Конспект экологического занятия
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по экологическому развитию дошкольников, самоанализ проведенной ООД в средней группе.
“Мы защитники природы”
Цель: формирование у детей основы экологической культуры.
Задачи:
1. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.
2. Обобщать знания детей о диких и домашних животных, их среде обитания, о птицах, о деревьях;
3. Развивать мыслительные операции, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: картинки листьев березы и рябины, дикие и домашние животные, картинки птиц, лист бумаги А4, цветные карандаши
Ход занятия.
Воспитатель:
Солнце на небе проснулось
нам ребятам улыбнулось,
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
- Ребята, на улице уже холодно и морозно, а в наших сердцах поселилось тепло и добро, давайте этим теплом поделимся, передадим через ладошки друг другу (дети передают друг другу тепло по ладошкам).
Ну что, появилось хорошее настроение?
(Ответ детей)
Так пусть же это хорошее настроение останется на протяжении всего занятия. А давайте и нашим гостям подарим хорошее настроение, подуем на ладошки.
Раздается звонок. На экране появляется Елочка (видеозапись).
— Привет, ребята. Я Елочка – подружка эколят, защитников природы Умницы, Тихони и Шалуна. Эколята каждый день помогают животным, заботятся о птицах, оберегают растения, но лес слишком большой и им нужна помощь. Вы готовы помочь?. Тогда я приглашаю вас в ряды эколят-помощников, но чтобы стать эколятами вы должны пройти испытания. Вы готовы?. Тогда отправляйтесь в путь.
Воспитатель:
- Предлагаю поторопиться и отправиться в дорогу. Становитесь так, чтоб друг другу не мешать. (Дети шагают)
- Вьётся узкая тропинка –
На испытания она зовёт!
Будет трудною дорога –
Впереди препятствий много.
Слушай, слушай – не зевай!
И команды выполняй!
Поскакали!
(дети прыгают на двух ногах на месте)
По песочку!
(трут ладошкой о ладошку)
По камушкам!
(кулачками стучат друг о друга)
Вот мы и пришли!
- Ребята, посмотрите какая красивая картина, только художник не успел ее закончить. А может быть это наше первое испытание? Давайте закончим картину!
- Назовите листья деревьев, которые вам понадобились?
Смотря на экран надо назвать листочек от какого дерева
Воспитатель:
- Молодцы, вы справились, ну что пойдем дальше.
-Вот ещё одна полянка.
-Ребята, послушайте, что за звуки слышны (звуки птиц)
- Посмотрите, вот и птицы. Подумайте и скажите, остается ли эта птичка с нами зимовать? (чем зимой птиц кормят люди и у нас будет птичья столовая на участке).
-Молодцы, справились и с этим заданием.
Пальчиковая игра «Птичка»
Я пройдусь по лесам
(изобразить деревья обеими руками)
Много птичек там.
(изобразить птицу: перекрестить ладони, держа их тыльной стороной наружу. Зацепить большие пальцы друг за друга, как крючки)
Все порхают,
(помахать руками, как крыльями)
Поют,
(изобразить двумя руками открывающиеся клювы)
Гнезда теплые вьют.
(сложить ладони в виде чаши)
- Немножко отдохнули, пора отправляться к следующему испытанию.
Воспитатель:
- Молодцы, вы справились, ну что пойдем дальше.
— Посмотрите, здесь полянки. Что-то на них произошло?
Почему все животные перепутались? Наверно, это новое задание для нас…
- Перечислите кто здесь стоит.
- Возьмите животное и поселите его в то место, где оно проживает. (Картина с лесом и с домом, животные игрушки)
(Дети выполняют задание).
- Почему вы поставили этих животных рядом с фермой?
- Как их можно назвать одним словом? (Домашние)
- Почему вы этих животных поставили в лесу?
- Как можно назвать этих животных одним словом? (Дикие)
- Посмотрите, ребята, правильно мы выполнили задание? Ничего не перепутали? (ответы детей).
- Молодцы ребята вы очень хорошо знаете животных. Кто кормит животных – лесник или фермер
А сейчас давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».
Однажды осенним теплым днем лесной тропой
Звери шли на водопой
За мамой - лосихой топал. лосенок
За мамой – лисицей крался. лисенок
За мамой – ежихой катился. ежонок
За мамой – медведицей шел. медвежонок
За мамой – белкой скакали. бельчата,
За мамой – зайчихой – косые. зайчата
Волчица вела за собою. волчат
Все малыши напиться хотят.
-Ребята, посмотрите, кто-то нам оставил нам корзинку и записку. Слушайте внимательно.
Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.
Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.
Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,
Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.
- Возьмем мы эту корзинку, пригодится она нам, когда мы в лес пойдем?
— Ребята, посмотрите на эти картинки и объясните, пожалуйста, как надо правильно вести себя в лесу.
Воспитатель: - Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями, и я рада принять вас в ряды «Защитников природы». (достаёт медали с надписью «Защитник природы»)
-Большое спасибо Елочка, но нам пора отправляться назад в детский сад, но завтра мы обязательно вернемся, чтобы помочь тебе и Эколятам.
Ребята давайте поможем художнику дорисовать картину, какие листья мы использовали?
Для этого нам понадобятся: лист бумаги А4, цветные карандаши
Сначала рисуем ствол листика и затем сам листик и раскрашиваем его цветными карандашами.
Также обобщили знания о птицах, диких и домашних животных. Вспомнили правила поведения в лесу. Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
Рефлексия
Все задачи перед нами были выполнены.
На этом наше занятие окончено, До свидания!
Самоанализ.
Цель: использование наблюдений как метода формирования осознанно правильного отношения детей к природе.
Задачи.
Образовательные: Закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы.
Развивающие: Расширять кругозор детей и познавательный интерес.
Воспитывающие: Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, культуру поведения в лесу.
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.
Предварительная работа: Рассмотрение презентации ,,Животных и птиц”.
Оборудование: Иллюстрации с изображением зимы, картинки зайца, волка, медведя, лисы, белки, алгоритмы жилища животных, картинки зимующих птиц, алгоритмы с изображением корма.
Для проведения ООД:
- был составлен конспект образовательной деятельности, подготовлены атрибуты, оформлен зал в соответствии с темой ООД и правилами ТБ;
- подготовлен и рационально размещён демонстрационный материал (на флипчарте)
Для активизации деятельности детей в ходе ООД использовались разнообразные методы и приёмы:
- Словесные: вопросы к детям, объяснение, пояснение.
- Наглядные: иллюстрации с животными и птицами
- Игровые: сюрпризный момент – путешествие по лесу.
Практические: игра: «От какого дерева листок »
Здоровьесберегающие технологии: физминутка.
ООД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы в интересной и занимательной форме.
ООД была спланирована и проведена в игровой форме - на базе уже имеющихся у детей знаний и дополнительной работы, в ходе решения игровых обучающих ситуаций дети имели возможность показать запас накопленных знаний. Весь ход продуман, все части взаимосвязаны и объединены между собой одним общим сюжетом.
ООД состояла из трёх частей (вводной, содержательной и рефлексивной).
В первой части ООД был использован сюрпризный момент –путешествие по лесу, направленные на создание настроя на активную работу, развитие коммуникативных качеств и установление дружеских взаимоотношений.
Основная часть ООД представляла собой специально организованную и самостоятельную игровую деятельность детей, где создавались проблемные ситуации, направленные на решение поставленных задач.
В заключительной части ООД также использовала игровую проблемную ситуацию – чтобы проверить усвоение материала и подтвердить успешную реализацию образовательной и воспитательной задачи. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.
Во время ООД всегда была в позиции «вместе» с детьми, на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Подведение итогов ООД организовала в виде рефлексии, используя метод анализа успешности выполненных задач и метод самооценки детьми своих достижений.
На протяжении ООД все дети принимали активное участие и легко переключались с одного вида деятельности на другой. Разумное распределение нагрузки и плавное сочетание частей помогло поддерживать стойкий интерес в течение всей деятельности и обеспечило высокий уровень работоспособности детей. Это помогло создать ситуацию успешности для каждого ребенка.
Считаю, что выбранная форма организации ООД детей была достаточно эффективной, динамичной. Соблюдались нормы педагогической этики и такта. Поставленные задачи ООД были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экологического занятия "Золотое, наливное"
Продолжать расширять знания детей о фрукте - яблоко, его полезных свойствах, различных сортах, использование в кулинарии. Познакомить с историей распространения яблока по Земному шару. Развивать позна...
Конспект экологического занятия на основе интегрированного подхода
Конспект экологического занятия На основе интегрированного подхода Тема: «Овощи» Средняя группа (от 4 до 5 лет)...
Конспект экологического занятия (подготовительная группа)
Конспект экологического занятия в подготовительной группе«Лимон» Задачи: 1. Дать детям понятие о витаминах, иммунитете. 2. Воспитывать у детей здоровый образ жизни. 3. Зак...
Конспект экологического занятия по теме"Наблюдение за рыбкой".
Конспект экологического занятия по теме"Наблюдение за рыбкой"....
«Овощи». Конспект экологического занятия
1. Формировать у детей умение называть овощи и различать их по внешнему виду и вкусу....
Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»
Знакомство детей с экологической тропой детского сада...
Конспект экологического занятия в старшей группе "Экологическая лестница"
Конспетк являетсячастью пректа по экологическому воспитанию, содержит познавательную информацию о экологической пирамиде леса, о пользе растений и животных, их взаимозависимости. Учит замечать изменен...