"Игровые технологии в образовательной деятельности"
статья
Игровая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.docx | 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «КРЕПЫШ»
Тема: «Игровые технологии в образовательной деятельности».
Подготовила: воспитатель
группы «Смешарики»
Камышева Н.М.
Игровая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Задачи ФГОС ДО направлены на :
- развитие ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование культуры личности детей;
- развитие нравственных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Концептуальные основы игровой технологии:
- Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
- Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
- Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
- В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи игровой технологии:
- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
- Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
- Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
- Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
- Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
- Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
- Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
- Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.
Игровая педагогическая технология- это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр:
- отбор, разработка, подготовка игр;
- включение детей в игровую деятельность;
- осуществление самостоятельной игры;
- подведение итогов, результатов игровой деятельности.
Именно игра оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
В условиях введения ФГОС ДО для меня было важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?
ФГОС ДО требует сделать образовательный процесс привлекательным, ненавязчивым, радостным. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?
Я старалась выстраивать образовательную деятельность в группе, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания различного содержания, при этом я учитывала, их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому задания носили сугубо индивидуальный характер.
Например : на занятии по ФЭМП старалась, чтобы образовательный процесс был эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Моя задача, как воспитателя - поддержать интерес ребенка!
Понятие «игровые технологии» включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, я всегда обладала доброжелательностью, осуществляла эмоциональную поддержку, создавала радостную обстановку, поощряла любой выдумки и фантазию ребенка. Только в этом случае я считаю игра будет полезной для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сначала игровые технологии использовала, как отдельные игровые моменты – это «Бабушкины блины» (бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.) Они очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Моя основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей ко мне, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре.
Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного.
Существует много дидактических игр. Все эти задания я предлагаю детям делать, играя. Главное, чтобы во время проведения игры детям было весело и интересно.
Особое внимание уделяю насыщенности развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления. Так, были приобретены различные современные развивающие игры: логические пирамидки «Цветные столбики», математический планшет, развивающие игры Воскобовича «Двухцветный квадрат», «Кораблик Плюх-Плюх»; пособия М. Монтессори: рамки с застежками из серии «Одевай-ка»,коробочка с выдвижным ящичком, геометрические тела;развивающий материал «Удивл-ка» из серии «Дружим с блоками Дьенеша», комплекты «Блоки Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера»; а также приобретены тактильно-развивающая панель «Разноцветное домино», паровозик с фигурами в деревянном ящике, различные виды шнуровок, мозаики и пр.
Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Поэтому вышеперечисленные игры включаю в образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
При проведении занятий использую стихи, пословицы. (Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, в домик спрятались опять, и многие другие. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например :
Мы делили апельсин
Много нас, а он (один).
В работе с детьми третьего года жизни использую игровые технологии, направленные на развитие восприятия– это игровая ситуация “Что катится?” - дети при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?”.
Игровые технологии направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, используя игровые приемы.
Была организована игровая ситуация на внимание: "Найди такой же” – предлагаю малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек) "такой же”, как у него.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Найди пару», «Закрой окошки», «Найди такую же» и другие.
Для решения задач математического развития детей использую элементы следующих игровых технологий.
Логические блоки Дьенеша–это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером и использую чаще всего три цвета (красный, желтый, синий) и четыре формы (круг, квадрат, по две характеристики величины (большой и маленький). Занятия «обыгрываю» в сказочной форме: мы не просто разбиваем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. Для начала предлагаю самые простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру:
1) «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.
2) «Найди такой же». Показываю один блок и предлагаю найти такой же по цвету (форме). Затем – «не такой же».
3) Перед детьми выкладывала три детали и предлагала считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» дети закрывали глаза,я убирала одну из фигур. Произносила считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» просила открыть глаза затем спрашивала «Какую «конфетку» съел Мишка?»
С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей использую «Волшебный мешочек» : в красочный тканевый мешочек складываю фигуры и прошу найти на ощупь большой (или маленький) шарик, кубик.
Большое познавательное значение имеет создание из блоков домиков, машинок, дорожек, и т. п. У набора Lego есть свои преимущества, но сделать домик из обычных блоков Lego малышам не под силу, а домик из блоков Дьенеша из квадрата и треугольника получается за пару секунд.
Игровые упражнения с развивающим материал «Удивляй-ка» - это начальная ступень к играм с логическими блоками Дьенеша. Детей привлекает яркое пособие и занимательные задания «Знакомство с кругом», «Дай мишке такой же круг», «Бусы для кукол» и др., которые способствуют развитию памяти, внимания, количественных и геометрических представлений, творческих способностей.
Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности: на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности; в аппликации, рисовании помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании помогают ориентироваться в пространстве.
В результате к концу учебного года дети должны будут самостоятельно выделять, и называть цвет, форму, размер предметов, группировать и соотносить их по выделенным свойствам, свободно уметь выделить в предмете 3-4 признака.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения детей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, а также творческие способности.
Палочки Кюизенера– это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать.
В начале использовала его как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки. Детям нравится выстраивать палочками (дорожки, поезд, заборчик, дом и др. Затем стала предлагать детям выкладывать дорожку или заборчик, обращая внимание на цвет, а затем на размер и цвет одновременно (строить одинаковые по высоте и цвету заборы).
Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает установить отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают заборы для животных разных размеров (высоты) и разного цвета. Высота забора должна соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка). Дети испытывают затруднения в понятии высокий - низкий, и используют слова большой- маленький. Помогаю сделать вывод: оказывается, что заборчики получаются не только разной высоты, но и разного цвета.
Я считаю, что такая технология, как дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» надо использовать в играх детей младшего возраста, так как они хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность, дети с удовольствием их используют и в самостоятельной деятельности. Но в целях безопасности необходимо убрать мелкие детали.
4. Игры с пособиями М. Монтессори.
Игровые упражнения математического содержания по методике М. Монтессори помогают развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.
Поиск игрушки в крупе «Найди предмет», рисование на крупе, геометрические пазлы: квадрат, круг и треугольник; мешочек с геометрическими телами, шнуровки способствуют развитию мелкой моторики, концентрации внимания, воображения.
Действие игрушки по воздействию на маленького ребенка можно сравнить с фокусом. Захватывает внимание и вызывает заинтересованность у детей, а также оказывает качественный обучающий эффект с долговременным закреплением новых навыков и знаний ( яркие основные цвета: желтый, зеленый, красный и синий; дает представление и понятие о предмете «шар», «шарик»).
5. Информационные компьютерные технологии. Современные игровые технологии тесно переплетаются с технологиями проблемного обучения, предлагающими такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей.
Одним из наиболее актуальных направлений в современных игровых технологиях являются информационные компьютерные технологии.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования : мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Возможности использования современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания.
Я считаю, использование игровых технологий с детьми позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций.
В дальнейшей работе необходимо усложнять задания по вышеперечисленным игровым технологиям согласно возрасту детей.
Чрезвычайно эффективен прием совместной игры педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками, с предметами-заместителями. В этом возрасте у ребенка возникает интерес к игре сверстников. Вначале он проявляется в отношении игрушки.
Ребёнку скучно играть в одиночку, так как ему не с кем поделиться своими наблюдениями, переживаниями. Иногда можно наблюдать, как дети безропотно подчиняются воле активных, агрессивных сверстников. Хорошо зная характеры, интересы детей, нужно увлечь их совместными действиями с игрушкой. Уже трех - четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. С этой целью были проведены кратковременные коллективные беседы с детьми: «Каждая игрушка живет в своем домике», «Как мы играем», «Самый лучший помощник».
В начале года часто использовались фронтальные игровые моменты. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки», «Выдувание мыльных пузырей».
Работа (по формированию игровых умений) строилась с сюрпризных моментов, внесения новой игрушки, загадок, действия с этой игрушкой; отправлялись в путешествие в сказку, получали письма с просьбой, посылки и т. д.
Детей учим играть по правилам. Соблюдения правил в д/и, п/и - это выполнение игровой задачи, проявление внимания к партнеру в игре, взаимопомощь.
По-прежнему любимыми остаются с/р игры. Например, прочитав сказку К. И. Чуковского “Айболит”- рассмотрев иллюстрации, побеседовав по содержанию, это помогло в развитии сюжетной игры “Больница для игрушек”. Также была проведена беседа о труде врача, медицинской сестры, пополнили ранее полученные знания, проведена экскурсия в медицинский кабинет.
В игре “Семья”- закрепляли представления о семье, об обязанностях членов семьи. Знакомились с разной посудой (столовой, кухонной, чайной, формировали умение действовать в сюжете: готовить обед, накрывать на стол, кормить, взаимодействовать друг с другом.
В игре «Строим дом» - знакомились с профессией строителей; знакомились с техникой облегчающей труд строителей, сооружали постройки не сложной конструкции. При этом нужно не забывать, что во время игры развивается речь и обогащается словарный запас ребенка. Постепенно мы усложняем и обогащаем предметно-развивающую среду и способствуем возникновению новых игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, сказок, песенок, стихов) обыгрыванию новых игрушек в форме театрализованного представления.
Все названные выше игровые технологии направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной, самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявлять в ней свои способности, умение устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького человека, заглянуть в который нам и помогает окошко с волшебным названием «Игра»….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Использование игровых технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста...
«Игровые технологии в образовательной деятельности младших дошкольников в соответствии с ФГОС»
Играйте со своими воспитанниками постоянно,Ведь игра -это именно тот вид деятельности, который ребенку доступен больше всего.именно в игре ребенок способен овладеть большим количеством знаний, умений ...
Игровые технологии в образовательной деятельности на примере «квест-путешествий».
Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого его рождения. Все большее место в его жизни занимают компьютер, игровые приставки, электр...
Круглый стол с элементами тренинга «Использование игровых технологий в образовательной деятельности»
Круглый стол с элементами тренинга «Использование игровых технологий в образовательной деятельности»Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обобщить оп...
Презентация "Игровые технологии в образовательной деятельности дошкольников" (средняя группа)
Игровая педагогическая технология– это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, последовательная деятельность педагога по:- отбору, разработке, подг...
Презентация. Игровые технологии в образовательной деятельности ДОУ.
Игровые технологии в образовательной деятельности ДОУ....
Проект: "Игровые технологии в образовательной деятельности на примере квест - путешествий"
Проект: "Игровые технологии в образовательной деятельности на примере квест - путешествий"...