Использование ИКТ для познавательного развития детей дошкольного возраста через формирование представлений об окружающем мире
статья (старшая группа)

Селиверстова Татьяна Николаевна

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ может быть более успешным и эффективным, если будет использован компьютер в качестве дидактического средства по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селиверстова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 138» городского округа город Воронеж

Использование ИКТ для познавательного развития детей дошкольного возраста через формирование представлений об окружающем мире

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ может быть более успешным и эффективным, если будет использован компьютер в качестве дидактического средства по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников [2, с. 40].

Дети в 3-4 года проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, начинают проявлять интерес к явлениям природы: умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру природы. Ребенок в этом возрасте не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Дети на 5-м году жизни активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?». Развивающее мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Необходимо научить детей рассматривать предметы, выделяя особенности их строения; пользоваться всеми простейшими способами сенсорного анализа для адекватного их использования в разных видах деятельности (игра, труд, изобразительная деятельность и пр.). Для воспитания бережного отношения к предметному миру нужно помочь ребенку освоить соответствующий словарь, научиться точно и ясно формулировать в речи свои суждения, предположения. В этом возрасте ярко проявляют интерес к игре, предпочитают разные виды игр.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить информацию служит компьютер, где ребенок сможет увидеть реальную картину мира. Получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

В 6-7 лет ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Его чувства приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у ребенка чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувство огорчения.    Ребенок уже начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро - зло, справедливо - несправедливо, хорошо - плохо).

 Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов [1, с. 22]. Форма и место использования презентации зависит от содержания и цели, которую ставит педагог.

Слайды можно применять:

- как способ создания проблемной ситуации;

- при составлении творческих описательных рассказов по слайду;

- при задавании вопросов развивающего характера;

- при организации нестандартной образовательной деятельности: игры-викторины, интеллектуальные игры.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- побуждение ребенка к диалогу;

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- позволяет увидеть жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракет, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

Работа с детьми по использованию ИКТ в познавательном развитии детей дошкольного возраста, через формирование представлений об окружающем мире базируется на следующих принципах:

  1. принцип наглядности;

С представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить разные действия, вычленить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть их в деталях. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать экологические и другие явления действительности.

  1. принцип фасциации (принцип привлекательности);

Благодаря презентациям дети, которые обычно не отличались высокой активностью в непосредственно образовательной и совместной деятельности, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

  1. принцип систематичности и последовательности;

Предполагает, как с организацией познавательного материала, так и с системой действий обучаемого по его усвоению: восприятием с экрана, разъяснением воспитателя, самостоятельной работой.

  1. принцип психологической комфортности;

Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса, создание в группе атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  1. принцип целостности.

Предполагает формирование у детей обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе).

При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием ИКТ в познавательном развитии детей дошкольного возраста через формирование представлений об окружающем мире, существуют несколько методических и технологических особенностей, требующих, следующего разрешения [8, с. 100].

1 этап – погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки – через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей.

2 этап – основной.

Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.

3 этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Для реализации технологии к педагогам предъявляются следующие требования:

  • Владеть основами работы на компьютере.
  • Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
  • Владеть основами работы в Интернете.
  • Санитарно-гигиенические требования к организации непосредственно образовательной и совместной деятельности с применением новых информационных технологий в дошкольном детстве.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание помещения до и после организации непосредственно образовательной деятельности, влажная уборка до и после. Совместная деятельность с использованием ИКТ с детьми второй младшей и средней группах проводится два раза в месяц, с детьми старшей и подготовительной к школе группы один раз в неделю. Один слайд привлекает внимание не более 1-2 минуты.

Таким образом, у детей меняется отношение к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой дети могут наиболее ясно и точно представить предметы и явлениях природы, а также понять, что в живой природе все связано между собой. Благодаря презентациям дети активнее высказывают свое мнение, рассуждают. Современный грамотный педагог просто обязан идти в ногу со временем: знать и умело применять в работе ИКТ, которые обогатят и разнообразят образовательный процесс, сделают его познавательным, интересным и занимательным для детей. 

Список использованных источников литературы

1. Вренева М.А. Мультимидейные технологии. Дошкольное воспитание / М.А. Вренева. – 2010. – №12. – С. 325.

2. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М. Горвиц. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 312 с.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании, учебное пособие для высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: «Академия», 2010. – 192 с.

4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» / Т.В. Калинина. – М.: Сфера, 2016. – 127 с.

5. Колин К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу / К.К. Колин // Открытое образование. – 2016. – №4. – С. 40-44.

6. Коменский Я.А. Великая дидактика. В   2-х  т. Т.1. Избранные педагогические   сочинения / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. – 476 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМООБРАЗОВАНИЕ. Тема «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр».

Актуальность опытаСоциально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни ...

"Детское экспериментирование – средство познавательного развития дошкольников старшего возраста при формировании представлений об окружающем мире"

В данной статье говорится о том, что экспериментирование предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?", позволяет почувствовать себя учёным, и...

План по самообразованию старшего воспитателя на 2018-2019 уч.г. "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование методических приёмов, сочетающих практическую и игровую деятельность"

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководст...

ЖУРНАЛ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ТЕМА: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование дидактических игр с применением ИКТ»

quot;Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование  дидактических игр с применением ИКТ»...