Инновационная карта «Развитие интеллектуального потенциала детей по средствам проектной деятельности»
методическая разработка (старшая группа)

Латыпова Арина Ришатовна

Инновационная карта воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл latypova.docx37.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26»

КАРТА

ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Развитие интеллектуального потенциала детей по средствам проектной деятельности»

воспитатель

Первая квалификационная работа

                                 Латыпова Арина Ришатовна

1.Общие сведения:

Наименование педагогического опыта

 «Развитие интеллектуального потенциала детей по средствам проектной деятельности»

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»

Автор - разработчик педагогического опыта

Воспитатель, с первой квалификационной категорией

Латыпова Арина Ришатовна

Стаж работы в должности

10 лет

Период формирования и функционирования педагогического опыта

Инновационный проект, практико-ориентированный, рассчитан на детей дошкольного возраста.

Период реализации опыта 4 года.

2.Содержательные параметры:

Актуальность педагогического опыта

Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию интеллектуального потенциала, познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.

ЗАДАЧИ:

1. Разработать основные направления профессионально-личностного саморазвития;

2. Провести анализ научно-методической литературы по проектной деятельности;

3. Создать современную предметно-пространственную среду в группе;

4. Разработать перспективный план работы с детьми;

5. Разработать проекты по познавательному развитию детей: «Зимушка - Зима», «Озеро Зюраткуль» «Математические Знайки», «Сказки о медведях», «Соль друг – соль враг», «Природа – наш дом» и другие

6. Разработать активные формы взаимодействия с родителями. Повысить компетенцию родителей по данному вопросу.

Предполагаемый результат:

- владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей (проектная деятельность);

- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества;

- развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения экспериментировать, синтезировать полученные знания.

- предметно-пространственная среда отвечает требования ФГОС ДО.

- родители активно взаимодействуют с педагогом, творчески относятся к проблемно-поисковой деятельности, участвуют в разработке способов поисковой деятельности и интеллектуальных операций.

Цель, преследуемая автором

Актуальность:

Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими).

Метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев.

У меня, как  педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (проектная деятельность);
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
  • пополнение   копилки профессиональных достижений.

Содержательная форма представления педагогического опыта

1 этап

1. Составление библиографии по теме самообразования.

2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе интеллектуального развития детей.

3. Составление плана работы с детьми и родителям.

4.Подготовка практического материала: (наглядные  пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка по патриотическому воспитанию)

2 этап  

1.Внедрение в работу подготовленного материала.

- Практическое применение наработанных материалов с детьми дошкольного возраста.

- Фотоотчеты о проделанных мероприятиях.

- Конспекты НОД.

- Промежуточная диагностика детей

по данной теме.

- Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы.

- Консультации для родителей по данным темам.

- Папки передвижки.

- Опыты и экспериментирование.  

3 этап  

- Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.

-  Выступление на РМО с опытом работы.

- Размещение информации по данной теме на сайте детского сада на личной странице https://nsportal.ru/arina-latypova8925mail- ru

-  Самоанализ педагогической деятельности.

-  Обобщение и распространение педагогического опыта.

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в активном использование проектных технологий, тематических акции совместно с информационно – компьютерными технологиями.

Чтобы достигнуть определенного результата в работе используются новейшие технологии. Причем такие, которые не казались бы детям скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.  

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

«Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоту и величия».

В. А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у детей интеллектуального потенциала.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.

Своеобразие опыта заключается в комплексном и системном подходе к проектной деятельности пронизывающем все виды деятельности дошкольников начиная с младшего возраста.

В проектной деятельности с детьми дошкольного возраста придерживаюсь важнейших педагогических принципов:

•        Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе всего обучения дети выступают активными исследователями окружающего мира и явлений вместе с педагогом, а не просто перенимают чей-то опыт.

•        Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала на различную тему.

•        Принцип наглядности – широкое представление соответствующего изучаемому материалу наглядного и учебного материала: иллюстрации, презентации, дидактические игры, фотографии и т. д.

•        Принцип последовательности, который предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.

•        Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

В работе по проектированию использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). В своей работе использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, наблюдения, объяснения, экскурсии, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Методы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка:

  • Целевые прогулки.
  • Занятия с детьми.
  • Экскурсии по городу и музеям.
  • Игровая деятельность.
  • Наблюдения.
  • Беседы о родном городе, улице, стране.
  • Разучивание песен и стихов,  пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Привлечение детей к посильному для них общественно-полезному труду.
  • Опыты и экспериментирование.
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.

  1. 3.Результативные параметры:

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

Анализ результативности.

  • Муниципальный конкурс художественного чтения «Как хорошо уметь читать!» «Индивидуальное чтение». (Участник)
  • Муниципальный фестиваль, посвященный творчеству Мустая Карима. (Участник)
  • Районный конкурс чтецов среди детей дошкольного возраста «Пусть всегда будет солнце». (Участник)
  • Муниципальный конкурс декоративного - прикладного творчества в рамках фестиваля - конкурса молодых семей «Семья территория успеха» проекта «Время детское: детские сады, где воспитывают патриотов». (Лауреат 3 степени)
  • Районный конкурс чтецов «Ваше слово» инсценировка и чтение басен И.А.Крылова. ( Лауреат 1 степени)

  • Муниципальный конкурс «Задорные семьяне», в рамках проекта «Время детское: детские сады, где воспитывают патриотов». (Лауреат 3 степени)

  • Муниципальный конкурс «Тайны родного края» фестиваля молодых семей «Семья территория успеха» в рамках проекта «Время детское, сады, где воспитывают патриотов». ( Лауреат 3 степени)

  • Муниципальный конкурс семейный квартет: «Дружная компания» конкурс вокального творчества в рамках проекта «Время детское, сады, где воспитывают патриотов». (Участник)

  • Муниципальный конкурс хоровой коллектив: «Поющие друзья» конкурс вокального творчества в рамках проекта «Время детское, сады, где воспитывают патриотов». (Лауреат 3 степени)

  • Спартакиада: «Малышок - 2019», на базе СОШ №40 ( Лауреат 1 степени)

  • Муниципальный конкурс мастеров художественного вязания: «Счастливое детство». (Лауреат 1 степени)

  • Муниципальный конкурс открытка с поздравлением «Лесному великану». (Лауреат 1 степени)

  • Муниципальный конкурс в номинации «Моя кормушка» экологической акции по подкормке зимующих птиц «Покормите птиц зимой» (Лауреат 2 степени)

  • Муниципальный конкурс  «Скажем лесным пожарам НЕТ». Номинация «Самая актуальная и красочная листовка» (Лауреат 2 степени)

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

1)Дидактическая игра по ФЭМП: «Помоги зайчику» (Отзыв от 18.11.15г.)

     -Совершенствовать детьми количественные понятия «Один – много».

2)Открытое занятие: «День Победы» (Отзыв от 6.05.16г.)

- Расширять представление об армии, познакомить с героями ВОВ.

3) Открытое занятие: «Волшебница соль» (Отзыв от 22.11.17г.)

- Закрепить знания о соли, видах, свойствах, значение соли, как влияет соль на человека.

4) Открытое занятие: «Путешествие в страну Знайки!» (Отзыв от 08.02.2017 г)

-Формировать у детей представление о воздухе и ее свойствах, о воде и ее свойствах.

5) Открытое занятие «Удивительный Зюраткуль» (Отзыв от 9.03.17г.)

- Формировать чувство патриотизма, воспитывать любовь к Родине, к родной природе.

6) Открытое занятие: «Путешествие в страну красивой речи» (Отзыв от 13.03.18г)

- Развивать умение детей правильно общаться друг с другом.

7) Семинар «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности» с сообщением «Дидактические игры по формированию словаря и развития речи детей в ДОУ» (Протокол № 4 от 19.12.2017 г)

- Формирования словаря и развития речи детей дошкольного возраста через дидактические игры.

8) Районное методическое объединение воспитателей старших групп. Опыт работы на тему: «Развитие интеллектуальных способностей через проектную деятельность. Проект: «Соль друг- соль враг» (Протокол № 3  от 25.04.2018г.)

- Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого соли.

9)Мастер-класс для воспитателей: «Экспериментирования с различным материалом»

- Продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой.

10) Проект по нравственно- патриотическому воспитанию: «Озеро Зюраткуль».

- Ознакомление детей с национальным парком Зюраткуль, формирование у детей интереса и любви к родному краю.

11) Выступление на районном методическом объединение воспитателей средних групп. Опыт работы на тему: «Развитие интеллектуальных способностей через проектную деятельность. Проект: «Соль друг- соль враг» (Протокол от 5.09.2018)

12) Открытое занятие по математике студентам педагогического колледжа: « Математический КВН» (Отзыв от 22.11. 2018 г)

13) Открытое занятие в рамках педагогического сообщества детских садов по теме «Подготовка детей к школе» на тему «Математику мы знаем» (отзыв от 13.12.2018г.)

- Закрепление знания о составе числа, ориентировку на листе бумаги, в пространстве, упражнять в решении логических задач.

14) Семинар «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой» с сообщением  «Воспитание любви и интереса к книге у дошкольников» (Протокол №5 от 28.03.2019 г.);

- Воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, воспитание любви и бережного отношения к родному языку.

15) Выступление на районном методическом объединение воспитателей подготовительных групп. Опыт работы проект на тему: «Математические Знайки!») протокол №4 от 22.04.2019 года)

16) На основании приказа МКУ «Управление образования» № 580 от 24.09.2018 г. о деятельности педагогических сообществ, создана в ДОУ творческая группа «Подготовка детей к школе»

17)Приказ Открытое занятие на педагогическом сообществе: «Математику мы знаем» от 13.12.18г №83/3 от 26.09.18г

18) Открытое занятие по художественно- эстетическому развитию «Мороженое» от 12.02.2020

19)Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «Сказки о медведях»

- Познакомить со сказками и стихотворениями о медведях  с их участием.

20) Выступление на районном методическом объединение воспитателей младших групп. Опыт работы проект на тему: «Сказки о медведях») протокол №1 от 16.09.2020

21)Проект  по формированию окружающего мира «Зимушка – Зима»

-Углублять знания и представлений детей  о живой и неживой природе в зимний период.

22)Квест – игра: «В поисках клада Волшебницы Зимы» для воспитателей ДОУ.

23) Выступление на районном методическом объединение воспитателей средних групп. Опыт работы проект на тему: «Зимушка – Зима!») протокол №3 от 09.02.2021

24) Выступление на районном методическом объединение воспитателей средних групп. Опыт работы проект на тему: «Квест - игра» («В поисках клада Волшебницы Зимы) протокол №3/2 от 9.02.2021

25)Проект по формированию экологического воспитания: «Природа – наш дом»

- формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

26) Выступление на районном методическом объединение воспитателей старших групп. Опыт работы проект на тему: «Природа – наш дом»  протокол №2 от 25.11.2021

27) Открытое занятие по формированию экологического воспитания «Берегите природу». 17.02.2022

Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

-Консультация для родителей: «Роль книги в воспитании детей», «Как заинтересовать ребенка чтением», «Чтобы ребенок стал Читайкой».

-Картотека детских писателей, сказочных героев»

-Проект: «Математические Знайки».

-Конспект игры КВН.

-Картотека дидактических игр по математике.

-Конспект открытого занятия: «Математику мы знаем».

-Картотека графических диктантов.

-Картотека «Математические игры на запоминания цифр», «Задачки для дошкольников».

-Проект: «Озеро Зюраткуль»,

-Проект: «Соль друг- соль враг»,

-Консультация для родителей: «Мы занимаемся проектами»,

-Картотека опытов и экспериментов с солью.

-Картотека бесед по нравственно- патриотическому воспитанию.

-Консультация для родителей: «семейные ценности», «Игры по дороге в детский сад».

-Картотека игр по развитию речи.

-Алгоритм «Времена года», «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»

-Конспект открытого занятия: «Удивительный Зюраткуль», «Путешествие в страну Знайки».

-Картотека опытов и экспериментов с различными природными материалами.

-Консультация для родителей: «Как проводить опыты в домашних условиях».

-Коррекционная работа с детьми ОВЗ.

-План работы с детьми ОВЗ на год

-Памятка для родителей: «Взаимосвязь логопеда и семьи»

-Памятка для родителей.

- Консультация для родителей: «Задержка речевого развития»

-Буклет: «10 заповедей для родителей»

-Конспект открытого занятия: «Волшебница соль»

-Проект: «Сказки о медведях»

-Проект: «Зимушка – Зима»

-Проект: «Природа – наш дом»

-Конспект НОД: «Сохраним нашу природу»

-Квест – игра: «В поисках клада Волшебницы Зимы»

-Консультации для родителей: «Правила поведения в лесу», «Экологические запреты», «Опасные растения», «Покормите птиц зимой», «Если заблудился в лесу», «Безопасность зимой», «Правила дорожного движения», «Детям о снеге»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческого потенциала старших дошкольников средствами дизайн - деятельности "

В статье раскрывается  значение дизайн - деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»

Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»...

Развитие интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Данная статья посвящена развитию интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. В статье представлен опыт работы учреждения по данной проблемы, прописаны...

2022г. Развитие интеллектуального потенциала детей на физической культуре.

Развитие интеллекта у дошкольников можно осуществлять с помощью различных методов. Наиболее привычными методами считаются игры: шашки, шахматы, настольные игры-ходилки и т.д. Они н...

Сообщение из опыта работы "Формирование социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности"

В данной публикации представлен опыт работы по формированию социальных, коммуникативных и интеллектуальных компетенций младших дошкольников средствами проектной деятельности....