Конспект семинара-практикума по формированию самостоятельности у детей "Я уже не малыш"
план-конспект занятия

Кузнецова Ольга Валерьевна

Конспект семинара-практикума по формированию самостоятельности у детей "Я уже не малыш"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект семинара-практикума по формированию самостоятельности у детей «Я уже не малыш».

Цели. Ознакомление  родителей с теоретическими аспектами и практическим методам и технологиям по воспитанию психически и физически здорового ребенка.

Задачи:

•  Познакомить родителей с теоретическими аспектами вопроса по воспитанию самостоятельности у детей как личностного качества.

•Улучшения понимания между членами семьи и ребенком и налаживания психолого-эмоционального контакта.

•Способствовать установлению взаимодействия между детским садом и семьей по данному вопросу.

Оборудование к занятию: клубок ниток, листы бумаги, резиновые шарики, цветные карандаши, маркеры, сказка о воспитании самостоятельности, заготовки для упражнения «Продолжи фразу»

1. Приветствие

Цель.  эмоциональный и физический разогрев.

Содержание. Психолог приветствует всех родителей, передавая одному из них клубок ниток. Задача участника передать клубок следующему родителю ид назвать 2 главных человеческих качества, которые, он хотел бы видеть в своем ребенке в будущем. Образовавшуюся «паутину» кладут на пол и обсуждают высказанные мысли .

2. Упражнение «Продолжи предложение…»

Цель:  определить насколько самостоятельны  по мнению участников их дети.

Содержание. Психолог предлагает каждому участнику продолжить предложение…  «Мой ребенок самостоятельно может…»

Обсуждение данного  упражнения.

3. Мини – лекция « Что такое самостоятельность?»

Цель. Дать теоретические знания по данному вопросу.

Большинство родителей считают самостоятельность наиболее важным качеством личности, которое необходимо воспитывать у детей старшего дошкольного возраста.

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

• умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Этапы становления

Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1—2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Наши рекомендации

Если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.

Ранний возраст

1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

Дошкольный возраст

1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

4. Упражнение «Японская бабочка».

Цель. Снятие мышечных зажимов, концентрация  внимания , умение взаимодействовать.

Содержание. Поставьте столы и стулья в сторону. Выберите участника, который будет играть роль «тори». «Тори» - это по-японски «птица». Все остальные – «бабочки». Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори. Время от времени одна из Бабочек останавливается перед Тори и слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока. Как только Бабочка поймана, она тоже становится в круг, закрывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только одна бабочка.

5. Задание «Правило вашей семьи по воспитанию самостоятельности»

Цель. Определить эффективность методов воспитания в той или иной семье по данному вопросу.

 Содержание. Психолог предлагает каждому участнику написать правило по воспитанию самостоятельности.

6. Упражнение « Моя мечта»

Цель. Определить, то действие которое должен делать ребенок в данной семье, но пока он этого не выполняет ( что является важным для участника – его мечтой, например – уборка игрушек, поливание цветов, вынос мусорного ведра и т. д.)

Содержание. Каждому участнику раздаются листы бумаги, где он зарисовывает действие, затем все листы складываются в круг и по команде ведущего разбираются. Задача участников разгадать, о чем мечтает родитель, и помочь с советом, как осуществить его «мечту».

7. Упражнение «Броуновское движение»

Цель. Развитие распределения внимания между участниками занятия.  Предотвращение и разрешение межличностных конфликтов.

 Содержание.  Все участники встают в  круг. Ведущий вкатывает шарики. Всем сообщается, что мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

8. Рефлексия.

Участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Формирование глагольной лексики через дидактические игры"

Формирование глагольной лексики через дидактические игры. Данный теоретический материал и практические игры для формирования словаря дошкольников помогут  воспитателям коррекционных групп в работ...

Семинар - практикум для родителей "Формирование навыка звукового анализа"

Памятка для родителей, в которой описан алгоритм звукового анализа слов, порядок подбора анализируемых слов, этапы формирования навыка звукового анализа и синтеза, дидактические игры....

Семинар – практикум на тему «Формирование коммуникативных качеств у дошкольников»

Правильная  речь -  это   главное  условие  успешного  обучения  детей  в  школе  и  их  дальнейшего  благополучия. В  данно...

Конспект семинара-практикума с родителями детей раннего возраста на тему «Развитие мелкой моторики – залог развития речи и мышления малыша»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом раз...