Нейропсихологический подход при внедрении здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР.
презентация

Современная ситуация заставляет нас, учителей-логопедов, серьёзно задуматься над причинами недоразвития не только речевого компонента развития детей, но и их нейропсихологического статуса.

Педагогические методы и приёмы не всегда оказываются оптимальной помощью в коррекционной работе.

Сегодня я предлагаю вам подойти к решению коррекционных задач со стороны нейропсихологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskiy_podhod.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м униципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад « Тополек » г.Волгодонска Нейропсихологический подход при внедрении здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР. подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории: Михайленко Наталья Ивановна

Слайд 2

Нейропсихология — это наука о мозговой организации высших психических функций человека. И.П . Павлов, И М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия. Т.Г. Визель «Основы нейропсихологии » Нейропсихология изучает: -психологическую структуру, мозговую организацию неречевых ВПФ, речевой функции - нарушения речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы -нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от поражения мозга

Слайд 3

Для дефектологии нейропсихология позволяет -понять мозговые механизмы различных нарушений развития -расширить спектр диагностических методов -анализировать структуру дефекта пострадавшей функции -выбирать оптимальные методы коррекционной работы

Слайд 4

Нейропсихология выделяет варианты трудностей обучения - трудности переработки слуховой и кинестетической информации -трудности переработки зрительно-пространственной информации -трудности вхождения в задание -трудности ориентировки в условиях задачи (инструкции ) -трудности построения программы, её упрощение, повторение программы -импульсивность, лёгкая отвлекаемость -трудности контроля за выполнением задания -трудности переключаемости на другое задание - трудности программирования и контроля

Слайд 5

Александр Романович Лурия Психические процессы человека - сложные функциональные системы, локализованные в узких, ограниченных участках мозга, а осуществляются при участии комплексов совместно работающих мозговых аппаратов, каждый из которых вносит свой собственный вклад в организацию этой функциональной системы.

Слайд 6

По А.Р. Лурия ВПФ осуществляется 3-мя блоками мозга

Слайд 7

I блок. Подкорковые и стволовые структуры мозга . 1.Поддержание оптимального уровня бодрствования или общего уровня активности (тонизирует кору и испытывает её дифференцирующее влияние) . -поддержание общего уровня активности -темповые характеристики - работоспособность -модально-неспецифическая форма памяти -устойчивость и концентрация внимания -регуляция эмоций

Слайд 8

II блок. Височные отделы 2.Переработка слуховой информации . -слуховое восприятие -соотношение слухового образа со значением (словарь ) -слухоречевая память -фонематический анализ

Слайд 9

II блок. Передние теменные отделы 3. Переработка кинестетической информации. -обработка сенсорной информации -представление о «схеме тела » - артикуляция - анализ графических движений

Слайд 10

II блок. Затылочные отделы 4. Переработка зрительной информации . -зрительное восприятие -зрительная память 5.Переработка зрительно-пространственной информации. -ориентировка на листе бумаги ( п. п.) -удержание строки (п.п.) -пространственная ориентация букв и цифр (п.п. + л.п.) -понимание предложных и логико-грамматических конструкций (п.п. + л.п.)

Слайд 11

III блок. Префронтальные отделы 6.Серийная организация движений. -усвоение двигательной программы -автоматизация двигательного навыка -плавность переключения между движениями 7. Программирование, регуляция и контроль деятельности. -избирательное внимание -планирование и удержание программы действия -рабочая память -оттормаживание стереотипных и импульсивных реакций -переключение внимания

Слайд 12

Этапы развития управляющих функций (лобные доли) по исследованиям Семёновой Л.К., 1990, Берк Л.Е., 2006 -1 год -3 года -5-6 лет 9-10 лет 12-14 лет 18-20 лет

Слайд 13

Произвольное движение ( сознательно регулируемое ) П ервый блок - обеспечивает нужный тонус мышц, без которого никакое координированное движение не было бы возможным. Второй блок - даёт возможность осуществить афферентные (от рецептора к нервному центру) синтезы, в системе которых протекает движение. Т ретий блок- обеспечивают подчинение движения и действия соответствующим намерениям, создаёт программы выполнения двигательных актов и обеспечивает ту регуляцию и контроль протекания движений.

Слайд 14

Межполушарное взаимодействие Представление слова целиком – правое полушарие Переход от звука к букве - левое полушарие. Звук рождается в правом полушарии, а переходит в знаковую систему в левом полушарии.

Слайд 15

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано? •зеркальное написание букв и цифр • псевдолеворукость •отклонения в речевом развитии •неловкость движений • агрессия •плохая память •отсутствие познавательной мотивации • инфантильность

Слайд 16

Развитие межполушарное взаимодействия

Слайд 18

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРА НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ОППОЗИЦИОННЫХ ЗВУКОВ

Слайд 19

Заикание. Т. Г. Визель. Правое полушарие (творческое, эмоциональное, иррациональное) подчиняется смысловой программе левого (логического, рационального). (смысл должен стать доминантным, а ритм — субдоминантным). «Сопротивление» правого полушария тому, чтобы перейти на субдоминантное положение, передав часть своих речевых функций доминантному левому – это основной патогенетический механизм развивающегося в этих случаях заикания.

Слайд 20

Ритм и смысл Правое полушарие - ритм слова (слоговая структура), целостный образ слова. -наброски слова (абрисы) -бессмысленные звучания Левое полушарие – смысл слова. звукоподражания – условные звучания Нет звукоподражаний и абрисов, значит нужно стимулировать работу правого полушария . Работа с ритмом под музыку или без музыки - это развитие правого полушария.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"

Актуальной проблемой современности является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы. Разнообразные игровые технологии, представленные в проекте, в увлекательной форме конкретизируют и ...

Приложения к проекту "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"

В приложениях к проекту представлено содержание игр в сопровождении авторских фотографий, перспективное планирование используемых на занятиях дидактических игр, сравнительные показатели уровня развити...

Семинар - практикум «Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»

laquo;Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»...

Применение техники sand-art как элемента арт-технологий с целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.

Комплексное использование арт-технологий в коррекционно-развивающем процессе повышает его эффективность и служит благоприятным фоном для улучшения всех познавательных процессов  речи, а также эмо...

Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...

Повышение эффективности коррекционно–развивающей работы с дошкольниками посредством применения интерактивного оборудования

Обзор интерактивного оборудования, используемого в дошкольной образоватльной организации....

"Образовательная система EduQuest (Эду Квест), как одна из технологий, используемая в целях повышения качества коррекционно-развивающей работы педагога- психолога"

Использование образовательной системы EduQuest (ЭдуКвест)  служит для повышения качества образования через активное внедрение в коррекционно-развивающий процесс.Система EduQuest разработана с уче...