Аналитический отчёт составлен по итогам деятельности учителей-дефектологов ГБУЗ «ТОСДР» за 2020год с целью оценки качества коррекционно-развивающей работы.
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Аналитический отчёт составлен по итогам деятельности учителей-дефектологов ГБУЗ «ТОСДР» за 2020год с целью оценки качества коррекционно-развивающей работы.
В 2020 г. работа учителей-дефектологов Дома ребенка проводилась согласно перспективному плану по следующим направлениям:
1.Психолого-педагогическая диагностика;
2.Коррекционно-развивающая работа;
3.Консультативно-методическая работа;
4.Информационно-аналитическая работа;
5.Организационная работа.
Коррекционно-развивающий процесс в учреждении 2020 году строился в соответствии с программами:
- Общеобразовательная программа ГКУЗ «ТОСДР» «Академик Кроха» (утверждена на педагогическом совете от 24 августа 2015)
- Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тамбовский областной специализированный дом ребёнка» для ребёнка с НОДА.
- Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тамбовский областной специализированный дом ребёнка» для ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением)
- Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тамбовский областной специализированный дом ребёнка» для ребёнка с ЗПР.
- Парциальных программ;
- Современной методической литературы:
Работа осуществлялась в соответствии с целями:
- коррекционно-развивающими;
- коррекционно-образовательными;
- коррекционно-воспитательными.
Исходя из поставленных целей, определены приоритетные задачи деятельности:
- создать благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- организовать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО;
- Повысить знания педагогов и родителей детей по вопросам речевого, познавательного, моторного развития детей.
Диагностическое направление
В течение года учителями –дефектологами дома ребенка проводились обследования вновь поступивших детей, а также осуществлялся систематический мониторинг нервно-психического развития детей, находящихся в группе по эпикризным срокам; изучались медицинские документы, а также проводились беседы с воспитателями и родителями (при наличии) с целью более полного представления о развитии каждого ребёнка.
Данные мониторинга использовались для проектирования индивидуальных планов и программ развития, корректировки поставленных образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
При обследовании детей использовались следующие методики:
- диагностика нервно-психического развития (авторы: Э.Л. Фрухт, К. Л. Печора);
- диагностика нервно-психического развития (авторы: Н. М. Аксарина, Печора);
- методика Стребелевой Е. А. «Ранняя диагностика умственного развития», ориентированная на детей 2-3 лет.
- скрининговая методика обследования детей первых трёх лет жизни детей с двигательной патологией Е. Ф. Архиповой.
- «Как развивается ваш малыш?» Эрнест Й. Кипхард (практическое пособие для определения уровня развития детей с первых месяцев жизни до 4-х лет).
В течении года специалистами было обследовано 68 детей различными диагнозами (см. таблицу №1)
Таблица №1
Диагноз невролога | Количество детей |
ПП ЦНС | 17 |
ЗПРР | 49 |
С-м Дауна | - |
ВПР | 4 |
ДЦП | 1 |
Психические расстройства и расстройство поведения | 2 |
Всего детей | 68 |
Из них четверо детей имели инвалидность.
Обследования позволило выявить не только нарушения в развитии воспитанников в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности; помогло адаптировать комплексную образовательную программу; сформировать подгруппы детей для коррекции нарушений; составить планы подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности.
Результативность коррекционно - развивающей работы определялась по итогам сравнительного анализа данных дефектологического обследования на начальном и заключительном этапах обучения. (см. таблицу №2, №3)
Итоговый мониторинга развития детей первого года жизни
Таблица №2
№ | Заключение дефектолога | Количество детей | |
Начальный мониторинг | Итоговый мониторинг | ||
1 | Норма | 0 | 0 |
2 | Задержка ориентировочных познавательных и звуковых реакций | 16 | 17 |
3 | Выраженная задержка ориентировочных познавательных и звуковых реакций | 1 | 0 |
4 | Грубая задержка ориентировочных познавательных и звуковых реакций | 0 | 0 |
5 | Всего детей в возрасте до года | 17 |
Итоговый мониторинг развития детей с 1 года до 4-х лет
Таблица №3
№ | Заключение дефектолога | Количество детей | |
Начальный мониторинг | Итоговый мониторинг | ||
1 | Норма | 0 | 3 |
2 | Задержка речевого развития и усвоения сенсорных эталонов | 14 | 25 |
3 | Выраженная задержка речевого развития и усвоения сенсорных эталонов | 34 | 21 |
4 | Грубая задержка речевого развития и усвоения сенсорных эталонов | 3 | 2 |
5 | Всего детей в возрасте от года до 4-х лет | 51 |
Динамические изменения в освоении программы на конец 2020 года
Параметры развития | Возрастная категория детей | |
Дети до 1 года | С 1до 4-х лет | |
Со значительным улучшением | 0 | 3 |
С улучшением | 12 | 41 |
С незначительным улучшением | 5 | 7 |
Без улучшения | 0 | 0 |
Количество детей | 17 | 51 |
Мониторинг нервно-психического развития на конец 2020 года выявил позитивную динамику в освоении детьми образовательной программы и адаптированной образовательной программы.
Более 80% детей имеют стабильно положительную динамику в коррекции развития.
Тем не менее, у 18% воспитанников, в следствии диагноза, оказались низкие показатели в развитии, что требует проведение корректировки в дальнейшей коррекционно–развивающей работе.
Так же можно отметить, что более результативному освоению программы препятствовала длительная адаптация у ряда детей к группе, частая заболеваемость, постоянно меняющийся состав детей в группе в течении года.
Коррекционно-развивающее направление
Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Речевое развитие», «Познавательное развитие». «Физическое развитие» осуществлялась в подгрупповой и индивидуальной форме по следующим направлениям:
- развитие речи;
- развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики»
- сенсорное развитие (развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия; формирование сенсорных эталонов)
- развитие игры и действий с предметами.
Коррекционные занятия проводились согласно задачам и содержанию работы, отраженной в планах индивидуального сопровождения.
Вся коррекционно-развивающая деятельность рассчитана на три периода:
1. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
2. Декабрь, январь, февраль.
3. Март, апрель, май.
Реализация содержания коррекционно-развивающей работы осуществлялась через регламентируемые (ОД) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельную деятельность детей).
При планировании ОД учитывался тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определялся словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Темы соотносились с временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей.
В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование.
Большое внимание уделялось занятиям, проведенные совместно с музыкальным руководителем, с включением логоритмики.
Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в учреждении условий, в практической деятельности использовались различные образовательные технологии: игровые, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, элементы Су-Джок терапии и другие.
Игровые технологии позволили повысить успешность обучения воспитанников с различными нарушениями, в естественных для ребёнка условиях игровой деятельности. Используемые специалистами игровые пособия применялись на дефектологических занятиях по разным направлениям работы.
Для расширения представление детей об окружающем мире, в котором он живёт, на занятиях учителями-дефектологами были использованы мультимедийные презентации, игровые упражнения, которые состояли из тематических разделов: предметный, животный и растительный мир, времена года, праздники в нашей стране, социальный мир.
Для сохранения и укрепления физического здоровья применялись здоровьесберегающие технологии:
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой, способствующие воспитанию правильного речевого дыхания.
3. Зрительная гимнастика, которая снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.
Элементы Су-Джок терапии ( шарики- «ёжики»)были использованы при пальчиковой гимнастике, выполнялось множество игровых упражнений с ними.
Применение данных технологий позволило в работе с детьми с ОВЗ повысить результативность коррекционно-образовательного процесса.
Консультативное направление
В соответствии с годовым планом работы с педагогами Дома ребенка проводились консультации по вопросам развития детей с различными нарушениями, по организации праздников, организации речевых игр по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Всего было проведено 22 консультации.
По запросу родителей проводились индивидуальные консультации.
Организационно-методическая работа
Также в течение учебного года:
- распространяли знания среди педагогов (воспитатели групп, музыкальный руководитель) по проблемам в развитии детей и коррекционно-развивающей работе, направленной на устранение речевого, познавательного нарушения;
- вели тетради взаимодействия между учителем - дефектологами и воспитателями;
- посещали групповые занятия и праздники;
- участвовали в педсоветах;
- предоставляли аналитические отчеты о результатах обследования детей и о результатах коррекционно-развивающей работы, проводимой в течение учебного года;
- оказывали помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи;
- участвовали в ПМПк и ЦПМПК;
-
Распространяли педагогический опыт:
- на сайте ГБУЗ «ТОСДР» и педагогических сайтах.
- на курсах повышения квалификации по программе «Организация развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе средствами альтернативной коммуникации».
Участвовали в межрегиональной онлайн конференции «Развитие инфраструктуры служб ранней помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ»
(в качестве слушателей), профессиональном конкурсе: «Учитель-дефектолог России-2020».
Учителями-дефектологами была разработано и опубликовано методическое пособие «Проектирование педагогической характеристики ребенка с ОВЗ раннего возраста». Тамбов. Издательство ТОИПКРО. 2020
Вывод: проведенная коррекционная-развивающая и прафилактическая работа способствовала повышению компетентности педагогов и родителей, преодолению проблем в развитии детей. Систематическая разработка индивидуальных планов работы и анализ данных, необходимых для целенаправленной комплексной коррекционно-развивающей помощи ребенку с проблемами в развитии, позволило грамотно определить траекторию медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников, что соответствует современным критериям качества образования.
Задачи на следующий год:
- максимальное раскрытие потенциала детской личности;
- организация образовательной деятельности с учётом интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития;
- профилактическая и просветительская работа с родителями и педагогами по устранению нарушений в развитии детей, посредством использования современных образовательных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы качества коррекционно-развивающей деятельности в учреждениях психолого-логопедического профиля
Статья посвящена проблемам модернизации образовательной дейтельности в учреждениях психолого-логопедического профиля в настоящий период....
Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – дефектолога и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР 5-6 лет. Тема: "Лесная сказка"
способствовать расширению и углублению знаний о диких животных через речевую и художественно - эстетическую деятельность...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Нейропсихологический подход при внедрении здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР.
Современная ситуация заставляет нас, учителей-логопедов, серьёзно задуматься над причинами недоразвития не только речевого компонента развития детей, но и их нейропсихологического статуса.Педагогическ...
Выступление "Организация двигательной деятельности в физкультурно – оздоровительном центре, как условие повышения качества коррекционно – развивающей работы с детьми ОВЗ"
Выступление "Организация двигательной деятельности в физкультурно – оздоровительном центре, как условие повышения качества коррекционно – развивающей работы с детьми ОВЗ"...
Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя – дефектолога»
Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя &nda...
"Образовательная система EduQuest (Эду Квест), как одна из технологий, используемая в целях повышения качества коррекционно-развивающей работы педагога- психолога"
Использование образовательной системы EduQuest (ЭдуКвест) служит для повышения качества образования через активное внедрение в коррекционно-развивающий процесс.Система EduQuest разработана с уче...