Современные подходы к ранней профориентации детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)
В настоящее время в современном образовательном процессе особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, так как детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве. Именно здесь дошкольники начинают «примерять» на себя роль врача, продавца, повара, водителя, парикмахера, машиниста — представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни. Знакомство с миром профессий будет успешным, если ребенок испытывает радость, положительные эмоции и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере или сейчас это модно), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда. Чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем выборе будущей профессии по душе, получать удовольствие от результата своего труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные подходы к ранней профориентации детей дошкольного возраста | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к ранней профориентации детей дошкольного возраста
Чугай Татьяна Ивановна
воспитатель, МБДОУ ДС №40 «Золотая рыбка»
В настоящее время в современном образовательном процессе особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, так как детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве. Именно здесь дошкольники начинают «примерять» на себя роль врача, продавца, повара, водителя, парикмахера, машиниста — представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни. Знакомство с миром профессий будет успешным, если ребенок испытывает радость, положительные эмоции и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере или сейчас это модно), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда. Чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем выборе будущей профессии по душе, получать удовольствие от результата своего труда.
Работая над данной темой, в первую очередь мы создаем в группе определенную наглядную основу и развивающую среду, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Мы начинаем знакомить дошкольников с трудовыми процессами, как создается тот или иной продукт, какую пользу приносит та или иная профессия. Только безделье ничего не создает и от этого зависит благополучие всего общества.
Основой ранней профессиональной ориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Основными задачами формирования ранней профориентации педагогов у детей являются:
1. Формирование у детей обобщенных представлений о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
2. Воспитание бережного отношения к труду и его результатам.
3. Формирование умений отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления и знания.
4. Помощь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
5. Стимулирование развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
Используя традиционные игровые и наглядные методы, все большую популярность приобретают мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, познавательные короткометражные фильмы и мультфильмы, которые мы предлагаем дошкольникам, им это интересно и доступно. В своей групповой комнате развивающую предметно-пространственную среду обогащаем новыми играми, иллюстрациями, что способствует развитию ранней профориентации у дошкольников.
Для успешной работы по ранней профориентации воспитанников создаем минибиблиотеки с подборкой книг о профессиях, подбираем картотеки пословиц, поговорки о труде, загадки, скороговорки, считалки, стихи о профессиях и орудиях труда; картотеки сюжетно – ролевых игр. Организовываем просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанные с темой «Профессии». Пополняем игровые уголки необходимыми атрибутами и костюмами для сюжетно – ролевых игр «Доктор», «Медсестра», «Продавец», «Парикмахер», «Полицейский». Детям интересно давать распечатанные игровые упражнения, раскраски по профессиям.
Наши педагоги проводят тематические праздники, например, на «День матери» - «Мамы разные нужны, мамы разные важны», «День отцов» - «Самый смелый и отважный», вечера тренинги с родителями, где участвуют и взрослые и дети. Наши педагоги создают альбомы и лэпбуки с фотографиями и картинками профессий своих родителей - самое интересное и познаваемое для детей. И в этом участвуют все: родители, дети и педагоги, а потом рассматривают их как на родительских собраниях, так и на занятиях. Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи приглашаются родители воспитанников. Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии. В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы. Родителей важно побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий.
Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии, которые организовываем в своем детском саду. Это наблюдения за трудом прачки, повара, медсестры, дворника и т.п. Дети учатся в процессе наблюдений ценить труд взрослого, у них вырабатывается бережное отношение к продуктам труда. Наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам. Как это сделать возможным и доступным для дошкольников при современном ритме жизни, в период пандемии, когда невозможно привести детей на предприятие, когда нет возможности отвлечься от сложного трудового процесса, когда особенно важна безопасность при нахождении посторонних на территории? Ну, конечно же, с помощью применения информационно-коммуникационных технологий. А это в образовательном процессе является сегодня одним из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Наши родители в режиме онлайн через компьютер, интернет, смартфон могут общаться с детьми со своего места работы и провести миниэкскурсию, где он работает, кем и что создает в доступных условиях, то, что можно показывать. Также они могут заранее снять видеоматериал о своей профессиональной деятельности, сделать презентацию и передать информацию педагогам на флэш-накопителе, диске. Мы собираем данную информацию, создаем по возможности видеоролики, и организовываем просмотр медиа с детьми. Этот вид деятельности очень актуальный и современный в ранней профориентации у дошкольников, а главное интересен детям. Наша задача педагогов - проводить с родителями работу по проявлению интереса к экскурсиям проводимых для детей. Сопровождать их при оказании ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир профессии. Важно отметить, что использование ИКТ в работе с родительским коллективом необходимо продуктивно сочетать и с традиционными способами взаимодействия.
В Парциальной региональной программе «Здравствуй мир, Белогорья» Л.В. Серых, Г.А. Репринцева в 2021году был введен в образовательную область «Познавательное развитие» модуль «Медицина Белогорья», который подробней знакомит дошкольников в игровой форме с медицинскими профессиями.
Главное в работе с дошкольниками по ранней профориентации – это формирование позитивного отношения и уважения к труду взрослого, бережного отношения к предметам труда.
Литература:
Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания/ Р.С. Буре – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.
Савина, И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Савина – М.: Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
Серых, Л.В., Репринцева, Г.А. «Здравствуй, мир Белогорья» (образовательная область «Познавательное развитие») / Л.В. Серых, Г.А. Репринцева – Воронеж: Издательство - Черноземье, 2017. – 52 с.
Потапова, Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова – М.: Сфера, 2011. – 61.
Шорыгина, Т.А. Беседы о профессиях/ Т.А. Шорыгина - М., 2014.
Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»
Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....
Отчет "Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей дошкольного возраста"
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых - одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принят...
МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....
Мастер-класс для педагогов «Современные педагогические технологии в процессе ранней профориентации детей дошкольного возраста».
Мастер-класс для педагогов...
КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ» (для старшего дошкольного возраста)
КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ»(для старшего дошкольного возраста) Цель: Формирование представление детей о пр...
Мастер-класс «Современные педагогические технологии в процессе ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Цель : создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использованияразных технологий при формировании знаний о разных профессиях у дет...
Отчет о проделанной работе по теме «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Отчет о проделанной работе по теме«Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей дошкольного возраста»...