Статья на тему: Роль творческой игры в развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
статья

Герасимов Екатерина Анатольевна

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Роль творческой игры в развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Ещё Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста – игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» [1]                                                      

Такое же большое значение игре в жизни дошкольника придавал и А.С. Макаренко: «Надо не только дать ребёнку время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» [2]                                       

В трудах отечественных и зарубежных учёных (Выготский Л.С., Усова А.П., Эльконин Д.Б., Монтессори М., Кофка К. и др) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребёнка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Наряду с предметной деятельностью игра используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В играх детей отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию воображения, инициативы, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор, развивается восприятие, мышление, внимание, речь.    Высокое развивающее воздействие, которое оказывает творческая игра на все психические процессы ребёнка-дошкольника, послужило основанием для её изучения в специальной педагогике. В логопедии имеются упоминания о несформированности творческих игр у дошкольников с общим недоразвитием речи и отмечается необходимость обучения их этому виду игровой деятельности (Миронова С.А., Усачёва Л.Н., Косова Г.В.). Этот вопрос и в наше время остается актуальным. Наблюдения за творческими играми детей с ОВЗ старшего (5 летнего) и подготовительного (6 летнего) к школе возраста проведенные мною в ДОУ, свидетельствуют о том, что процесс формирования игровой деятельности этих детей в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками отличается. Наиболее существенные отличия игры детей с ОВЗ связаны с однообразием игровых задач и трудностями их самостоятельной постановки, нередко недостаточным разнообразием игровых замыслов, необходимостью помощи взрослых при организации коллективной игры. Во время игр дети взаимодействуют со сверстниками, но оно носит кратковременный характер. Трудности речевого плана отмечаются в процессе самостоятельной ролевой беседы детей. В педагогической литературе по дошкольному воспитанию различают разные виды творческих игр: строительные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые. Игры со строительным материалом содействуют развитию у детей пространственных представлений, понятий о форме, размере, качестве материала и сооружаемых построек; развивают усидчивость, целенаправленность действий, сосредоточенность. Дети 5-го года жизни учатся делать несложные постройки как самостоятельно, так и под руководством педагога. С помощью педагога дети строят дом для кукол, гараж, мост, пользуясь образцом или своим опытом. К 6 годам дети воспроизводят знакомые предметы, машины, здания. Им уже доступны сложные постройки: детский сад, пароход, паровоз, подъемный кран. Постройки дети сооружают по наглядному образцу, по памяти, по схемам. В строительных играх дети используют кубики, конструктор лего крупного и мелкого размера, коробки.  Строительные игры может использовать как воспитатель, так и логопед в свободной деятельности детей и на  занятиях. Я использую строительные игры на логопедических занятиях в коррекционных целях: для того чтобы создать спокойную обстановку, внести разнообразие в занятие. Оречевление этих игр позволяет постепенно усложнять виды речи ребёнка: от сопряженно-отраженной, вопросно-ответной и до последовательного рассказывания выполняемых действий. Детям очень нравится, когда на фронтальных и подгрупповых занятиях я провожу  игры – драматизации. В них дети воспроизводят содержание любимых сказок, поведение знакомых персонажей, изображают действующих лиц произведения, ведут диалоги.  Игра приобретает более яркую эмоциональную окраску, когда мы используем маски, соответствующие декорации или кукол из детского театра. Такие игры развивают творческие способности, способствуют развитию выразительности речи и движений. Материалом для игр-драматизаций могут служить русские народные сказки, короткие диалоги, стихи – диалоги. Игры – драматизации я использую лишь тогда, когда ребёнок приобрёл определённые навыки правильной  речи: хорошо отвечает на вопросы, может запомнить порядок слов в предложении и повторить его.    Особое место среди творческих игр занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети обобщают свой опыт и впечатления и, опираясь на них, учатся пользоваться правильной речью. Игровая деятельность детей с ОВЗ не достигает высокого уровня развитой сюжетно-ролевой игры. Нужно специальное организованное поэтапное обучение, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья достигли соответствующего возрастной норме уровня развития сюжетно-ролевой игры. Любая сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки, в которой важно заинтересовать ребёнка игрой, определить задачи и последовательность игры, выбрать и подготовить условия для игры, дать ребенку образец выполнения роли, которую ему предстоит обыграть. Лишь после такой предварительной подготовки проводится сюжетно-ролевая игра. Дети 5-го года жизни обычно играют в семью, в различные поездки и путешествия (на машине, автобусе, поезде), играют в куклы, изображают хозяев и животных. На 6 году жизни дети в своих играх, стремятся подражать взрослым (воспроизводят, что делает мама, папа, воспитатель), героям мультфильмов и компьютерных игр, распределяют роли. В сюжетно-ролевых играх детей отражается полнота их представлений о жизни, проявляется их наклонность к определенным занятиям, определяется отношение к окружающему и окружающим. Отражая в игре моменты своей деятельности, ребёнок тренирует свою правильную речь и поведение в ситуациях, очень близких и необходимых ему. На логопедических занятиях сюжетно-ролевые игры я провожу лишь тогда, когда дети могут свободно отвечать на вопросы, задавать их, делать простые пересказы. Вначале я играю ведущую роль в игре: организую игру, задаю вопросы. По мере закрепления навыков свободной речи у детей, роли в играх меняются. На последних этапах логопедических занятий дети сами организуют игру, выступают в роли ведущих, оценивают ее результаты, а я направляю и контролирую проведение игры. Значение творческих игр для детей с ограниченными возможностями     здоровья                                                                                                     

1)происходит тренировка и закрепление правильных навыков речи и поведения у детей;                                                                                                         

2) игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из занятий в обычные условия;                                                                      

3) в играх ребенок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе. Таким образом, можно сказать что, творческие игры в жизни дошкольников с ОВЗ служат не только для формирования правильной речи и развития психических процессов, но и для развития личностных качеств, приобретённые навыки являются помощниками в адаптации ребёнка в социальной среде.                   

 

 

 Список литературы:

1. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: Т.6. [Текст] / Н.К. Крупская - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – С. 344                                                             

2. Макаренко А.С. Сочинения: Т. 5. [Текст] / А.С. Макаренко -  М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – С.272                                                                                

3. Селиверстов В.И. Заикание у детей [Текст] / В.И. Селиверстов - М.: Просвещение, 1972. – С. 105-109                                                                              

4. Усачева Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра) [Текст] / Автореферат канд. пед. наук. -  М.: 1983. – С. 24    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ручного труда в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья,примеры некоторых видов ручного труда,...

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Организация деятельности воспитателя по развитию речи ребенка в детском саду....

Дидактическая игра как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся уч...

Статья: "Использование приемов сенсорной интеграции в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восп...

Дидактическая игра как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

   Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитыва...

Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (на примере ребенка с задержкой психического развития 4-х лет)

Коррекционно-развивающая деятельность. Описание содержания одного из разделов индивидуальной программы по образовательным направлениям. Содержание может рассматриваться и как планируемый результат...