ЖУРНАЛ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ТЕМА: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование дидактических игр с применением ИКТ»
методическая разработка (старшая группа)
"Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование дидактических игр с применением ИКТ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад
комбинированного вида № 3 «Радуга»
города Асино Томской области
ЖУРНАЛ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА
на 2018-2019 учебный год
Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование дидактических игр с применением ИКТ»
Воспитатель: Подузова Ольга Николаевна
Г Асино
2018г
Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование дидактических игр с применением ИКТ».
Начало работы над темой: Сентябрь 2018г.
Окончание: Май 2019г
Актуальность темы:
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, которая служит основным способом познания мира. Дидактические игры, воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируют их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки (дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать). Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Опыт педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через электронные дидактические игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Электронные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
Интеллектуальное развитие;
Развитие внимания;
Развитие восприятия и памяти;
Развитие речи.
В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря электронно — дидактическим играм, которые эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать.
Цель: развитие познавательной активности и внимания у дошкольников в процессе дидактической игры.
Задачи:
1. Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной активности.
2. Создание картотеки дидактических игр.
3. Развитие познавательных навыков детей при помощи дидактических игр и электронных игр.
4. Уточнять и закреплять знания и практические умения при использовании дидактических и электронных игр.
Предполагаемый результат:
1. Умеют применять полученные знания и навыки в практике.
2. Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
3. Развивается способность к воображению;
4. В настольно-печатных и электронных играх могут выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
.
1.Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду - М.:Просвещение, 1982.
3. И. А Лыкова «Дидактические игры и занятия»-М. ;-2010
4. Удальцова Е. И., «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников», Минск, 1976 г.
5. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971.
6. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.
7. Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М.: 1961.
8. Годовикова Д. Формирование познавательной активности. // Дошкольное воспитание. - 1986.-№ 1.
9. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М.:Просвещение,1990.
Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.
Интернет-ресурсы:
http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm
http:// festival .1 september. ru / articles /520782/ Теоретические знания педаго
И. И. Комарова, А. В. Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном обра
Этапы работы:
№ этапа | Название | Содержание | Сроки |
1. | Теоретический | 1. Изучение методической литературы по данной проблеме 2. Поиск материалов в Интернете. | В течение года |
2. | Практическое решение проблемы | 1.Составление перспективного плана работы с детьми | Сентябрь-2018г. |
2. Подборка материалов и конспектов по данной теме. | Сентябрь-2018г. | ||
3. Насыщение копилки мультимедийных презентаций и игр по окружающему миру | Октябрь-2018г. | ||
4.Папка передвижка «Права ребенка» | Ноябрь-2018 | ||
5. Презентация. «Как отметить Новый год в семье» | Декабрь-2018г. | ||
6.Подборка и использование стихов, загадок для картотеки . | В течение учебного года | ||
7.Консультация для родителей «Развитие любознательности детей, через дидактическую игру» | Февраль-2019г. | ||
8.Помощь родителей в подготовке дидактических игр по окружающему миру. | В течение учебного года | ||
9.Семинар – практикум для детей и родителей «» | Март-2019г. | ||
10.Создание альбома. | Апрель-2019г. | ||
3. | Оценочный этап | 1. Анализ по теме самообразования. 2. Отчет по теме самообразования. | Май-2019г. |
Перспективный план работы с детьми
№ | Тема цикла занятий | Образовательная область | Задачи | Сроки проведения |
1. | Веселое путешествие по Асино. | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | Сформировать знания детей о городе в котором они живут, рассказать о нем. (показать видеофильм) | Сентябрь 2018г. |
2. | Осень. | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально коммуникативное развитие» | Закрепить знания о временах года. Систематизировать знания об осени на основе интерактивной игры «Когда это бывает?» | Сентябрь 2018г. |
3. | Грибы на лесной поляне. | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально коммуникативное развитие» «Художественно эстетическое развитие» | Дать представление о лесных растениях (съедобные, несъедобные), ягодах. Учить отгадывать загадки про лесные деревья и кустарники. Д/и «На лесной полянке» | Октябрь 2018г. |
4. | Какая бывает одежда. | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально коммуникативное развитие | Закрепить знания об обобщающем понятии «одежда». Познакомить с классификацией одежды через интерактивную игру «Одень по сезону друга» | Октябрь 2018г. |
5. | Пернатые обитатели осеннего парка | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально коммуникативное развитие | Сформировать понятие о перелетных и зимующих птицах. Д/И «Перелетные птицы» | Ноябрь 2018г |
6. | Службы специального назначения | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | Дать представление о людях героических профессий. Презентация о героях | Ноябрь 2018г |
7. | Я ребенок имею право | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | Познакомить детей с Декларацией прав человека (право на жилище, свободу, защиту от унижения, жестокости) Воспитывать сочувствие, желание помочь другим людям Видеоролик. | Декабрь 2018г. |
8. | Идет волшебница -зима | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально коммуникативное развитие | Уточнить и обобщить знания о зиме, выучить стихотворения к празднику. Д/И «Укрась елку» | Декабрь 2018г. |
9. | Путешествие в зимний лес | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально коммуникативное развитие» «Художественно эстетическое развитие» | Закрепить знания о сезонных изменениях в природе и жизни лесных обитателей. Развивать интерес к миру природы. Интерактивная игра «Узнай след» Развивать умение рисовать зимний лес. | Январь 2019г. |
10. | В гостях у кота Матроскина | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально коммуникативное развитие | Познакомит с бытом людей русской деревни, дать представление об устройстве русской избы, деревенскоко двора. Игра «Чей домик?» | Январь 2019г. |
11. | Царица- водица | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально коммуникативное развитие | Уточнить и расширять знания детей о свойствах воды, роли в жизни человека и живых организмах. Воспитывать бережное отношение к природному ресурсу. Эксперимент «Превращение снега в воду» | Февраль 2019г. |
12. | Сыны отечества | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально коммуникативное развитие | Закреплять знания о Российской армии, воспитывать любовь и уважение к воинам Российской армии, желание в будущем стать защитниками Отечества. И/.И. «Определи солдату войско» | Февраль 2019г. |
13. | Такие разные дома | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие» «Художественно эстетическое развитие» | Дать представление о том, какие разные бывают дома: жилые и административные И\И «Из чего построен дом?», «Жилое -нежилое» Рисование «Мой дом» | Март 2019г. |
14. | Профессия озеленитель | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие» «Художественно эстетическое развитие» | Сформировать понятие детей о профессии озеленитель. Конструировать из конструктора клумб разной формы. Д\И «Посади цветок» | Март 2019г. |
15. | История космоса | Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие» «Художественно эстетическое развитие» | Расширять представления детей о космосе и космических полетах. Презентация о первых космонавтах. | Апрель 2019г |
16. | Сказочное путешествие в мир обуви | Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие | Познакомить с историей возникновения обуви. Учить выделять признаки: цвет, форму, материал. И\И: «Купи обувь по сезону» | Апрель 2019г |
17. | Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально- коммуникативное развитие | Воспитывать любовь к русскому народу. Рассказать детям о русских умельцах. Презентация «Чудо мастера» | Май 2019г. | |
18. | Итоговое мероприятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста»
Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....
ПЛАН по самообразованию на тему: «Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»
vАктуальность:Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю , как увлеченно дети исследуют мир, они — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку ч...
КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ НА ТЕМУ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. РЕКОМЕНДАЦИИ»
Нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку...
Мастер-класс для педагогов. Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком».
Интересный материал для педагогов по проведению игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием электрического фонарика....
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ»
Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...
Самообразование на тему: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»
Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...