Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»
материал

Дёшина Анастасия Леонидовна

Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение       Сузунского района  «Сузунский  детский сад №2»                                          (МКДОУ«Сузунский  детский сад №2»)

Районная научно-практическая конференция:                                                «Развитие профессионально личностной компетентности педагога и её реализация в педагогической деятельности»

21.02.2017г.

Доклад по теме: «Развитие интеллектуально потенциала детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Дёшина Анастасия Леонидовна

 «От того, как будет чувствовать себя ребенок,     поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».          

 В.А. Сухомлинский

А первой ступенькой познания является период дошкольного детства, который достоин гораздо большего внимания, нежели ему уделяется сегодня.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются такие психические функции, как мышление, внимание, память. Качество усвоения знаний в дальнейшем и успешное обучение в образовательных учреждениях во многом зависит от развития интеллектуальных способностей  человека. Чем раньше будет организован процесс развития составляющих интеллекта (мышление, внимание, память), развития логики, тем быстрее ребенок будет запоминать,  успешнее учится.

Современное образование требует не только заучивания и владения полученными  знаниями, но и  умения добывать информацию самому, осмысливать ее, оперировать ею. Поэтому, одним из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Стандарт направлен на достижение следующих задач: формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка. Современный педагог должен в игровой форме развивать у дошкольников  предпосылки к учебной деятельности, обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Учитывая изменения, происходящие в образовании, и появление новых требований к уровню подготовки детей, образовательные учреждения создают условия для развития интеллектуальной личности.  Исходя из выше сказанного  интеллектуальное развитие ребенка на сегодняшний день занимает одно из первых мест и является одним из главных факторов в образовательном процессе.  Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни, а также способствует формированию познавательных интересов, накоплению разнообразных знаний, умений и навыков.

Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника  в образовательной деятельности, мы стремимся создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило дошкольнику стать настоящим Человеком.

В познавательной сфере выделяются три компонента:

  • познавательные процессы: восприятие; внимание; память; воображение; мышление (представленное тремя основными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим – и мыслительными операциями: анализ, синтез, обобщение, классификация; сравнение и пр.);
  • информация: опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира. Сюда же относятся источники информации, где человечество отражает, фиксирует, собирает и сохраняет опыт и достижения своего исторического развития;
  • отношение: рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира.

Все компоненты познавательной сферы теснейшим образом связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга.

Познавательно-интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.

Наиболее значима для дошкольников познавательная потребность. Развивая внутренний потенциал ребенка, дошкольные образовательные учреждения не должны ограничиватся только рамками непосредственно-образовательной деятельности  по программе.

Педагог должен расширять круг познавательно-интеллектуальной деятельности всех дошкольников.

 Для того чтобы удовлетворить стремления, желания и потребности детей в обучении и развитии,  в систему работы с дошкольниками, в образовательный процесс должны быть  включены такие  интеллектуальные мероприятия, которые способствуют развитию интеллектуально-познавательной активности ребенка  и побуждают его к активному  пополнению знаний об окружающем мире. В этих мероприятиях ребенку требуется  активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

На современном этапе актуальна и эффективна проектная и исследовательская деятельность дошкольников.

Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок - взрослый», на соучастии взрослого и ребенка.

Первый этап - подражательно - исполнительский (дети с трех до пяти лет). На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», по прямому предложению взрослого, что не противоречит природе маленького ребенка.

Второй этап - развивающий (для детей пяти-шести лет). На данном этапе дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

Третий этап - творческий (для детей шести-семи лет). Третий этап предполагает творческую активность детей, дошкольники выбирают способ работы над проектом и возможности ее организации.

Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе, что очень важно для дальнейшего школьного обучения.

Мною реализованы образовательные  проекты: «Экология души», «Насекомые»,  «Научные забавы», «Хлеб всему голова».

Проект «Экология души». В группе провели родительское собрание по знакомству с проектом. Создала картотеку дидактических игр для детей. Провела консультацию для родителей, «Как создать самим  мини проект Насекомые», совместно с детьми. Итогом проекта стал экологический КВН совместный с родителями и детьми. Участвуя в игре, ребята смогли пополнить и проявить свои  знания в области окружающего мира; им  предоставлялась возможность соревноваться со своими родителями, развивая навыки сотрудничества в процессе коллективной мыслительной деятельности.

Проект «Насекомые». Был подобран литературный и иллюстрированный  материал, совместно с родителями оформили разнообразные макеты (муравейник, полянка с разными насекомыми). Дети защитили подготовленные свои мини проекты.

Проект «Научные забавы».

 Работая над проектом, использовала не только игры — эксперименты по блокам проекта, но и чтение стихов о воде, загадок о воде и воздухе, проблемные ситуации. Также спланировала работу с родителями, в которую входили: консультации, папки передвижки, родительские собрания, экспериментирование дома. Дети овладели умением самостоятельно экспериментировать (они могут самостоятельно выделять проблему, поставить цель, подобрать различные материалы сделать вывод).

Проект «Хлеб всему голова». Проводила этические беседы на основе прочитанных художественных произведений, наблюдения за прорастание семян в разных условиях, разучивание стихов и пословиц о хлебе. Большое участие приняли родители в реализации проекта. Дети совместно с родителями знакомились и учились замешивать тесто на хлеб и печенье, выпекали сами в духовке и хлебопечки. 

Для развития интеллектуально потенциала детей в реализации проектов использую такие образовательные технологии, в которых ребёнок становится полноправным участником образовательного процесса:

  • игровые технологии;
  •  личностно-ориентированные технологии;
  •  здоровьесберегающие технологии;
  • технология исследовательской деятельность;
  • информационно-коммуникативные технологии.

Таким образом, благодаря совместной проектной деятельности расширился кругозор, раскрылся  интеллектуальный потенциал детей, повысился запас конкретных знаний. У дошкольников  сформировались  необходимые для будущего учения предпосылки: познавательное  развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу –это все  помогает развитию интеллектуального потенциала дошкольника в целом. Мы должны помнить, что, помогая ребенку развиваться, мы – педагоги - сами развиваемся, приобретаем опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Статья на тему:"Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры."

Раскрыто значение дидактических игр,задачи и основные направления организации дидактических игр....

Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»

В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....

Доклад на тему "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания"

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитания. В докладе рассматриваются формы и методы экологического воспитания дошкольников, благодаря которому повышается уровень их...

Доклад на тему : "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Доклад на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Развитие интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Данная статья посвящена развитию интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. В статье представлен опыт работы учреждения по данной проблемы, прописаны...

Доклад к педсовету "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе физкультурно - оздоровительных мероприятий в ДОУ"

В формировании двигательного творчества дошкольников большое значение имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения....

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно - прикладного искусства.

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно - прикладного искусства.«Творчество является уделом всех, ...  оно является норма...