Конспект НОД "Настроение и музыка" в подготовительной группе
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Быковская Елена Анатольевна

Образовательная область:  «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа:   подготовительная 

Тема занятия: тематическое занятие «Настроение и музыка»

Тип занятия по содержанию: закрепление и творческое применение знаний, умений и навыков.

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством  различных видов музыкальной деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детский сад «Аленушка», структурное подразделение МБОУ «Бочкаревская СОШ»

                                                                                                    Конспект

непосредственно - образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

 «Настроение и музыка»

( образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

                                                                                                                                                                                              Музыкальный руководитель:

                                                                                                                                                                                              Быковская Елена Анатольевна

   Педагогический стаж – 24 года

2021г.

Технологическая карта занятия (НОД)

Педагог (ФИО): музыкальный руководитель Быковская Елена Анатольевна        

Образовательная область:  «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа:   подготовительная  

Тема занятия: тематическое занятие «Настроение и музыка»

Тип занятия по содержанию: закрепление и творческое применение знаний, умений и навыков.

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством  различных видов музыкальной деятельности

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение исполнять знакомые движения в импровизации.

Обогащать музыкальные впечатления детей, подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией.

Расширять словарный запас, словарь чувств, эмоций и ассоциаций.

Побуждать к самостоятельной импровизации движений, подчиненных определенному образу.

Развивающие:        

Создать условия для:

-развития музыкальных способностей, навыков исполнения знакомых танцев, песен;

-развития умения играть в музыкальные игры, действовать по музыкальному сигналу, побуждать к самостоятельной импровизации движений, подчиненных определенному образу;

-развития познавательного интереса, мыслительной активности, воображения;

-развития певческих навыков, ритмического слуха, тембрового слуха, интонации.

Воспитывающие:

Воспитывать культуру музыкального слушания произведений.

Воспитывать инициативу и творческие способности у детей.

Воспитывать культурные навыки, эстетический вкус в передаче образов.

Планируемые результаты:

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе  занятия (мероприятия, занятия)

Предметные:

  • дошкольники  учится движениями и мимикой передавать характер музыки, правильному дыханию во время пения
  • дошкольники  закрепляют умение координировать свои движения, пение, речь под музыку.

Личностные:

  • формирование познавательной и социальной мотивации
  • научится взаимодействовать в парах и со всей группой, почувствует собственную значимость, приобретет умения прийти на помощь другу, педагогу
  • совершенствование навыков сотрудничества с педагогам и детьми
  • заинтересованность участие во всех видах деятельности на занятии.
  • Межпредметные:
    интеграция ОО «Познавательное развитие», «Социально –коммуникативное  развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие «Речевое развитие».

УУД

регулятивные УУД:

  • становление активной субъектой позиции в совместной деятельности, осознание включенности в общую работу, принятие нравственности норм и правил совместной деятельности. 
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию педагога.
  • осознавать и управлять своими эмоциями

Познавательные УУД

  • Повышение кругозора дошкольника
  • Повышение познавательной активности, развитие внимания, творческого воображения, фантазии
  • Формирование умения делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные УУД

  • Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками, взаимодействие в парах, группе
  • Владение невербальными средствами общения ( мимика, жесты, движения)
  • Развитие устной речи

Предварительная работа: беседы по теме занятия; разучивание песен, танцев.

Материально-техническое обеспечение

Наглядный материал:

Пиктограммы, цветы разного цвета, шарфы разного цвета

Технические средства:

 Музыкальный центр, пианино, цифровые носители

Аудиозаписи/нотные партитуры:

 «Облака» В.Шаинский

«Полька» литовская народная мелодия

«Звуки природы»- музыка для релаксации

«Песенка-чудесенка» М.Протасова

«Вечерняя серенада» Ф.Шуберта

Используемые технологии: метод моделирования художественно-творческого процесса;

здороьесберегающие технологии; «элементарное музицирование»; элементы логопедической ритмики, игровые технологии, технология развития музыкального движения «Ритмическая мозаика» (импровизационные движения, игроритмика, игротанцы).

В работе с дошкольниками преобладали  игровые и практические, наглядные методы в сочетании со словесными. Продумывалось чередование видов музыкальной деятельности для снижения утомляемости детей.

Этап, его продолжительность

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Примечание. Предполагаемый результат.

Психологический настрой  2 -3 мин

(Создание атмосферы психологической безопасности)

Звучит музыка «Вечерняя серенада» Ф. Шуберта Дети входят в зал.

-  Здравствуйте, ребята! Какое чудесное утро! Ребята, вы обратили  внимание, какая музыка пригласила вас сегодня на музыкальное занятие?

- А у меня сегодня не такое настроение, которое изобразил в своем произведении композитор, оно более радостное, веселое, приподнятое, потому что я очень рада видеть вас!

Я предлагаю пропеть наше музыкальное приветствие, где музыка говорит нам, здравствуйте!»

Звучит музыкальное упражнение -приветствие

«Музыка, здравствуй!» (Слова и музыка М. Лазарева)

Проявляют интерес. Вовлекаются в предложенную ситуацию

Приветствие, участие в игре.

 Рассуждения детей о музыке.

Дети: «Музыка была спокойная, тихая, задумчивая, нежная, мягкая, светлая».
 Дети образуют круг.

Коммуникативная игра

Утро начинается (идут по кругу, взявшись за руки.)
Вместе мы встречаемся – (останавливаются, покачивая головой.)
Мы друг-другу рады, - (сужают круг,)
Все друг-другу рады. – (расширяют круг.)
Игорь, Коля, Владик здесь? - Здесь!
Соня, Таня, Лика здесь? - Здесь!
Возьмемся за руки и вместе скажем:
«Здравствуй, друг, вот и я!
Мы хорошие друзья!»

Психогимнастика (настрой детей  на занятие)

 Музыкальный фон «Вечерняя серенада» Ф.Шуберта (Ритмическая мозаика).

Коммуникативная игра

Музыкальное упражнение -  приветствие  «Музыка, здравствуй!» (Слова и музыка М. Лазарева)

 

Пропевают слова игры-приветствия; соблюдают

ритмический рисунок каждой фразы;

Игровая  технология

Коммуникативная игра

Индивидуальная работа

 Проговаривание ритма своего имени.

Психологическая

 готовность

Вводно-организационный.    1-2мин

( организация направленного внимания)

Ребята, а с каким настроением вы сегодня пришли на занятие? Давайте каждый из вас определит свое настроение с помощью цвета. Какого оно у вас сейчас цвета?

(Задание выполняется по кругу. Предлагаются цветы разного цвета)

Введение в тему занятия с помощью, беседы о настроении в музыке.

Ответы детей.

Включаются в занятие.

Беседа

Игровое упражнение

Формальная готовность к действию, привлечение произвольного  внимания

Мотивационно-побудительный.  1-2мин

(формирование интереса к содержанию НОД)

Ребята, у меня для радости есть причина.

-Мы отправляемся в путешествие в удивительную страну  и берем с собой хорошее настроение. Но на чём же мы отправимся в путешествие? Давайте отправимся на волшебных облаках, которые бывают разные – маленькие и не очень, большие и очень большие. Вот и нам по пути будут попадаться облака разной величины, будьте внимательны!  

А для начала постарайтесь  запомнить и передать ритм другу

Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

 

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Передают ритм. впередистоящему.

Музыкально-подвижное упражнение «Облака»

Детям предлагается по музыкальному сигналу распределиться на пары, тройки, несколько кругов, большой круг

Воображаемая ситуация

Беседа

Разъяснение педагога о ритме.

 Коллективно-распределенная деятельность

Музыкально–дидактический прием

«Передай ритм»

Учит слышать друг друга

Игровое упражнение

Придание личной значимости предстоящей деятельности

Внутренняя мотивация на деятельность

Получение нового игрового опыта

Актуализация.  5мин. 

(актуализация имеющихся знаний, представлений по теме. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в расширении имеющихся знаний, умений)

Вот мы и прилетели в удивительную страну. страну и нас встречают жители!

(обратить внимание на ширму и картинки-пиктограммы)

Посмотрите внимательно на жителей страны, какое у них разное настроение. Как вы думаете, что с каждым из них произошло или могло произойти?

.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное.

Дети доказывают свою точку зрения.

Задают и отвечают на вопросы.

Демонстрация наглядных пособий (пиктограмм)

Беседа

                                                                                    2   Основная часть занятия

Расширение имеющихся представлений(15 мин.)

(расширение, закрепление объема знаний и представлений о взаимосвязи настроения и музыки)

 

Давайте все вместе сочиним небольшую сказку про всех жителей по порядку. У меня в руках мяч, я начну сказку, а вы продолжите. (мяч передается по кругу, каждый у кого мяч в руках добавляет своё предложение)

Давайте подарим жителям страны хорошее настроение, исполним для них парную польку.

Напоминаю последовательность движений.

- Ребята, во время танца, мы незаметно очутились на цветочной поляне. Посмотрите, какие интересные цветы вокруг нас и у каждого из них своё настроение. Возьмите каждый по 3 цветка и приготовьтесь слушать музыку, они нам помогут определить характер музыкальных пьес.

 - Ребята, как вы думаете, почему некоторые цветы на поляне грустные?

(ответы детей)

Мне кажется, потому что на них редко садятся бабочки. Давайте мы превратимся в легких бабочек и полетаем над цветочной поляной.

Ребята, а сейчас нужно пройти и сесть на стульчики.

А сейчас мы еще порадуем жителей удивительной страны. Как вы думаете? На нашем музыкальном занятии что еще может улучшить наше настроение? ( песня)

Напоминаю детям о певческой позе, об осанке.

Упражнение на развитие музыкального слуха и голоса «Вот иду я вверх, вот иду я вниз. Топ-топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ-топ!».

Упражнение выполняется с различными заданиями. Надо спеть: грустно, весело, хмуро, ласково, сердито, протяжно, в быстром темпе и т.п.

«Жители волшебной страны»

детское сочинительство

дети с помощью педагога сочиняют сказочную историю, основываясь на карточки – пиктограммы.

Парный танец «Полька»

Дети самостоятельно распределяются на пары, встают по линии танца.

В ситуации, когда ребенок остается без пары, в танец включается воспитатель группы

Для определения характера музыки используется дидактическое пособие «3 цветка»

Выбирают цветок, соответствующий характеру музыки.

«Бабочки»

Педагог просит детей «превратиться» в бабочек и показать их жизнь в соответствии с его рассказом. Упражнение проводиться под музыкальное сопровождение «Звуки природы»

Во время упражнения воспитатель убирает грустные цветы с поляны, меняя их на веселые.

 

Ответы детей.

( веселая песня)

«Пение» знакомой песни

«Песенка-чудесенка» М. Протасова

Детское сочинительство

Игровые и занимательные приемы

Словесный метод

Слушание музыки

Танцевально-игровое творчество

Упражнение «Бабочки»

Фонопедическое упражнение «Вот иду я вверх…»

Усвоение понятий, формирование представлений ,навыков и т.п. Овладение способами самостоятельно действовать

совершенствование опыта внешнего проявления эмоций, самобытность эмоционального самовыражения с помощью пластических этюдов.

Подготовка артикуляционного аппарата к пению

Заключительная часть занятия

Релаксация (1,5 мин)

Ребята, я думаю, пришло время открыть «коробочку настроений», которую оставили нам жители удивительной страны.

Предлагаю заглянуть в коробочку и взять шарфы такого цвета, какой вам нравится.

Танец импровизация с разноцветными шарфиками.

Ваше доброе, ласковое, веселое настроение стало разноцветным.

А теперь, попробуем

отдохнуть и исполнить танец с  цветными шарфиками.

-А сейчас накиньте шарфы на плечи.

Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Оно спустилось с небес и ждет вас. Прыгните на него. Облако белое и нежное, похожее на мягкую гору из пушистых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. … Белое облако, доставляет вас назад, на ваше место. Спуститесь с облака и понаблюдайте, как оно медленно тает в воздухе. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза.

Дети вынимают и коробочки цветные шарфики . Цвет шарфика определяют сами  в зависимости от своего эмоционального состояния.

 

Импровизируют от своего эмоционального состояния по музыку.

Релаксация «Путешествие на облаке».

Сюрпризный момент;

Индивидуальная работа;

Каждый самостоятельно выбирает траекторию  движения;

Использование технологии

Многоаспектность применения

тканевых материалов (сенсорный, терапевтический, коммуникативный)

Здоровьесберегающая технология (упражнения на релаксацию  использована для всей группы и в работе со следующими детьми):

·гиперактивными,

·склонными к агрессивному поведению,

·застенчивыми

Выстраивание отношения к происходящему, проживание ситуации;

Определение эмоционального состояния

Рефлексия  (1,5 мин)

( подведение итогов , формирование элементарных навыков самооценки)

Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Давайте посмотрим: изменилось ли оно к концу занятия ( дети как и вначале занятия определяют его с помощью цвета)

Что нового для себя узнали?  Чему научились? Что запомнилось больше всего?

Муз. рук. Скажите, ребята, вам сегодня было весело? Ребята, а музыка может повлиять на настроение?

Я вам желаю, чтобы у вас было всегда веселое настроение.

Упражнение чудное прощание.. Ребята пришло время сказать друг другу до свидания, давайте сделаем это необычным способом.  
Дети прощаются своим интересным способом, с помощью тела. (руки, ноги, плечи и т.д)

Дети высказываются по поводу полученной информации,  своего эмоционального состояния

Беседа

Индивидуальная работа

Упражнение «Чудное прощание»

Выражение своего отношения к занятию. Может оценивать свои действия, настроение, осмыслить результат занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Конспекты занятий по ознакомлению с творчеством П.И. Чайковского...

План-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Конспекты занятий по ознакомлению с творчеством П.И. Чайковского...

План-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Конспект занятий по слушанию музыки  П.И.Чайковского...

Конспект занятия по музыке, подготовительная группа

Конспект занятия по музыке, подготовительная группа...

"В гости к Фее музыки" план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

quot;В гости к Фее музыки"план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)...

"Загадочные существа" план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

quot;Загадочные существа"план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)...

Образовательная деятельность Художественно- эстетическое развитие (Музыка) «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей 6-7 лет через песни военных лет».конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Реализация содержания программы в образовательных областях : познавательное, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.Виды детской деятельности: восприятие художест...