представлен опыт работы по формированию социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности....