Нейропсихологический подход при внедрении здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР.
презентация
Современная ситуация заставляет нас, учителей-логопедов, серьёзно задуматься над причинами недоразвития не только речевого компонента развития детей, но и их нейропсихологического статуса.
Педагогические методы и приёмы не всегда оказываются оптимальной помощью в коррекционной работе.
Сегодня я предлагаю вам подойти к решению коррекционных задач со стороны нейропсихологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskiy_podhod.pptx | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нейропсихология — это наука о мозговой организации высших психических функций человека. И.П . Павлов, И М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия. Т.Г. Визель «Основы нейропсихологии » Нейропсихология изучает: -психологическую структуру, мозговую организацию неречевых ВПФ, речевой функции - нарушения речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы -нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от поражения мозга
Для дефектологии нейропсихология позволяет -понять мозговые механизмы различных нарушений развития -расширить спектр диагностических методов -анализировать структуру дефекта пострадавшей функции -выбирать оптимальные методы коррекционной работы
Нейропсихология выделяет варианты трудностей обучения - трудности переработки слуховой и кинестетической информации -трудности переработки зрительно-пространственной информации -трудности вхождения в задание -трудности ориентировки в условиях задачи (инструкции ) -трудности построения программы, её упрощение, повторение программы -импульсивность, лёгкая отвлекаемость -трудности контроля за выполнением задания -трудности переключаемости на другое задание - трудности программирования и контроля
Александр Романович Лурия Психические процессы человека - сложные функциональные системы, локализованные в узких, ограниченных участках мозга, а осуществляются при участии комплексов совместно работающих мозговых аппаратов, каждый из которых вносит свой собственный вклад в организацию этой функциональной системы.
По А.Р. Лурия ВПФ осуществляется 3-мя блоками мозга
I блок. Подкорковые и стволовые структуры мозга . 1.Поддержание оптимального уровня бодрствования или общего уровня активности (тонизирует кору и испытывает её дифференцирующее влияние) . -поддержание общего уровня активности -темповые характеристики - работоспособность -модально-неспецифическая форма памяти -устойчивость и концентрация внимания -регуляция эмоций
II блок. Височные отделы 2.Переработка слуховой информации . -слуховое восприятие -соотношение слухового образа со значением (словарь ) -слухоречевая память -фонематический анализ
II блок. Передние теменные отделы 3. Переработка кинестетической информации. -обработка сенсорной информации -представление о «схеме тела » - артикуляция - анализ графических движений
II блок. Затылочные отделы 4. Переработка зрительной информации . -зрительное восприятие -зрительная память 5.Переработка зрительно-пространственной информации. -ориентировка на листе бумаги ( п. п.) -удержание строки (п.п.) -пространственная ориентация букв и цифр (п.п. + л.п.) -понимание предложных и логико-грамматических конструкций (п.п. + л.п.)
III блок. Префронтальные отделы 6.Серийная организация движений. -усвоение двигательной программы -автоматизация двигательного навыка -плавность переключения между движениями 7. Программирование, регуляция и контроль деятельности. -избирательное внимание -планирование и удержание программы действия -рабочая память -оттормаживание стереотипных и импульсивных реакций -переключение внимания
Этапы развития управляющих функций (лобные доли) по исследованиям Семёновой Л.К., 1990, Берк Л.Е., 2006 -1 год -3 года -5-6 лет 9-10 лет 12-14 лет 18-20 лет
Произвольное движение ( сознательно регулируемое ) П ервый блок - обеспечивает нужный тонус мышц, без которого никакое координированное движение не было бы возможным. Второй блок - даёт возможность осуществить афферентные (от рецептора к нервному центру) синтезы, в системе которых протекает движение. Т ретий блок- обеспечивают подчинение движения и действия соответствующим намерениям, создаёт программы выполнения двигательных актов и обеспечивает ту регуляцию и контроль протекания движений.
Межполушарное взаимодействие Представление слова целиком – правое полушарие Переход от звука к букве - левое полушарие. Звук рождается в правом полушарии, а переходит в знаковую систему в левом полушарии.
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано? •зеркальное написание букв и цифр • псевдолеворукость •отклонения в речевом развитии •неловкость движений • агрессия •плохая память •отсутствие познавательной мотивации • инфантильность
Развитие межполушарное взаимодействия
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРА НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ОППОЗИЦИОННЫХ ЗВУКОВ
Заикание. Т. Г. Визель. Правое полушарие (творческое, эмоциональное, иррациональное) подчиняется смысловой программе левого (логического, рационального). (смысл должен стать доминантным, а ритм — субдоминантным). «Сопротивление» правого полушария тому, чтобы перейти на субдоминантное положение, передав часть своих речевых функций доминантному левому – это основной патогенетический механизм развивающегося в этих случаях заикания.
Ритм и смысл Правое полушарие - ритм слова (слоговая структура), целостный образ слова. -наброски слова (абрисы) -бессмысленные звучания Левое полушарие – смысл слова. звукоподражания – условные звучания Нет звукоподражаний и абрисов, значит нужно стимулировать работу правого полушария . Работа с ритмом под музыку или без музыки - это развитие правого полушария.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"
Актуальной проблемой современности является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы. Разнообразные игровые технологии, представленные в проекте, в увлекательной форме конкретизируют и ...
Приложения к проекту "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"
В приложениях к проекту представлено содержание игр в сопровождении авторских фотографий, перспективное планирование используемых на занятиях дидактических игр, сравнительные показатели уровня развити...
Семинар - практикум «Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»
laquo;Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»...
Применение техники sand-art как элемента арт-технологий с целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.
Комплексное использование арт-технологий в коррекционно-развивающем процессе повышает его эффективность и служит благоприятным фоном для улучшения всех познавательных процессов речи, а также эмо...
Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...
Повышение эффективности коррекционно–развивающей работы с дошкольниками посредством применения интерактивного оборудования
Обзор интерактивного оборудования, используемого в дошкольной образоватльной организации....
"Образовательная система EduQuest (Эду Квест), как одна из технологий, используемая в целях повышения качества коррекционно-развивающей работы педагога- психолога"
Использование образовательной системы EduQuest (ЭдуКвест) служит для повышения качества образования через активное внедрение в коррекционно-развивающий процесс.Система EduQuest разработана с уче...