Конспект ООД по познавательному развитию «Волшебная соль»
план-конспект занятия (старшая группа)

Тема«Волшебная соль»

Образовательная областьпознание

Тип ООД: занятие по сообщению новых знаний (опытно-экспериментальная деятельность)

Вид ООД: тематическое

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи:

Образовательная:

познакомить с солью и ее свойствами,

- закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

- учить рисовать при помощи соли, используя нетрадиционную форму.

Развивающая :

развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

развивать наблюдательностьпознавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования

развивать наглядно-образное мышление, творчество, путем проведения опытов.

Воспитательная:

- воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

- воспитывать интерес к занятию

- воспитывать умения согласовать действия между собой.

Методы и приемы: Вопросы к детям, творческая работа, художественное слово, видов деятельности.

Словарная работа: безвкусная, соленая, сыпучая, рассыпчатая, морская, мелкая, крупная

Материалы и оборудование: тарелочки с солью, куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, вода, салфетки, шприцы, готовый фон для рисования дерева, клей, кисти, краска 2 цветов. (Синяя, желтая)

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

Индивидуальная работа:

Планируемые результаты: Знакомство с солью ее свойствами, знакомство с нетрадиционной формой рисования.

Форма проведения: экспериментально-исследовательская деятельность

Ход ООД:

Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.

Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты. А кто работает в лабораториях? (ученые).

Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадывает загадка про соль :

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

Правильно это соль. А какую соль вы знаете(морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.

Опыт №1 «Определение свойств соли»

Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах?

Понюхайте её. Есть ли у нее запах? (без запаха).

Какая она на вкус? (соленая).

Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали).

Значит соль, какая? (сыпучая, рассыпчатая).

У нас столе лежать шприцы с водой. Возьмите шприцы и капните на соль водой. Что произошло? (соль впитала воду).

А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).

А сейчас каждый из вас возьмет стаканчик с водой и ложку соли. Насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью(растворилась).

Изменился ли цвет воды? (нет).

А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёный). Молодцы.

Вывод: А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).

Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).

Опыт №2 «Растапливание льда»

Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем.

Подходим к следующему столу. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, возьмем два кубика льда. Один из них посыплем солью, а второй оставим для сравнения. Соль разъедает лед, проделывая канавки и ходы в ледяном кубике. Как и ожидалось, кубик льда, посыпанный солью, растаял гораздо быстрее. Именно поэтому дворники зимой посыпают дорожки солью.

Вывод: Так соль растапливает лед.

Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.

Физминутка

Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.

Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.

А теперь мы все потопаем, потопаем,

И ещё разок потопаем, потопаем.

Стройными, здоровыми все хотим мы стать.

Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять.

Вот мы немножко отдохнули, но опыты на этом не закончились, давайте продолжим.

Подходим к третьему столу

А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду.

Опыт № 3 «Тонет – не тонет?».

Цель: Продемонстрировать, что солёная вода плотнее пресной воды.

МатериалСоль, два прозрачных стакана, два яйца, ложка, вода.

Ход: - в стакан с водой опустить яйцо с помощью ложки;

Вывод: Яйцо тонет.

- другой стакан с водой добавить 4 ложки соли, размешать до полного растворения;

-опустить яйцо в этот стакан.

Вывод: Яйцо не тонет, а плавает. Почему?

В пресной воде яйцо тонет, т. к. оно плотнее, чем вода. В солёной воде яйцо плавает, т. к. солёная вода за счет содержания соли плотнее, чем яйцо.

Вывод: Плотность соленой воды больше, чем плотность пресной.

Опыт №4 «Рисование солью»

Ребята, а скажите мне какое сейчас время года? Зима

Правильно зима. Все деревья окутались в снега и стали снежными.

Хотите нарисовать снежное дерево при помощи соли?

Тогда садитесь за столы, у каждого из вас есть готовый фон, на котором изображено дерево, но оно еще не укрылось снегом, как все деревья на улице, давайте им поможем. Возьмите клей и кисти, закрасьте клеем всю часть дерева. (Показываю и закрашиваю вместе с детьми)

Затем возьмите соль и посыпьте дерево, так что бы оно все было закрыто. (Показываю и засыпаю вместе с детьми)

Посмотрите, какая красота у нас получилась. Настоящее снежное дерево

Ребята к нам пришёл в гости журналист (2- ой воспитатель с микрофоном переодет в журналиста)

Задаёт вопросы, детям используя микрофон. Понравилось ли вам занятие? Про что вы сегодня говорили на занятии? Что нового узнали про соль? Какие опыты с солью вы проводили? Что именно вам запомнилось на занятии? Рассказы детей.

Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус.

Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.

На этом наше занятие по экспериментированию соли подошло к концу. Спасибо вам ребята! Давайте попрощаемся с нашими гостями, подойдем и прикоснемся своими ладонями к их ладоням.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема«Волшебная соль»

Образовательная областьпознание

Тип ООД: занятие по сообщению новых знаний (опытно-экспериментальная деятельность)

Вид ООД: тематическое

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи:

Образовательная:

познакомить с солью и ее свойствами,

- закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

- учить рисовать при помощи соли, используя нетрадиционную форму.

Развивающая :

развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

развивать наблюдательностьпознавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования

развивать наглядно-образное мышление, творчество, путем проведения опытов.

Воспитательная:

- воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

- воспитывать интерес к занятию

- воспитывать умения согласовать действия между собой.

Методы и приемы: Вопросы к детям, творческая работа, художественное слово, видов деятельности.

Словарная работа: безвкусная, соленая, сыпучая, рассыпчатая, морская, мелкая, крупная

Материалы и оборудование: тарелочки с солью, куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, вода, салфетки, шприцы, готовый фон для рисования дерева, клей, кисти, краска 2 цветов. (Синяя, желтая)

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

Индивидуальная работа:

Планируемые результаты: Знакомство с солью ее свойствами, знакомство с нетрадиционной формой рисования.

Форма проведения: экспериментально-исследовательская деятельность

Ход занятия:

Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.

Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты. А кто работает в лабораториях? (ученые).

Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадывает загадка про соль :

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

Правильно это соль. А какую соль вы знаете(морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.

Опыт №1 «Определение свойств соли»

Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах?

Понюхайте её. Есть ли у нее запах? (без запаха).

Какая она на вкус? (соленая).

Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали).

Значит соль, какая? (сыпучая, рассыпчатая).

У нас столе лежать шприцы с водой. Возьмите шприцы и капните на соль водой. Что произошло? (соль впитала воду).

А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).

А сейчас каждый из вас возьмет стаканчик с водой и ложку соли. Насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью(растворилась).

Изменился ли цвет воды? (нет).

А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёный). Молодцы.

Вывод: А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).

Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).

Опыт №2 «Растапливание льда»

Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем.

Подходим к следующему столу. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, возьмем два кубика льда. Один из них посыплем солью, а второй оставим для сравнения. Соль разъедает лед, проделывая канавки и ходы в ледяном кубике. Как и ожидалось, кубик льда, посыпанный солью, растаял гораздо быстрее. Именно поэтому дворники зимой посыпают дорожки солью.

Вывод: Так соль растапливает лед.

Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.

Физминутка

Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.

Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.

А теперь мы все потопаем, потопаем,

И ещё разок потопаем, потопаем.

Стройными, здоровыми все хотим мы стать.

Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять.

Вот мы немножко отдохнули, но опыты на этом не закончились, давайте продолжим.

Подходим к третьему столу

А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду.

Опыт № 3 «Тонет – не тонет?».

Цель: Продемонстрировать, что солёная вода плотнее пресной воды.

МатериалСоль, два прозрачных стакана, два яйца, ложка, вода.

Ход: - в стакан с водой опустить яйцо с помощью ложки;

Вывод: Яйцо тонет.

- другой стакан с водой добавить 4 ложки соли, размешать до полного растворения;

-опустить яйцо в этот стакан.

Вывод: Яйцо не тонет, а плавает. Почему?

В пресной воде яйцо тонет, т. к. оно плотнее, чем вода. В солёной воде яйцо плавает, т. к. солёная вода за счет содержания соли плотнее, чем яйцо.

Вывод: Плотность соленой воды больше, чем плотность пресной.

Опыт №4 «Рисование солью»

Ребята, а скажите мне какое сейчас время года? Зима

Правильно зима. Все деревья окутались в снега и стали снежными.

Хотите нарисовать снежное дерево при помощи соли?

Тогда садитесь за столы, у каждого из вас есть готовый фон, на котором изображено дерево, но оно еще не укрылось снегом, как все деревья на улице, давайте им поможем. Возьмите клей и кисти, закрасьте клеем всю часть дерева. (Показываю и закрашиваю вместе с детьми)

Затем возьмите соль и посыпьте дерево, так что бы оно все было закрыто. (Показываю и засыпаю вместе с детьми)

Посмотрите, какая красота у нас получилась. Настоящее снежное дерево

Ребята к нам пришёл в гости журналист (2- ой воспитатель с микрофоном переодет в журналиста)

Задаёт вопросы, детям используя микрофон. Понравилось ли вам занятие? Про что вы сегодня говорили на занятии? Что нового узнали про соль? Какие опыты с солью вы проводили? Что именно вам запомнилось на занятии? Рассказы детей.

Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус.

Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.

На этом наше занятие по экспериментированию соли подошло к концу. Спасибо вам ребята! Давайте попрощаемся с нашими гостями, подойдем и прикоснемся своими ладонями к их ладоням.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по познавательному развитию "Волшебная сила воды".

Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека...

конспект НОД по познавательному развитию "Волшебный цветок"

НОД по познавательному развитию с применением здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, терапия Су-Джок)...

Конспект занятия по познавательному развитию "Волшебная зима"

Использование технологии проблемного обучения на занятии по познавательному развитию для детей старшей группы...

Конспект НОД по познавательному развитию "Волшебная птица"

Программные задачи  Программное  содержание: Расширять  представление детей о природе. Закреплять представление детей о красоте, пользе птиц.   Развивать логическое и образное...

Конспект НОД по познавательному развитию "Волшебная страна Снеговиков"

Формирование элементарных математических предсталений с использованем мультимедийной презентации для детей первой младшей группы....

Конспект образовательной деятельности "Познавательное развитие "Государыня соль"

Конспект образовательной деятельности "Государыня соль"...

Конспект НОД по познавательному развитию "Удивительная соль"

опытно-экспериментальная деятельность...