Кружок Би-боты программа
рабочая программа (подготовительная группа)
- Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы:
Рабочая программа кружка «Умная пчелка» реализуется в рамках познавательного и технического направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей навыков программирования.
Дополнительная общеобразовательная программа «Умная пчелка» (Лого-робот пчелка Bee-Bot) (далее Программа) имеет техническую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2021.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма МАДОУ «Сказка»
ПРИНЯТА педагогическим советом МАДОУ «Сказка» протокол № 1 от 30 августа 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Сказка» ______________О.В. Ермолина приказ № от « 01 » сентября 2021 г. |
«Пчелки Би-Боты»
дополнительная общеобразовательная программа
направленность: техническая
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Иликбаева Н.Е.
г. Когалым, 2021 год
Содержание
- Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы:
Рабочая программа кружка «Умная пчелка» реализуется в рамках познавательного и технического направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей навыков программирования.
Дополнительная общеобразовательная программа «Умная пчелка» (Лого-робот пчелка Bee-Bot) (далее Программа) имеет техническую направленность.
Нормативно-правовые основания разработки Программы
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726 «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» («Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Сказка»;
- Локальными и распорядительными актами ДОО.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Компьютерные информационные технологии все увереннее проникают в различные сферы жизнедеятельности человека. Воспитание и образование детей сегодня невозможно представить без использования технических и компьютерных средств.
В настоящее время компьютер - это дидактическое средство с весьма широкими возможностями, а также средство повышения эффективности образовательного процесса.
Компьютер предстает не предметом изучения, и не средством обучения информатике, а универсальным средством применения информационных технологий для обучения и воспитания детей.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности относятся к средствам обучения и воспитания (Статья 2. П. 26).
Цель информатизации образования — повышение качества образования в соответствии с требованиями современного общества. Подобные изменения влекут за собой реорганизацию не только учебно-методической изменения, но и управления образовательными организациями, повышение требований, как к педагогическим работникам, так и к руководителю, который должен выступить как главный проектировщик учебного процесса и координатор.
Рабочая программа направлена на знакомство с многообразием окружающего мира, на формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения, а индуктивные и дедуктивные умозаключения позволяют развивать не только познавательную, но и речевую активность детей. Важно уже в дошкольном возрасте обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности (В.В. Давыдов), учить ребенка сравнивать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Создавая программы для робота «Bee-Bot», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация дошкольника.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. В дальнейшем, учиться ему станет легче и интереснее, а значит, и процесс обучения, будет приносить радость и удовлетворение.
Цели и задачи программы.
Цель - формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности с использованием высокотехнологических игрушек.
Задачи: Старший дошкольный возраст. Образовательная область «Познавательное развитие» через использование мини – роботов «Bee-bot»:
- Продолжать обогащать, расширять и уточнять представления детей о мире предметов.
- Учить считать до 20.
- Учить устанавливать размерные отношения между несколькими фигурами на плоскости. Дать представление о четырёхугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника.
- Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, на ограниченной территории (игровое поле), понимать смысл пространственных отношений.
- Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигать программируемых роботов «Bee-bot» в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх - вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе и роботам «Bee-bot», учить ориентироваться на ограниченной территории (игровое поле).
- Знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.
- Развивать умение составлять алгоритмы разной сложности.
- Развивать социально - коммуникативные навыки общения детей.
Адресат Программы. Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет.
Принципы построения рабочей программы
При разработке Программы на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные способности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский)
Программа построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребёнку и направлена на возможность развития всесторонних способностей ребёнка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флёрина, Н. П.Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская ).
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, В. А. Запорожец, Д. Б. Эльконин).
Реализация программы построена на следующих принципах:
- принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач технического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо знакомого к малознакомому и неизвестному»;
- принцип цикличности: построение или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
- принцип оптимизации и гуманизации образовательного процесса;
- принцип развивающего характера техническо – математического образования;
- принцип природосообразности: постановка или корректировка задач техническо – математического развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение и/ или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
- принцип комплексно – тематического планирования; - принцип сотворчества педагога и детей;
- принцип наглядности.
Социально-психологические условия реализации Программы обеспечивают:
-учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
-вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; выявление и поддержка одаренных детей;
-формирование коммуникативных навыков в среде сверстников.
Методическое обеспечение.
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
-мультимедийные презентации для занятий;
-архив аудио, видео и фотоматериалов;
-методические разработки занятий.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности воспитанников:
исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по схемам, таблицам и т.п.);
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, пояснение и т.д.).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся
на занятиях:
проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
словесный - рассказ, объяснение, беседа, пояснение (для формирования сознания);
стимулирования (выставки, смотры, поощрения).
Методические рекомендации
для педагогов дошкольных учреждений, применяющих в педагогической деятельности мини-робота «Лого-робот пчелка Bee-Bot».
-Прежде чем дать игрушку ребенку, взрослый осваивает ее сам.
-Место организации игры является важной составляющей ее эффективности. До начала игры педагог готовит игровую площадку. Она должна быть достаточной площади и иметь гладкую, без трещин и бугорков, поверхность.
-Если у малыша не получилось с первого раза точно выполнить задание, дайте ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помогите ему спланировать маршрут.
-Существует важное обстоятельство, игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.
Основные формы:
При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и подгрупповые формы деятельности, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как уверенность, чувство ответственности, принятие решений, позитивность, управление временем, мотивация, гибкость, умение решать проблемы, критическое мышление, устойчивость к неудачам, позитивная эмоциональная установка, удовлетворенность работой.
Особенности организации образовательного процесса:
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает групповые формы работы с детьми. Состав групп 14 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа составлена для старших дошкольников и рассчитана на 1 учебный год. Она охватывает: подготовительную группу – детей от 6 до 7 лет.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 1 академический час - 30 минут.
Объем и срок освоения программы:
Срок освоения программы – 9 месяцев
На полное освоение программы требуется 36 часов
Форма обучения: очная.
Форма организации детей на занятии: подгрупповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и подгрупповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Учебно – тематический план организованной образовательной деятельности.
1 занятие - 30 мин.
№ п.п. | Темы занятий | Количество занятий | Время |
1 | «Знакомство с новыми друзьями» | 4 | 120 мин |
2 | «Новые домики пчёлок» | 4 | 120 мин |
3 | «Осенние приключения пчёлок | 4 | 120 мин |
4 | «Научим пчёлок считать до 10 | 4 | 120 мин |
5 | «Сказки для пчёлок» | 4 | 120 мин |
6 | «Пчёлки заблудились» | 4 | 120 мин |
7 | «Весёлое путешествие пчёлок» | 4 | 120 мин |
8 | «Пчёлки в космосе» | 4 | 120 мин |
9 | «Танцуем вместе с пчёлками | 4 | 120 мин |
Всего | 36 занятий | 18 ч. |
Содержание Программы (с 6 до 7 лет)
Обучение идёт от простой техники выполнения задания к более сложной. Занятия построены в соответствии с возрастом детей, со временем года. Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение дети знакомятся с объектами, явлениями, при помощи которых будут решаться предполагаемые проблемные ситуации. На последующих занятиях умения и навыки действий с объектами и явлениями формируются и закрепляются. Методика этих занятий такова, что детей побуждают выполнять действия с объектами, выбирать алгоритмы, при этом развивать и совершенствовать математические способности. От занятия к занятию происходит переход от наблюдения за действиями взрослого, программирующего игрушки к коллективному программированию, а затем к самостоятельному программированию. Последние занятия направлены на самостоятельное составление алгоритмов и программирование.
Октябрь «Знакомство с новыми друзьями»
Познакомить с новой игрушкой, предложить обследовать её. Познакомить детей с функцией движения пчёлки, с понятием «робот». Учить следить за процессом программирования.
Ноябрь «Новые домики пчёлок»
Развивать познавательную активность детей, восприятие цвета, формы, величины. Формирование навыков любви ко всему живому. Активизировать в речи детей понятия, связанные с программированием. Учить следить за процессом программирования. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигать программируемых роботов «Bee-bot» в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх - вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе и роботам «Bee-bot».
Декабрь «Зимние приключения пчелок»
Развивать познавательную активность детей, восприятие цвета, формы, величины. Формирование навыков любви ко всему живому. Закрепить пространственные понятия «вперед, назад, вправо, влево». Знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
Январь «Научим пчелок считать до 20»
Учить запоминать и выполнять программу, заданную пчёлке педагогом. Закреплять навык счета до 20. Активизировать в речи детей понятия, связанные с программированием. Продолжать знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
Февраль «Сказки для пчелок»
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигать программируемых роботов «Bee-bot» в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх - вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе и роботам «Bee-bot». Учить выполнять программы самостоятельно. Развивать логику и воображение при составлении сказок.
Март «Соревнования пчёлок»
«Пчелки заблудились»
Учить запоминать и выполнять программу, заданную пчёлке педагогом. Развивать логику и воображение во время прохождения пути пчелок. Учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Продолжать учить ориентироваться в левом и правом местоположении на себе. Учить запоминать и выполнять программу, заданную пчёлке педагогом. Придумывать истории и составлять программы самим.
Апрель «Пчелки в космосе»
Придумывать истории про путешествие пчел в космос и составлять программы самим. Развивать логику и воображение. Учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.
Май «Танцуем вместе с пчёлками»
Учить самостоятельно составлять алгоритмы и программу движения объекта. Закреплять ориентировку в пространстве, используя слова «шаг вперёд, шаг назад, шаг влево, шаг вправо.
Развитие понимания причинно – следственных связей и отношений.
Освоение способов познания: обработка алгоритма действий, поиск ответов на вопросы, ознакомление с основами программирования.
Развитие социально -личностной сферы ребёнка (коммуникативность, самостоятельность).
Планируемые результаты и диагностика.
В программе «Умная пчелка» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений, навыков.
С этой целью используется адаптированная диагностическая методика.
Диагностика.
I. Количество и счёт.
- Счёт в пределах 20.
На столе воспитателя выложены десять кругов разного цвета. Воспитатель подзывает к себе ребенка. Задает вопрос: «Посчитай, сколько здесь кругов»? Если ребенок ошибется или затрудняется, воспитатель помогает ему. (один, два, три и т. д.)
Воспитатель задает ребенку вопрос: «Посчитай теперь круги по порядку». Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему. (первый, второй, третий и т. д.)
- Количественный и порядковый счет: умение отвечать на вопросы.
После того как ребенок посчитал круги воспитатель задает вопрос: «Сколько всего кругов?»
Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель просит его еще раз пересчитать круги и вновь задает ему вопрос.
Воспитатель задает вопрос: «Который по счету красный круг?» (синий, зеленый) и т. д.
Если ребенок ошибается, воспитатель просит его еще раз посчитать круги по порядку.
- Умение отсчитывать количество.
- на единицу больше.
Воспитатель показывает ребенку карточку с предметами (например, на карточке пять зайцев).
Воспитатель задает вопрос ребенку: «Посчитай сколько зайцев у меня на карточке?»
После ответа ребенка воспитатель дает ему задание: «Отсчитай морковок на одну больше чем зайчиков»
Ребенок отсчитывает раздаточный материал приготовленный воспитателем (в подносе лежит семь морковок)
- на единицу меньше.
Воспитатель дает следующее задание ребенку: «А теперь отсчитай морковок на одну меньше, чем зайчиков».Если ребенок ошибается, воспитатель ему помогает.
II. Величина.
У воспитателя на столе пять бочек разных по толщине и пять полосок разных по ширине. Воспитатель просит ребенка сравнить путем наложения толщину бочек. Воспитатель задает задание: «Наложи на самую толстую бочку-бочку потоньше. Затем еще тоньше и т. д. до самой тонкой бочки. Наложение по ширине выполняется также как по толщине). Воспитатель оказывает ребенку помощь, чтобы полоски и бочки не съезжали друг с друга, т. е придерживает слегка.
сравнение предметов по длине путем прикладывания.
У воспитателя на столе пять карандашей разной длины. Воспитатель дает задание ребенку: «Разложи карандаши сверху вниз от самого длинного до самого короткого. Если ребенок затрудняется, воспитатель кладет самый длинный карандаш сверху и просит ребенка найти карандаши короче и приложить его к самому длинному, а затем еще короче и т. д. сравнение предметов по высоте путем раскладывания по порядку.
У воспитателя на столе пять елочек разных по высоте Воспитатель дает ребенку задание: «Разложи елочки слева направо от самой высокой до самой низкой». Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает найти самую высокую елочку и кладет её слева, а затем просит ребенка найти ёлочку пониже, затем ещё ниже и так до самой низкой.
III. Форма знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)
У воспитателя на столе или фланелеграфе разложены геометрические фигуры. Воспитатель дает задание ребенку: Назови и покажи каждую фигуру. В случае затруднения воспитатель называет фигуру, а ребенок её показывает. знание характерных особенностей геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство).
У воспитателя на столе всё те же геометрические фигуры. Воспитатель дает ребенку задание: «Покажи и назови геометрические фигуры у которых нет углов». (круг, овал)
- А теперь покажи и назови геометрические фигуры, у которых есть углы
(треугольник, квадрат, прямоугольник.)
- Посчитай и скажи, сколько углов у треугольника?; квадрата?;прямоугольника?
- У какой геометрической фигуры все стороны равны? (квадрата)
- У какой геометрической фигуры только противоположные стороны равны? (прямоугольник)
Как мы называем смежные стороны прямоугольника? (неравные)
Если ребенок затрудняется, воспитатель показывает эти стороны и спрашивает: «Они равные или неравные»?
IV. Ориентировка в пространстве.
Определение взаимного расположения предметов в пространстве.
Право – лево.
Воспитатель подзывает ребенка и просит: «Покажи у себя правой рукой правый глаз.
- Покажи у себя левой рукой левое ухо.
- Покажи у себя правой рукой левую руку.
- Покажи у себя левой рукой правую ногу.
Спереди - сзади.
Воспитатель подзывает двух детей и просит одного ребенка встать впереди, а другого сзади диагностируемого ребенка.
Воспитатель спрашивает:
- Где стоит, например, Маша, по отношению к тебе? (ответ: Маша стоит спереди меня.)
- Где стоит Максим по отношению к тебе? (ответ: Максим стоит сзади).
Если ребенок не может ответить, воспитатель проговаривает нужные слова в вопросе.
-Кто стоит сзади тебя?
-Кто стоит спереди тебя?
Между, рядом, около.
Диагностируемый ребенок между двумя детьми.
Воспитатель спрашивает ребенка: «Где ты стоишь?». Если ребенок затрудняется, воспитатель спрашивает: «Между кем ты стоишь?» (Ответ: Я стою между Машей и Максимом).
Перед ребенком на столе лежат рядом друг с другом: мяч и кукла. Воспитатель спрашивает: «Где лежит мяч по отношению к кукле?» - где сидит кукла по отношению к мячу? Если ребенок не говорит слова рядом и около, воспитатель спрашивает: «А как ещё можно сказать?»
Если ребенок не говорит нужные слова, воспитатель сам дает правильный ответ.
Каждое задание оценивается баллами:
- – выполнил с взрослым;
- – выполнил с частичной помощью взрослого;
- – выполнил сам.
В каждом разделе баллы суммируются и вносятся в итоговую таблицу. Таблица по результатам диагностики № ФИ ребенка Количество Величина Форма Ориентировка в пространстве. Итог
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная - сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу – матрицу.
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень – В, средний – С, низкий Н.
На основе полученных данных делаются выводы, определяется стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатывается технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы.
Контроль эффективности проведения занятий осуществляется через следующие формы подведения итогов реализации программы: - показ открытых занятий для педагогов и родителей.
Содержание данной рабочей программы отличается усложнением обучения дошкольников процессу составления алгоритмов и программирования, что происходит в следующих направлениях:
- применение знаний о геометрических фигурах;
- применение знаний в ориентировке в пространстве;
- применение наиболее простых алгоритмов и дальнейшее их усложнение;
- переход от коллективного составления алгоритмов и программирования к индивидуальному как более сложному.
Организационно – технический раздел. Материально- техническое обеспечение программы.
- Инновационные средства обучения-программированные мини-роботы «Bee-Bot»
- Коврик «Farmyard Mat» («Ферма»)
- Коврик «Геометрические фигуры»
- Коврик «Город»
- Коврик «Зоопарк»
6.Базовый коврик
7. Самодельные коврики с многофункциональной основой.
Кадровые условия.
Педагог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю данной программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Список использованной литературы.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации». – М: УЦ Перспектива, 2013. – 224 с.3.Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников./М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
- Коростелёва Е.А. Логомиры. Учебно-методическое пособие. Хабаровск МБОУ ЛИТ 2013. – 64 с.
- Баранникова Н. А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций Москва, 2014 6. Карпеева М. В. Формирование целостной картины мира. Центр педагогического образования Москва 2016 год.
- Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
- Материалы сайта http://ru.wikipedia.org. Образовательная область использования:
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Найди пару ботинок и соедини их шнурком
Упражнение на внимание и мышление...
Конспект интегрированного занятия по физической культуре с применением инновационных здоровьесберегающих технологий "Потерянные ботинки".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ВИДЕОМАТЕРИАЛУ Внедрение здоровьесберегающих технологий и вкрапливание оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, подготовка детей к здоров...
Как помочь ребенку шнуровать ботинки
Почему для ребенка важно уметь шнуровать ботинки....
Кружок "Цветная палитра" (программа для старшей и подготовительной группы)
Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основан...
Кружок "Цветная палитра" (программа для второй младшей и средней группы)
Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает...
Духовно-нравственное развитие дошкольников. Кружок "ТРОПИНКА". Рабочая программа.(фрагмент).
Цель - гармоничное развитие личности ребёнка.Задачи:-прививать ребенку моральные ценности (доброта, преданность, взаимовыручка, ответственность );-развивать внутренний мир ребенка; - познав...
Кружок "Интеллектуал" рабочая программа
Рабочая программа расщитанна на год, на средний и старший дошкольный возраст....