План самообразования на 2021-2022 год.
методическая разработка (младшая группа)
«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_21-22god.docx | 37.28 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей».
Воспитатель: ВКК
Чистова Е.А.
Воронеж 2021г.
Ф.И.О. педагога: Чистова Екатерина Александровна
Специальность: (должность) воспитатель
Образование: высшее.
Стаж педагогической работы: 14 лет
Квалификационная категория: ВКК
Тема: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей».
Цель: повышение профессиональной компетенции в работе с детьми, формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Задачи:
-Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (развивать творческое воображение ,проявление творческой активности);
- Приобщить дошкольников к театральной культуре (познакомить с обстановкой театра, театральными жанрами ,с разными видами кукольных театров);
-Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, ФГОС дошкольного образования;
-Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности ,свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе;
-Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника;
-Проанализировать литературу по данной теме;
- Изучить литературу по улучшению предметно – развивающей среды в группах;
-Подобрать, изучить и изготовить дидактический материал по теме самообразования для организации самостоятельной деятельности детей.
Сроки программы: Программа рассчитана на 4 года (сентябрь 2021 г - май 2025 г.) Предполагаемые результаты:
В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появится возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать ,воплощать свои фантазии в реальные образы.
Будет развиваться связная речь, произойдет обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей детей (интонационное проговаривание ,эмоциональный настрой ,мимическую выразительность, навыки имитации);развитию психологических процессов (мышление, память, речь, внимание, воображение, фантазия); личностных качеств (дружеские ,партнерские взаимоотношения , коммуникативные навыки , любовь к животным) .
Способ демонстрации результата проделанной работы:
Презентация результатов работы перед пед. коллективом, выступления детей перед младшими дошкольниками, информация для родителей.
Форма отчета по проделанной работе:
Показ открытого мероприятия. Выступление на педсовете.
Введение.
Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.
Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка! Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку . Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:
- сформировать правильную модель поведения в современном мире;
-повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
-познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
-совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием из детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?
-Недостаток учебного времени, т.е. общая загруженность воспитателей.
- Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
-Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
- У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
- Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.
-Невмешательство взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра. Однотипный набор шапочек - масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из - за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей. Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации | Предполагаемые результаты |
Профессиональное | -Изучить новые программы и книги, ФГОС дошкольного образования. -Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. | 2021-2025 | Повышение собственного профессионализма. |
Психолого - педагогические | - Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | Регулярно. | Совершенствование свои знания в области детской психологии. |
Методические | -Подобрать методическую литературу по теме самообразования; -Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами развития дошкольников; -Изучить подобранную методическую литературу; Выступить с консультациями по теме на педсоветах и родительских собраниях; - Помощь в проведении интегрированных и комплексных занятий по различным областям образовательной деятельности; -Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. - Создать собственную базу лучших сценариев и конспектов занятий. - Проводить открытые занятия для коллег по работе. | Регулярно. | |
Информационно технологические технологии | -Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. -Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. | Регулярно | Повышение интереса воспитанников к ООД «Музыка» и «Развитие речи» |
Охрана здоровья | -Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии. -Вести здоровый образ жизни. | Регулярно. |
Работа над 2021-2022 учебный год.
Период | Работа с детьми: | Работа с родителями: | Изучение литературы: |
Октябрь 2021 год | 1.Чтение русских народных сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек, загадок о героях сказок. 2.Просмотр мультфильмов: «Колобок», «Курочка Ряба». 3.Прослушивание аудиозаписи сказки «Репка». 4.Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам. 5.Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику. 6. Разучивание стихотворений к празднику осени (учить детей выступать на публике). | 1.Опрос родителей на тему: «Любите ли вы театр?» 2.Беседа с родителями о необходимости водить детей на театральные представления, кино, цирк; рассказать о том, как это влияет на развитие творческих способностей ребёнка. | 1.Коджаспирова Г. М. «Теория и практика профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г. 2.Л. В. Артемова « Театрализованные игры дошкольников». |
Ноябрь | 1.Театрализованные игры: «Лисичка и зайчики», «Волк зубастый», «Солнышко и дождик», «Кошка и мышки». 2.Чтение русско-народной сказки: «Теремок». 3.Просмотр мультфильма «Теремок». 4.Посещение театральных обще садовских представлений. | Консультация для родителе на тему: «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста». | 1.Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М. 2.Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г. |
Декабрь | 1.Разучивание потешки «Вот наши ручки» 2.Н. Мигунова «Новый год» Русский фольклор (потешки, песенки, заклички). 4.Разучивание новогодних стихотворений. | Беседа с родителями о пользе введения элементов театральной игры в сюжетно - ролевые игры ребёнка. | 1.Чурилова Э. Т. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников».М-2001. 2.Побединская Л. А. «Праздник для детей».М-2000. |
Январь | 1.Мимические этюды с жестами: «Нам грустно», «Нам весело», «Мы сердимся», «Мы испугались», «Мы устали», «Не хотим, не надо», «Мы удивлены», «Мы любим покушать». 2. Знакомство со сказкой для театральной постановке. | 1.Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома. 2. Повторение стихотворений и песен. | 1.Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи…» 2. «Методика приобщения детей к чтению». М. Линка-Пресс, 2003г. |
Февраль | 1. Двигательные этюды: «Важный петушок», «Котята «Руки-лапки», «Котик царапается», «Котик умывается», «Собачки роют землю», «Куклы». 2. Пение детских песенки о маме. 3.Заучивание стихотворения к 8 марта. | 1.Консультация на тему: «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста». | 1.Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. - М: издательство «Гном и Д», 2001- 96. |
Март | 1.Чтение и заучивание чистоговорок, например: Ша-ша-ша, ша-ша-ша Наша каша хороша. Ры-ры-ры, ры-ры-ры Ох, и яркие шары. 2.Подготовка к празднику 8 марта, разучивание стихов, песен, танцев, игр. 3.Подвижные игры с элементами театральной игры: «Лиса и зайцы», «Самолёты», «Воробушки». | 1.Консультация на тему: «Читаем детям (3-4 года); 2.Консультация на тему: «Игры детей с игрушками-персонажами» | Олифирова Л.А. « Солнышко смеётся: сценарии праздников, театрализованных представлений для дошкольников». М.: издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. |
Апрель | 1.Разучивание скороговорок. 2.Подготовка к театральным гастролям. 3.Посещение театральных представлений в детском саду. 4. Игры с детьми: «Изобрази что скажу», «Кто я?» 5.Разгадывание загадок о сказочных героях. | 1.Консультация для родителей « Чтение скороговорок - как средство развития речи ребёнка». 2.Привлечение родителей к пошиву костюмов для театрализованной деятельности. | Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г. |
Май | 1.Слушание музыкальных произведений: «Паровозик из Ромашкино», «Антошка», «Песня Бременских музыкантов». 2.Чтени сказки «Три поросёнка». 3.Просмотр мультфильма «Три поросёнка». 4.Посещение обще садовских театральных представлений. | 1.Консультация для родителей «Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей». 2.Консультация на тему: «Игры детей с игрушками-персонажами». | Г.В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей. С.-П.:2011г |
Список литературы:
- Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Баранова Е.В, Савельева А.М. «От навыков к творчеству».- Мозаика – Синтез, 2009.
- М. Дергачева « Волшебный праздник» . - М.: РОСМЭН, 2000.
- Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
- Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет» – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии». СПб.: Речь, 2005.
- Иванова Г.П. «Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально - нравственной сферы у дошкольников». - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
- Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания» – М.: Лепта-Книга, 2007.
- Караманенко Т.Н. « Кукольный театр – дошкольникам».- М.: Просвещение, 1969.
- Кряжева Н.Л. « Мир детских эмоций» – Ярославль: Академия развития, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования учебный 2021-2022 год
Тема: «Опытно — экспериментальная деятельность дошкольников 3 - 4 лет»Актуальность темы:Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного веду...
План самообразования на 2021-2022 уч. год.
Тема самообразования: «Популяризация шахматного образования с помощью интернет-ресурсов среди участников образовательного процесса». Цель: расширение и совершенствование компьютерных ...
План самообразования на 2021-2022 г.г. по теме "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
План самообразованияВоспитателя Лукьяновой Елены Петровны на 2021 -2022 гг.Тема: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».Цель: освоить технологию проектн...
План самообразования на 2021-2022 учебный год
Нетрадиционное рисование в старших группах...
План самообразования на 2021-2022 учебный год "Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования"
Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования....
План самообразования на 2021-2022 уч.г.
Цель: повысить свою профессиональную квалификацию по вопросам коррекции речи дошкольников путем использования игровых технологий.Задачи:1. Изучение современных подходов по испо...
План самообразования на 2021 - 2022 учебный год
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!...