«Зимующие птицы» в старшей дошкольной группе
методическая разработка (старшая группа)
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimuyushchie_ptitsy_distantsionno.docx | 878.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Зимующие птицы» в старшей дошкольной группе
Методическая разработка
Автор-составитель:
Коваленок Елена Закировна
Воспитатель
I квалификационная категория
г.Санкт-Петербург
2022 год
Содержание
Паспорт проекта…………………………………………………………………………3
Актуальность…………………………………………………………………………….3
Этапы проекта……………………………………………………………………………3
Подготовительный этап……………………………………………………………..…..3
Основной этап……………………………………………………………………………5
Перспективное планирование проекта «Зимующие птицы»…………………………5
Заключительный этап ………………………………………………………….………..7
Диагностика знаний о зимующих птицах детей старшего дошкольного возраста.7
Продукт проектной деятельности…………………………………………………..….7
Результаты реализации проекта в ходе реализации данного проекта у детей……12
Заключение………………………………………………………………………………12
Список использованных источников…………………………………………………..13
Приложения……………………………………………………………………………..14
1.Паспорт проекта
1.1 Актуальность
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Поможем птицам вместе. Для удобства адаптирован для соц.сетей и WhatsApp, что позволяет вести работу с родителями удаленно даже во время каникул.
Тип проекта: информационно-творческий. Дистанционный (адоптирован для соц.сетей и WhatsApp)
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: 1 неделя (краткосрочный)
Возраст детей-участников: 5-6 лет.
Участники: педагог, дети и родители группы.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Привлечь внимание детей и родителей к помощи птицам в трудное для них зимнее время;
3.Воспитывать желание помогать птицам.
2.Этапы проекта:
2.1 Подготовительный этап
1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Перспективное планирование проекта.
4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
Инструкция к проекту:
Понедельник
1.Вводное смс. Здравствуйте. Начинается неделя, посвященная зимующим птицам. Всю неделю вы будете получать задания. А итог нашей работы -кормушка для птиц.
2.Прочитать в голосовом сообщении или записать на видео беседу «Что ты знаешь о птицах»
3. Отгадывание загадок о зимующих птицах. Прислать картинку с загадками.
4. Прислать консультацию «Покормите птиц зимой»
Вторник:
1.Здравствуйте ребята, а сегодня мы поиграем в игру Дидактическая игра «Птички на кормушках. Отослать фото птиц и фото корма.
2.Выслать Рекомендации родителям ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ в файле.
Родители ознакомьтесь с информацией по теме.
3.Последнее задание на сегодня это заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов. По желанию, можете прислать видео , как ваш ребенок рассказывает стихотворение.
Среда.1.Всем доброе утро. Сегодня мы будем рисовать. «Снегири на ветке рябины». Технологическая карта поэтапного рисования (картинка).
2.Рассматривание птиц на картинках
3.Фотовыставка детских работ.
Четверг.
1. Викторина «Кто больше знает о птицах?» презентация
2.Немного советов для родителей. Наблюдайте за птицами во время прогулки (птичьи следы на снегу; за вороной; сорокой; снегирями; синичкой; голубями; свиристелями).
Пятница
1. Беседа «Трудно птицам зимовать».
2. Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»
3.Отослать материал для самостоятельной игры ребенка и родителя. Лото
2.2 Основной этап.
2.3 Перспективное планирование проекта «Зимующие птицы»
Взаимодействие воспитателя с детьми.
День недели | Содержание |
Понедельник | Беседа «Что ты знаешь о птицах?» |
Вторник | Дидактическая игра «Птички на кормушках. Цель.Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются). |
Среда | Рисование «Снегири на ветке рябины» Цель. Учить передавать внешний вид снегирей. |
Четверг | Викторина «Кто больше знает о птицах?» Цель:закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать. |
Пятница | Беседа «Трудно птицам зимовать». |
Взаимодействие воспитателя с родителями
День недели | Содержание |
Понедельник | Консультация «Покормите птиц зимой» |
Вторник | Рекомендации родителям ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ |
Среда | |
Четверг | |
Пятница | Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц» |
Взаимодействие родителей и детей. (материал для родителей)
День недели | Содержание |
Понедельник | Отгадывание загадок о зимующих птицах. |
Вторник | Заучивание стихотворения «Воробей» Автор: М. Петров |
Среда | Рассматривание птиц на картинках (Картина «Свиристели», фотографии: «Снегири на ветке», «На кормушке», «Воробьи») |
Четверг | Наблюдения за птицами во время прогулки (птичьи следы на снегу; за вороной; сорокой; снегирями; синичкой; голубями; свиристелями). |
Пятница | Настольные игры (Лото.) |
3. Продукт проектной деятельности:
Рисунки детей и родителей, поделки детей, фотографии занятий, кормушки.
4. Результаты реализации проекта в ходе реализации данного проекта у детей:
– обогатилась предметно-развивающая среда в группе;
– сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;
– дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях;
– родители стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.
На территории ДОУ было развешано 8 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из
коробок, из пластиковых бутылок.
В период проведения акции проводилась следующая работа:
• Ежедневное кормление птиц;
• Наблюдение за их поведением;
• Использование разных кормов;
• Учет количества птиц, их видов.
Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На
кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место.. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. За время проведения акции к кормушкам прилетали:
В результате проведенной работы дети узнали:
• Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
• Как различить птиц по окраске;
• Какие корма предпочитают птицы
Были сделаны следующие выводы:
• Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
• В ветреные дни птицы не прилетают;
• Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
• Воробьи, свиристели прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны
– по одиночке;
5. Диагностика знаний о зимующих птицах детей старшего дошкольного возраста
Критерии сформированности знаний о зимующих птиц:
- знания названия зимующих птиц;
- знания о классификации птиц;
- знания об особенностях внешнего вида зимующих птиц;
- уровень отношения к миру птиц.
Определение уровня знаний характерных особенностей представителей
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей
Оборудование: Картинки зимующих и перелетных птиц. 1 Как называется птица?
2 Что ты можешь рассказать о ней?
3 Твое отношение к ним?
Протокол обследования знаний:
№ | Фамилия, имя ребенка | Уровень развития | ||
высокий | средний | низкий | ||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 | ||||
16 | ||||
17 | ||||
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
23 | ||||
24 | ||||
25 | ||||
26 | ||||
27 |
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок без особого труда называет зимующих птиц. Знает характерные признаки. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к птицам.
Средний уровень (2 балла).
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при названии птиц; не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к птицам.
Уровень ниже среднего (1 балл).
Ребенок часто допускает ошибки при названии птиц; не всегда аргументирует свой выбор. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к птицам.
6. Заключение
В ходе реализации данного проекта у детей сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, развился интерес и любовь к родному краю, усовершенствовались умения отражать это в продуктивной деятельности. Дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях. Улучшилась предметно-развивающая среда в группе и логопедическом кабинете. Активизировалось участие родителей в жизни группы и детского сада. Считаю, что выбранное мной приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная и наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи можно воспитывать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природные богатства.
У детей идет накопление эмоционально-позитивного опыта общения с природой, что благотворно влияет на всестороннее развитие личности ребенка и появления у него таких качеств как доброта, чувство собственного достоинства, любознательность, самостоятельность, ответственность.
Список использованных источников
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2007г
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
5. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.
6. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
7. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
Приложения.
Дидактическая игра «Птички на кормушках»
Дидактическая задача: Закреплять названия птиц, зимующих в нашей местности, корм,которым питаются птицы во время зимования. Прививать бережное отношение к птицам. Развивать умение использовать свои знания для пользы природы, любовь к природе.
Материал: коробка, карточки с изображением зимующих птиц, карточки с изображением корма для птиц.
Руководство: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру - помочь зимующим птицам. дети выкладывают птиц, а напротив них выкладывают корм, подходящий этой птице.Можно придумать другие варианты игры: запутать детей перемешать карточки, но самое главное дети обязательно должны знать названия птиц.
Конспект занятия в картинке.
«СНЕГИРЬ НА ВЕТКЕ РЯБИНЫ»
Рис. 1. Зимующие птицы.
Рис. 6. Модель кормушки.
Фото 3. Угощение для птиц.
Фото 4. Торт для птиц.
Фото 5. Кормушка из бутылки для птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия с использованием дидактических игр по разделу «Здравствуй, мир» на тему: «Зимующие птицы». В старшей логопедической группе.
Конспектитогового занятияс использованием дидактических игрпо разделу «Здравствуй, мир»на тему: «Зимующие птицы».В старшей логопедической группе....
Конспект по ознакомлению с окружающим миром " Зимующие птицы" в средней дошкольной группе
Актуальность занятия на тему «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, приносят людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится зна...
презентация к занятию по лексической теме "Зимующие птицы" в старшей логопедической группе
Презентация представляет схематические рисунки, по которым можно составить описательный рассаказ о зимующих птицах и угадать, какая птица загадана....
Цикл наблюдений за зимующими птицами в старшей, подготовительной группе.
Цикл наблюдений за зимующими птицами в старшей, подготовительной группе.Наблюдение № 1Наблюдение за зимующими птицами.Наблюдение № 2Наблюдение за голубями.Наблюдение № 3Наблюдение за снегирем.Наблюден...
Интеграция познавательного и художественно-эстетического развития по теме «Зима. Зимующие птицы» в старшем дошкольном возрасте
Презентация на тему "Интеграция познавательного и художественно-эстетического развития по теме «Зима. Зимующие птицы» в старшем дошкольном возрасте"!...
Беседа "Зимующие птицы" для старшего дошкольного возраста.
Беседа о зимующих птицах для старшего дошкольного возраста. Для развития речи детей, для закрепления знаний о зимующих птицах, о внешнем виде, их повадках.Формирование у детей обобщенного представлени...
Интеграция познавательно-речевого и физического развития «Зима и зимующие птицы» (для старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи)
Создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знания о зиме и зимующих птиц нашей Белгородской области....