«Использование квест – технологии в образовательной деятельности в ДОУ»
статья (подготовительная группа)
«Только та игра целесообразна, в которой ребенок
активно действует, самостоятельно мыслит,
строит, комбинирует, преодолевает трудности»
Макаренко А. С
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kvest_tehnologii.docx | 415.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование квест – технологии в образовательной деятельности в ДОУ»
«Только та игра целесообразна, в которой ребенок
активно действует, самостоятельно мыслит,
строит, комбинирует, преодолевает трудности»
Макаренко А. С
Познавательное развитие немыслимо без активности ребенка, поддерживать которую одна из задач современного педагога. Необходимо подбирать такие формы, средства и приемы работы, которые позволят ребенку быть лично вовлеченными в деятельность, помогут в становлении таких качеств, как воображение, любознательность, развитие речи, формирование мышления и памяти. Наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, для ребенка дошкольного возраста является игра. Именно поэтому мы обратили свое внимание на использование в работе по познавательному развитию дошкольников такой формы игры как квест.
В переводе с английского (Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений» - это вид сюжета литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
В образовательном процессе квест - Это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, предполагающая активность каждого участника.
Цель квест игр - создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала воспитанников,
- стимулировать познавательный интерес;
- Развивать творческие способности (изобретательность, быстрота реакции, аккуратность) и психических (воля, целеустремленность, самоконтроль) качеств. Способствовать сплочению детей в коллективе,
- Развивать способность проявлять себя в коллективе, умение действовать по заданной инструкции
В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:
- Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск, расширение кругозора, эрудиции.
- Развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности.
- Воспитательная - воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
- Доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для ребёнка, так как квест может применяться в работе с детьми, начиная уже с младшей группы.
- Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
- Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
- Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
- Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
- Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Существует три формы проведения квестов: линейная, штурмовая, кольцевая: Линейные-игра построена по цепочке– разгадав одно задание, участники получают следующее. И так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.
Штурмовые (не линейные)- игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками. Но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.
Кольцевые– представляет собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ ИГРЫ:
- Разработать сценарий.
- Создать антураж для каждой зоны проведения действий.
- Подготовить музыкальное сопровождение.
- Разработать презентацию для вступительной части.
- Оформить наглядные материалы («карты»).
- Продумать методику и организацию проведения игровых заданий.
- Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.
Цель игры – получить максимальное количество заданий, отыскать в них подсказки, пройти все препятствия, найти развязку и заслужить приз. Лучше предварительно продумать сценарий, подготовить реквизит, вовлечь всех в сюжетно-ролевую игру. В каждом квесте должна быть цель. Причем рассказать о ней нужно в начале игры, иначе у ребят не сложится мотивация для достижения цели. Можно намекнуть, что у победителей есть возможность получить ценный подарок. Приз в игре – условие обязательное! А все задания участники должны выполнять строго по правилам (их тоже надо озвучить перед началом игры) и в определенной последовательности. Все задания надо записать на отдельных листочках и спрятать в определенных тайниках, так называемых «станциях». Обязательно нужно объяснить, как искать и выполнять задания на конкретном примере, совсем простом.
Задание для квестов – это и есть та самая образовательная часть игры, в которую можно включать интеллектуальные и творческие задания и превращать каждый квест в уникальный продукт. Задачи могут быть какие угодно: решение ребусов, загадок, кроссвордов, головоломок; тематическое прохождение препятствий
Квесты могут проводиться как на улице, так и в помещении. Обычно задания в квесте объединены интересным сюжетом, а участники становятся персонажами, которым предстоит выполнить определённую миссию. Чтобы пройти квест, детям предлагается найти контрольные ориентиры или пункты, в которых будут находиться задания, загадки или головоломки, позволяющие найти следующий пункт или собрать ключи к решению исходной задачи.
Пройдя квест, ребёнок в ненавязчивой форме поймёт: его знания и навыки очень важны и помогут ему в сложных ситуациях. Формируется и необходимая психологическая установка, что находить выход всегда можно и нужно.
Кроме того, квесты дарят яркие эмоции.
Итак, выделим основные задания для квестов, которые усложняются в соответствии с возрастом и уровнем подготовки детей:
«волшебное письмо» – буквы, картинки или слова проявляются штрихованием листка (заранее нанесён воск). Второй вариант – слово или буква пишется молоком и проявляется при нагревании (проводит взрослый ведущий);
ребус: отгадывают слово-подсказку;
пазлы – картинка по теме квеста разрезается на несколько частей;
картинки с отличиями (5–10 отличий);
загадка – место, где спрятана карточка со следующим заданием;
лабиринт;
кроссворд – если дети не умеют читать, проводит и помогает ведущий;
эстафета;
викторина – тематика в соответствии со сценарием и темой самого квеста: животные, растения, времена года, географическая, предметы быта;
срезаем конверты – на натянутой леске или верёвке висят конверты с подсказками, его надо найти и срезать.
В ходе работы над проектом «Знатоки природы», с детьми проводился квест «В гости к матушке Природе», путешествуя по станциям, дети выполняли задания «Соедини по точкам», «Четвёртый лишний», «Мир природы и рукотворный мир», «Рассели обитателей планеты» где дети закрепляли, расширяли знания и представления о животном и растительном мире.
Также проводилась квест – игра «Космическое путешествие», где дети получали первоначальные представления о космосе
В ходе квеста «В поисках сокровищ» уделялось внимание не только познавательному развитию детей, но и развитию физических качеств.
КВЕСТ «Осторожно вирус» - Деятельность в рамках направления по сохранению и укреплению детского здоровья всегда была необходимой, а в современном мире с момента появления коронавируса, ее актуальность возросла в разы. Для того, чтобы предупредить детей о опасности COVID-19, не напугав до стресса, правильно объяснить, как распространяются микробы, и почему важна хорошая гигиена рук и лица была реализована акция «Коронавирус - стоп!». Итоговым событием стал квест «Коровавирус». Совместно с коровками дошкольники проходили ряд испытаний, собирая в ловушку (специально подготовленные конвертики) «злостных на нарушителей здоровья» - вирусов. Ребята искали подсказки, расшифровывали секретное послание, наводили порядок в чемоданчике доктора. После того, как все вирусы были найдены, дети решили их уничтожить.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что квест-игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Итак, квесты развивают:
- внимание;
- умение анализировать информацию;
- стремление к достижению цели;
- ловкость и смекалку;
- взаимодействие в команде
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация " Использование квест-технологии в образовательной деятельности"
По этой презентиции делали квест - игру по ППД в подготовительной группе. Дети и родители были в восторге....
«Использование квест – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Чем разнообразн...
Конспект дефектологического (логопедического) занятия с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках тематического контроля «Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации ФГОС»
Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Индивидуальное занятие в подготовительной к школе группе. Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах и словах с применением ...
Квест- технологии в образовательной деятельности ДОУ
Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность&r...
Использование квест - технологии в образовательной деятельности
Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребёнок выступает «суб...
Использование квест - технологии в образовательной деятельности
Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребёнок выступает «суб...
Использование квест-технологии в образовательном процессе.
Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской д...