Обобщение педагогического опыта по теме: «Ознакомление детей с изобразительной деятельностью через графику и книжную иллюстрацию».
материал (подготовительная группа)

Казанцева Татьяна Александровна

Ознакомление детей с изобразительной деятельностью через графику и книжную иллюстрацию.

 

 

 

 

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

 музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Василий Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_obobshchenie_vosstanovlen.docx382.44 КБ

Предварительный просмотр:

Г.Южно-Сахалинск                                                     МБДОУ №10 «РОСИНКА»

C:\Users\123\Desktop\Mir Detstva_Кузнечики.mp4_000610129.jpg

Ф.И.О.     Казанцева Татьяна Александровна

Год рождения, дата: 16 августа 1978

Должность:     воспитатель

Образование (название, год окончания):

«Сахалинский государственный университет»  4 июня 2007 год

Специальность: русский язык и литература

Квалификация: учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж: 13 лет

Итоги аттестации:

Дата присвоения:

Основное направление в работе: изобразительная деятельность

Домашний адрес: с.Троицкое, ул.Центральная д.6 кв.1      тел. 26-82-97

Обобщение педагогического опыта по теме:

«Ознакомление детей с изобразительной деятельностью через графику и книжную иллюстрацию».

Воспитатель: Татьяна Александровна Казанцева

МБДОУ №10 «РОСИНКА»

г.Южно-Сахалинск

2017 год

Ознакомление детей с изобразительной деятельностью через графику и книжную иллюстрацию.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

 музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Василий Сухомлинский

Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности.

Основная задача воспитания дошкольников - гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.

К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике.

Актуальность данной работы заключается в систематизации материала по знакомству детей с книжной графикой, приобщение их к книге, развитие способности наблюдать, фиксируя форму, строение, величину.

Учитывая это, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Сформировать представление у воспитанников об особенностях изображения в графике.
  2. Развивать устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрацию книги.
  3. Развивать и поощрять самостоятельные, доказательные эстетические суждения детей о художественных достоинствах иллюстраций (о рисунке, предающем характер образа, колорите, композиции, об особенностях использованных художником средств выразительности).
  4. Знание фамилий иллюстраторов детских книг, знание назначения иллюстраций в книге. Показать выразительные средства, отличительные особенности художников – иллюстраторов.
  5. Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по рисованию, желание рисовать по литературным произведениям.
  6. Формировать умение использовать графические материалы в изобразительной деятельности.

Моя предварительная  работа заключалась в принципе отбора иллюстраций для детей:

  1. Учет возраста детей, особенностей их восприятия, жизненного опыта и интересов.
  2. Высокохудожственность произведения как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности, доступность их детям.
  3. Соответствие книжной графики жанру и стилю литературного произведения. Все средства выразительности графики (рисунок, цвет, композиция каждой страницы и макет книги в целом) должны быть  использованы художником для передачи жанра и стиля литературного произведения и обогащать его.

Выбор иллюстраций - важный момент в подготовке. Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. Приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам.

Процесс формирования познавательного интереса к книге, книжной иллюстрации реализуется через различные формы его организации и дает возможность сделать путь познания интересным и доступным. Поэтому я выбрала такие формы и методические приемы с детьми, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития ребенка.

− беседы;
− использование ИКТ;
− выставки;
− исследование графических материалов;
− упражнение;
− рисование;

− лепка;
− схемы;
− игра;

− экспериментирование;  
− игра-загадка;
− викторина;

− экскурсии в библиотеку;

   Для реализации  задач в группе были созданы специальные условия. Были организованы выставки произведений Ю. Васнецова, Е. Чарушина,  В. Сутеева, выставлялись картины художников, их портреты. Материал для этого подбирался доступный и понятный детям по тематике, содержанию, языку. Считаю, что информация, заложенная в поэтических строчках, формирует в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы.

Чтение произведений о животных:

  • В. Сутеев «Кто сказал “Мяу», «Петушок и краски», «Цыпленок и утенок», К. Чуковский «Федорино горе», «Доктор Айболит» и т.д
  • Е. И. Чарушин «Вот они какие», «Первая охота», «Болтливая сорока», «Зверята» и т.д
  • Е. Рачев  «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Потешки»,  «Коза-дереза» и т.д.
  • И. Библин  «Васелиса Прекрасная», "Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке", «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • Ю.А. Васнецов «Краденое солнце», «Путаница», «Маша и медведь»

Во время знакомства и чтения художественной литературы, я привлекала внимание детей  к построению изображения на странице книги: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняя его. Дети сравнивали, анализировали,  как художники  рисовали животных и людей, с помощью чего достигали выразительности характерных деталей, черт, какие приемы при рисовании использовали.

Использовались дидактические игры:

1. «Угадай, какой художник меня нарисовал?»

 Цель. Закрепить у детей представление об особенностях средств выразительности, используемых художниками Ю.А.Васнецовым, Е.И.Чарушиным, Е.М.Рачевым В.Г.Сутеевым.Картинки по запросу художник сутеевПохожее изображениеКартинки по запросу чарушинКартинки по запросу рачев

2. «Угадай, какие звери в этом домике живут?»

Цель. Поупражнять детей в видении своеобразия художественного языка двух иллюстраторов – Ю.А. Васнецова и Е.И. Чарушина.

Картинки по запросу домик Ю.А.васнецовКартинки по запросу домик Ю.А.васнецовКартинки по запросу дом иллюстрации ЧарушинПохожее изображение

3. «Угадай-ка».

Цель. Соотносить содержание потешки с иллюстрацией. Закрепить у детей представление о связи рисунка в книге с текстом. Развивать зрительное восприятие, учить видеть творческую манеру изображения художника, его умение по-своему раскрывать текст, обогащая его изобразительно.

https://cdn2.imgbb.ru/user/91/910433/201506/ec83e8e91e7cced6f03f6cdcbaaa99d3.jpg

https://cdn2.imgbb.ru/user/91/910433/201506/1ff8146d39d91dfd61a13671cc8f1407.jpg

https://cdn1.imgbb.ru/user/91/910433/201506/fa3bfe845814922eab9e2f8ef25f9c9a.jpg

4. «Угадай, какой характер у героя».

Цель. Развивать у детей наблюдательность, умение узнавать по позе, жесту характер героя и рассказывать, какой он.

5. «Найди картинку к таким словам...»; «Какие слова подходят к этой картинке?»

Цель. Учить соотносить фразы текста с иллюстрациями.

Проводились беседы, просматривались документальные фильмы о жизни животных, использовались загадки, дети придумывали сказки и иллюстрировали их.

Был проведен цикл занятий с использованием ИКТ по ознакомлению детей с художниками – иллюстраторами и их произведениями.

  На этом этапе осуществляется подключение родителей в образовательный процесс. Родители привлекались к организации выставок книг, иллюстрированных художниками. Для родителей была оформлена рубрика статей с полезными советами и рекомендациями «На заметку родителям», «Интересно и полезно», «Рабочее место юного художника».

Для ознакомления детей с графикой были созданы альбомы:

  • «Графические рисунки»
  •  «Многообразие штриховки»
  • «Такая разная сова»
  • «Чарушинские животные»
  • «Узоры и орнаменты»

Дети знакомились с различными видами линий – широкая, тонкая, длинная, короткая, яркая, волнистая, прямая, кривая, зигзаг, спираль, замкнутая, незамкнутая.

Учились прорисовывать с помощью графического линейного рисунка различные предметы: лучистое солнце, неприступные горы, густой лес, деревья, стены, сугробы, сосульки и т.д.

Вывешивались образцы предметов, заштрихованных разными способами (штрихи длинные и короткие, наклонные и прямые, яркие и чуть заметные, волнообразные и двигающиеся по кругу).

Выкладывались карточки с изображением различных видов линий – где закреплялись представления о том, какие бывают линии, их характере, что можно изобразить с их помощью. Дети использовали их в самостоятельной деятельности, в рисунке, чтобы показать” пушистость”, “пятнистость” животных. Использование разнообразных материалов (линейка, печатки, палочки, копейки, фишки, нитки, картон, обои с рельефным рисунком, ткань и т.д.), при закрашивании предметов, помогло  детям увидеть многообразие штриховки.

Дети получили первые геометрические представления, умение фантазировать и воображать:

  • «В кого ты превратишь круг?»
  • «Сделай овал колючим»
  • «Заштрихуй по образцу»
  • «Выбери штрих для цветка» и т.д.

Были также подобраны книги и раскраски в центр изобразительной деятельности, где дети могли самостоятельно ознакомиться и применить их в практической деятельности:

  • схемы изображения человечков (как с помощью линий можно передать характер героя и движения)
  • этапы рисования птиц, растений, зверей, машин, зданий и т.д.
  • раскраски для мальчиков и девочек

Ребята с трудом осваивали способы передачи движения животных и людей в рисунке. Есть картины, иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми (В.Г.Сутеев, Ю.А.Васнецов). Для закрепления проводились малоподвижные игры пантомимы:

  • «Кто сидит, кто бежит?»
  • «Закончи фразу движением»
  • «Изобрази героя сказки»
  • «Повтори движение»
  • «Покажи что делает» и т.д.

Чтобы осмыслить литературные произведения и увидеть разнообразие иллюстраций и специфику работы художников-иллюстраторов, детям были предложены разные художественные материалы (карандаши, краски, фломастеры, цветные мелки, уголь, палитра, кисти, ватные палочки, трубочки, нитки и т.д). Это способствовало развитию мелкой моторики, координации движений руки, что благоприятно влияет на изображение детьми многообразия предметного мира. Проводилась экспериментальная деятельность с этими материалами, что даёт возможность создавать новые образы, находить новые изобразительно - выразительные средства в рисунке, а так же работа с нетрадиционной техникой рисования.

  • Рисование методом тычка
  • Набрызг
  • Граттаж
  • Рисование мятой бумагой
  • Ниткография

В процессе работы мной были проведены следующие занятия:

1. «Кто и как создает рисунки в книгах».

Цель занятия. Закрепить у детей представление о графике и таком ее виде, как книжная графика, ее особенностях и средствах выразительности, о сложности труда художника-иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией. Подвести детей к пониманию того, что книга это произведение искусства, в создании которого принимают участие писатель, художник, редактор, печатники. В нее вложен труд многих людей, поэтому относиться к ней следует бережно и аккуратно. Вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы, желание их рассматривать, радоваться творческим удачам художников; развивать художественное видение, зрительную память детей.

3. «Художники-иллюстраторы».

Цель. Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций знакомых художников (Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачёва, И.Я. Билибина, Е.И. Чарушина, В.Г Сутеева);

2. «Сказочные избушки»

Цель. Продолжать развивать у детей интерес к творчеству Ю. А. Васнецова, видение особенностей его творческой манеры в изображении домов: сказочность, декоративность, необычность. Формировать творческое воображение детей, их изобразительные умения в рисовании зданий.

3. «Чарушенские зверята»

Цель. Знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина на примере рассказа “Медведь". Продолжать учить рисовать животных в движении, передавать в рисунке пушистую шерстку котенка, создавать его выразительный образ, используя приемы рисования сухой кистью или “веником”. Совершенствовать навыки работы с гуашью. Воспитывать бережное отношение к животным.

3. «Чарушенские зверята»(2)

Цель. Знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина на примере рассказа “Еж”. Продолжать учить рисовать животных в движении, передавать в рисунке, с помощью нетрадиционной техники (использование вилки) колючесть ежа, создавать выразительный образ леса, используя приемы рисования мятой бумагой. Совершенствовать навыки работы с гуашью. Воспитывать бережное отношение к животным.

4. «Угадай, кто что делает?»

Цель. Подвести детей к пониманию того, как художник изображает движение, позу, жест животного и что они означают. Формировать художественное восприятие, умение в речи, рисовании, пластикой движений передавать воспринятые графические образы животных.

На НОД дети с большим желанием выполняли предложенные им задания. Внимательно слушали, отвечали на вопросы, играли в игры, составляли описательные рассказы. У них появился устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации, эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживания герою, ассоциация его чувств с собственными. Дети научились самостоятельно высказывать свои суждения о художественных достоинствах иллюстраций.

Ребята называют фамилии художников- иллюстраторов, объясняют назначение иллюстраций в книгах. С желанием, интересом занимаются рисование по литературным произведениям. Ребята дают оценку своим рисункам и рисункам товарищей

Заключение

Изобразительное искусство является одним из важнейших средств в воспитании подрастающего поколения. Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые создаются специально для детей. Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать. Детская книга представляет собой комплекс искусств – слова, техники печати и изображения (иллюстрации).

Графика – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Изобразительное искусство не только изображает окружающую действительность, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к изображаемым событиям и предметам.

Книжная графика – один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста.

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.


  1. Конспект открытого занятия: «Книжная графика. Рисование совы».
  2. Памятки для родителей.
  3. Набор карточек для дидактических игр и упражнений.
  4. Библиотека

Памятки для родителей.

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170414_006.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_029.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_033.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_008.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_004.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_005.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_007.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_009.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_010.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_015.jpg

E:\казанцева Графика 2017\20170317_094537.jpg

E:\казанцева Графика 2017\20170317_094203.jpg

E:\казанцева Графика 2017\20170317_094806.jpg

E:\казанцева Графика 2017\20170317_100602.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170414_011.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170324_009.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170324_004.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170414_008.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170324_005.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170414_007.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_027.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_040.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_031.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_026.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_025.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_024.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_039.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_023.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_021.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_019.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_018.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_016.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_014.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_013.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_011.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_002.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_003.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170407_005.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170407_001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему: "Развитие познавательных и творческих способностей детей через художественный труд"

Предоставление своего педагогического опыта, о проделанной работе с дошкольниками  по теме : "Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников черезх художественный труд"....

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ -ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ»

В данной презентации описывается   обобщение педагогическиого опыта. Формировался опыт на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад№86", в рамках раб...

Обобщение передового педагогического опыта на тему"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности "

Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, счастливыми.А для этого необходимо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах поведения , научить адекватно.осознанно действовать в той и...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"

Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...

Обобщение педагогического опыта по теме: Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОУ в рамках реализации проекта «Бережливый детский сад»

  Нижегородская область стала первым регионом России, где бережливые технологии внедрили сразу в нескольких сферах. Система образования Нижегородской области является полноправным участник...

Обобщение педагогического опыта по теме «Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста»

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его  уровни. Стр...

Обобщение педагогического опыта на тему" Знакомство детей младшего возраста с культурой и традициями русского народа"

Обобщение педагогического опыта на тему:«Знакомство детей младшего возраста с культурой и традициями русского народа»     Выполнила: Баранова Н.А-...