Кружок "Юный краевед"
материал (старшая группа)

Терентьева Ирина Викторовна
Программа «Юный краевед» по содержанию является познавательной,
обращенной на воспитание патриотизма и изучения истории родного края. По
функциональному предназначению – специальной, по форме организации –
кружковой, по времени реализации двухгодичной. Программа разработана на основе
методического пособия Ильина А.М. «Клинский край».
Рабочая программа рассчитана на детей 5-7 лет. Нормативно-правовой основой для
разработки программы является:
Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ).
Национальной доктриной образования Российской Федерации, государственной
программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-
2020 годы».
СанПиН 2.4.1.2660-10.
Устав МДОУ №16.
На основании потребностей родителей и интересов детей.
2 Новизна программы.
Программа «Юный краевед» не только расширяет знания детей о своих
земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой Родины, но и
помогает овладеть начальными навыками исследовательской деятельности, развивает
интеллект ребенка, формирует образно-наглядное мышление, дает возможность
развивать в ребенке творческие способности, элемент самостоятельности, формирует
навыки взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_izm2.docx123.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16» г.о. Саранск

Рассмотрена и одбрена                                                                                                                         «Утверждаю»

На заседании педагогического                                                                                                   Заведующая МДОУ

Совета №6                                                                                                                                     «Детский сад №16»

Протокол №6 от                                                                                                                      ______ Н.Б. Родионова

Дополнительная общеобразовательная программа

(дополнительная общеразвивающая программа)

«Юный краевед»

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель: 

Терентьева И.В.

Саранск 2021-2022 гг.


Содержание

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

8

4.

Содержание изучаемого курса

13

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

31

  6.

Список литературы

33

7.

Приложения

34


Паспорт программы

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа

«Юный краевед»

Руководитель программы

Воспитатель Терентьева Ирина Викторовна

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад №16» г.о. Саранск

Адрес организации исполнителя

Г. Саранск, ул. Качалова 1

Цель программы

Содействовать развитию интереса к жизни народа, проживавшего на территории Республики Мордовия в разное историческое время, к его истории и культуре, природе, воспитанию патриотических чувств и любви к малой Родине

Направленность программы

Познавательная

Срок реализации программы

2 года

Вид программы

Уровень реализации программы

Адаптированное дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

У ребенка появится интерес и эмоционально-положительное отношение к малой Родине, он сможет достаточно хорошо ориентироваться в ближайших к детскому саду и дому зданиях, узнают название улиц, памятников, музеев. Ребенок проявит интерес, любознательность по отношению к истории края, особенностям жизни коренного населения.

Пояснительная записка

1.Направленность программы.

Программа «Юный краевед» по содержанию является познавательной, обращенной на воспитание патриотизма и изучения истории родного края. По функциональному предназначению – специальной, по форме организации – кружковой, по времени реализации двухгодичной. Программа разработана на основе методического пособия Ильина А.М. «Клинский край».

Рабочая программа рассчитана на детей 5-7 лет. Нормативно-правовой основой для разработки программы является:

Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ).

Национальной доктриной образования Российской Федерации, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

СанПиН 2.4.1.2660-10.

Устав МДОУ №16.

На основании потребностей родителей и интересов детей.

2. Новизна программы.

Программа «Юный краевед» не только расширяет знания детей о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой Родины, но и помогает овладеть начальными навыками исследовательской деятельности, развивает интеллект ребенка, формирует образно-наглядное мышление, дает возможность развивать в ребенке творческие способности, элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

3. Актуальность программы.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, к прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»

                                                                                                                   Д. С. Лихачев.

        Актуальность программы опирается на происходящие изменения в обществе и выдвигает ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из важнейших на современном этапе развития общества. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
4.Отличительные особенности программы.

Интеграция природоведческих и социальных знаний формирует целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимодействии с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи.

5. Педагогическая целесообразность программы.

В основу Программы положены следующие принципы, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве:

1) Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учёт личностных, возрастных особенностей детей и уровень их психического и физического развития.

2) Принцип последовательности и систематичности. Занятия проводятся непрерывно, с регулярностью 1 раз в неделю. Иначе наблюдается снижение достигнутого уровня знаний. Систематические занятия дисциплинируют ребёнка, приучают его к регулярной работе. Работа проводится систематически в течении учебного года в рамках перспективного плана при гибком распределении программного материала.

3) Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

4) Принцип интеграции. Интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе. 5) Принцип дифференцированного подхода.

6) Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условия ДОУ и семьи. Ничто не убеждает лучше примера родителей.

6. Цель программы.

Содействовать развитию интереса к жизни народа, проживавшего на территории Республики Мордовия в разное историческое время, к его истории и культуре, природе, воспитанию патриотических чувств и любви к малой Родине   

7. Задачи программы.

Образовательные:

обогатить знания дошкольников о родном городе (история, символика, достопримечательности), познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

- приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины;

-познакомить с историей заселения родного края;

-познакомить с этническим составом, бытом, традициями, обычаями, народными праздниками;

- познакомить с природой родного края;

- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок.

Воспитательные задачи:

-воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание беречь и охранять ее;

- воспитать бережное отношение к природе;

-воспитывать уважение к людям труда, к знаменитым землякам.

Развивающие задачи:

развивать познавательный интерес к изучению родного города, края;

- развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало;

- формировать интерес к устному народному творчеству;

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь, природу, а также сознание необходимости ее защиты;

- способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

8. Возраст детей.

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:

-состав группы(постоянный);

-особенности набора обучающихся (свободный);

-базовые знания.

9. Срок реализации программы.

Двухступенчатый образовательный процесс (с 2021-2022 уч.год, c 2022-2023 уч.год ).

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

-общее кол-во часов в год: 27;

-кол-во часов и занятий в неделю – 50 минут;

- периодичность занятий – 2 раз в неделю по 25 минут;

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Кружковая работа реализуется в совместной деятельности воспитателя с детьми. Реализация данной программы рассчитана на 2 года обучения с детьми старшей и подготовительной к школе группы:

-первый год обучения с детьми 5-6 лет;

-второй год обучения с детьми 6-7 лет.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

У ребенка появится интерес и эмоционально-положительное отношение к малой Родине, он сможет достаточно хорошо ориентироваться в ближайших к детскому саду и дому зданиях, узнают название улиц, памятников, музеев. Ребенок проявит интерес, любознательность по отношению к истории края, особенностям жизни коренного населения.

12. Форма проведения итогов.

-творческие задания;

-диагностика;

-участие в развлечениях;

-текущий и итоговый контроль.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5-6 ЛЕТ

п/п

Наименование модулей разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

Кол-во занятий

Мин.

1

Введение в программу. Входная диагностика.

1

25

10

15

2

Что такое «краеведение»?

1

25

10

15

3

Россия – наша Родина.

1

25

10

15

4

Москва – столица нашего государства

1

25

10

15

5

Мой родной

край

1

25

10

15

6

Изучение карты

края

1

25

10

15

7

Осенняя

природа родного  края

1

25

10

15

8

Уроки

безопасности

1

25

10

15

9

История

возникновения                            посёлка им. Ю.А. Гагарина

1

25

10

15

10

Ближайшее

окружение посёлка (улицы, парки, памятные              -                                    места)

1

25

10

15

11

Символика

Мордовского края

1

25

10

15

12

Традиции нашего

посёлка

1

25

10

15

13

История

детского сада

1

25

10

15

14

Традиции

детского сада

1

25

10

15

15

Территория

детского сада

1

25

10

15

16

Заботливые люди

(профессии сотрудников детского сада)

1

25

10

15

17

История и традиции школы

1

25

10

15

18

Кто учит и кто учится?

1

25

10

15

19

Школьный урок

1

25

10

15

20

 Школа – наш родной дом

1

25

10

15

21

Мероприятия

нашего посёлка

1

25

10

15

22

Традиции

нашего детского сада

1

25

10

15

23

Район мастеров

1

25

10

15

24

Традиции в моей

семье

1

25

10

15

25

Дикие животные,

обитающие в лесах края

1

25

10

15

26

Птицы нашего

края

1

25

10

15

27

Исчезающие

виды животных и птиц нашего края

1

25

10

15

28

Уроки

безопасности

1

25

10

15

29

Полезные

ископаемые нашего края

1

25

10

15

30

Хвойные леса

нашего края

1

25

10

15

31

Птицы наших

лесов

1

25

10

15

32

Красная книга

Республики Мордовии

1

25

10

15

33

Герои Советского

Союза, родившиеся в Мордовии

1

25

10

15

34

Степан Дми́триевич Э́рьзя — художник, ваятель, мастер скульптуры.

1

25

10

15

35

Бебан М. А. — мордовский поэт

1

25

10

15

36

Федот Васильевич Сычков— известный мордовский художник

1

25

10

15

37

Федор Федорович Ушаков

1

25

10

15

38

Николай Платонович Огарев

1

25

10

15

39

Макар Евсевьевич Евсевьев

1

25

10

15

40

Спортсмены Мордовии

1

25

10

15

41

 «Моя семья»

1

25

10

15

42

 «Я и мое имя»

1

25

10

15

43

«Самый дорогой человек»

1

25

10

15

44

«Самые мудрые и добрые»

1

25

10

15

45

Мой дом

1

25

10

15

46

Мои соседи

1

25

10

15

47

 Мои друзья

1

25

10

15

48

Мой двор

1

25

10

15

49

Что такое музей? Понятия – экспозиция, экспонат, выставка. Кто работает в музеи

1

25

10

15

50

Какие бывают музеи?

Основные типы и виды музеев.

1

25

10

15

51

Музеи моего города.

1

25

10

15

52

Как жили наши

предки

1

25

10

15

53

История вещей

1

25

10

15

54

Крестьянская

Изба

1

25

10

15

55

Русские

народные песни и игры наших

1

25

10

15

56

бабушек

1

25

10

15

57

В гостях у Марьи – Искусницы.

1

25

10

15

58

Юные космонавты

1

25

10

15

59

Первый космонавт- Юрий Алексеевич Гагарин

1

25

10

15

60

Ветераны и

труженики тыла ВОВ

1

25

10

15

61

Там, где погиб

неизвестный солдат

1

25

10

15

62

Памятники

воинам, погибшим в годы ВОВ

25

10

15

63

Конкурс

патриотической песни «Я помню! Я горжусь!»

1

25

10

15

64

ДИАГНОСТИКА

1

25

10

15

Итого:

28

1600

640

960

        


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6-7 ЛЕТ

п/п

Наименование модулей разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

Кол-во занятий

Мин.

1

Мой родной

край

1

30

15

15

2

Изучение карты

края

1

30

15

15

3

Осенняя

природа родного  края

1

30

15

15

4

Уроки

безопасности

1

30

15

15

5

Мероприятия

нашего посёлка

1

30

15

15

6

Традиции

нашего детского сада

1

30

15

15

7

Район мастеров

1

30

15

15

8

Традиции в моей

семье

1

30

15

15

9

Мой дом

1

30

15

15

10

Мои соседи

1

30

15

15

11

 Мои друзья

1

30

15

15

12

Мой двор

1

30

15

15

13

История и традиции школы

1

30

15

15

14

Кто учит и кто учится?

1

30

15

15

15

Школьный урок

1

30

15

15

16

 Школа – наш родной дом

1

30

15

15

17

Полезные

ископаемые нашего края

1

30

15

15

18

Хвойные леса нашего края

1

30

15

15

19

Птицы наших

лесов

1

30

15

15

20

Красная книга

Республики Мордовии

1

30

15

15

21

Люди, прославившие наш посёлок.

1

30

15

15

22

В гостях у Марьи-Искусницы

1

30

15

15

23

Мой посёлок

1

30

15

15

24

Праздник

Масленицы в нашем посёлке

1

30

15

15

25

Юные космонавты

1

30

15

15

26

Игра-викторина

«Мой край»

1

30

15

15

27

Грамотный

краевед

1

30

15

15

28

ДИАГНОСТИКА

1

30

10

15

Итого:

28

840


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (5-6 ЛЕТ)

ОКТЯБРЬ

Тема: «Наша Родина - Россия»

I

Введение в программу. Входная диагностика.

Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения, правилами поведения на занятиях.

1. Игра на знакомство «Имя в движении», «Извините обознался», «Вам письмо».

2. Беседа по теме мое увлечение.

3. Викторина «Что ты знаешь о родном крае».

II

Что такое «краеведение»?

Познакомить с понятием «краеведение», какое бывает(историческое, географическое, экономическое, этнографическое). История изучения края. Вклад ученых в исследовании края.

1. Знакомство с картой. Отличительная особенности и условные знаки географической и исторической карты. Как «читать» историческую карту.

II

Россия – наша Родина.

Всесторонние изучение родного края, знания о своих родных местах. Понятия Родина, малая родина, родной край, район, область. Символы государства (герб, флаг, гимн). Символ России – береза.

1. Раскрашивание флага.

2. Загадки и пословицы о Родине

3. Беседа о Родине

IV

Москва – столица нашего государства

Познакомить детей, со столицей нашей Родины, основание Москвы, князем Юрием Долгоруким. Знакомство с Красной площадью, с храмом Василия Блаженного, царь – пушкой, царь – колоколом.

1. Видеопрезинтация «Лучший город земли».

2. Кроссворд «Москва».

3. Беседа о столице нашей Родины.

4. Пословицы и поговорки о Москве.

Тема: «Мой родной край – Мордовия»

V

Мой родной

край

Познакомить детей с

геогрфическими особенностями района, природным ландшафтом, многообразием растительного и животного мира.

  1. Рассматривание иллюстраций
  2. рассказ воспитателя «Мир природы края»
  3. Составление «жалобной книги»

природы группы.

  1. Решение проблемных ситуаций о

природе

VI

Изучение карты

края

Продолжать учить детей

ориентироваться по карте. Находить на ней знакомые объекты (реки, озёра, населённые пункты края и

т. д.)

  1. Рассказы по карте
  2. Д/и «Правильно – неправильно»
  3. Беседа «Как может помочь карта?»
  4. Беседа «Путешествуем с картой»

VII

Осенняя

природа родного  края

Закрепить знания детей об

осени и осенних изменениях в природе. Систематизировать представления о погодных и климатических условиях, характерных для средней полосы России.

  1. Наблюдать за изменениями,

происходящими в неживой и живой природе в своей местности.

  1. Экологическая акция по сбору ягод

рябины, семян деревьев и кустарников, произрастающих на участке для зимней подкормки птиц.

  1. Знакомство с пословицами, поговорками, приметами об осени

VIII

Уроки

безопасности

Дать понятие об ядовитых

растениях и опасных животных, о возможных травмах на природе.

Продолжать учить соблюдать правила поведения на природе.

  1. П/и «Умелый охотник»
  2. Решение проблемных ситуаций
  3. Ситуация общения «Как безопасно вести себя на природе»
  4. Беседа «Ядовитые растения

нашего края»

  1. Беседа «Эти опасные животные и

меры предосторожности при встрече с ними»

                                               

НОЯБРЬ

Тема: «Поселок имени Ю.А Гагарина – моя малая Родина»

I

История

возникновения посёлка  им. Ю.А. Гагарина

Сформировать представления

детей об исторических корнях посёлка (об истории его воникновении)

  1. Беседа «Возникновение посёлка»
  2. Рассматривание фотоальбомов
  3. Презентация «Любимый посёлок»
  4. Экскурсия в историко-краеведческий

музей

II

Ближайшее

окружение посёлка (улицы, парки, памятные              -                                    места)

Познакомить детей с

особенностями улиц и памятных мест посёлка, историей их возникновения, учить детей работать с картой п. им. Ю.А. Гагарина: находить свой дом, местоположение детского сада.

  1. Экскурсия «Улицы посёлка»
  2. Рассказ воспитателя «Достопримечательности посёлка»

III

Символика

Мордовского края

Познакомить детей с гербом и

флагом, с их историей и происхождением.

  1. Беседа «Наш герб и флаг»
  2. Беседа «Символика Мордовского края»
  3. Рассматривание иллюстраций
  4. Рисование герба и флага
  5. Д/и «Сложи герб и флаг» (разрезные картинки)

IV

Традиции нашего

посёлка

Познакомить детей с

традициями нашего посёлка, научить детей их соблюдать.

  1. Традиции посёлка им. Ю.А. Гагарина»
  2. Рассматривание иллюстраций
  3. Словесная игра «Доскажи словечко»
  4. Рисование по теме

          Тема: «Наш детский сад

V

История

детского сада

Познакомить детей с

историей возникновения детского сада

  1. Беседа «Наш детский сад»
  2. Рассматривание фотоальбомов
  3. Проект «Рождение детского сада»
  4. Презентация «Давайте познакомимся»
  5. Рисование «наш детский сад»

VI

Традиции

детского сада

Познакомить детей с

традициями детского сада

  1. Беседа «Наши традиции» (вечера

встреч, дни рождения, юбилей и др)

  1. Рассматривание фотографий

VII

Территория

детского сада

Знакомить детей с участками

детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями, растущими на территории.

  1. Беседа «Наши участки»
  2. Коллективная аппликация «Наша        площадка»
  3. Трудовая акция «Чистый участок»
  4. Моделирование участков

VIII

Заботливые люди

(профессии сотрудников детского сада)

Воспитывать у детей

уважение к  сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

1.Беседа «Профессии наших

сотрудников» Презентация «Все работы хороши, выбирай на вкус»

2. Словесная игра «Кто кем работает?»

3.Наблюдение за трудом сотрудников детского сада

34. Чтение художественной литературы                        о профессиях людей, работающих в детском саду.

5.Рисование «Заботливые люди»

ДЕКАБРЬ

Тема: «Наша школа»

I

История и традиции школы

Воспитать у дошкольников положительные эмоции к школе. Привить бережное отношение к школьному имуществу и рассказать о традициях и истории школы.

  1. Экскурсия по школе.
  2. Чтение стихотворения «Школа»
  3. Знакомство с историей родной школы.

II

Кто учит и кто учится?

Рассказать детям о значимости преподавателя и о необходимости учения.

  1. Встреча с ветеранами педагогического труда.
  2. Встреча с выпускниками школы.
  3. Беседы с детьми

III

Школьный урок

Наглядно продемонстрировать детям как проходит урок в школе и что он из себя представляет.

  1.  Игра «Школьная пора»
  2. Рисунок «Мой преподаватель»
  3. Беседы с детьми.

IV

 Школа – наш родной дом

Обобщить представления учащихся о школе и о ценностях

школьной дружбы.

  1. Чтение стихотворения «Урок поведения»
  2. Беседы с детьми
  3. Рисунок «Я – учитель»

Тема: «Традиции нашего посёлка, семьи и детского сада»

V

Мероприятия

нашего посёлка

Познакомить детей с

праздниками и традициями нашего посёлка, научить детей их соблюдать.

  1. Экскурсия в православный храм нашего поселка

  2.Беседа «Наши поселковые

праздники»

3.Рисование на тему: «Мой любимый праздник»

VI

Традиции

нашего детского  сада

Вспомнить с детьми о

традициях нашего детского сада, внести вклад в развитие творческих способностей детей.

  1. Рассказ воспитателя «Традиции

нашего детского сада»

  1. Экскурсия в школу
  2. Презентация «день народного единства в детском саду»

VII

Район мастеров

Познакомить детей с

творчеством мастеров Мордовской земли, сделать вклад в формирование высокого культурного уровня    у детей.

  1. Посещение выставки историко-

краеведческого музея

  1. Экскурсия в центр детского творчества.
  2. Мастер-класс «Куклы своими руками»
  3. Беседа «Народные промыслы

нашего края»

VIII

Традиции в моей

семье

Продолжать знакомить детей с

семейными традициями,

уважать интересы каждой семьи

  1. Рассказы детей из личного опыта
  2. Беседа «Моя любимая игрушка»,

«Самая интересная книга»

ЯНВАРЬ

Тема: «Животный мир Мордовского края»

I

Дикие животные,

обитающие в лесах края

Знакомить детей с дикими

животными и местами их обитания, прививать бережное, заботливое отношение к животному миру.

  1. Презентация «Дикие животные

нашего края»

  1. Беседа: «Как лесники помогают лосям зимой?»
  2. Заучивание закличек, прибауток о диких животных
  3. Продуктивная деятельность «Моё любимое дикое животное»

II

Птицы нашего

края

Знакомство детей с

зимующими и перелётными птицами нашего края, местами их обитания.

Прививать бережное и

заботливое отношение к

птицам, особенно в зимний период.

  1. Презентация «Птицы нашего

края»

  1. Наблюдения за птицами
  2. Чтение В. Бианки «Синичкин календарь»
  1. Д/и «Назови и опиши птицу»
  2. Акция «Птичья столовая» (покорми птиц зимой)

III

Исчезающие

виды животных и птиц нашего края

Воспитывать бережное

отношение к природе, заботливое отношение к животному миру

  1. Рассказ воспитателя «Они должны

жить!»

  1. Знакомство с Красной книгой
  2. Экологическая викторина «Люби и     знай свой родной край»

IV

Уроки

безопасности

Дать понятие об опасных

животных, научить оказывать первую помощь, учить соблюдать правила поведения на природе

  1. Беседа «Опасные животные на

территории нашего края»

  1. НОД «Уроки доктора Айболита!»
  2. п/и «Волки и зайцы»
  3. д/и «Можно-нельзя»
  4. Рассматривание сюжетных картинок

«Опасные ситуации»

  1. Проблемная ситуация «Что случится, если….?»

Тема: «Природные богатства нашего края»

V

Полезные

ископаемые нашего края

Сообщить детям новую

информацию о полезных ископаемых нашего края, возможностях их использования человеком и значении.

  1. Коллекционирование природных

материалов, характерных для нашего края(песок, глина, торф)

  1. Рассматривание образцов природных материалов
  2. экспериментирование: изучение свойств природных материалов
  3. Д/и «Что из чего»
  4. Беседа «Как использует полезные  ископаемые человек»

VI

Хвойные леса

нашего края

Познакомить детей с понятием

«Хвойный лес». Расширять

представления о деревьях и кустарниках, характерных для хвойного леса средней полосы.

1.Беседа: «Хвойные леса

нашего края»

  1. Моделирование природного ландшафта хвойного леса с помощью предметных картинок
  2. Познавательные рассказы воспитателя о растениях хвойного леса «А знаете ли вы, что…..»
  3. Коллеционирование шишек и   семян
  4. Д/и «Растения хвойного леса»

VII

Птицы наших

лесов

Расширить и уточнить

представления детей о птицах наших лесов (дрозд, сорока, дятел, сова, коршун и др.) Название, внешний вид, особенности питания и поведения. Значение птиц в жизни человека.

  1. Беседа: «Птицы наших лесов»
  2. Рассматривание иллюстраций птиц
  3. Чтение познавательной литературы о птицах, обсуждение прочитанного
  1. д/и «Птицы нашего края»
  2. Познавательные рассказы воспитателя о птицах
  3. Рассматривание познавательных энциклопедий
  4. Экологическая акция «Поможем

птицам» (продолжить организацию подкормки зимующих птиц)

VIII

Красная книга

Республики Мордовии

Формировать представление

об охраняемых растениях и животных нашего края(название, внешний вид, место произрастания или обитания)

  1. Рассматривание иллюстраций

объектов, занесённых в Красную книгу

  1. Чтение доступной информации об охраняемых видах.
  2. Определение на карте края мест, где встречаются охраняемые растения, птицы, животные.
  3. Составление Красной книги

ФЕВРАЛЬ

Тема: Знаменитые люди Мордовии

I

Герои Советского

Союза, родившиеся в Мордовии

Вызвать у детей интерес и

гордость за знаменитых героев Республики Мордовия

  1. Рассказ воспитателя «Шесть героев

Советского Союза»

  1. Рассматривание фотоальбома «Наша гордость»

II

Степа́н Дми́триевич Э́рьзя — художник, ваятель, мастер скульптуры.

Познакомить детей с жизнью

и творчеством Эрьзи С.Д.

  1. Рассказ воспитателя о Эрьзи С.Д.
  2. Посещение музея, рассматривание скульптур

III

Бебан М. А. — мордовский поэт

Познакомить детей с жизнью

и творчеством поэта

  1. Рассказ воспитателя
  2. Презентационное чтение стихов

IV

Федот Васильевич Сычков— известный мордовский художник

Познакомить детей с жизнью

и творчеством художника

  1. Рассказ воспитателя
  2. Рассматривание картин, написанных художником

V

Федор Федорович Ушаков

Познакомить детей с жизнью

и творчеством адмирала Ф.Ф Ушакова.

1. Рассказ воспитателя

2. Рассматривание фотографий

3. Просмотр презентации

VI

Николай Платонович Огарев

Познакомить детей с жизнью

и творчеством поэта и публициста

1. Рассказ воспитателя

2. Чтение стихов

VII

Макар Евсевьевич Евсевьев

Познакомить детей с жизнью

и творчеством Мордовского ученого, педагога.

1. Беседа о творчестве ученого

2. Рассматривание фотографий

VIII

Спортсмены Мордовии

Познакомить детей с знаменитыми спортсменами Мордовии (Алексей Немов, Ольга Каниськина, Светлана Хоркина, Елена Лашманова и т.д)

1. Беседа о спортсменах

2. Презентация "Известные спортсмены Мордовии"

3. Игра «Кто быстрее»

МАРТ

Тема: «Моя семья»

I

 «Моя семья»

Расширить знания детей о своей семье, учить рассказвать о своих родственниках

  1. 1.Рисование на тему: «Моя семья»
  2. 2.Бесед на тему «Где мы отдыхали летом» (рассматривание фотографий)
  3. 3.Сюжетно-ролевая игра «Семья»

II

 «Я и мое имя»

Дать детям знания о том, что у каждого есть свое имя, которое отличает его от других людей.

Познакомить со способом образования отчества

  1. 1. Для чего человеку имя? (беседа)
  2. 2. «Полное» и «неполное» имя (игра)
  3. 3. Изготовление именных карточек

III

«Самый дорогой человек»

Формировать у детей любовь к матери;

Воспитывать желание помогать и оберегать своих мам;

Способствовать расширению у детей представлений о женских обязанностях в семье.

  1. Рисование портрета мамы
  2. Проблемная ситуация «Трудно ли быть мамой»?
  3. Чтение стихотворения про маму

VI

«Самые мудрые и добрые»

Формировать понятия «пожилой человек», «пенсионер».

 Развивать знания о семейных связях.

Воспитывать уважение к самым старшим членам семьи. Формировать желание оберегать стариков и заботиться о них.

  1. Игра «Поменяемся местами»
  2. Рисование «Дерево семьи»
  3. Чтение рассказа «У старости мудрость»

V

Мой дом

Познакомить детей с историей жилища, видами домой, расширить знания детей о своей малой Родине, улицах, жилых домах и их назначения.

1. Рисование на тему: «Мой дом»

2. Игра «Кто, где живет?»

3. Беседа «Что значит радовать родных и близких добрыми делами?»

VI

Мои соседи

 Сформировать условия для развития коммуникативных навыков, нравственного воспитания. Развития взаимопомощи, закрепление знаний о правилах общения.

  1. Рассказ о своих соседях (Беседа)
  2. Упражнения на умение ставить диалог.
  3. Разработка правил взаимоотношения с соседями.

VII

 Мои друзья

Сформировать понятия друг и дружба. Воспитать доброжелательные отношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.

  1.  Стихотворение «Дружба»
  2. Игра «Перейди через болото»
  3. Рисунок «Мой друг»

VIII

Мой двор

Закрепить конструктивные навыки, умения детей анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер и расположение деталей.

Систематизировать знания детей о правилах поведения на улицах города.

  1. Рисунок« Мой двор»
  2. Что бы Вы хотели изменить в своём дворе? (Беседа)
  3. Собери картинки(Дидактическая игра)

АПРЕЛЬ

Тема: «Встречи в мине-музее МДОУ»

I

Что такое музей? Понятия – экспозиция, экспонат, выставка. Кто работает в музеи

Знакомство с понятием «музей». Что храниться в музеи, знакомство с понятиями «экспозиция, экспонат, выставка». Основные задачи, стоящие пред музеем. Музейные профессии, чем занимаются работники музея, и что они должны знать

        

1. Конкурс рисунка «Мы в музее».

2. Беседа «О музеях нашего города».

3. Придумать название своему музею.

II

Какие бывают музеи?

Основные типы и виды музеев.

Знакомство с основными темами и видами музеев. Художественные музеи, исторические, литературные, краеведческие, что хранят и экспонируют данные типы музеев.

1. Беседа «Основные типы и виды музеев»

2. Рассматривание фотографий

3. Экскурсия по мини-музеям МДОУ

III

Музеи моего города.

Познакомить детей с музеями города, с историей их создания, с основными экспозициями.

1. Кроссворд «Музеи»

2. Дидактическая игра «Собери картинки»

3. Игра «Секретный экспонат».

IV

Как жили наши

предки

Познакомить детей с

деревенской утварью, орудиями быта и труда

  1. Экскурсия в мини-музей
  2. Продуктивная деятельность по теме

V

История вещей

Познакомить детей со

старинной одеждой наших бабушек и дедушек, и историей её возникновения.

1. Экскурсия в мини-музей

VI

Крестьянская

изба

Познакомить детей с укладом

жизни в крестьянских семьях, с устройством крестьянской избы, дать понятие «Красный угол в избе»

  1. Экскурсия в мини-музей
  2. Рассматривание альбома «Дело мастера боится»
  3. Конструирование «Крестьянская изба»

VII

Русские

народные песни и игры наших

Знакомить детей с

традициями и особенностями проведения посиделок.

Приобщать детей к духовным

традициям русского народа.

Творческие посиделки с народными

играми и песнями

бабушек

VIII

В гостях у Марьи – Искусницы.

Познакомить детей с народной куклой и особенностями ее изготовления и применения. Развить мелкую моторику рук и творческое воображение.

1. Знакомство с историей куколку.

2. Изучение разных видов народных кукол.

3. Рисование «Моя кукла».

МАЙ

Тема: Никто не забыт, ничто не забыто

I

Юные космонавты

Дать детям первоначальные знания о строении Вселенной. Сформировать у детей целостную картину мира, представление о космосе и Солнечной системе.

  1. Игра «Солнышко и дождик»
  2. Где встаёт солнце и как движется?(Беседа)
  3. Игра «Собери целое» (Дидактическая игра)

II

Первый космонавт- Юрий Алексеевич Гагарин

 Воспитать в детях гордость за свою страну, развить понимание того, что космонавтом может стать только здоровый, образованный и бесстрашный человек.

1.Беседа о Гагарине.

2. Игра «Загадки о космосе»

3. Рисунок «Полёт вокруг Земли»

III

Ветераны и

труженики тыла ВОВ

Воспитывать интерес к

истории своего края, его мужественных защитниках и их подвиге. Объяснить, что народ с благодарностью чтит

память защитников края

  1. Экскурсия в мини-музей ДОУ на

тему: «о подвигах, о доблести, о славе»

  1. Встреча с ветераном ВОВ

IV

Там, где погиб

неизвестный солдат

Воспитывать интерес к

истории своего края, его мужественных защитниках и их подвиге. Объяснить, что народ с благодарностью чтит

память защитников края

1.Слушание песен военных лет

Рассматривание фотографий родных, которые были на войне или служили в «горячих точках»

V

Памятники

воинам, погибшим в годы ВОВ

Вызвать у детей желание,

подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми

  1. Экскурсии к памятникам и

возложение цветов

  1. Беседы и встречи с ветеранами войны
  2. Рассматривание иллюстраций на тему

VI

Конкурс

патриотической песни «Я помню! Я горжусь!»

Воспитывать интерес к

истории своей малой Родины, к истории военного времени. Объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества.

  1. Фестиваль солдатской песни в МДОУ
  2. Участие в районном конкурсе патриотической песни

VII

ДИАГНОСТИКА


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 -7 ЛЕТ

ОКТЯБРЬ

Тема: «Мир природы Мордовского края»

I

Проведение 

мониторинга. 

Определение первичного уровня знаний детей. 

1.Беседы с детьми,

2.игры.

3..Наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

4.Анкетирование родителей. 

II

Моя улица. 

Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам. 

Закреплять знание домашнего адреса. Учить правилам безопасного перехода через дорогу. 

1.Беседы о родной улице.

2. Целевая прогулка.

3.Пословицы и поговорки.

4. Загадки о правилах дорожного движения. 5.Рисование: «Моя дорога в детский сад». 

III

Мы жители Саранска 

Расширять знания детей о родном городе. 

Познакомить с историей появления города. 

Познакомить с понятием «Малая Родина» 

1.Рассматривание карты города.

2.Беседы о городе Саранске.

3.Дидактическая игра  «Достопримечательности Саранска»

IV

История Мордовского края. 

Познакомить детей с картой  Мордовии. Побуждать  интересоваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях края. 

1.Рассматривание картыМордовии.

2. Беседы о Мордовском крае.  3.Рассматривание альбома «Чем славится Мордовский край». 

НОЯБРЬ

Тема: « Традиции нашего посёлка, семьи и детского сада»

Знакомство с биографией сказительницы Воронежского края  

А. Н. Корольковой. 

Познакомить детей с понятиями «сказители», «собиратели сказок», «хранители сказок». Познакомить со сказительницей воронежского края А. Н. Корольковой. 

Рассматривание портрета А. Н. Корольковой,  

иллюстраций к книге. 

I

Транспорт нашего города. 

Расширять знания детей о разнообразии  видов транспорта родного города.  Знакомить со специальным транспортом использованным при строительстве АЭС2. Воспитывать уважение к труду транспортных профессий. 

Беседы о городском транспорте. Целевые прогулки, наблюдения. 

Рассматривание иллюстраций.  

Чтение произведений о профессиях, Загадки про транспорт. 

Аппликация: «Автобус». 

Дидактическая игра: « Кто чем управляет» 

II

Транспорт наших предков. 

Знакомить детей с развитием транспорта у наших предков. Расширение знаний о лошадях как о первых помощниках в работе крестьян.  

Знакомство с презентации «Транспорт наших предков». 

Чтение литературы о развитии транспорта. 

III

Район мастеров

Познакомить детей с

творчеством мастеров Мордовской земли, сделать вклад в формирование высокого культурного уровня    у детей.

  1. Посещение выставки историко-

краеведческого музея

  1. Экскурсия в центр детского творчества.
  2. Мастер-класс «Куклы своими руками»
  3. Беседа «Народные промыслы

нашего края»

IV

Традиции в моей

семье

Продолжать знакомить детей с

семейными традициями,

уважать интересы каждой семьи

  1. Рассказы детей из личного опыта
  2. Беседа «Моя любимая игрушка»,

«Самая интересная книга»

ДЕКАБРЬ

Тема: «Мой дом, мои соседи, друзья»

I

Мой дом

 Познакомить детей с историй жилища, видами домов. Расширить знания детей о своей малой Родине, улицах, жилых домах и их назначении.

  1. Рисование на тему: «Мой дом»
  2. Игра «Кто, где живёт?»
  3. Что значит радовать  родных и близких добрыми делами? (Беседа)

II

Мои соседи

 Сформировать условия для развития коммуникативных навыков, нравственного воспитания. Развития взаимопомощи, закрепление знаний о правилах общения.

  1. Рассказ о своих соседях (Беседа)
  2. Упражнения на умение ставить диалог.
  3. Разработка правил взаимоотношения с соседями.

III

 Мои друзья

Сформировать понятия друг и дружба. Воспитать доброжелательные отношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.

  1.  Стихотворение «Дружба»
  2. Игра «Перейди через болото»
  3. Рисунок «Мой друг»

IV

Мой двор

Закрепить конструктивные навыки, умения детей анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер и расположение деталей.

Систематизировать знания детей о правилах поведения на улицах города.

  1. Рисунок« Мой двор»
  2. Что бы Вы хотели изменить в своём дворе? (Беседа)
  3. Собери картинки(Дидактическая игра)

ЯНВАРЬ

Тема: «Наша школа»

I

История и традиции школы

Воспитать у дошкольников положительные эмоции к школе. Привить бережное отношение к школьному имуществу и рассказать о традициях и истории школы.

  1. Экскурсия по школе.
  2. Чтение стихотворения «Школа»
  3. Знакомство с историей родной школы.

II

Кто учит и кто учится?

Рассказать детям о значимости преподавателя и о необходимости учения.

  1. Встреча с ветеранами педагогического труда.
  2. Встреча с выпускниками школы.
  3. Беседы с детьми

III

Школьный урок

Наглядно продемонстрировать детям как проходит урок в школе и что он из себя представляет.

  1.  Игра «Школьная пора»
  2. Рисунок «Мой преподаватель»
  3. Беседы с детьми.

IV

 Школа – наш родной дом

Обобщить представления учащихся о школе и о ценностях

школьной дружбы.

  1. Чтение стихотворения «Урок поведения»
  2. Беседы с детьми
  3. Рисунок «Я – учитель»

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Природные богатства нашего края»

I

Полезные

ископаемые нашего края

Сообщить детям новую

информацию о полезных ископаемых нашего края, возможностях их использования человеком и значении.

  1. Коллекционирование природных

материалов, характерных для нашего края(песок, глина, торф)

  1. Рассматривание образцов природных материалов
  2. экспериментирование: изучение свойств природных материалов
  3. Д/и «Что из чего»
  4. Беседа «Как использует полезные ископаемые человек»

Хвойные леса

Познакомить детей с понятием

1.Беседа: «Хвойные леса

II

нашего края

«Хвойный лес». Расширять

представления о деревьях и кустарниках, характерных для хвойного леса средней полосы.

нашего края»

  1. Моделирование природного ландшафта хвойного леса с помощью предметных картинок
  2. Познавательные рассказы воспитателя о растениях хвойного леса «А знаете ли вы, что…..»
  3. Коллеционирование шишек и семян
  4. Д/и «Растения хвойного леса»

III

Птицы наших

лесов

Расширить и уточнить

представления детей о птицах наших лесов (дрозд, сорока, дятел, сова, коршун и др.) Название, внешний вид, особенности питания и поведения. Значение птиц в жизни человека.

  1. Беседа: «Птицы наших лесов»
  2. Рассматривание иллюстраций птиц
  3. Чтение познавательной литературы о птицах, обсуждение прочитанного
  1. д/и «Птицы нашего края»
  2. Познавательные рассказы воспитателя о птицах
  3. Рассматривание познавательных энциклопедий
  4. Экологическая акция «Поможем

птицам» (продолжить организацию подкормки зимующих птиц)

IV

Красная книга

Республики Мордовии

Формировать представление

об охраняемых растениях и животных нашего края(название, внешний вид, место произрастания или обитания)

  1. Рассматривание иллюстраций

объектов, занесённых в Красную книгу

  1. Чтение доступной информации об охраняемых видах.
  2. Определение на карте края мест, где встречаются охраняемые растения, птицы, животные.
  3. Составление Красной книги

МАРТ

Тема: «Посёлок им.Гагарина– моя малая Родина»

I

Люди, прославившие наш посёлок.

Рассказать о людях, которые прославили своими подвигами малую Родину. Изучить биографии героев.

  1. Встреча с ветеранами труда
  2. Рассматривание фотоальбома.
  3. Экскурсия по посёлку
  4. Рассказ об улице Борина

II

В гостях у Марьи-Искусницы

Познакомить детей с народной куклой и особенностями ее изготовления и применения. Развить мелкую моторику рук и творческое воображение.

  1. Посещение школьной выставки
  2.  Изучение разных видов народных кукол
  3. Знакомство с историей кукол

III

Мой посёлок

Углублять и расширять знания

детей о родном посёлке, месте его расположения.

Продолжать учить детей работать с картой

п.им.Гагарина

  1. Беседа «Мой любимый посёлок»
  2. Конкурс рисунков «Мой посёлок»
  3. Из истории нашего посёлка

( рассказы детей, подготовленные вместе с родителями)

  1. Музыкально-литературная гостиная (частушки и стихи)
  2. Изготовление макета посёлка

IV

Праздник

Масленицы в нашем посёлке

Знакомство с традициями

празднования Масленицы

  1. Рассказ воспитателя о Масленице
  2. Разучивание масленичных закличек и игр.
  3. Чтение рус. нар. сказки «Как весна зиму поборола»
  4. Посещение масленичных гуляний

в посёлке (совместно с родителями)

АПРЕЛЬ

Тема: Встреча в мини-музее детского сада

I

Юные космонавты

Дать детям первоначальные знания о строении Вселенной. Сформировать у детей целостную картину мира, представление о космосе и Солнечной системе.

  1. Игра «Солнышко и дождик»
  2. Где встаёт солнце и как движется?(Беседа)
  3. Игра «Собери целое» (Дидактическая игра)

       II

Первый космонавт- Юрий Алексеевич Гагарин

 Воспитать в детях гордость за свою страну, развить понимание того, что космонавтом может стать только здоровый, образованный и бесстрашный человек.

1.Беседа о Гагарине.

2. Игра «Загадки о космосе»

3. Рисунок «Полёт вокруг Земли»

III

Ветераны и

труженики тыла ВОВ

Воспитывать интерес к

истории своего края, его мужественных защитниках и их подвиге. Объяснить, что народ с благодарностью чтит

память защитников края

  1. Экскурсия в мини-музей ДОУ на

тему: «о подвигах, о доблести, о славе»

  1. Встреча с ветераном ВОВ

IV

Там, где погиб

неизвестный солдат

Воспитывать интерес к

истории своего края, его мужественных защитниках и их подвиге. Объяснить, что народ с благодарностью чтит

память защитников края

1.Слушание песен военных лет

Рассматривание фотографий родных, которые были на войне или служили в «горячих точках»

МАЙ

Тема: «Что мы узнали о своём крае?»

I

Игра-викторина

«Мой край»

Определить как дети усвоили

знания о своём крае

II

Грамотный

краевед

Совершенствовать и

систематизировать знания о  Мордовском крае

Развлечение «С чего начинается

Родина?» (с участием родителей)

III-IV

ДИАГНОСТИКА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Форм занятий планируемых по каждой теме или разделу.

Основные формы и способы работы с детьми

  • Тематические занятия
  • Беседы
  • Экскурсии
  • Викторины
  • Познавательные минутки
  • Дидактические игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Подвижные игры
  • Физминутки

2.Приемы и метод организации

Обогащение словаря, усвоению грамматических конструкций, развитию связной речи способствуют методы и приемы, как:

- рассматривание предметных и сюжетных картинок и беседа по ним;

- рассматривание картин, иллюстраций;

- водные беседы и рассказы воспитателя на русском языке с применением мордовских слов, когда дети называют предмет, их признаки или действия, отвечают на вопросы воспитателя или сами задают их.

Цель этих методов и приемов- добиться коллективной активности детей, воспитывать привычку соучастия, состоянию внутренней активности при ответе на вопрос, обращенный не только к одному ребенку, но и к другому.

Наглядные методы:

Экскурсии, целевые прогулки

Наблюдения

Показа сказок( педагогом, детьми)

Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций

Проведение дидактических игр

Словесные методы:

Чтение литературных произведений;

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

Проведение разнообразных игр( малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.)

Загадывание загадок.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Алёшина Н.В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» (патриотическое воспитание). М., 2011.

2.Антонова Е.А. «Как научить детей любить Родину». М., 2005.

3.Дыбина О.В. «Ребёнок и окружающий мир». М., 2010.

4.Зацепина М.Б. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду». М., 2010.

5.Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание

дошкольников» / методическое пособие. М. , 2009.

6.Микляева Н.В. «Инновации в детском саду»/ пособие для воспитателей. М., 2008.

7.Ривина Е.К. «Государственные символы России»/ материалы для

занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2009.

8.Шангина И.И. « Русские дети и их игры. – СПб., 2000.

9.«Я люблю посёлок тихий этот….»// газета «Знамя труда» - 12.10.2004.

10.Белавина И.Н. «Планета – наш дом», М., 1995 г.

11. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми» Воронеж 2002 г.

12. Николаева С. Н. «Как приобщить ребѐнка к природе», М., 1995 г.

13. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в д/саду», М., 1999 г.

14. Николаева. С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М., 1995.

15. Планета Земля. Энциклопедия. М., 2001 г.

16. Черкасова М. В. «Они должны жить» Москва 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейное краеведение в ДОУ на примере создания мини-музея "Краевед" в подготовительной группе

В статье представлен опыт работы по созданию краеведческого мини-музея  в подготовительной группе детского сада.  Даны рекомендации по организации работы в мини-музее с детьми дошкольного во...

Рабочая программа кружка «Юный краевед»

   Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и при...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристской деятельности

Презентация на тему "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристской деятельности" Из опыта работы...

Конкурс-викторина "Юные краеведы"

Закрепление знаний детей о родном городе...

дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Маленькие краеведы"

«Маленькие краеведы» дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности для детей 5-7 лет...

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством кружковой работы "Юные краеведы".

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны ...

Кружок "В гостях у деда Краеведа!"

Перспективный план кружка...