Развитие мышления у дошкольников посредством использования загадок
статья (подготовительная группа)
Для чего нужны загадки? Чтобы развивать логику, внимание, усидчивость, умение делать выводы; научить нестандартно мыслить, расширять кругозор, развивать речь; доставить радость оот самого процесса отгадывания. Загадка- это находка для развития многих качеств у малыша.
Работая с детьми среднего и страшнего дошкольного возраста, мы сталкиваемся с тем, что они не умеют отгадывать загадки. Нередко, нам казалось бы, простейшую загадку ответ не может дать ни один ребёнок. Дети молчат, смущаются и не могут высказать даже какие-либо предположения.
Начав анализировать, почему так происходит, приходишь выводу, что причин несколько: у детей небольшой объем знаний об окружающем мире, они не умеют делать умозаключения, не понимают образности выражений, плохо воспринимают на слух задание (в основном у детей развит визуальный тип восприятия), они не могут сконцентрировать свое внимание, детям редко загадывают загадки в семье и у них нет опыта их отгадывания.
Заниматься гимнастикой для ума нужно с ребятами ежедневно. Ведь для них это обучающая игра.
Загадки бывают:
- с описанием свойств и признаков;
- загадки-противопоставления;
- загадки с описанием действий;
- загадки-вопросы.
Так как, загадки бывают разных видов, идти надо по принципу от простого к сложному: скрупулезно подбирать задачи по возрасту, исходя их жизненного опыта детей, постепенно их усложняя. Начинать логично с того, что им близко и понятно: животные, игрушки, предметы, используемые в повседневной жизни, а уже затем касаться таких тем, как природные явления, буквы, цифры, части тела человека...
Также можно загадывать загадки, где в концевой рифме уже заложен ответ. Перед загадыванием накануне читаем ребятам о том или ином объекте, предмете, явлении; проводим рассматривание иллюстраций, обсуждение, обследовательские действия с целью приобретения детьми определенных знаний. И только на следующий день загадываем загадки, чтобы дети могли активизировать свою память. Например, прежде чем загадать загадку про белку (лексическая тема "Дикие животные") следует:
- рассмотреть с детьми картинку с изображением белок, которые делают запасы на зиму;
- прочитать рассказ Г. Скребицкого "Белочка-хлопотунья", провести обсуждение;
- перед изобразительной деятельностью предложить обследовать игрушку Белка.
И только после такой подготовительной работы загадать загадку:
Все в дупле ее успехи -
Ягоды, грибы, орехи!
В холод зимний, в летнем зное
Все мелькает в пышной хвое!
Что за рыженькая стрелка?
Ну, конечно, это... (Белка).
Помня о том, что у многих детей лучше развита зрительная память, нужно всегда использовать демонстрационный материал.
По такой же схеме подготавливаем детей к разгадыванию других загадок, более сложных. Здесь необходимо более серьезная подготовительная работа:
- Проведение игр на развитие логического мышления: "Какой предмет лишний?", "Чего не хватает?", "Как назвать одним словом?", "Назови свойства предмета"...
- Проведение игр -экспериментов, в которых дети опытным путем получают ответы на поставленные задачи;
- Расширение кругозора посредством чтения художественной литературы и обсуждения прочитанного, обучение пониманию смысла образных выражений, сравнений;
- Придумывание рифмы к словам;
- Обсуждение необычных ситуаций, решить которые можно различными способами: "Что делать, если на улице пошел дождик, а ты забыл взять зонт?", "Как помочь плачущему мальчику?"...
Хочется отметить, что дети с нетерпением ждут момента, когда им будут загадывать загадки. У них появляется азарт, желание первым дать правильный ответ. В подготовительной группе, когда у детей жизненный опыт становится богаче, можно предложить воспитанникам загадки из разных областей без предварительной подготовки. Например, про зеркало: "Рта нет, а про всякого правду скажет". Очень интересно наблюдать, как дети высказывают просто какие-то слова - предположения (человек, радио, компьютер...). В сложных случаях даём детям подсказку, но не явную, например: это предмет или это относится к живой природе...
В дальнейшем можно самим придумывать загадки, зарисовывать их и предлагать родителям принять участие в их разгадывании. Отгадывание загадок, придумывание их- очень увлекательный процесс. Это поможет развить у ребят логическое мышление и, кроме того, даст возможность лишний раз пошутить и посмеяться поднять настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_myshleniya.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Для чего нужны загадки? Чтобы развивать логику, внимание, усидчивость, умение делать выводы; научить нестандартно мыслить, расширять кругозор, развивать речь; доставить радость оот самого процесса отгадывания. Загадка- это находка для развития многих качеств у малыша.
Работая с детьми среднего и страшнего дошкольного возраста, мы сталкиваемся с тем, что они не умеют отгадывать загадки. Нередко, нам казалось бы, простейшую загадку ответ не может дать ни один ребёнок. Дети молчат, смущаются и не могут высказать даже какие-либо предположения.
Начав анализировать, почему так происходит, приходишь выводу, что причин несколько: у детей небольшой объем знаний об окружающем мире, они не умеют делать умозаключения, не понимают образности выражений, плохо воспринимают на слух задание (в основном у детей развит визуальный тип восприятия), они не могут сконцентрировать свое внимание, детям редко загадывают загадки в семье и у них нет опыта их отгадывания.
Заниматься гимнастикой для ума нужно с ребятами ежедневно. Ведь для них это обучающая игра.
Загадки бывают:
- с описанием свойств и признаков;
- загадки-противопоставления;
- загадки с описанием действий;
- загадки-вопросы.
Так как, загадки бывают разных видов, идти надо по принципу от простого к сложному: скрупулезно подбирать задачи по возрасту, исходя их жизненного опыта детей, постепенно их усложняя. Начинать логично с того, что им близко и понятно: животные, игрушки, предметы, используемые в повседневной жизни, а уже затем касаться таких тем, как природные явления, буквы, цифры, части тела человека...
Также можно загадывать загадки, где в концевой рифме уже заложен ответ. Перед загадыванием накануне читаем ребятам о том или ином объекте, предмете, явлении; проводим рассматривание иллюстраций, обсуждение, обследовательские действия с целью приобретения детьми определенных знаний. И только на следующий день загадываем загадки, чтобы дети могли активизировать свою память. Например, прежде чем загадать загадку про белку (лексическая тема "Дикие животные") следует:
- рассмотреть с детьми картинку с изображением белок, которые делают запасы на зиму;
- прочитать рассказ Г. Скребицкого "Белочка-хлопотунья", провести обсуждение;
- перед изобразительной деятельностью предложить обследовать игрушку Белка.
И только после такой подготовительной работы загадать загадку:
Все в дупле ее успехи -
Ягоды, грибы, орехи!
В холод зимний, в летнем зное
Все мелькает в пышной хвое!
Что за рыженькая стрелка?
Ну, конечно, это... (Белка).
Помня о том, что у многих детей лучше развита зрительная память, нужно всегда использовать демонстрационный материал.
По такой же схеме подготавливаем детей к разгадыванию других загадок, более сложных. Здесь необходимо более серьезная подготовительная работа:
- Проведение игр на развитие логического мышления: "Какой предмет лишний?", "Чего не хватает?", "Как назвать одним словом?", "Назови свойства предмета"...
- Проведение игр -экспериментов, в которых дети опытным путем получают ответы на поставленные задачи;
- Расширение кругозора посредством чтения художественной литературы и обсуждения прочитанного, обучение пониманию смысла образных выражений, сравнений;
- Придумывание рифмы к словам;
- Обсуждение необычных ситуаций, решить которые можно различными способами: "Что делать, если на улице пошел дождик, а ты забыл взять зонт?", "Как помочь плачущему мальчику?"...
Хочется отметить, что дети с нетерпением ждут момента, когда им будут загадывать загадки. У них появляется азарт, желание первым дать правильный ответ. В подготовительной группе, когда у детей жизненный опыт становится богаче, можно предложить воспитанникам загадки из разных областей без предварительной подготовки. Например, про зеркало: "Рта нет, а про всякого правду скажет". Очень интересно наблюдать, как дети высказывают просто какие-то слова - предположения (человек, радио, компьютер...). В сложных случаях даём детям подсказку, но не явную, например: это предмет или это относится к живой природе...
В дальнейшем можно самим придумывать загадки, зарисовывать их и предлагать родителям принять участие в их разгадывании. Отгадывание загадок, придумывание их- очень увлекательный процесс. Это поможет развить у ребят логическое мышление и, кроме того, даст возможность лишний раз пошутить и посмеяться поднять настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования...
Развитие умственных способностей дошкольников посредством использования интерактивного оборудования
С данной статьей выступала на городском семинаре "Опыт применения интерактивных технологий в коррекционной работе"...
Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...
Перспективное планирование "Развитие мышления у дошкольников посредством сказки" с конспектами занятий.
Представлено перспективное планирование с конспектами занятий...
Статья. Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок.
Загадка- это своеобразная игра в узнавание, отгадывание. Загадки разоблачают то, что скрыто и спрятано, представлено в ином образе и качестве. Фантазия и необычность, присущая загадкам, заставля...
"Развитие познавательной активности и пространственного мышления у дошкольников, посредством использования современного игрового оборудования"
Материал проедназначен для воспитателей ДОО по применению ТИКО конструктора во второй младшей группе....
- Мне нравится (1)