3.1 Проект "Когда мои друзья со мной"
методическая разработка
Цель проекта: вызвать у детей интерес к коммуникативным танцам-играм, обогатить их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения; научить самостоятельно их организовывать.
Задачи проекта:
1. Создать условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.
2. Показать детям разнообразные игры на формирование коммуникативных навыков и социального доверия и научить организовывать их самостоятельно.
3. Познакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_moi_druzya_so_mnoy.docx | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
детский сад «Аленушка»,
структурное подразделение МБОУ «Бочкаревская СОШ»
Паспорт
проекта
«Когда мои друзья со мной»
(Коммуникативные танцы-игры как средство социализации дошкольников)
Автор проекта:
Музыкальный руководитель
Быковская Е.А.
с. Бочкари
2020г.
Информационная карта
Наименование проекта | «Коммуникативные танцы-игры как средство социализации дошкольников» |
Автор проекта | Быковская Елена Анатольевна, музыкальный руководитель детского сада «Аленушка», структурного подразделения МБОУ «Бочкаревская СОШ» |
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта | Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том, что он направлен на развитие эмоционально-личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения видеть окружающих людей и сопереживать им, овладевать разнообразными навыками общения с окружающим миром и методами саморегуляции. Для меня как педагога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить, принимать себя таким , какой ты есть. |
Цели и задачи проекта | Цель проекта: вызвать у детей интерес к коммуникативным танцам-играм, обогатить их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения; научить самостоятельно их организовывать. Задачи проекта: 1. Создать условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения. 2. Показать детям разнообразные игры на формирование коммуникативных навыков и социального доверия и научить организовывать их самостоятельно. 3. Познакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации. |
Краткая аннотация содержания проекта | Данный проект на доступном уровне знакомит детей с коммуникативными танцами-играми, обучает их пониманию себя и умению «быть в мире с собой», развивает навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; вырабатывает у дошкольников положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья» - девиз этого проекта. |
Сроки выполнения проекта | 2019-2020 уч.г. |
Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта | Проект реализуется на базе детского сада «Аленушка», структурного подразделения МБОУ «Бочкаревская СОШ» Материально-техническая база: - музыкальный зал; - атрибуты для коммуникативных игр; - методическая литература; - наглядный материал; - картотеки коммуникативных игр; - ИКТ (музыкальный центр, компьютер). Проект не предполагает материальных затрат. |
Актуальность проекта
«Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
Практически в каждой группе разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, сорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Взрослые иногда не подозревают о той гамме чувств и отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Именно поэтому в настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является проблема развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями, другими людьми.
Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка, самоконтроль, организованность и адекватные межличностные отношения. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Коммуникативная игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, поэтому в своей работе я использую именно коммуникативные игры. В них ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам , сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Коммуникативные игры являются неотъемлемой частью социально - нравственного воспитания дошкольников. Имея нравственную основу, они учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем. Коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, являются активным средством социализации старших дошкольников.
Коммуникативные игры актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в быт овых жизненных ситуациях. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а так же в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.
Мой проект направлен на привлечение внимания ребенка к самому себе и окружающим его людям. Участие в проекте убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они должны стать полноправными его участниками.
Тип проекта: информационный, игровой.
Направление: социальный
По продолжительности: долгосрочный.
По количеству участников: дети среднего и старшего дошкольного возраста
Участники проекта: музыкальный руководитель, дети всех возрастов родители.
Сроки реализации проекта: 2019-2020 уч.г.
Проблема.
По результатам наблюдения за детьми на музыкальных занятиях и диагностики стало ясно, что формирование у детей способов бесконфликтного общения является очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе наблюдений за дошкольниками я отметила их неумение понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера. Кроме этого я поняла, что не все педагоги групп знакомы на достаточном уровне с теоретическими и практическими основами развития коммуникативной деятельности детей; родители не всегда могут помочь своему ребенку благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации.
Гипотеза.
Я считаю, что знание и активное использование детьми коммуникативных танцев-игр приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой дети приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию их личности и подготовки к дальнейшей жизни; педагоги и родители приобретут необходимые навыки общения с детьми старшего дошкольного возраста, повысят свой уровень психологических знаний и научатся понимать «маленьких людей».
«Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.
Цель проекта: вызвать у детей интерес к коммуникативным танцам -играм, обогатить их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения; научить самостоятельно их организовывать.
Задачи проекта:
1. Создать на музыкальных занятиях условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.
2. Показать детям разнообразные игры на формирование коммуникативных навыков и социального доверия и научить организовывать их самостоятельно.
3. Познакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации.
Этапы реализации проекта.
Этапы | Содержание деятельности |
I этап Организационный | 1.Изучение методической литературы. 2. Составление перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения. 3.Подборка коммуникативных танцев-игр, коммуникативных игр в соответствии с возрастом детей. 4.Создание развивающей среды в музыкальном зале (изготовление атрибутов для коммуникативных игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (создание альбома «Игры с детьми и взрослыми » (Приложение ). 5.Игровые задания для домашнего общения. Использование данного вида деятельности позволит вычленить наиболее «наболевшие» вопросы, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития. 6.Консультация родителей по теме: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой? » 7..Консультации педагогов по теме «Психогимнастика как средство социализации дошкольников» 9.Организация и проведение мастер-класса с педагогами на тему «Коммуникативные танцы-игры» |
II этап Практический | 1.Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, др. 2.Обучение детей организации коммуникативных танцев-игр в свободной деятельности. 3.Организация и проведение развивающих занятий по теме проекта |
III этап. Заключительный | 1.Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные танцы-игры как средство социализации дошкольников» - участие в международном конкурсе Выготского |
Методы и формы:
-организованная совместная деятельность с детьми, гимнастика, праздники и развлечения, самостоятельная деятельность детей, ИКТ технологии, беседы, дидактические музыкальные игры, тренинги в парах.
1. Наиболее часто используемый прием – музыкально-игровой. Особенности его заключаются в том, чтобы воображаемая игровая ситуация создается перед танцем.
Например: танцы: «Танец роботы и звездочки».
2.Элементы психогимнастики для отражения отдельных черт характера и эмоциональных состояний – этюды на выражение эмоций, показ невербальных средств общения.
Например:
Танцы «Как хорошо с тобой танцевать», « поссорились –помирились»
«Боюсь - не боюсь» и др.
3.Поисковый метод – проблемная ситуация человеческого общения.
Например:
« Танцуем как … зайка ( неуверенность ; волк (агрессивность); медведь (уверенность) и др.
4.Прием сравнения средств выразительности:
Танцы – импровизация: « Чья пара пляшет лучше?», «Чей хоровод дружнее?»
5.Психологические техники.
Парные упражнения «Приветствия»
Коллективные - « Давайте поздороваемся», «Хоровод с воротцами»
Прием – отзеркаливание (танцы по типу «Зеркало»).
Ожидаемые результаты проекта.
Прогнозируемый результат:
У дошкольников формируется:
1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.
2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности.
3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:
- видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
- согласовывать своё поведение с поведением других детей;
- видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
- помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
- свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере
У педагогов повышается:
- профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;
У родителей повышается:
- образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).
Продукты реализации проекта:
- Разработка тематических бесед и консультаций по теме « Коммуникативные игры с детьми и взрослыми»;
- Составление картотеки коммуникативных игр.
- Участие в конкурсе Выготского
Заключение: ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна.
В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают
радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз и т.д. Все это дает прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.
Итак, коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности.
Литература.
1. Л.С.Выготский. «Психология искусства».
2. Л.А Мазель. «Строение музыкальных произведений».
3. В.В.Зеньковский. «Психология детства».
4. Л.В.Чернецкая. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников». Ростов – на Дону. 2012.
6. А.И.Шипицына. «Азбука общения». 2003.
7. А.И.Буренина. «Коммуникативные танцы – игры». Санкт-Петербург. 2004г.
8. А.Ганнушкина. «Проблемы коммуникативного поведения дошкольников» М.2013г.
9. Алексеев. «И танцы лечат». Ст. ж. «Обруч» №3 – 1998г.
10.Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Когда мои друзья со мной». В мире доброты.
Цель: Продолжать знакомить с культурой общения детей старшего дошкольного возраста; внушать необходимость уважительного отношения к окружающим; углублять представление детей о доброте как о ценн...
Занятие «Когда мои друзья со мной»
Занятие о дружбе....
Сценарий развлечения в средней группе "Когда мои друзья со мной"
Задачи:расширять представление детей о влиянии благоприятного психологического состояния (хорошее настроение, оптимизм, чувство юмора, доброжелательность) на здоровье чел...
Презентация "Когда мои друзья со мной"
С использованием личностно- ориентированных технологий, для старшего возраста...
Конспект по образовательной области "Социализация" в среднем дошкольном возрасте на тему "Когда мои друзья со мной"
Конспект по образовательной области «Социализация» в среднем дошкольном возрасте на тему: «Когда мои друзья со мной»...
Совместная деятельность с детьми в средней группе.Тема: "Когда мои друзья со мной"
Умение устанавливать и сохранять со свертниками доброжелательные отношения-важное коммуникативное качество,которое помогает дошкольнику познавать мир,комфортно в нём себя чувствовать,развивать свой ум...
"Когда мои друзья со мной"
Занятие по социально-личностному развитию, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками. Изучение "Правил дружбы", которые дети должны усвоить, чтобы общать...