Статья: "Современные технологии работы с родителями (з.п.) дошкольников с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения и воспитания".
статья по логопедии

Шваб Яна Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shvaab_ya.v._statya.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Шваб Яна Владимировна

Учитель-логопед

МКДОУ №6 «Сказка»

Современные технологии работы с родителями (законными представителями) дошкольников c  ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения и воспитания.

   Работа с родителями должна начинаться сразу с момента поступления  воспитанников в дошкольное образовательное учреждение. Педагоги должны быть ориентированы на успешное развитие, обучение и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья; понимать важность работы с родителями, как самого главного звена в социализации ребенка. Родитель является неотъемлемой частью образовательного процесса. Тесное взаимодействие родителей с педагогами ДОУ определяет образовательный путь ребенка с особыми образовательными потребностями. Именно по этой причине очень важно организовать продуктивный диалог с родителями (законными представителями), привлечь их к плодотворному сотрудничеству, к совместному обсуждению условий образования ребенка. Вот  наиважнейшая задача педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

 Успешность развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья будет возможна при выполнении следующих условий:

- родители (законные представители) принимают активное участие в образовательном процесе своих детей;

- родители (законные представители) действуют при поддержке специалистов и воспитателей ДОУ;

- все участники образовательного процесса имеют четкое представление о причинах особого поведения ребенка;

- представленные  выше условия должны обязательно соблюдаться всеми участниками образовательного процесса;

Стимулирование и поддержание у родителей интереса к самообразованию, повышение уровня психолого-педагогической компетентности.

 Родителям важно получить поддержку педагогов. Кому то необходимо признание того, что они действительно много делают для ребенка, для других – важно то, чтоб окружающие понимали их трудности. Ощущение, что твой ребенок  небезразличен, что  педагог замечает все его малейшие успехи, всегда поддерживаает и направляет, стремится позаботиться о нем,  важный фактор в формировании  контакта «педагог – родитель». Надежда, что ребенок будет иметь результат, дает родителям силы и уверенность не останавливаться, идти вперед, развивать своего ребенка. И тогда, родители прислушаются, будут следовать рекомендациям и советам педагогов ДОУ.

Факторы, влияющие на сложные взаимоотношения между педагогами ДОУ и родителями (законными представителями):

- если педагог будет оценивать действия и поступки родителей;

- укажет на проблемы других воспитанников;

- будет указывать на проблемы воспитанника из-за лечения;

- игнорировать права и опыт родителей в том или ином воросе;

- откажет в работе с сложным ребенком.

Доверие и активное взаимодействие педагогов и родителей будет возможно в результате:

- информационно просветительской работы – родительские собрания, консультативная деятельность, индивидуальные беседы, вебинары, работа семейного клуба;  

- вовлечение родителей в образовательный процесс – мероприятия, направленные на анализ запросов семьи, коллективные творческие дела, анкетирование;

- четкого представления педагогов ДОУ об образовательных запросах родителей (законных представителей) – диагностирование, беседы, наблюдения, изучение представленных данных о ребенке.

В настоящее время, современный мир переживает коренную смену подходов к системе образования, что обусловлено изменению направленности  общества на развитие и формирование личностных качеств человека в целом.  Изменение подходов к обучению и воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья  направлено на формирование  социально активной личности, обладающей навыками социальноадаптивного поведения. 

Главной целью образования, в том числе и детей с ограниченными  возможностями здоровья,  является формирование  способности воспитанников при обучении и воспитании самостоятельно ставить цели, самостоятельно выбирать пути их решения, оценивать свои  достижения. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию у воспитанников системы универсальных учебных действий (УУД), которые мотивируют дошкольников к обучению.   Неотъемлемой частью при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является индивидуальный подход, данный принцип позволяет максимально учитывать личностные особенности воспитанников.

В процессе обучения следует использовать именно те методы и приемы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность дошкольников.  При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагог должен проявлять особый подход. Видеть и акцентировать внимание на положительных качествах воспитанников, способствовать развитию веры в успех. Педагог должен максимально развивать каждого воспитанника, одновременно сохраняя его неповторимость и раскрывая его потенциальные способности.

Список литературы:

  1. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Никитин В. А. Начала социальной педагогики: учебное пособие. – М.: Флинта:  Московский психолого-социальный институт, 1998.
  3. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Е.А. Савина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение правилам поведения, воспитание дисциплины и формирование культуры деятельности дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»

Стремление к деятельности  - одна из характерных психофизиологических особенностей дошкольника, и задача взрослых, опираясь на эту особенность, направить его природную активность в нужное р...

Трудовое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через работу с тканью

В статье представлен опыт работы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста элементарным умениям и навыкам работы с тканью и простейшими инструментами, необходимыми ...

Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...

Статья "Современные подходы к работе с родителями в вопросах физического воспитания дошкольников".

Данная  статья направлена на взаимодействие с семьёй по физическому воспитанию и развитию дошкольников....

Опыт работы по теме «Ранняя профориентация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья старшего возраста»

Опыт работы по теме «Ранняя профориентация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья старшего возраста»...

Статья на тему: "Эффективность применения элементов сенсорно-интегративной технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"

Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприят...

Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (на примере ребенка с задержкой психического развития 4-х лет)

Коррекционно-развивающая деятельность. Описание содержания одного из разделов индивидуальной программы по образовательным направлениям. Содержание может рассматриваться и как планируемый результат...