Обобщение педагогического опыта по теме: «Ознакомление детей с изобразительной деятельностью через графику и книжную иллюстрацию».
материал (подготовительная группа)
Ознакомление детей с изобразительной деятельностью через графику и книжную иллюстрацию.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Василий Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_obobshchenie_vosstanovlen.docx | 382.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.Южно-Сахалинск МБДОУ №10 «РОСИНКА»
Ф.И.О. Казанцева Татьяна Александровна
Год рождения, дата: 16 августа 1978
Должность: воспитатель
Образование (название, год окончания):
«Сахалинский государственный университет» 4 июня 2007 год
Специальность: русский язык и литература
Квалификация: учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж: 13 лет
Итоги аттестации:
Дата присвоения:
Основное направление в работе: изобразительная деятельность
Домашний адрес: с.Троицкое, ул.Центральная д.6 кв.1 тел. 26-82-97
Обобщение педагогического опыта по теме:
«Ознакомление детей с изобразительной деятельностью через графику и книжную иллюстрацию».
Воспитатель: Татьяна Александровна Казанцева
МБДОУ №10 «РОСИНКА»
г.Южно-Сахалинск
2017 год
Ознакомление детей с изобразительной деятельностью через графику и книжную иллюстрацию.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Василий Сухомлинский
Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности.
Основная задача воспитания дошкольников - гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.
К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике.
Актуальность данной работы заключается в систематизации материала по знакомству детей с книжной графикой, приобщение их к книге, развитие способности наблюдать, фиксируя форму, строение, величину.
Учитывая это, я поставила перед собой следующие задачи:
- Сформировать представление у воспитанников об особенностях изображения в графике.
- Развивать устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрацию книги.
- Развивать и поощрять самостоятельные, доказательные эстетические суждения детей о художественных достоинствах иллюстраций (о рисунке, предающем характер образа, колорите, композиции, об особенностях использованных художником средств выразительности).
- Знание фамилий иллюстраторов детских книг, знание назначения иллюстраций в книге. Показать выразительные средства, отличительные особенности художников – иллюстраторов.
- Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по рисованию, желание рисовать по литературным произведениям.
- Формировать умение использовать графические материалы в изобразительной деятельности.
Моя предварительная работа заключалась в принципе отбора иллюстраций для детей:
- Учет возраста детей, особенностей их восприятия, жизненного опыта и интересов.
- Высокохудожственность произведения как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности, доступность их детям.
- Соответствие книжной графики жанру и стилю литературного произведения. Все средства выразительности графики (рисунок, цвет, композиция каждой страницы и макет книги в целом) должны быть использованы художником для передачи жанра и стиля литературного произведения и обогащать его.
Выбор иллюстраций - важный момент в подготовке. Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. Приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам.
Процесс формирования познавательного интереса к книге, книжной иллюстрации реализуется через различные формы его организации и дает возможность сделать путь познания интересным и доступным. Поэтому я выбрала такие формы и методические приемы с детьми, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития ребенка.
− беседы;
− использование ИКТ;
− выставки;
− исследование графических материалов;
− упражнение;
− рисование;
− лепка;
− схемы;
− игра;
− экспериментирование;
− игра-загадка;
− викторина;
− экскурсии в библиотеку;
Для реализации задач в группе были созданы специальные условия. Были организованы выставки произведений Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева, выставлялись картины художников, их портреты. Материал для этого подбирался доступный и понятный детям по тематике, содержанию, языку. Считаю, что информация, заложенная в поэтических строчках, формирует в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы.
Чтение произведений о животных:
- В. Сутеев «Кто сказал “Мяу», «Петушок и краски», «Цыпленок и утенок», К. Чуковский «Федорино горе», «Доктор Айболит» и т.д
- Е. И. Чарушин «Вот они какие», «Первая охота», «Болтливая сорока», «Зверята» и т.д
- Е. Рачев «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Потешки», «Коза-дереза» и т.д.
- И. Библин «Васелиса Прекрасная», "Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке", «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- Ю.А. Васнецов «Краденое солнце», «Путаница», «Маша и медведь»
Во время знакомства и чтения художественной литературы, я привлекала внимание детей к построению изображения на странице книги: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняя его. Дети сравнивали, анализировали, как художники рисовали животных и людей, с помощью чего достигали выразительности характерных деталей, черт, какие приемы при рисовании использовали.
Использовались дидактические игры:
1. «Угадай, какой художник меня нарисовал?»
Цель. Закрепить у детей представление об особенностях средств выразительности, используемых художниками Ю.А.Васнецовым, Е.И.Чарушиным, Е.М.Рачевым В.Г.Сутеевым.
2. «Угадай, какие звери в этом домике живут?»
Цель. Поупражнять детей в видении своеобразия художественного языка двух иллюстраторов – Ю.А. Васнецова и Е.И. Чарушина.
3. «Угадай-ка».
Цель. Соотносить содержание потешки с иллюстрацией. Закрепить у детей представление о связи рисунка в книге с текстом. Развивать зрительное восприятие, учить видеть творческую манеру изображения художника, его умение по-своему раскрывать текст, обогащая его изобразительно.
4. «Угадай, какой характер у героя».
Цель. Развивать у детей наблюдательность, умение узнавать по позе, жесту характер героя и рассказывать, какой он.
5. «Найди картинку к таким словам...»; «Какие слова подходят к этой картинке?»
Цель. Учить соотносить фразы текста с иллюстрациями.
Проводились беседы, просматривались документальные фильмы о жизни животных, использовались загадки, дети придумывали сказки и иллюстрировали их.
Был проведен цикл занятий с использованием ИКТ по ознакомлению детей с художниками – иллюстраторами и их произведениями.
На этом этапе осуществляется подключение родителей в образовательный процесс. Родители привлекались к организации выставок книг, иллюстрированных художниками. Для родителей была оформлена рубрика статей с полезными советами и рекомендациями «На заметку родителям», «Интересно и полезно», «Рабочее место юного художника».
Для ознакомления детей с графикой были созданы альбомы:
- «Графические рисунки»
- «Многообразие штриховки»
- «Такая разная сова»
- «Чарушинские животные»
- «Узоры и орнаменты»
Дети знакомились с различными видами линий – широкая, тонкая, длинная, короткая, яркая, волнистая, прямая, кривая, зигзаг, спираль, замкнутая, незамкнутая.
Учились прорисовывать с помощью графического линейного рисунка различные предметы: лучистое солнце, неприступные горы, густой лес, деревья, стены, сугробы, сосульки и т.д.
Вывешивались образцы предметов, заштрихованных разными способами (штрихи длинные и короткие, наклонные и прямые, яркие и чуть заметные, волнообразные и двигающиеся по кругу).
Выкладывались карточки с изображением различных видов линий – где закреплялись представления о том, какие бывают линии, их характере, что можно изобразить с их помощью. Дети использовали их в самостоятельной деятельности, в рисунке, чтобы показать” пушистость”, “пятнистость” животных. Использование разнообразных материалов (линейка, печатки, палочки, копейки, фишки, нитки, картон, обои с рельефным рисунком, ткань и т.д.), при закрашивании предметов, помогло детям увидеть многообразие штриховки.
Дети получили первые геометрические представления, умение фантазировать и воображать:
- «В кого ты превратишь круг?»
- «Сделай овал колючим»
- «Заштрихуй по образцу»
- «Выбери штрих для цветка» и т.д.
Были также подобраны книги и раскраски в центр изобразительной деятельности, где дети могли самостоятельно ознакомиться и применить их в практической деятельности:
- схемы изображения человечков (как с помощью линий можно передать характер героя и движения)
- этапы рисования птиц, растений, зверей, машин, зданий и т.д.
- раскраски для мальчиков и девочек
Ребята с трудом осваивали способы передачи движения животных и людей в рисунке. Есть картины, иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми (В.Г.Сутеев, Ю.А.Васнецов). Для закрепления проводились малоподвижные игры пантомимы:
- «Кто сидит, кто бежит?»
- «Закончи фразу движением»
- «Изобрази героя сказки»
- «Повтори движение»
- «Покажи что делает» и т.д.
Чтобы осмыслить литературные произведения и увидеть разнообразие иллюстраций и специфику работы художников-иллюстраторов, детям были предложены разные художественные материалы (карандаши, краски, фломастеры, цветные мелки, уголь, палитра, кисти, ватные палочки, трубочки, нитки и т.д). Это способствовало развитию мелкой моторики, координации движений руки, что благоприятно влияет на изображение детьми многообразия предметного мира. Проводилась экспериментальная деятельность с этими материалами, что даёт возможность создавать новые образы, находить новые изобразительно - выразительные средства в рисунке, а так же работа с нетрадиционной техникой рисования.
- Рисование методом тычка
- Набрызг
- Граттаж
- Рисование мятой бумагой
- Ниткография
В процессе работы мной были проведены следующие занятия:
1. «Кто и как создает рисунки в книгах».
Цель занятия. Закрепить у детей представление о графике и таком ее виде, как книжная графика, ее особенностях и средствах выразительности, о сложности труда художника-иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией. Подвести детей к пониманию того, что книга это произведение искусства, в создании которого принимают участие писатель, художник, редактор, печатники. В нее вложен труд многих людей, поэтому относиться к ней следует бережно и аккуратно. Вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы, желание их рассматривать, радоваться творческим удачам художников; развивать художественное видение, зрительную память детей.
3. «Художники-иллюстраторы».
Цель. Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций знакомых художников (Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачёва, И.Я. Билибина, Е.И. Чарушина, В.Г Сутеева);
2. «Сказочные избушки»
Цель. Продолжать развивать у детей интерес к творчеству Ю. А. Васнецова, видение особенностей его творческой манеры в изображении домов: сказочность, декоративность, необычность. Формировать творческое воображение детей, их изобразительные умения в рисовании зданий.
3. «Чарушенские зверята»
Цель. Знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина на примере рассказа “Медведь". Продолжать учить рисовать животных в движении, передавать в рисунке пушистую шерстку котенка, создавать его выразительный образ, используя приемы рисования сухой кистью или “веником”. Совершенствовать навыки работы с гуашью. Воспитывать бережное отношение к животным.
3. «Чарушенские зверята»(2)
Цель. Знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина на примере рассказа “Еж”. Продолжать учить рисовать животных в движении, передавать в рисунке, с помощью нетрадиционной техники (использование вилки) колючесть ежа, создавать выразительный образ леса, используя приемы рисования мятой бумагой. Совершенствовать навыки работы с гуашью. Воспитывать бережное отношение к животным.
4. «Угадай, кто что делает?»
Цель. Подвести детей к пониманию того, как художник изображает движение, позу, жест животного и что они означают. Формировать художественное восприятие, умение в речи, рисовании, пластикой движений передавать воспринятые графические образы животных.
На НОД дети с большим желанием выполняли предложенные им задания. Внимательно слушали, отвечали на вопросы, играли в игры, составляли описательные рассказы. У них появился устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации, эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживания герою, ассоциация его чувств с собственными. Дети научились самостоятельно высказывать свои суждения о художественных достоинствах иллюстраций.
Ребята называют фамилии художников- иллюстраторов, объясняют назначение иллюстраций в книгах. С желанием, интересом занимаются рисование по литературным произведениям. Ребята дают оценку своим рисункам и рисункам товарищей
Заключение
Изобразительное искусство является одним из важнейших средств в воспитании подрастающего поколения. Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые создаются специально для детей. Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать. Детская книга представляет собой комплекс искусств – слова, техники печати и изображения (иллюстрации).
Графика – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Изобразительное искусство не только изображает окружающую действительность, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к изображаемым событиям и предметам.
Книжная графика – один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста.
Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
- Конспект открытого занятия: «Книжная графика. Рисование совы».
- Памятки для родителей.
- Набор карточек для дидактических игр и упражнений.
- Библиотека
Памятки для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта на тему: "Развитие познавательных и творческих способностей детей через художественный труд"
Предоставление своего педагогического опыта, о проделанной работе с дошкольниками по теме : "Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников черезх художественный труд"....
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ -ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ»
В данной презентации описывается обобщение педагогическиого опыта. Формировался опыт на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад№86", в рамках раб...
Обобщение передового педагогического опыта на тему"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности "
Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, счастливыми.А для этого необходимо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах поведения , научить адекватно.осознанно действовать в той и...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"
Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...
Обобщение педагогического опыта по теме: Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОУ в рамках реализации проекта «Бережливый детский сад»
Нижегородская область стала первым регионом России, где бережливые технологии внедрили сразу в нескольких сферах. Система образования Нижегородской области является полноправным участник...
Обобщение педагогического опыта по теме «Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста»
Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни. Стр...
Обобщение педагогического опыта на тему" Знакомство детей младшего возраста с культурой и традициями русского народа"
Обобщение педагогического опыта на тему:«Знакомство детей младшего возраста с культурой и традициями русского народа» Выполнила: Баранова Н.А-...