"Развитие познавательной активности и пространственного мышления у дошкольников, посредством использования современного игрового оборудования"
статья (младшая группа)
Материал проедназначен для воспитателей ДОО по применению ТИКО конструктора во второй младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие познавательной активности у детей младшего возраста | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Эшмирзоева Светлана Владимировна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №18
комбинированного вида», г.Рузаевка
Развитие познавательной активности и пространственного мышления у дошкольников, посредством использования современного игрового оборудования
Актуальность
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря конструкторам есть возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
Современный ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки очень хорошо реализуются и совершенствуются в конструировании.
Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.
Проблема
Реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.
Однако потенциал конструкторско-модельной деятельности в развитии детей в педагогической практике используется в недостаточной степени. В основном в программах уделяется внимание конструированию из строительных наборов, природного и бросового материала, из бумаги и картона. Среди материалов, используемых для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов. Причиной этому является то, что образовательные конструкторы дорого стоят и приобрести их, в достаточном количестве, не всегда представляется возможным. Актуальным остается вопрос недостаточного владения педагогами педагогическими технологиями конструирования с использованием образовательных конструкторов.
Поэтому возникла идея внедрить технологию ТИКО — моделирования в образовательный процесс своей группы, сделать работу с ТИКО-конструкторами целенаправленным процессом, расширить содержание конструктивно-модельной деятельности дошкольников, расширить познавательную активность детей, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству.
Пути реализации
Тико-конструктор «Малыш» предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Набор позволяет развить у ребенка творческую активность, мелкую моторику рук, активизировать развитие левого и правого полушария головного мозга.
Знакомить с конструктором необходимо последовательно. От простого к сложному.
Первое, что мы делали – это рассматривали детали конструктора ТИКО.
Мы выяснили, что в нем есть: треугольники, квадратики, прямоугольники, многоугольники и т.д.
Далее мы рассмотрели, что они имеют разный цвет.
После этого мы поняли, что их можно классифицировать: по форме, по цвету. Предлагали задания для детей 2 младшей группы «Рассортировать по цвету», «Рассортировать по размеру».
Далее, когда дети немного ознакомились с конструктором, мы стали их собирать. Главное при соединении деталей – это правильное их соединение.
Соединять детали надо под углом.
Потом стали использовать простейшие схемы для конструирования плоскостных поделок.
Тико-конструкции можно использовать и в предметно-пространственной среде в групповом пространстве:
- театрализованная деятельность - в театральном центре можно конструировать декорации и персонажи для сказок;
- валеологический центр – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
- центр «Семья» - кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью;
- центр сюжетно-ролевых игр - постройка необходимых или недостающих деталей для обыгрывания сюжета выбранной игры;
- в центре «Творчества» также можно сконструировать красочные узоры и орнаменты;
- в центре конструирования строим дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Для педагога использование ТИКО конструктора интересно еще и тем, что его можно использовать как непосредственно в НОД, проводя через все образовательные области, что позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так и в совместной деятельности, где процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр.
Наиболее удобной формой знакомства с данным видом деятельности в младшем дошкольном возрасте является «совместная деятельность» воспитателя и детей:
- как элемент занимательности в досуговой деятельности детей;
- при организации коллективной деятельности детей, когда дети объединяются в мини-группы для выполнения заданий;
- при организации парной работы детей в виде совместного выполнения одного задания;
- при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения развивающей предметно-пространственной среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей.
Увлеченные процессом конструирования, дети не замечают, как в игровой форме происходит познание окружающего мира; приобретают уверенность в себе, развивают речь, укрепляют психическое здоровье. Дошкольники с удовольствием фантазируют, придумывают ТИКО-конструкции и трансформируют их. Дети видят конечный результат своей деятельности в виде готовых ТИКО-конструкций, и это возвышает их в собственных глазах и вызывает желание совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Результат
Любая ТИКО - поделка в руках детей оживает. По дорожкам едут машины и идут зверята, замки и дома заселяются жителями, у кукол появляется новая мебель. ТИКО–поделки никогда не пылятся в углу, они живут полной жизнью в руках детей, используются для сюжетно-ролевых игр, создания игровых ситуаций, театрализации.
В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия, но и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники). Недостаток - те же шарниры трудны для сборки детям младшего дошкольного возраста (хотя и указан на упаковке производителем возраст с 3-х лет).
Педагогические и психологические аспекты использования ТИКО моделирования: замечательный сенсорный материал, предметно-игровая среда, великолепный материал для конструктивно- творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Ребенок включается в игру с конструктором всем своим существом – эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации, что в последствии отражается в будущем на обучении в школе. Активируются мыслительные резервы. В игре с конструктором участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, – все это в совокупности и лежит в основе благоприятного эффекта.
По окончании дети моей группы знают: основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник); понятия «один» - «много»; умеют: сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству; ориентироваться в свойствах: большой - маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, красный – синий - желтый – зеленый; считать и сравнивать числа от 1 до 5; ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также – над, -под, -в, -на, -за, -перед; конструировать плоские и простейшие объёмные фигуры по образцу, по собственному техническому восприятию мира.
Заключение. В заключении хотелось бы отметить, что ТИКО - моделирование является на сегодняшний день одним из востребованных видов конструирования в дошкольном образовании, которое дает колоссальный скачок для развития и успешного становления будущего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИНИ - РОБОТОВ «Bee-bot»
В своей работе я представила методические рекомендации по обеспечению эффективных условий по развитию познавательной активности и пространственного мышления у старших дошкольников на основе использова...
Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot».
Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot»....
Сообщение на ГМО "Использование современного игрового оборудования для формирования логики, пространственного мышления и элементарных математических навыков дошкольников"
ФЭМП ис помощью блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....
«Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольника посредством использования современного музыкального оборудования»
В соответствии с ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия детей, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельност...
«Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий»
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Но сегодня стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообрази...
Сообщение из опыта работы : «Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников посредством использования современных образовательных технологий
сообщение из опыта работы...
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр с магнитным конструктором.
Игры с магнитным конструктором - универсальное средство для организации игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности. Они органично вписываются в образовательно...