Аналитический отчёт составлен по итогам деятельности учителей-дефектологов ГБУЗ «ТОСДР» за 2020год с целью оценки качества коррекционно-развивающей работы.
учебно-методический материал

Ефремова Наталья Владимировна

составление отчета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_2020.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчёт составлен по итогам деятельности учителей-дефектологов ГБУЗ «ТОСДР» за 2020год с целью оценки качества коррекционно-развивающей работы.

В 2020 г. работа учителей-дефектологов Дома ребенка проводилась согласно перспективному плану по следующим направлениям:

1.Психолого-педагогическая диагностика;

2.Коррекционно-развивающая работа;

3.Консультативно-методическая работа;

4.Информационно-аналитическая работа;

5.Организационная работа.

Коррекционно-развивающий процесс в учреждении 2020 году строился в соответствии с программами:

  1. Общеобразовательная программа ГКУЗ «ТОСДР» «Академик Кроха» (утверждена на педагогическом совете от 24 августа 2015)
  2. Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тамбовский областной специализированный дом ребёнка» для ребёнка с НОДА.
  3. Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тамбовский областной специализированный дом ребёнка» для ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением)
  4. Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тамбовский областной специализированный дом ребёнка» для ребёнка с ЗПР.
  5. Парциальных программ;
  6. Современной методической литературы:

Работа осуществлялась в соответствии с целями:

  • коррекционно-развивающими;
  • коррекционно-образовательными;
  • коррекционно-воспитательными.

Исходя из поставленных целей, определены приоритетные задачи деятельности:

  1. создать благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  2. организовать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО;
  3. Повысить знания педагогов и родителей детей по вопросам речевого, познавательного, моторного развития детей.

Диагностическое направление

В течение года учителями –дефектологами дома ребенка проводились обследования вновь поступивших детей, а также осуществлялся систематический мониторинг нервно-психического развития детей, находящихся в группе по эпикризным срокам; изучались медицинские документы, а также проводились беседы с воспитателями и родителями (при наличии) с целью более полного представления о развитии каждого ребёнка.

Данные мониторинга использовались для проектирования индивидуальных планов и программ развития, корректировки поставленных образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

При обследовании детей использовались следующие методики:

  • диагностика нервно-психического развития (авторы: Э.Л. Фрухт, К. Л. Печора);
  • диагностика нервно-психического развития (авторы: Н. М. Аксарина, Печора);
  • методика Стребелевой Е. А. «Ранняя диагностика умственного развития», ориентированная на детей 2-3 лет.
  • скрининговая методика обследования детей первых трёх лет жизни детей с двигательной патологией Е. Ф. Архиповой.
  • «Как развивается ваш малыш?» Эрнест Й. Кипхард  (практическое пособие для определения уровня развития детей  с первых месяцев жизни до 4-х лет).

В течении года специалистами было обследовано 68 детей различными диагнозами (см. таблицу №1)

Таблица №1

Диагноз невролога

Количество детей

ПП ЦНС

17

ЗПРР

49

С-м Дауна

-

ВПР

4

ДЦП

1

Психические расстройства и расстройство поведения

2

Всего детей

68

Из них четверо детей имели инвалидность.

Обследования позволило выявить не только нарушения в развитии воспитанников в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности; помогло адаптировать комплексную образовательную программу; сформировать подгруппы детей для коррекции нарушений; составить планы подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности.

Результативность коррекционно - развивающей работы определялась по итогам сравнительного анализа данных дефектологического обследования на начальном и заключительном этапах обучения. (см. таблицу №2, №3)

Итоговый мониторинга развития детей первого года жизни

Таблица №2  

Заключение дефектолога

Количество детей

Начальный мониторинг

Итоговый

мониторинг

1

Норма

0

0

2

Задержка ориентировочных познавательных и звуковых реакций

16

17

3

Выраженная задержка ориентировочных познавательных и звуковых реакций

1

0

4

Грубая задержка ориентировочных познавательных и звуковых реакций

0

0

5

Всего детей в возрасте до года

17

Итоговый мониторинг развития детей с 1 года до 4-х лет

Таблица №3

Заключение дефектолога

Количество детей

Начальный мониторинг

Итоговый

мониторинг

1

Норма

0

3

2

Задержка речевого развития и усвоения сенсорных эталонов

14

25

3

Выраженная задержка речевого развития и усвоения сенсорных эталонов

34

21

4

Грубая задержка речевого развития и усвоения сенсорных эталонов

3

2

5

Всего детей в возрасте от года до 4-х лет

51

Динамические изменения в освоении программы на конец 2020 года  

Параметры

развития

Возрастная категория детей

Дети до 1 года

С 1до 4-х лет

Со значительным улучшением

0

3

С улучшением

12

41

С незначительным улучшением

5

7

Без улучшения

0

0

Количество детей

17

51

Мониторинг нервно-психического развития на конец 2020 года выявил позитивную динамику в освоении детьми образовательной программы и адаптированной образовательной программы.

Более 80% детей имеют стабильно положительную динамику в коррекции развития.

Тем не менее, у 18% воспитанников, в следствии диагноза, оказались низкие показатели в развитии, что требует проведение корректировки в дальнейшей коррекционно–развивающей работе.

Так же можно отметить, что более результативному освоению программы препятствовала длительная адаптация у ряда детей к группе, частая заболеваемость, постоянно меняющийся состав детей в группе в течении года.

Коррекционно-развивающее направление

Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Речевое развитие», «Познавательное развитие». «Физическое развитие» осуществлялась в подгрупповой и индивидуальной форме по следующим направлениям:

  • развитие речи;
  • развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики»
  • сенсорное развитие (развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия; формирование сенсорных эталонов)
  • развитие игры и действий с предметами.

Коррекционные занятия проводились согласно задачам и содержанию работы, отраженной в планах индивидуального сопровождения.

Вся коррекционно-развивающая деятельность рассчитана на три периода:

1. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

2. Декабрь, январь, февраль.

3. Март, апрель, май.

Реализация содержания коррекционно-развивающей работы осуществлялась через регламентируемые (ОД) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельную деятельность детей).

При планировании ОД учитывался тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определялся словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Темы соотносились с временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей.

В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование.

Большое внимание уделялось занятиям, проведенные совместно с музыкальным руководителем, с включением логоритмики.

Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в учреждении условий, в практической деятельности использовались различные образовательные технологии: игровые, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, элементы Су-Джок терапии и другие.

Игровые технологии позволили повысить успешность обучения воспитанников с различными нарушениями, в естественных для ребёнка условиях игровой деятельности. Используемые специалистами игровые пособия применялись на дефектологических занятиях по разным направлениям работы.

Для расширения представление детей об окружающем мире, в котором он живёт, на занятиях учителями-дефектологами были использованы мультимедийные презентации, игровые упражнения, которые состояли из тематических разделов: предметный, животный и растительный мир, времена года, праздники в нашей стране, социальный мир.

Для сохранения и укрепления физического здоровья применялись здоровьесберегающие технологии:

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой, способствующие воспитанию правильного речевого дыхания.

3. Зрительная гимнастика, которая снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Элементы Су-Джок терапии ( шарики- «ёжики»)были использованы при пальчиковой гимнастике, выполнялось множество игровых упражнений с ними.

Применение данных технологий позволило в работе с детьми с ОВЗ повысить результативность коррекционно-образовательного процесса.

Консультативное направление

В соответствии с годовым планом работы с педагогами Дома ребенка проводились консультации по вопросам развития детей с различными нарушениями, по организации праздников, организации речевых игр по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Всего было проведено 22 консультации.

По запросу родителей проводились индивидуальные консультации.

Организационно-методическая работа

Также в течение учебного года:

- распространяли знания среди педагогов (воспитатели групп, музыкальный руководитель) по проблемам в развитии детей и коррекционно-развивающей работе, направленной на устранение речевого, познавательного нарушения;

- вели тетради взаимодействия между учителем - дефектологами и воспитателями;

 - посещали групповые занятия и праздники;

 - участвовали в педсоветах;

 - предоставляли аналитические отчеты о результатах обследования детей и о результатах коррекционно-развивающей работы, проводимой в течение учебного года;

 - оказывали помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи;

- участвовали в ПМПк и ЦПМПК;

-

Распространяли педагогический опыт:  

-   на сайте ГБУЗ «ТОСДР» и педагогических сайтах.

- на курсах повышения квалификации по программе «Организация развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе средствами альтернативной коммуникации».

Участвовали в межрегиональной онлайн конференции «Развитие инфраструктуры служб ранней помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ»

(в качестве слушателей), профессиональном конкурсе: «Учитель-дефектолог России-2020».

Учителями-дефектологами была разработано и опубликовано методическое пособие «Проектирование педагогической характеристики ребенка с ОВЗ раннего возраста». Тамбов. Издательство ТОИПКРО. 2020

Вывод: проведенная коррекционная-развивающая и прафилактическая работа способствовала повышению компетентности педагогов и родителей, преодолению проблем в развитии детей. Систематическая разработка индивидуальных планов работы и анализ данных, необходимых для целенаправленной комплексной коррекционно-развивающей помощи ребенку с проблемами в развитии, позволило грамотно определить траекторию медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников, что соответствует современным критериям качества образования.

Задачи на следующий год:  

  • максимальное раскрытие потенциала детской личности;
  • организация образовательной деятельности с учётом интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития;
  • профилактическая и просветительская работа с родителями и педагогами по устранению нарушений в развитии детей, посредством использования современных образовательных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы качества коррекционно-развивающей деятельности в учреждениях психолого-логопедического профиля

Статья посвящена проблемам модернизации образовательной дейтельности в учреждениях психолого-логопедического профиля в настоящий период....

Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – дефектолога и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР 5-6 лет. Тема: "Лесная сказка"

способствовать расширению и углублению знаний о диких животных через речевую и художественно - эстетическую деятельность...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Нейропсихологический подход при внедрении здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР.

Современная ситуация заставляет нас, учителей-логопедов, серьёзно задуматься над причинами недоразвития не только речевого компонента развития детей, но и их нейропсихологического статуса.Педагогическ...

Выступление "Организация двигательной деятельности в физкультурно – оздоровительном центре, как условие повышения качества коррекционно – развивающей работы с детьми ОВЗ"

Выступление "Организация двигательной деятельности в физкультурно – оздоровительном центре, как условие повышения качества коррекционно – развивающей работы с детьми ОВЗ"...

Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя – дефектолога»

Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя &nda...

"Образовательная система EduQuest (Эду Квест), как одна из технологий, используемая в целях повышения качества коррекционно-развивающей работы педагога- психолога"

Использование образовательной системы EduQuest (ЭдуКвест)  служит для повышения качества образования через активное внедрение в коррекционно-развивающий процесс.Система EduQuest разработана с уче...