ЖУРНАЛ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ТЕМА: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование дидактических игр с применением ИКТ»
методическая разработка (старшая группа)

Подузова Ольга Николаевна

"Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование  дидактических игр с применением ИКТ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад

комбинированного вида № 3 «Радуга»

города Асино Томской области


ЖУРНАЛ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

на 2018-2019 учебный год

Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование  дидактических игр с применением ИКТ»

Воспитатель: Подузова Ольга Николаевна

Г Асино

2018г

Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование  дидактических игр с применением ИКТ».

Начало работы над темой: Сентябрь 2018г.

Окончание: Май 2019г

Актуальность темы:

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, которая служит основным способом познания мира. Дидактические игры, воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируют их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки (дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать). Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

 В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Опыт педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через электронные дидактические игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Электронные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

Интеллектуальное развитие;

Развитие внимания;

Развитие восприятия и памяти;

Развитие речи.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря электронно — дидактическим играм, которые эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать.

Цель: развитие познавательной активности и внимания у дошкольников в процессе дидактической игры.

Задачи: 

1. Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной активности.

2. Создание картотеки дидактических игр.

3. Развитие познавательных навыков детей при помощи дидактических игр и электронных игр.

4. Уточнять и закреплять знания и практические умения при использовании дидактических и электронных игр.

Предполагаемый результат:

1. Умеют применять полученные знания и навыки в практике.

2. Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

3. Развивается способность к воображению;

4. В настольно-печатных и электронных играх могут выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.

.

1.Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду - М.:Просвещение, 1982.

3. И. А Лыкова «Дидактические игры и занятия»-М. ;-2010

4. Удальцова Е. И., «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников», Минск, 1976 г.

5. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971.

6. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.

7. Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М.: 1961.

8. Годовикова Д. Формирование познавательной активности. // Дошкольное воспитание. - 1986.-№ 1.

9. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М.:Просвещение,1990.

Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.

Интернет-ресурсы:

http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm

http:// festival .1 september. ru / articles /520782/ Теоретические знания педаго

И. И. Комарова, А. В. Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном обра 

Этапы работы:

№ этапа

Название

Содержание

Сроки

1.

Теоретический

 1. Изучение методической литературы по данной проблеме

2. Поиск материалов в Интернете.

В течение года

2.

Практическое решение проблемы

1.Составление перспективного плана работы с детьми

Сентябрь-2018г.

2. Подборка материалов и конспектов по данной теме.

Сентябрь-2018г.

3. Насыщение копилки мультимедийных презентаций и игр по окружающему миру

Октябрь-2018г.

4.Папка передвижка «Права ребенка»

Ноябрь-2018

5. Презентация. «Как отметить Новый год в семье»

Декабрь-2018г.

6.Подборка и использование стихов, загадок для картотеки .

В течение учебного года

7.Консультация для родителей «Развитие любознательности детей, через дидактическую игру»

Февраль-2019г.

8.Помощь родителей в подготовке дидактических игр по окружающему миру.

В течение учебного года

9.Семинар – практикум для детей и родителей «»

Март-2019г.

10.Создание альбома.

Апрель-2019г.

3.

Оценочный этап

1. Анализ по теме самообразования.

2. Отчет по теме самообразования.

Май-2019г.

 

 Перспективный план работы с детьми

Тема цикла занятий

Образовательная

область

Задачи

Сроки проведения

1.

Веселое путешествие по Асино.

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Сформировать знания детей о городе в котором они живут, рассказать о нем. (показать видеофильм)

Сентябрь

2018г.

2.

Осень.

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально коммуникативное развитие»

Закрепить знания о временах года. Систематизировать знания об осени на основе интерактивной

игры «Когда это бывает?»

Сентябрь

2018г.

3.

Грибы на лесной поляне.

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально коммуникативное развитие»

«Художественно эстетическое развитие»

Дать представление о лесных растениях (съедобные, несъедобные), ягодах.

Учить отгадывать загадки про лесные деревья и кустарники.

Д/и «На лесной полянке»

Октябрь

2018г.

4.

Какая бывает одежда.

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально коммуникативное развитие

Закрепить знания об обобщающем понятии «одежда». Познакомить с классификацией одежды через интерактивную игру «Одень по сезону друга»

Октябрь

2018г.

5.

Пернатые обитатели осеннего парка

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально коммуникативное развитие

Сформировать понятие о перелетных и зимующих птицах.

Д/И «Перелетные птицы»

Ноябрь

2018г

6.

Службы специального назначения

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Дать представление о людях героических профессий. Презентация о героях

Ноябрь

2018г

7.

Я ребенок имею право

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Познакомить детей с Декларацией прав человека (право на жилище, свободу, защиту от унижения, жестокости)

Воспитывать сочувствие, желание помочь другим людям

Видеоролик.

Декабрь

2018г.

8.

Идет волшебница -зима

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально коммуникативное развитие

Уточнить и обобщить знания о зиме, выучить стихотворения к празднику. Д/И «Укрась елку»

Декабрь

2018г.

9.

Путешествие в зимний лес

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально коммуникативное развитие»

«Художественно эстетическое развитие»

Закрепить знания о сезонных изменениях в природе и жизни лесных обитателей. Развивать интерес к миру природы. Интерактивная игра «Узнай след»

Развивать умение рисовать зимний лес.

Январь

2019г.

10.

В гостях у кота Матроскина

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально коммуникативное развитие

Познакомит с бытом людей русской деревни, дать представление об устройстве русской избы, деревенскоко двора. Игра «Чей домик?»

Январь

2019г.

11.

Царица- водица

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально коммуникативное развитие

Уточнить и расширять знания детей о свойствах воды, роли в жизни человека и живых организмах.

Воспитывать бережное отношение к природному ресурсу. Эксперимент

«Превращение снега в воду»

Февраль

2019г.

12.

Сыны отечества

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально коммуникативное развитие

Закреплять знания о Российской армии, воспитывать любовь и уважение к воинам Российской армии, желание в будущем стать защитниками Отечества. И/.И. «Определи солдату войско»

Февраль

2019г.

13.

Такие разные дома

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально- коммуникативное развитие»

«Художественно эстетическое развитие»

Дать представление о том, какие разные бывают дома: жилые и административные

И\И «Из чего построен дом?», «Жилое -нежилое»

Рисование «Мой дом»

Март

2019г.

14.

Профессия озеленитель

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально- коммуникативное развитие»

«Художественно эстетическое развитие»

Сформировать понятие детей о профессии озеленитель. Конструировать из конструктора клумб разной формы.

Д\И «Посади цветок»

Март

2019г.

15.

История космоса

Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально- коммуникативное развитие»

«Художественно эстетическое развитие»

Расширять представления детей о космосе и космических полетах.

Презентация о первых космонавтах.

Апрель

2019г

16.

Сказочное путешествие в мир обуви

Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально- коммуникативное развитие

Познакомить с историей возникновения обуви. Учить выделять признаки: цвет, форму, материал.

И\И: «Купи обувь по сезону»

Апрель

2019г

17.

Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально- коммуникативное развитие

Воспитывать любовь к русскому народу. Рассказать детям о русских умельцах.

Презентация «Чудо мастера»

Май

2019г.

18.

Итоговое мероприятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

ПЛАН по самообразованию на тему: «Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

vАктуальность:Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю ,  как увлеченно дети исследуют мир,   они  — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку ч...

КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ НА ТЕМУ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. РЕКОМЕНДАЦИИ»

Нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку...

Мастер-класс для педагогов. Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком».

Интересный материал для педагогов  по проведению игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием электрического фонарика....

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ»

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

Самообразование на тему: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...