Самообразование на 2021 - 2022 уч. год
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида №5 «Колосок»
МБДОУ № 5
Материалы по самообразованию
Суетина Елена Михайловна
1 категория
Тема: «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Сроки реализации: 2021-2022 учебный год
г. Канск
Актуальность.
«Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов» (Борис Павлович Никитин).
Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания. Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы ни замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.
Цель: Повышение теоретического, научно-методического уровня, своего профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
- Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.
- Подбор и систематизация развивающих игр в соответствии с их направленностью на формирование тех или иных познавательных способностей детей дошкольного возраста.
- Создать условия для реализации программы через пополнение предметно-развивающей среды
- Повысить интерес родителей к развивающим играм через организацию
активных форм работы родителей с детьми.
Задачи работы с детьми:
Создать условия для развития логического мышления у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
- Развивать игровой опыт каждого ребенка через развивающие игры.
- Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы.
- Развивать представление о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация).
- Развивать логическое мышление, воображение, любознательность, внимание, память.
- Развивать умение работать в коллективе сверстников.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы. - изучение интернет ресурсов; - ознакомление с публикациями в печатных изданиях Изучение статей, методики и технологий педагогов в Интернете. | Сентябрь - май | Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., Просвещение, изд. 3-е доп. 1989, Е.А Носова «Логика и математика для дошкольников» Изд. Детство – пресс» 200о г. Танграм своими руками (схемы, игры) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.7gy.ru/detskoe-tvorchestvo/podelki/694-tangram.html Сайт семь Никитиных Уникуб (У) http://nikitiny.ru/unikub
| Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Сентябрь- май | Игра «Сложи квадрат» | Разложить квадраты по цвету. Индивидуально |
Сентябрь – май | Игра «Танграм» Упражнять детей в умении составлять изображения по образцу и замыслу. | Индивидуально, работа в парах. НОД (картотека заданий) | |
Сентябрь – май | «Сложи узор» Кубики Никитиных Игры с «Уникубом» «Кубики для всех» | Индивидуально, работа в парах (картотека заданий) | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математике для математического уголка | Создание уголка «Занимательная математика» |
Октябрь – май | Наглядная информация | Буклеты, консультации, папки-передвижки | |
Октябрь | «Игры, развивающие познавательную активность детей» | Консультация | |
Ноябрь | Развивающие игры по методике Никитина | Папка – передвижка Консультация | |
Январь | Как играть в игу «Сложи узор» (Кубики Никитиных) | Папка – передвижка Консультация | |
Март | Игры с «Уникубом» | Папка – передвижка Консультация | |
Самореализация | Сентябрь-октябрь | Разработка методических материалов по теме. Организация предметно - развивающей среды. | Оформление центра «Занимательная математика» |
В течение года | Проведение занятий, с использованием игр. | Танграмм | |
Май | Отчет по теме самообразования | Выступление на итоговом педсовете. | |
Ожидаемый результат самообразования:
- Повышение своей компетенции в вопросах формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
- Разработка и проведение консультаций с родителями, обобщение опыта по исследуемой теме.
- Сообщения, выступления на педагогическом совете.
- Подобрана и изучена литература;
- Создана развивающая предметно- пространственная среда
- Разработан перспективный план использования развивающих игр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на 2021-2022 год.
laquo;Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей»....
План работы по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств посредством изобра
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Усть – Юганская средняя общеобразовательная школа» План работы по самообразовани...
План работы по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год
laquo;Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ для формирования у дошкольников познавательной активности»...
план самообразования учебный 2021-2022 год
Тема: «Опытно — экспериментальная деятельность дошкольников 3 - 4 лет»Актуальность темы:Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного веду...
План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год
laquo;Информационно-компьютерные технологии в дошкольном образовании»....
Программа по самообразованию на 2021-2022 учебный год по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
quot;Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, это источник любви к Родине...Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсе...
План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»
Цель: Повышение профессионального уровня в вопросе духовно – нравственного воспитания детей раннего возраста посредством русских народных сказок....