Статья "Проектная деятельность в работе с родителями и детьми, имеющими общее недоразвитие речи"
статья (подготовительная группа)
Применение проектной деятельности проектирования в работе с родителями и детьми, имеющими общее недоразвитие речи, позволяет оптимизировать логопедическую работу с детьми, повысить её эффективность и продуктивность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Проектная деятельность в работе с родителями и детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Автор: Калмыкова Юлия Владимировна, педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад № 73 Приморского района Санкт-Петербурга
Формы работы с родителями и детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Выстраивание взаимоотношений между детским садом и семьями воспитанников может происходить в различных формах, но целью всегда является формирование отношений, основанных на взаимном доверии между педагогами и детьми, педагогами и родителями, детьми и родителями [Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2308/ (дата обращения: 05.10.2021)]. Существующие формы взаимодействия можно условно разделить на традиционные и современные.
Традиционные формы делятся на группы непосредственного общения и опосредованного общения. Первая группа в свою очередь мотет быть коллективной (консультации для родителей, собрания, конференции) и индивидуальной (личные беседы, консультации). Вторая группа представляет из себя непрямое общение в виде наглядных материалов (объявления, стенды, листовки, папки-передвижки).
На данный момент, одновременно с традиционными формами взаимодействия все чаще применяются современные:
Наглядно-информационная форма направлена на информирование родителей воспитанников. Наглядно-информационная форма может носить информационно-ознакомительную (ознакомить с работой детского сада, его сотрудниками) и информационно-просветительскую (расширение представлений родителей о воспитании и развитии ребёнка).
Информационно-аналитическая форма ориентирована на выяснение и установление образовательных потребностей семей путем ознакомления с особенностями, интересами и требованиями семей. Информационно-аналитическая форма представляет особую ценность при выборе способов взаимоотношений с каждой семьей.
Досуговая форма применяется для выражения совместной деятельности ребенка с семьей при организации выставок совместного творчества, семейные мероприятия, досуги, праздники, викторины.
Познавательная форма призвана расширять педагогический опыт и знания родителей о возрастных особенностях ребёнка. На практике познавательная форма чаще всего реализуется в виде родительских собраний.
В настоящее время в педагогическую практику активно внедряются инновационные формы взаимодействия. Одной из таких форм можно назвать проектную деятельность. Активное развитие информационных технологий затрагивает практически каждую современную семью и естественным образом включается в работу дошкольных образовательных учреждений.
Определение понятия «проектная деятельность»
Среди определений понятия «метод проектов» можно выделить следующие:
Н. А. Виноградова говорит, что «метод проектов является способом организации педагогического процесса, который основан на взаимодействии взрослого (педагога) и ребенка (воспитанника), способом взаимодействия с окружающей средой, систематизированной практической деятельностью по достижению поставленной цели».
М. В. Чанова определяет метод проектов, как «систему обучения, модель организации учебного процесса, ориентированную на развитие личности ребенка, его творческих качеств и умственных способностей через самореализацию».
Е. С. Полат считает, что метод проектов является комплексом приемов и действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
И. С. Сергеев описывает метод проектов, как «метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении».
По мнению Л. Л. Тимофеевой, метод проектов представляет из себя «педагогическую технологию, ядром которой является самостоятельная познавательная, исследовательская, творческая, игровая, творческая и продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты».
Определение понятия «общее недоразвитие речи»
Понятие «общее недоразвитие речи» можно характеризовать как речевую патологию, возникающую у детей с первично сохранным интеллектом и слухом, которая выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы, а именно: грамматики, фонетики, лексики и, как результат, связной речи. Общее недоразвитие речи имеет место быть не только как самостоятельная патология, но и как следствие иных нарушений: алалии, дизартрии, ринолалии и др. В том случае, если несформированными оказываются фонематическое восприятие, звукопроизношение, грамматический строй речи, словарный запас, в соответствии с возрастной нормой, такой дефект речи можно назвать самостоятельным или «чистым».
Профессор Р.Е. Левина, при изучении тяжелых речевых расстройств, определила и описала группу детей в которой наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. Согласно ее исследованиям у детей данной категории, в большей или меньшей степени можно выделить следующие нарушения:
- произношение и различение звуков,
- плохое усвоение навыков образования и изменения слов,
- низкий уровень словарного запаса.
В результате у таких детей страдает связная речь. Р.Е. Левина дала определение данному нарушению – «общее недоразвитие речи»
Преимущества проектной деятельности в работе с родителями и детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Применение проектной деятельности проектирования в работе с родителями и детьми, имеющими общее недоразвитие речи, позволяет оптимизировать логопедическую работу с детьми, повысить её эффективность и продуктивность.
Как показывает практика, использование в образовательной деятельности метода проекта не только возможно, но и необходимо. Как раз такие дети, может, даже больше остальных нуждаются в применении в работе с ними проектного метода, который позволяет повысить интерес к усвоению предложенного материала, мотивирует их на познавательную активность, так как они, зачастую, снижены у детей с нарушениями речи [Бочарова, Е. Н. Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО / Е. Н. Бочарова, И. А. Дубяга. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1137/ (дата обращения: 08.12.2021)].
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми (с педагогами и родителями) и сверстниками, дошкольники с недоразвитием речи обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, общаться с окружающими.
Проектная деятельность в организации коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками, имеющими нарушения речи может использоваться педагогом и с другими целями:
- для установления контакта с ребенком;
- пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;
- сплочения группы детей, участвующих в выполнении задания;
- сближение с родителями воспитанников.
Метод проектной деятельности становится все более актуальным и эффективным в организации коррекционного процесса с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Дети открываются родителям с новой стороны, ребенок оказывается интересен им, поскольку начинает выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется необычным содержанием, приобретает иной смысл. Взрослые замечают, как у детей активизируются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к выполнению заданий вырабатывает положительное отношение к занятиям, улучшает эмоциональный фон, поднимает общую активность, позволяет вырабатывать устойчивые формы поведения. Повышается психолого-педагогическая грамотность и самих родителей: они могут знакомиться с методами и приёмами коррекции речевых нарушений, их ролью в развитии ребенка и применять данный практический опыт в семейном воспитании. Грамотная организация речевой среды дома обеспечивает закрепление навыков, полученных на занятиях, введение их в свободную речь и использование их в различных ситуациях общения.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
Помимо названых преимуществ проектная деятельности в работе с родителями позволяет:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии, надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и...
Оздоровительная и коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
В статье представлен метод совместной работы инструктора по физкультуре и воспитателя логопедической группы, по посещению купальни детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Посещение бассейна...
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Консультация для родителей...
«Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.»
Общее недоразвитие речи проблема достаточно распространенная. Особенно часто это явление встречается у детей дошкольного возраста. Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимо правильно пост...
Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...
Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)
Согласно ФГОС познавательно-исследовательская деятельность выделена, как самостоятельное направление.Учитель-логопед ищет новые возможности организации коррекционной...
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 1-2 уровня.
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 1-2 уровня....